Центральный Дом Знаний - Актуальна ли сегодня классика?

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Актуальна ли сегодня классика?

к началу

5.Любимый художник и картина.

11 класс

1)Брюллов «Последний день Помпеи»

2) «Ужин тракториста»

3)Рафаэль «Сикстинская мадонна»

4) «Утро стрелецкой казни»

5)Саврасов «Грачи прилетели»

Гимназисты начала XX века

1)Левитан

2)Клодт

3)Которбинский

4)Бёклин

5)Рафаэль

Гимназисты конца XX века

1)Глазунов

2)Шишкин

3)Васнецов «Три богатыря»

4)Репин

5)да Винчи «Джоконда»

6)Серов

7)Айвазовский

8) «Грачи прилетели»

9) «Утро в сосновом лесу»

Вывод: На этот вопрос ответило 50٪ одиннадцатиклассников. Создаётся ощущение, что называли они не любимого художника и картины, а тех, о ком слышали и кто запомнился. Беспокоит, что ребята не называют авторов картин.

Но с ответами гимназистов начала века совпал художник Рафаэль. Знания в этой области учащихся гимназии глубже. Скорее всего, это объясняется их большими возможностями увидеть шедевры живописи в музеях и альбомах.

6.Любимый композитор и любимое музыкальное произведение.

11 класс

1)Бетховен «Лунная соната»

2)Моцарт «Симфония №40»

3)Д. Маликов

4)Бетховен «Соната №2»

5)Моцарт

Гимназисты начала XX века

1)Верди

2)Шопен

3)Глинка

4)Чайковский

5)Бах

6)Бетховен

Гимназисты конца XX века

1)Западные «хиты»

2)Моцарт

3)Чайковский «Щелкунчик»,

«Лебединое озеро»

4)Бах

5)Бетховен «Лунная соната»

Вывод: Ответило 70٪ одиннадцатиклассников. Снова создается ощущение, что называют не любимых композиторов, а популярных или тех, кого знают.

Такие же популярные произведения выбирают современные гимназисты. Огорчает, что классика стоит в одном ряду с попмузыкой.

Таких композиторов, как Д.Верди, Ф.Шопен (см. выбор гимназистов начала XX века), современные школьники вообще не называют. А второстепенными композиторами их вряд ли назовёшь.

7.Любимый герой отечественной литературы.

11 класс

1)Тимур

2)Нагульнов

3)Давыдов

4)Мастер

5)Иешуа

6)Маргарита

7)Воланд

8)Герасим

9)Азазелло

Гимназисты начала XX века

1)Онегин 2) Печорин

3)Чацкий

4)Базаров

5)Нехлюдов

6)Левин

7)Елена Стахова

8)Татьяна Ларина

9)Наташа Ростова

10)Анна Каренина

Гимназисты конца XX века

1)Онегин

2)Базаров

3)Ленский

4)Чичиков

5)Митрофанушка

6)Остап Бендер

7)Воланд

8)Капитан Грей

9)Григорий Мелехов

Вывод: На вопрос ответило 90٪ наших выпускников. Но неизвестно, по каким качествам они выбирали своего любимого героя. Если потому, что хотят взять с них пример, то непонятно, почему среди названных героев есть и отрицательные. Например, Воланд, Азазелло. Но есть и герои, с которых можно и даже нужно брать пример. Например, Тимур (из книги Гайдара «Тимур и его команда»). По большинству произведений, герои которых здесь названы, были сняты фильмы. И, может быть, у выпускников на выбор литературного героя влияет его сценический образ.

Выбор же гимназистов начала века более самостоятелен: анкетируемые выбирают мыслящих героев, неординарных личностей и, вероятно, соотносят себя с ними.

8.Любимый герой зарубежной литературы.

11 класс

1)Джульетта

2)Ромео

3)Тарзан

Гимназисты начала XX века

1)Гамлет

2)Фауст

3)Жан Вальжан

4)Сатана Лильтона

Гимназисты конца XX века

1)Д’Артаньян

2)Узник замка ИФ

3)Ромео

4)Отелло

5)Малыш

6)Карлсон

7)Дюймовочка

8)Хоббит

Вывод: Ответили всего лишь половина одиннадцатиклассников. И опять же здесь названы главные герои трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Скорее всего, главная причина того, что они не могут назвать героев, – их неначитанность. По сравнению с учащимися гуманитарной гимназии наши выпускники хуже знают зарубежные произведения и их героев. Но выбор гимназистов тоже заставляет задуматься: герои сказок, Дюма и самые популярные герои Шекспира.

Фауста и Гамлета современные выпускники не называют. Почему? Эти герои сейчас не популярны? Или время размышляющих героев прошло?

9.Любимый исторический герой.

11 класс

1)Петр I

2)Суворов

3)Жанна Д'Арк

4)Иван IV (Грозный)

5)И. Сусанин

6) Пугачев

7)Понтий Пилат

Гимназисты начала XX века

1)Наполеон

2)Александр II

3)Я. Гус

4)Марфа Посадница

5)Минин и Пожарский

6)Гарибальди

7)Ш. Конде

8)М. Спиридонова

Гимназисты конца XX века

1)Наполеон

2)Пётр I

3)Жанна д’Арк

4)Суворов

5)Кутузов

6)Жуков

7)Гитлер

8)Власов

9)Космодемьянская

10)Спартак

11)Грозный

12)Македонский

13)Пугачёв

14)Сусанин

15)Екатерина II

16)Мария Стюарт

Вывод: Ответило 90٪ одиннадцатиклассников. Самыми любимыми у всех являются или правители (цари), или полководцы, или просто отважные люди и народные герои. Но следует отметить, что у гимназистов начала века любимыми были именно народные герои, боровшиеся за свободу Родины. Вероятно, предреволюционная атмосфера формировала такие идеалы.

Огорчает, что современные гимназисты называют героями таких личностей, как Гитлер, Власов. Достаточно безнравственная позиция.

10.Любимый герой-современник.

11 класс

1)Президент

2)Фил

3)С. Безруков (Саша Белый)

4)В. Галкин

Гимназистов начала XX века

1)Толстой

2)Чехов

3)Андреев

4)Горький

5)Вербицкая

6)Ибсен

7)Гамсун

8)Пшибышевский

9)Эдисон

10)Мечников

11)Цеппелин

12)Блерио

13)Братья Райт

Гимназисты конца XX века

1)Билл Клинтон

2)Принцесса Диана

3)Тэтчер

4)Мать Тереза

5)Шамиль Басаев

6)Ельцин

7)Путин

Вывод: Наших одиннадцатиклассников ответило на этот вопрос 70٪. Выпускники считают своими героями президента или актёров.

Вероятно, на выбор влияет телевидение.

У гимназистов начала XX века любимые герои – это писатели, люди науки, изобретатели.

А гимназисты конца XX века считают своими героями западных известных людей. И снова выбор, который настораживает, - Ш.Басаев.

11.Твой лозунг.

11 класс

1)Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

2)Ну-ка, солнце, ярче брызни, чтобы нам свезло по жизни.

3)Если не я, то кто же?

4)Люби и будь любимой, живи и радуйся жизни.

5)Забей на все, живи спокойно.

Гимназисты начала XX века

1) «Трудись, покуда сильны руки, надежды ясной не теряй, во время света и науки свой ясный светоч поднимай!»

2) «Возвысь свою личность и пожертвуй ею»

3) «Взять от жизни всё, что можно»

4) «Я один из тех, для кого излишество является необходимостью»

Гимназисты конца XX века

1) «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех»

2) «Человек человеку – волк»

3) «Мне на всех с высокой башни…»

4) «Держи нос по ветру»

5) «Держи хвост пистолетом»

6) «Жить, ничего не делая, но всё, что хочу получить просто так»

Вывод: У наших одиннадцатиклассников ориентация на расхожую «мудрость». Ответило всего 70٪. 30٪ из них занимают нравственную позицию, а 40٪ (большая часть) поддерживают безнравственную позицию.

У выпускников начала века - 50/50 (половина проявляет альтруизм, а другая половина - эгоизм). А у выпускников современной гимназии 100٪ высказываний эгоистичны.

Общий вывод: Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что гимназисты начала века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Мы считаем, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании 100 лет назад.

Известные люди о классической литературе

Мы обратились к изданиям периодической печати и телевизионным информационным источникам, чтобы исследовать, есть ли у известных современных людей любимые писатели-классики и какие книги сыграли в их жизни большую роль.

Елена Сафонова («Телесемь», 5-11 декабря 2005 года)

-Достоевский

Алексей Булдаков («Телесемь» 27 марта-2 апреля 2006)

-Булгаков, Достоевский, Толстой, Островский

Лариса Гузеева («Телесемь» 20-26 марта 2006)

-Бунин, Булгаков

Владимир Вдовиченков («Телесемь» 3-9 апреля 2006)

-И.Бунин, Довлатов

Анна Димова («Телесемь» 3-9 апреля 2006)

-Булгаков

Галина Польских («Телесемь» 17-23 апреля 2006)

-Достоевский, Чехов

Александр Дедюшко, актёр («Телесемь» №38 2005)

-Достоевский, Андреев

Алла Демидова, актриса («Телесемь» №9 2006)

-Пушкин, Ахматова, Бродский

Галина Тюнина, актриса («Телесемь» №7 2006)

-Томас Манн, Лев Толстой, Чехов

Виктор Вержбицкий, актёр («Телесемь» №7 2006)

-Тургенев, Бунин

Игорь Корнелюк, композитор, певец («Телесемь» №7 2006)

-Булгаков, Толстой, Чехов, Тургенев

Мария Порошина, актриса («Телесемь» №7 2006)

-Кобо Абэ, Ромен Гари, Кутзее

Алексей Горшенев, солист группы «Кукрыниксы» (Журнал «Мне 15» март 2005)

-Роберт Шекли, Василий Шукшин, Михаил Веллер, Ремарк

Сергей Безруков, актер (Авторский видеопроект А.Лиханова «Уроки нравственности»)

-Очень важно было после нашумевшего сериала «Бригада», который всколыхнул молодежь по всей стране, обратить внимание на русскую классику. Мне важно то, что молодой человек воспитывается и на классике. Классика – это основа, это база. Если на мой спектакль приходит молодежь и за четыре часа сценического времени успевает заново полюбить А.С.Пушкина, - это моя победа.

Евгений Рейн, поэт («Ночной полет» телеканал «Культура» март)

- Зачем нужна поэзия? Поэзия воспитывает артистизм в человеке.

Юрий Титов, певец (Журнал «Мне 15» октябрь 2005)

-«Мастер и Маргарита». Я постоянно перечитываю эту книгу, а многие главы знаю почти наизусть.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа («Телесемь №8 2006)

-Коран

Дмитрий Мартынов, актёр («Телесемь» №7 2006)

- Стихи русских поэтов, «Гарри Поттер»

Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему?

На этот вопрос мы попросили ответить авторитетных для нас людей: наших родственников, учителей, уважаемых жителей села.

Ирина Казакова, выпускница школы,

окончила филологический факультет Вятского государственного гуманитарного университета

- Одно из произведений – это «Рудин» И.С.Тургенева. О неспособности человека приложить свои силы в обществе. И ещё «Фома Гордеев» и «На дне» А.М.Горького. О том, что человек должен искать причину своего бездействия не в социальных обстоятельствах, а в самом себе.

Людмила Александровна Симонова, детский врач

- На меня повлиял рассказ А.П.Чехова «Попрыгунья». Я поняла из этого рассказа, что умных, талантливых людей надо беречь и замечать.

Любовь Аркадьевна Вылегжанина, заведующая музеем села

- С детства очень люблю стихи Блока и Есенина. У меня всегда рядом томик стихов Блока. Мне очень нравится, меня удивляет, как они пишут о цветах. Недавно перечитывала Есенина после кинофильма.

Наталья Ивановна Абрамова, преподаватель фортепиано

- Любила в детстве читать турецкие сказки. Недавно прочитала книгу Набокова. Из классики взгляд на жизнь изменил роман Толстого «Война и мир». Его я читала в училище. Эта книга помогла мне расширить знания о мире, узнать о том, чего я до этого времени не знала.

Надежда Степановна Ичетовкина, председатель Совета школы, зоотехник-селекционер

- Любимый писатель – Чарльз Диккенс. Люблю читать детективную литературу. Эти рассказы мне нравятся логикой мышления.

Петухова Нина Николаевна, учитель немецкого языка

- В школе смеялась над страницами «Мертвых душ» Гоголя, особенно над фантастическими прожектами Манилова и хозяйской глупостью Коробочки. В романе Шолохова «Поднятая целина» интересна была любовная линия. А Давыдов – любимый герой. Особое потрясение вызвал рассказ Шолохова «Родинка». Любила книгу Петухова «Костер на песчаной косе».

Попова Елена Валентиновна, учитель истории

- Очень любила книги А.Гайдара, книги о пионерах-героях, «Мальчик из Уржума» (о С.М.Кирове). В них привлекал дух товарищества, детского подвига, благородные мечты. Нравилась «Алиса в стране чудес». Сейчас читаю книги Б.Акунина. Умная проза. Волнуют проблемы, поставленные автором.

Караваева Галина Васильевна, учитель химии

и наш классный руководитель

- В детстве вместе с братьями и друзьями читали книги Ф.Купера и играли в них: «Следопыт», «Последний из могикан». Чем привлекали? Романтикой подвига, остротой ощущений, приключенческим духом.

Булдакова Светлана Геннадьевна, учитель математики

- Очень нравились книги А.Дюма пафосом дружбы, бескорыстием в любви, захватывающим сюжетом. А ещё нравится книга и фильм «Сержант милиции». Мечтаю перечитать.

Трапицына Лидия Анатольевна, учитель географии

- Любимая книга детства – Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе». Занимательная детская фантастика.

Пленкова Татьяна Семеновна, учитель биологии

- Книги А.Гайдара, «Динка» Асеевой, «Дикая собака Динго» Фраермана – вот любимые книги детства. А ещё нравились книги кировского писателя А.Филева.

Кочкин Вадим Викторович, директор школы

- Книги детства – романы Жюля Верна. Смелые, сильные герои-романтики привлекали, хотелось им подражать. Сейчас с удовольствием читаю классику. В данный момент – «Доктора Живаго» Б.Пастернака.

Кочкина Ольга Владимировна, учитель литературы

- Преподавание классической литературы – моя профессия, поэтому люблю многое. Но любимые авторы – Пушкин, Чехов, Булгаков. Из современных авторов нравится Л.Улицкая. В детстве очень любила рассказы Драгунского, всего Чуковского, «Мэри Поппинс» и «Муммий Тролль». Лирика Есенина и Ахматовой – увлечение юности. Сейчас ближе Цветаева и Пастернак.

Рыболовлева Елена Анатольевна, учитель литературы

- Самая важная для меня книга юности, сыгравшая огромную роль в моем формировании, - это роман А.Фадеева «Молодая гвардия». Подвиг героев-молодогвардейцев был нравственной высотой, на которую равнялись.

Вывод: Классическая литература, как выяснилось, влияет на людей положительно. Она открывает для них что-то новое, необычное. Прочитав произведения известных писателей, они вычерпывают оттуда умные мысли и жизненный опыт.

Известные и авторитетные люди, как видим, воспитывались на классической русской и зарубежной литературе, на шедеврах детской классики. Многие из них читают классику и сейчас. Думается, что книга играет огромную роль в их жизни, роль друга, советчика и источника знаний о жизни.

Произведения художественной литературы о роли книги

В разных произведениях художественной литературы мы находим примеры, как повлияло чтение книг на становление человека.

А.Грин «Зеленая лампа»

- Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.

А.Грин «Алые паруса»

- Подростком будущий капитан Грэй прочитает книги о мореплавателях и будет мечтать о море и путешествиях.

В.Каверин «Два капитана»

- Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.

И.Тургенев «Ася»

- Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.

М.Горький «Детство», «В людях»

- Автобиографический герой научился читать по Библии. Но настоящим открытием для него стали поэмы и сказки Пушкина: «Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко…»

М.Цветаева «Мой Пушкин»

- «Но ещё одно, не одно, а многое, предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что…Татьяна в книге это на моих глазах сделала. И если я потом, когда уходили, не только не протягивлаа вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей.

Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».

Ю.Бондарев о книгах К.Паустовского

- «На книгах Паустовского воспитывалось не одно поколение. Я знаю молодых людей, которые захотели стать моряками и стали после того, как влюбились в «Черное море» Паустовского».

К.Паустовский о книгах А.Грина

- «Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и чувства высокого, свойственного исследователям, мореплавателям, путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь мир…»

К.Паустовский о сказках Андерсена

- «Милый чудак и поэт научил меня вере в победу солнца над мраком и доброты человеческого сердца над злом…»

Мы ещё имеем небольшой читательский опыт, но теперь, знакомясь с произведениями художественной литературы, читая интервью и мемуары известных людей, будем интересоваться: какую роль в их жизни сыграла книга, каков был их круг чтения.

Хотелось бы закончить этот раздел мыслями писателя и библиофила Андре Моруа о чтении:

- «Есть только одно средство стать культурным человеком - чтение».

- «Хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».

- «Книги – это двери, распахнутые в чужие души».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наше время молодежь все меньше и меньше читает классику и не старается в чем-то походить на героев классической литературы. А в них есть много хороших качеств, например, доброта, честность, порядочность, любовь к Родине, к людям, уважение, терпеливость, старание и многое другое.

Почему же молодежь стала меньше читать классическую литературу? Сегодня большое количество различных эстрадных исполнителей, актеров, и молодежь старается им как-то подражать, быть на них похожими.

Школьники, в основном, читают классику только по школьной программе или внеклассному чтению и летом по списку литературы. Молодежи не хочется читать книги не только классические, но и современные. Поскольку они читают мало классической литературы, то, следовательно, не хотят быть похожими на замечательных героев её произведений. И все чаще современная молодежь стремится все сделать для себя, а не для окружающих её людей. Классики же, наоборот, стремились сделать жизнь людей лучше, звали вперед, стремились знать как можно больше.

Читайте!

(Опыт «вдохновляющего» эссе)

Во все времена людям была нужна литература. Почему же нужно читать?

Во-первых, нужно читать произведения школьной программы, чтобы потом не показать свою необразованность другим людям.

Во-вторых, классическую литературу можно читать просто для себя, для души.

В-третьих, читая классику, можно анализировать характеры и поступки героев, брать с них пример.

В-четвертых, в произведениях классической литературы встречаются ситуации, нередко происходящие с нами. Поэтому, чтобы найти выход из таких ситуаций, читайте классику!

Значит, классика просто необходима. Читайте же!

(Рыболовлева Катя)

Читайте как можно больше, черпайте знания, жизненный опыт из книг. В книгах собрана мудрость, опыт, знания человечества, накопленные из века в век.

Книги – лучшие друзья человека. Книги образовывают. Вспомним М.Горького: не поступив в университет, он многому научился из книг, ежедневно читая их. И стал известным, великим писателем.

Читайте! Находите у героев произведений хорошие качества, а таких героев очень много…

Любите читать! Ведь книга откроет много интересного.

Не забывайте читать и научную литературу: словари, энциклопедии, справочники, учебники. В них есть много полезного.

Не забывайте читать и … читайте!

(Симонова Ксения)

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24