Центральный Дом Знаний - А.К. Толстой - "второстепенный поэт"?

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

А.К. Толстой - "второстепенный поэт"?

стр.: 1  2

План:

Введение.

Вступление.

  1. "Коль любить, так без рассудку."

Любовная лирика

"В очи тебе глядючи, молча слезы лью

Не умею высказать, как тебя люблю".

  1. "Средь шумного бала, случайно…"

  2. "Не верь мне, друг, когда в избытке горя…"

  3. "То было раннею весной…"


  1. Природа в лирике Толстого

" Край ты мой, родимый край…"


  1. "Острою секирой ранена береза…"

  2. "Колокольчики мои…"

IV.Второстепенный поэт?

"Двух станов не боец, но только гость случайный".

  1. "Меня, во мраке и пыли". (Сравнение с "Пророками" Пушкина и Лермонтова.)

V. Заключение.

I.Введение.

1. Вступление.

Вы когда-нибудь писали стихи? Если нет, то попробуйте – это небывалое чувство, когда сначала не все выходит, а потом уже не просто ищешь рифму и пишешь совсем не то что, подсказывает разум, а слушаешь свое сердце или, может быть, свою собственную музу. Это ощущение вдохновения окрыляет вас, но великих стихов сразу не выходит, и невольно задумываешься о том, насколько большие усилия прилагали ваши любимые поэты и как велика их гениальность, проявившаяся при создании давно любимых вами стихов, уже таких близких и родных. И вот вы уже перебираете в памяти Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока и многих других поэтов с их сложными судьбами и прекрасными стихами.

Не знаю как вы, а я, наряду с этими известными именами, вспоминаю сразу Алексея Константиновича Толстого. И неправильно мнение некоторых о нем как о "второстепенном", малоизвестном поэте, хотя бы просто потому, что каждый человек сам выбирает степень оценки творчества писателя. Н.А. Некрасов прекрасно сказал об этом в своей статье "Русские второстепенные поэты". В ней содержится первая в русской критике развернутая оценка творчества Ф.И. Тютчева, представителя "чистого искусства", воспевающего красоту природы и любовь, далекого в своей лирике от социальных проблем общества. Некрасов смело ставил Тютчева в один ряд с величайшими национальными поэтами: "…Несмотря на заглавие наших статей, мы решительно относим талант г. Ф. Т-ва к русским первостепенным поэтическим талантам и повторяем только здесь наше сожаление, что он написал слишком мало. Беседующий теперь с читателями крепко не любит педантических разделений и подразделений писателей на гениев, гениальных талантов, просто талантов и так далее… Подобные деления ему казались более или менее произвольными и всегда смешными".

Что связано у Вас с именем А.К.Толстого?

Можно услышать разные ответы. Кто-то долго будет перебирать в памяти вообще всех Толстых и запутается наконец, решив, что их уже слишком много. Кто-то улыбнется и скажет : "Конечно, Козьма Прутков!" Действительно, создать такого героя с его юмором, характером и отношением к жизни – дело совсем нелегкое и совершенное Толстым с братьями Жемчужниковыми с блеском. Многие вспоминают о драматической трилогии Толстого : "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис".

Мне же хотелось бы обратить внимание на лирику Алексея Константиновича. Прочитав его стихотворения, я просто влюбилась в них! И мне очень хотелось бы сейчас, чтобы на вопрос: "Ваши любимые поэты?", люди как можно чаще отвечали: "…Алексей Константинович Толстой".

2. "Коль любить, так без рассудку…"

Мое знакомство с творчеством Толстого началось для меня совершенно неожиданно, в дорогой моему сердцу день – в день моего рождения. Все поздравления, даже сказанные от души, не отличаются разнообразием – здоровья, счастья, любви… Но вот от моей бабушки пришла открытка, в которой были написаны необыкновенно понравившиеся мне стихи:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!


Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

Я долго пыталась выяснить у бабушки, кто же написал эти запавшие мне в душу строчки, но точного ответа не получила. И много позже я узнала, что автором их является Алексей Константинович Толстой, который в восемь строчек умудрился заключить мятежную душу русского человека.

Большое значение имеют в этом стихотворении слова "коль" и "коли", начинающие каждую строчку и "так", завершающие условие и стоящее перед собственно самой характеристикой действий – " любить… без рассудку", "грозить… не на шутку", "ругнуть… сгоряча", "рубнуть… сплеча", "спорить…смело", "карать… за дело", "простить…душой", "пир …горой". Такое круговое движение характерно для русских сказок ( помните – в первый день, во второй, в третий ), что и использует Толстой для создания вечного образа русского народа – ведь и правда, мы любим и сейчас "без рассудку", как и наши далекие предки, так и те, кто еще будет любить.

Алексей Константинович рассматривает не только положительные черты, но и отрицательные, что вполне можно проследить – в первой строфе только "любить", остальные три качества – "грозить", "ругнуть", "рубнуть", хоть и свойственны русскому человеку, но все же носят скорее негативный характер.

Далее – "спорить" и "карать". Вот она – русская душа! Но, начиная со слова "любить", автор заканчивает не менее важной способностью человеческого сердца – "простить". Таким образом, отрицательное как бы поглощено любовью и прощением с двух сторон. И финал – какой же еще он мог быть! Пир, "пир" горой"!

Эта композиция – как жизнь всех нас, такая быстрая, простая, связанная с характером русского человека. Нас уносит с необыкновенной скоростью в удивительно близкий и, одновременно, страшно далекий мир – в мир нашей души и души наших предков, связывая нас в одно целое. Вот почему что-то скрытое от нас временем вдруг просыпается, когда мы слышим этот гимн русскому характеру. Откуда у поэта XIX века такое стремление к столь отдаленному прошлому России? Ответ ясен : ни в настоящем, ни в обозримом прошлом России Толстой не находит тех предпосылок в государственном устройстве, при которых свобода и законность могли бы считаться прочными. Но в романтической душе поэта живет неистребимая потребность в этом. И хотя Алексей Константинович восклицает, что он "слишком художник, чтобы нападать на монархию", его идеал государственного устройства находится в далеком прошлом России – в новгородской республике, где, как он полагал, "мы были честными", где было выборное вече и сменяемые по его желанию князья. Свои поэтические настроения Толстой выражает в балладах, песнях, былинах, действия которых происходят во времена Киевской и Новгородской Руси, перенеся суть характера русского человека – справедливого, любящего, бесшабашного, прощающего – в стихотворение "Коль любить, так без рассудку…".

В своей работе мне хотелось бы рассмотреть самое значительное, на мой взгляд, произведение Алексея Константиновича и доказать, что он не может быть назван "второстепенным" и забыт. Как писал Некрасов о творчестве Тютчева, "И если наша слабая попытка извлечь из мрака забвения или неизвестности несколько имен и произведений, достойных лучшей участи, отделить хорошее от недостойного внимания у тех поэтов, которые сами не могли быть разборчивыми судьями своего таланта, поможет будущему историку русской литературы, то мы будем вполне вознаграждены".

II. Любовная лирика

"В очи тебе глядючи, молча слезы лью.

Не умею высказать, как тебя люблю."

Первое впечатление, сложившееся у меня о любовной лирике Толстого, было совершенно определенно – как просто! О сущности любви поэт пишет настолько сердечно и доступно каждому человеку, что с изумлением думаешь: "А ведь и правда! Как я раньше мог этого не знать!" Каждая строчка дышит нежностью и искренностью…

Природа и любовь тесно сплетены в лирике Толстого, они как бы уживаются в одном мире, чему явным доказательством является стихотворение "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…" Открываясь картиной осени, описание чувств героя переходит к любви:

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Теперь вы чувствуете это простое и самое важное в стихотворениях Толстого? Что такое любовь для каждого из нас, когда "весело и горестно нам одновременно"? Вот как это по-человечески ясно: когда осень, когда холодно, когда вокруг только и радостного-то и есть, что "кисти ярко-красные вянущих рябин", это так легко – просто молчать вдвоем, грея друг другу руки, и смотреть в "очи", которые сами расскажут обо всем, что словами передать невозможно. Это и есть ощущение любви – горькое и сладостное одновременно.

Да, он любит не отвлеченно. Сам поэт живет в каждом своем стихотворении о любви, и у нас создается впечатление, что мы читаем своеобразный лирический дневник Толстого, где он и герой – одно и то же лицо. Наверное, это и есть высшая форма искренности, когда автор вкладывает себя в свои произведения. Именно поэтому мы и верим, и любим, и чувствуем и живем в стихотворениях Толстого.

1."Средь шумного бала, случайно…"

"Средь шумного бала …" – романс П.И.Чайковского на стихи А.К.Толстого один из самых известных русских романсов. Стихи родились после бала-маскарада, на котором Алексей Константинович встретил Софью Андреевну Миллер, в девичестве Бахметеву. Почти вся любовная лирика поэта посвящена этой женщине, ставшей в последующем его женой, его "артистическим эхом", его вдохновением и самым строгим критиком.

Стихотворение, так дивно музыкальное по характеру, делится на пять строф, в каждой из которых – определённая законченная мысль, чувства поэта, его мимолетное изменение настроения. Первая строфа рисует нам образ бала и появления Софьи Андреевны на нем. "Шумный" бал, "тревога мирской суеты" – вот что на душе у поэта. Здесь нет лермонтовской ненависти к свету, а только лишь какая-то смутность и несодержательность. И вдруг в таком неожиданном месте, как пишет автор, "случайно" он увидел свою будущую судьбу, но "тайна" покрывала её черты. Она закрыта от людей, находящихся рядом с ней, её окружает "тайна". Вторая строфа лишь усиливает "случайность" появления этого прекрасного образа "средь шумного бала" – она не чувствует себя здесь свободно, ее очи "печально глядели". Поэт во всех стихотворениях выделяет "очи" в первую очередь, и не глаза, а именно очи – зеркало души, так много говорящие о человеке.

Это стихотворение не зря использовано для создания многочисленных музыкальных произведений различными композиторами, в первую очередь по причине своей напевности. Но не стоит забывать и о том, насколько много музыка значила и для самого поэта, в Софье Андреевне он замечает голос, который "так дивно звучал",

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Представьте себе звук отдаленной свирели! Именно "отдаленной", потому что и сама героиня еще отдалена и от нас и от автора, но ее голос уже звучит, уже завораживает! Сравнение же голоса, то есть части любви, с морем характерно для Толстого, который поражался силой и тайной моря всю жизнь. Мотив звука продолжается и в третьей строфе, в которой автор обращает наше внимание на смех прекрасной героини, и "грустный и звонкий". Это, пожалуй, один из самых важных моментов. Оксюморон подчеркивает всю прелесть этой незнакомки – сам по себе смех, да еще и "грустный". Но это не притворство, смех "звонкий", это молодость со свойственными ей сомнениями и страстями, когда даже смех и "грустный и звонкий". Именно он "звучит" в сердце поэта с тех пор, как он его услышал. Автор обращает внимание и на внешность его таинственной незнакомки: "стан тонкий" и "задумчивый вид". Этими тремя строфами завершается описание лирической героини, о которой у нас сложилось довольно четкое представление. Она красива, умна, молода, не поддается на ослепительность "шумного" бала, она чиста и нравственна, задумчива, порой грустна, очаровательна и, самое главное, в ней есть и еще что-то очень важное… Какая-то "тайна", которая уж точно не может оставить равнодушным сердце.

Именно поэтому в четвертой строфе и появляется образ самого героя, который "в часы одинокие ночи" видит теперь "печальные очи" и слышит "веселую речь". Опять этот контраст, сладкие сомнения влюбленного человека, воспоминания об этой встрече.

Тот, кто хоть раз в жизни любил, знает, что "в грезах неведомых" только и думаешь, что о будущем и о том, любишь ли. И в пятой строфе автор дает нам такой родной и знакомый всем финал сердечных вопросов и мучений, что эти слова как будто много раз звучали и в наших мыслях:

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

А мы уже точно знаем, что означает это "кажется"!


2."Не верь мне, друг, когда в избытке горя…"

Вы видели море? К сожалению, у нас нет возможности часто быть рядом с ним, но, увидев его хоть раз, многие забыть это уже не могут. Наверное, просто потому, что оно тоже живое. Оно, такое огромное, дышит, чувствует, движется, говорит. Тот, кто понимает это, любит его по-настоящему. Так любил его и Алексей Константинович Толстой. В его лирике, как и в стихах многих других поэтов используется прием отождествления любви и моря. Но у него обычные символы приобретают совершенно своеобразное значение. В понимании Толстого чувство – это стихия, одновременно и неподвластная обузданию – "приливы любви и отливы" – и подчиненная неизбежно своему закону:

Не верь мне, друг, когда в избытке горя

Я говорю, что разлюбил тебя,

В отлива час не верь измене моря,

Оно к земле воротится, любя.

Мы чувствуем в этих строках неизбежность какого-то высшего порядка, но нет здесь ни отчаяния, ни безысходности. Напротив, автор абсолютно уверен, что наступит полная гармония, все вернется на свои места и будет продолжать жить и любить:

Уж я тоскую, прежней страсти полный,

Мою свободу вновь тебе отдам,

И уж бегут с обратным шумом волны

Издалека к любимым берегам.

В понимании Толстого очень важно, что сначала человек перебарывает свои сомнения и страсти, что в его мире все рано или поздно возвращается на свое место, и что в природе все происходит точно так же: отливы неизбежны, как и людское "горе", но море каждый день тысячелетиями возвращается к суше и ничто не может быть более постоянным. Точно так же и поссорившиеся , но по-настоящему любящие друг друга люди. Рано или поздно, но они вновь обретут друг друга.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24