|
Влияние фольклора на литературу 1Глава 2 Традиции обрядового фольклора в литературе 2.2 Особенности зимнего обрядового фольклора Как известно, обрядовый фольклор является самым древним видом художественного творчества народа. В состав традиционных русских обрядов входили песни, драматические, игровые, хореографические элементы, магические ритуалы. Поскольку русские, как и другие славянские народы, были земледельцами, важнейшие обряды связывались с крестьянским календарём и были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию. Важнейшим зимним обрядом считались Святки. «Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков» . Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день. В ночь с 24 на 25 декабря был рождественский Сочельник, который подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал Святки. В рождественский Сочельник не ели до первой звезды. В этот день готовилось много вкусных блюд. Непременным угощением была кутья (сочиво) - каша из круп, пшена и ячменя с добавлением ягод и мёда, а также маленькие 8 Обрядовая поэзия/ Сост. предисловий, примечаний, подготовка текстов В.И.Шекулиной, А.Н.Розова и др.: М, Современник, 1989г. -с.8 фигурки коровок, быков, овец и пастухов из теста (козульки). После общего семейного ужина за домашним столом начиналось святочное веселье. Вечером в Рождество во многих местах жгли костры, это связывалось с представлением о происхождении солнца, о начале нового солнечного года. В эту ночь давали обильный корм скоту, первый блин -овцам. Разыгрывались сценки, связанные с Рождением Иисуса Христа. В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собиралась молодёжь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и величали хозяев, за что их угощали. Обходные песни имели разное название: колядки (на юге), овсени (в центральных областях), виноградья (в северных областях), щедровки (в областях, граничащих с Украиной). Названия происходят от припевов «Коляда, коляда!», «Бай, авсень, бай, авсень!», «Виноградиё красно-зелено!», «Щедрый вечер!». Композиционно они состояли из благожелания и требования подаяния. После шумного обхода домов молодёжь собиралась в избе и съедала всё, чем их одаривали односельчане. В некоторых местах колядовать ходили девушки - невесты в праздничных красных нарядах и масках и приходили с колядками в дома, где есть женихи. Святок не бывало без гаданий. Гадали весь праздник, но наиболее важными и значительными являлись дни накануне Рождества, Крещения, Нового года. В страшные вечера по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной. Как бы подражая ей, парни от Нового года до кануна Крещения во всю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяева не могли выйти, влезали на крыши и закидывали досками трубы, при топке печи дом наполнялся дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно. Заканчивались святки пышным и весёлым празднеством, гаданием и озорством. На Крещение люди считали своим долгом окунуться в прорубь с ледяной водой, чтобы смыть с себя грехи святочных игр. Определённый эмоциональный настрой предполагал непредсказуемое народное творчество, реализующееся не только в календарных песнях, но и в словах ритуально-магического характера. Таким образом, на примере Святок можно проследить слитность различных фольклорных жанров в исполнении календарных обрядов. 2.2 Традиции обрядового фольклора в произведениях Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского Если фольклорные традиции, прослеживаемые в литературных сказках, являются интуитивными заимствованиями, то можно ли обнаружить подобное относительно зимнего обрядового фольклора? Для исследования мы обратились к творчеству Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского. В произведениях Н.В.Гоголя с необычной точностью и полнотой воспроизведены традиции самых разных календарных обрядов. В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» как раз и находим описание колядок - «щедровок». Веселье, песни, озорство самого обряда переданы Гоголем с необыкновенной эмоциональностью: «...Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Кшьце ковбаски...» Точное описание Сочельника придаёт всей повести характер «народной сказки» (В.Ф.Одоевский)9. Похождения трусоватого чёрта и хитрой ведьмы Н.В.Гоголь связывает с предрождественскими колядками, умело вплетая в повествование традиции народного обряда. Такое непреднамеренное заимствование говорит о том, что писатель был большим знатоком и любителем обрядового фольклора. Традиции народного обряда можно встретить и в балладе В.А.Жуковского «Светлана»: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счётным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.10 Волшебный мир крещенских гаданий поэт интуитивно связывает с пророческой ролью сна. Все гадания осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12-ти часам ночи. Наиболее
9 Комментарии
/Вечера на хуторе близ Диканьки/ Н.В.Гоголь
Избранные сочинения в двух томах. Т. 1 10 Державин Г.Р. Стихотворения. Карамзин Н.М. Повести. Стихотворения. Публицистика. Жуковский В. А. Стихотворения. - М: ООО «Издательство ACT»;«Издательство«Олимп»,2001. - с. 398 удачными считались гадания под крещенье. Великий знаток этого магического действия, В.А.Жуковский описывает разные виды гаданий:
Кузнец, ты кузнец, Скуй мне венец Серебряный! Ладо ладу, Кому мы поём, Тому честь воздаём! Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных. Гадающая должна быть обязательно одна. Она садится за стол против зеркала, по бокам которого в подсвечниках горят две свечи. Против этого зеркала устанавливается другое зеркало и таким образом образуется целая галерея взаимных отражений зеркал. Надо внимательно наблюдать и сосредоточить все напряжение воли именно в этой галерее, в которой должен показаться будущий суженый. Используя мотив зимнего святочного обряда, В.А.Жуковский придаёт своей балладе национальный русский характер. Такое интуитивное фольклорное заимствование связано с самим образом главной героини, идеей произведения, его романтическими чертами. Таким образом, в произведениях Н.В.Гоголя, В.А.Жуковского можно проследить влияние обрядового фольклора, обусловленное использованием традиционного сюжета зимних Святок. Заключение В данной работе представлено исследование влияния фольклора на литературу с учётом характера заимствований традиций народного творчества. Представлен нетрадиционный взгляд на использование фольклорных традиций в русской литературе XIX века. В результате проведенных исследований было выявлено интуитивное, непреднамеренное использование различных фольклорных традиций писателями и поэтами XIX века. В процессе исследования зимних обрядов нам удалось установить слитность различных фольклорных жанров в их исполнении. В произведениях Н.В.Гоголя и В.А.Жуковского мы смогли проследить влияние обрядового фольклора, обусловленное использованием традиционного сюжета зимних Святок. Таким образом, исследование дало возможность согласиться с мнением ряда учёных, утверждающих, что между фольклором и литературой существует неразрывная связь и тем самым подтвердить гипотезу относительно непреднамеренности использования фольклорных традиций в литературе. Список литературы:
10. Ю.Неклюдов СЮ.О слове устном и книжном/ Живая старина//журнал о русском фольклоре и традиционной культуре - №2-1994, с2-5 11. Обрядовая поэзия/Сост. предисловий, примечаний, подготовка текстов В.И.Шекулиной, А.Н.Розова и др.: М., Современник,1989г. 12.Русский фольклор/Сост. и примеч. В.Аникина. - М.: Худож. лит.,1985.-с.106-112,365-366 13.Ситдикова Ф. Как хороша ты, зимушка-зима!/Литература//еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №1/ январь, 1998. с- 14.Н.Смолицкий В.Г. А.С.Пушкин - собиратель фольклора.../ Живая старина// журнал о русском фольклоре и традиционной культуре -№2(22)-1999, с39-40 15.Триппель Т. Зимние Святки/ Литература//еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №6/ Февраль, 1997. с-5-7 |
Loading
|