Центральный Дом Знаний - А.К. Толстой - "второстепенный поэт"? 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

А.К. Толстой - "второстепенный поэт"? 2

к началу

IV. Второстепенный поэт?

Рассмотрев наиболее значительные, на мой взгляд, стихотворения Алексея Константиновича Толстого, я постаралась отметить самобытность, неповторимость и небывалую выразительность, проникновенность его лирики. С полной уверенностью можно сказать, что его нельзя назвать второстепенным поэтом. На его стихи написаны десятки романсов – некоторые из них имеют до восемнадцати различных вариантов!

Свежесть, непосредственность, какое-то детское восприятие мира, "мажорный тон" – сквозят во всех его произведениях!

В некоторых из них, близких по форме к народной песне, притче, былине, Толстой высказывал очень глубокие мысли. Философичность его лирики дала основание Вл.Соловьеву отнести его творчество наряду с творчеством Тютчева к "поэзии гармонической мысли".

Так откуда же мнение о второстепенности поэта? Все дело во времени, когда жил и творил Алексей Константинович. Тогда для молодежи основной являлась революционная тематика. Представители лагеря революционных демократов объявляли себя ярыми противниками так называемого "чистого искусства". И Толстой, по их мнению, не являлся "властителем дум" и не стоял в ряду первых поэтов.

Тем не менее лучшие стихи А.К.Толстого вошли в золотой фонд русской поэзии. От самых значительных его произведений веет особым духом жизнелюбия, душевной молодости, слияния с природой, и это свойство его лирики привлекательно для любого времени. К тому же жизнелюбие поэта имело не литературное происхождение, а проистекало из его образа жизни, его склада души и пристрастий. В автобиографическом очерке Толстой пишет: "Между нашими записными охотниками я скоро приобрел известную репутацию хорошего охотника на медведей и лосей и всецело погрузился в стихию, которая столь же мало согласовалась с моими артистическими инстинктами, как и условиями моей официальной жизни. Мне кажется, я обязан этой жизнью охотника тем, что почти все мои стихотворенья писаны в мажорном тоне… Я думаю в старости рассказать многие захватывающие эпизоды из этой жизни в лесах, которую я вел в мои лучшие годы". У Алексея Константиновича, безусловно, лирическая тематика преобладает. О своем выборе "не купленного никем " свободного певца он писал в немногих, но важных для понимания его творчества произведениях.

  1. " Двух станов не боец, но только

гость случайный…"

Особенность Толстого-поэта в том, что на некоторую стилевую "вторичность" и "расхожесть" его лирики наложила печать самобытность его характера, его положение в русской литературе, подчеркнутая оригинальность литературно-общественной позиции. Блистательный вельможа ХIХ века, личный друг Александра II, он вдруг сразу же после коронации нового царя оставил военную службу, карьеру, государственную деятельность, чтобы отдаться любимому делу – служению искусству.

Вошел правитель Иоанн

В чертог Дамасского владыки:

"О, государь, внемли! мой сан,

Величье, пышность, власть и сила –

Все мне несносно, все постыло.

Иным призванием влеком,

Я не могу народом править:

1. Простым рожден я быть певцом…

Это из поэмы "Иоанн Дамаскин"… В письме к царю с просьбой об отставке поэт пишет: "Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому…" Чуть ниже в письме Толстой рассуждает о том, что у него остается возможность служить государю и отечеству по-своему: "Говорить во что бы то ни стало правду и это – единственная должность, возможная для меня и, к счастью, не требующая мундира". Сразу вспоминается Пушкин с его камер-юнкерством, с гордой формулой "… истину царям с улыбкой говорить".

В отношении к Толстому наблюдалась довольно странная картина, он писал в конце своей жизни: "В то время как журналисты клеймят меня именем ретрограда, власти считают меня революционером." Все эти противоречия он выразил в своем стихотворении "Двух станов не боец, но только гость случайный…" Поэт говорит о том, что "за правду "он мог бы поднять "добрый меч", но найти эту правду ему не удалось, "к клятве" его ничто не привлекло, "союза полного" он не заключил ни с первым станом, ни со вторым. Эта борьба мучительно сказывается в сердце поэта, он даже приходит к выводу о том, что он "знамени врага отстаивал бы честь!" Настолько сильно "пристрастная ревность друзей", пытающихся склонить его в ту или иную сторону, мучит его сердце. Близко знавший Толстого литератор Д.Н.Цертелев вспоминал: " Мировоззрение его не укладывалось в рамки тогдашних партий, его нельзя назвать ни западником, ни славянофилом, ни консерватором, ни либералом". Иными словами, Алексею Константиновичу были чужды любые крайности, он был гуманистом с широкими взглядами. Именно гуманистом, который выбрал себе дорогу в жизни и в творчестве. И любовная лирика, и стихи о природе Алексея Константиновича привлекают нас неуловимыми чертами и тонкими намеками, оттенками настроений, которые складываются у читателей в одну общую картину, навсегда остающуюся в сердце. Мне хотелось бы в конце работы раскрыть отношение писателя к цели своего творчества, чтобы еще раз подчеркнуть "первостепенность" и важность Алексея Константиновича в мире литературы. Он писал о миссии поэта не так много, но создал стихотворение, удивительно схожее с "Пророками" Пушкина и Лермонтова, в котором отразились воззрения человека, воспевающего любовь и природу и умевшего видеть "мир незримый" и слышать "что для других неуловимо".

  1. Миссия поэта

"Меня, во мраке и пыли". (Сравнение с "Пророками" Пушкина и Лермонтова.)

Стихотворение Пушкина "Пророк" – это центр его картины мира, символ его веры. "Духовной жаждою томим" – вот состояние поэта до явления ему "шестикрылого серафима" на перепутье. Сам этот символ "мрачной пустыни" и неопределенности мгновенно озаряется человеческой жаждой совершенства. По воле "шестикрылого серафима" с лирическим героем происходят небывалые изменения: "отверзлись вещие зеницы", "празднославный и лукавый язык" был заменен жалом "мудрыя змеи", а сердце – углем.

"Как труп" – характеристика героя после этих испытаний. Что способно оживить поэта? Бога глас! Значит, поэзия, по мнению Пушкина, - это воля божественного начала, перед которым человек изменяется, становясь совершеннее и чище. И только тогда, когда поэт готов к исполнению своего долга, раздается глас бога:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Таким образом, слово пророка не просто учит, не проповедует, а "жжет" сердца людей, открывая им глаза на реальность и наполняя их души добром, гармонией, чистотой, милосердием, совестью и любовью к ближнему.

Лермонтовское стихотворение как бы идет за последними словами бога в "Пророке" Пушкина. Михаил Юрьевич развивает действие дальше, давая нам возможность проследить за тем, что произошло с поэтом после всех превращений:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Лирический герой вынужден жить в пустыне, но именно там, а не в обществе бессердечных людей, он дышит полной грудью:

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Природа в согласии с пророком, люди же отвергли его, "шумный град" презирает поэта.

Таким образом, Лермонтов дает понять, что правда не нужна обществу, что поэт одинок в своем стремлении сделать мир идеальным. Человек, говорящий правду, обречен быть одиноким всю свою жизнь и может находить облегчение в согласии с природой, но не с самолюбивыми и бездушными людьми.

Алексей Константинович пишет стихотворение, сходное по началу действия с "Пророками" Пушкина и Лермонтова. "Во мраке и в пыли" лирический герой предстает перед нами в первых строчках. Но изменения, произошедшие с ним, вершит не "шестикрылый серафим" и не "вечный судия", а любовь. "Любови крылья вознесли" человека, влачившего оковы без нее. И вот с героем происходит то же, что и с пророками великих авторов:

И просветлел мой темный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

Что же дальше? Как будет действовать переродившийся человек? Вспомним, что было с пушкинским пророком. Он должен был "глаголом жечь сердца людей". Лермонтовский пророк "не ужился" с толпой, которая презирала его, и был вынужден уйти в пустыню, найдя утешение в одиночестве. Пророк Толстого "взирает новыми очами" не на людей, а на природу. Он видит живое в окружающем его мире:" сердце каменных гор" бьется "с любовью", "медленные тучи" клубятся "с любовью, "сок живой" так же "с любовью" поднимается в растениях весной. Везде герой чувствует любовь, его "вещее сердце" хочет петь об этом удивительном чувстве, которое свойственно не только людям, но и природе.

Миссия поэта для Толстого не в том, чтобы "жечь" сердца людей "глаголом", он не уходит и в пустыню, разочаровавшись в людях. Для него важно открыть глаза тем, кто не видит в природе любовь – в каждом листочке, в каждой травинке, в тучах, в коре деревьев, в горах, в звездах…

Иными словами:

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Вот для чего творил Толстой, вот что волновало его всю жизнь! Миссия пророка, который говорит людям горькую правду о действительности, была чужда Толстому. Он пел о любви, о вере в это чувство, о подчинении человеческой жизни законам природы и о тесной связи между нами и миром, в котором мы живем. Он выбрал для себя этот путь, не задумываясь о "второстепенности", дав нам возможность видеть "новыми очами". И если мы плачем о березе, которая была ранена "острою секирой", значит, мы еще живем и способны воспринимать истинное искусство и любовь.

V. Заключение.

Стихи Алексея Константиновича Толстого отличаются удивительной способностью затрагивать в нас чувства, которые, казалось бы, уснули давным-давно и не могли проснуться, но каким-то чудом посетили наше сердце, оставшись в нем уже навсегда. Сколько чудесных стихов у нас в памяти! "Колокольчики мои", "То было раннею весной", "Край ты мой, родимый край", "Средь шумного бала, случайно," "Острою секирой ранена береза"… Иногда это отдельные строчки, у каждого свои. Нельзя выделить лучшие стихотворения Толстого просто потому, что в каждом из них свое особое настроение и картина природы, не оставляющая нас равнодушными – темный бор, пахнущий смолой и земляникой, пенье жаворонка, капли отшумевшего дождя, ветер, море, ранняя весна или поздняя осень, движение прозрачных облаков… Сколько любви, сколько понимания, сочувствия, восхищения, сколько жизни мы ощущаем здесь!

Когда тяжело больной, задыхающейся от астмы, Алексей Константинович не мог больше часами ходить по лесам, лес сам "приходил" к нему домой : в его комнатах в кадках с водой стояли сосенки. Среди них он и умер в 1875 году...

К нам же и лес, и поле, и бор, и многое другое "приходит" в стихотворениях А.К.Толстого. И если мы, встречая новую весну, вспомним о том, чем она была для поэта, не тронем молодую березку, чтобы не наносить ее сердцу раны, если будем кричать вместе с ветром о любви к нашему краю, значит жизнь и творчество Алексея Константиновича оставило в наших сердцах такую же пламенную любовь к природе, которая до самой смерти не оставляла этого человека, способного видеть так, как могли, пожалуй, только сказочные герои, способные говорить с растениями и животными…

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия, язык и литература, т. 11. М., Педагогика, 1976

2. История русской литературы. М., 1956

3. Маранцман В.Г. Литература, 2-я часть. М., Просвещение, 2006

4. Толстой А.К. Колокольчики мои. М., Молодая гвардия, 1978

5. Толстой А.К., Полонский Я.П., Апухтин А.Н. Избранное М., Моск. Рабочий, 1983

6. Толстой А.К. Собр. Соч. в 4-х т., т. 1. М., Художественная литература, 1963

7. Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. М., Детская литература, 1989

8. Русская лирика 19 века. М., Художественная литература, 1981

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24