Центральный Дом Знаний - Влияние фольклора на литературу 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Влияние фольклора на литературу 1

к началу

Глава 2 Традиции обрядового фольклора в литературе

2.2 Особенности зимнего обрядового фольклора

Как известно, обрядовый фольклор является самым древним видом художественного творчества народа. В состав традиционных русских обрядов входили песни, драматические, игровые, хореографические элементы, магические ритуалы.

Поскольку русские, как и другие славянские народы, были земледельцами, важнейшие обряды связывались с крестьянским календарём и были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Важнейшим зимним обрядом считались Святки. «Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков» . Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем.

Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день.

В ночь с 24 на 25 декабря был рождественский Сочельник, который подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал Святки. В рождественский Сочельник не ели до первой звезды. В этот день готовилось много вкусных блюд. Непременным угощением была кутья (сочиво) - каша из круп, пшена и ячменя с добавлением ягод и мёда, а также маленькие

8 Обрядовая поэзия/ Сост. предисловий, примечаний, подготовка текстов В.И.Шекулиной, А.Н.Розова и др.: М, Современник, 1989г. -с.8

фигурки коровок, быков, овец и пастухов из теста (козульки). После общего семейного ужина за домашним столом начиналось святочное веселье.

Вечером в Рождество во многих местах жгли костры, это связывалось с представлением о происхождении солнца, о начале нового солнечного года. В эту ночь давали обильный корм скоту, первый блин -овцам. Разыгрывались сценки, связанные с Рождением Иисуса Христа.

В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собиралась молодёжь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и величали хозяев, за что их угощали.

Обходные песни имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях), щедровки (в областях, граничащих с Украиной). Названия происходят от припевов «Коляда, коляда!», «Бай, авсень, бай, авсень!», «Виноградиё красно-зелено!», «Щедрый вечер!». Композиционно они состояли из благожелания и требования подаяния.

После шумного обхода домов молодёжь собиралась в избе и съедала всё, чем их одаривали односельчане.

В некоторых местах колядовать ходили девушки - невесты в праздничных красных нарядах и масках и приходили с колядками в дома, где есть женихи.

Святок не бывало без гаданий. Гадали весь праздник, но наиболее важными и значительными являлись дни накануне Рождества, Крещения, Нового года.

В страшные вечера по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы подражая ей, парни от Нового года до кануна Крещения во всю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяева не могли выйти, влезали на крыши и закидывали досками трубы, при топке печи дом наполнялся дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно. Заканчивались святки пышным и весёлым празднеством, гаданием и озорством.

На Крещение люди считали своим долгом окунуться в прорубь с ледяной водой, чтобы смыть с себя грехи святочных игр.

Определённый эмоциональный настрой предполагал

непредсказуемое народное творчество, реализующееся не только в календарных песнях, но и в словах ритуально-магического характера.

Таким образом, на примере Святок можно проследить слитность различных фольклорных жанров в исполнении календарных обрядов.

2.2 Традиции обрядового фольклора в произведениях Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского

Если фольклорные традиции, прослеживаемые в литературных сказках, являются интуитивными заимствованиями, то можно ли обнаружить подобное относительно зимнего обрядового фольклора?

Для исследования мы обратились к творчеству Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского.

В произведениях Н.В.Гоголя с необычной точностью и полнотой воспроизведены традиции самых разных календарных обрядов. В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» как раз и находим описание колядок - «щедровок». Веселье, песни, озорство самого обряда переданы Гоголем с необыкновенной эмоциональностью: «...Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло:

Щедрик, ведрик! Дайте вареник,

Грудочку кашки, Кшьце ковбаски...»

Точное описание Сочельника придаёт всей повести характер «народной сказки» (В.Ф.Одоевский)9. Похождения трусоватого чёрта и хитрой ведьмы Н.В.Гоголь связывает с предрождественскими колядками, умело вплетая в повествование традиции народного обряда. Такое непреднамеренное заимствование говорит о том, что писатель был большим знатоком и любителем обрядового фольклора.

Традиции народного обряда можно встретить и в балладе В.А.Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счётным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.10

Волшебный мир крещенских гаданий поэт интуитивно связывает с пророческой ролью сна. Все гадания осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее

9 Комментарии /Вечера на хуторе близ Диканьки/ Н.В.Гоголь Избранные сочинения в двух томах. Т. 1
- М.: Литература, Мир книги,2004 - с.504

10 Державин Г.Р. Стихотворения. Карамзин Н.М. Повести. Стихотворения. Публицистика. Жуковский В. А. Стихотворения. - М: ООО «Издательство ACT»;«Издательство«Олимп»,2001. - с. 398

удачными считались гадания под крещенье. Великий знаток этого магического действия, В.А.Жуковский описывает разные виды гаданий:

  • Гадающие девушки обыкновенно выходили за околицу деревни и
    бросали впереди себя башмаки (с левой ноги). И уже, судя по
    тому, куда указывает носок башмака, можно было судить о том, с
    какой стороны будет суженый. Если же носок башмака указывает
    на околицу, то это обозначает, что гадающая в этом году замуж не
    выйдет.

  • Снег пололи - собирали в полу пальто и говорили: «Полю, полю
    снежок на собачий следок!». Потом снег из полы пальто
    перебрасывали через плечо и говорили: «Полю, полю белый снег,
    полю, приговариваю: взлай, собачка, на чужой стороне, у свёкра
    на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке.»

  • Под окном слушали, чтобы узнать, в какой дом попадёшь - если
    ругаются, то в плохой, если смеются, то в хороший.

  • По полу рассыпали считаные зерна и ровно в 12 часов ночи брали
    курицу или петуха, пускали в комнату, где сообразно с поведение
    птицы, расценивали будущее. Если все зерна склеваны, то в этом
    году будет удача и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано
    некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через
    сколько времени совершится событие или какая по счёту из
    девушек выйдет замуж. Если птица вообще не клевала - это
    означало неудачу в этом году.

  • Брали чащу с водой, опускали в неё кольца, серьги, броши,
    накрывали белым платком и под песню вынимали по очереди
    предметы. Чья была вещь, тому и предназначались слова
    подблюдной песни:

Кузнец, ты кузнец, Скуй мне венец Серебряный!

Ладо ладу, Кому мы поём, Тому честь воздаём!

Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных. Гадающая должна быть обязательно одна. Она садится за стол против зеркала, по бокам которого в подсвечниках горят две свечи. Против этого зеркала устанавливается другое зеркало и таким образом образуется целая галерея взаимных отражений зеркал. Надо внимательно наблюдать и сосредоточить все напряжение воли именно в этой галерее, в которой должен показаться будущий суженый.

Используя мотив зимнего святочного обряда, В.А.Жуковский придаёт своей балладе национальный русский характер. Такое интуитивное фольклорное заимствование связано с самим образом главной героини, идеей произведения, его романтическими чертами. Таким образом, в произведениях Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского можно проследить влияние обрядового фольклора, обусловленное использованием традиционного сюжета зимних Святок.

Заключение

В данной работе представлено исследование влияния фольклора на литературу с учётом характера заимствований традиций народного творчества.

Представлен нетрадиционный взгляд на использование фольклорных традиций в русской литературе XIX века.

В результате проведенных исследований было выявлено интуитивное, непреднамеренное использование различных фольклорных традиций писателями и поэтами XIX века.

В процессе исследования зимних обрядов нам удалось установить слитность различных фольклорных жанров в их исполнении.

В произведениях Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского мы смогли проследить влияние обрядового фольклора, обусловленное использованием традиционного сюжета зимних Святок.

Таким образом, исследование дало возможность согласиться с мнением ряда учёных, утверждающих, что между фольклором и литературой существует неразрывная связь и тем самым подтвердить гипотезу относительно непреднамеренности использования фольклорных традиций в литературе.

Список литературы:

  1. Гоголь Н.В.Избранные сочинения в двух томах. Т.1 - М.:
    Литература, Мир книги,2004 - с. 107-148, 503-505

  2. Державин Г.Р. Стихотворения. Карамзин Н.М. Повести.
    Стихотворения. Публицистика. Жуковский В.А. Стихотворения. -
    М.: ООО «Издательство ACT»; «Издательство «Олимп», 2001. -
    с.398-405

  3. Добровольская В. Святые да Страшные вечера/Народное
    творчество//Научно-популярный иллюстрированный журнал. -
    №6,1994,-с.14-15

  4. Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц,
    загадок/ Сост . В.П.Аникин - М.: Дет. Лит. 1986, с.3-25,47-55,182-
    201

  5. Зайцев Д.С. Русская литература в вопросах и заданиях: 5-6 кл.:
    Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-
    с.9-20

  6. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших
    учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 1998.- с.5-15, 71-86,133-
    157

  7. Костюхин Е. А. Литература и судьбы фольклора /Живая старина//
    журнал о русском фольклоре и традиционной культуре - №2-
    1994,с5-8

  8. Круглый год/русский земледельческий календарь//Сост.
    Некрылова А.Ф.

  9. «Не было у попа работника...»/ Публикация Валевской Е.А7/
    Живая старина// журнал о русском фольклоре и традиционной
    культуре - №2(22) - 1999, с. 43-45

10. Ю.Неклюдов СЮ.О слове устном и книжном/ Живая старина//журнал о русском фольклоре и традиционной культуре - №2-1994, с2-5 

11. Обрядовая поэзия/Сост. предисловий, примечаний, подготовка текстов В.И.Шекулиной, А.Н.Розова и др.: М., Современник,1989г. 

12.Русский фольклор/Сост. и примеч. В.Аникина. - М.: Худож. лит.,1985.-с.106-112,365-366 

13.Ситдикова Ф. Как хороша ты, зимушка-зима!/Литература//еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №1/ январь, 1998. с-

14.Н.Смолицкий В.Г. А.С.Пушкин - собиратель фольклора.../ Живая старина// журнал о русском фольклоре и традиционной культуре -№2(22)-1999, с39-40

15.Триппель Т. Зимние Святки/ Литература//еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №6/ Февраль, 1997. с-5-7

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24