Центральный Дом Знаний - Дети и война в повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дети и война в повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 1

к началу

2.2. Путь на Кавказ

На фронте сражались миллионы людей, в лагерях томились сотни тысяч репрессированных. Сколько оказалось выброшенных на улицу сирот! Самым «разумным» стала высылка детей на Кавказ, с глаз долой, чтоб спокойнее жить было. И ведь никто даже не задумался над тем, что ожидает беззащитных мальчишек и девчонок вдали от родины.
Каким холодным и бессердечным человеком надо быть, чтобы поступить так, как директор детдома в Томилине. Ему было приказано дать детям пайки на дорогу и прилично одеть их.
Что же он сделал? Велел братьям поменяться одеждой. Этот человек не имел понятия ни о чести, ни о совести, хотя ему были доверены детские судьбы. Своими ушами Колька слышал, как один из саперов, уходя, произнес негромко, указывая на директора: «От войны за детишками спасается!».

« В день отъезда привели их к хлеборезке, не дальше порога, конечно. Выдали по пайке хлеба. Но наперед не дали. Жирные будете, мол, к хлебу едете, да хлеба им давать!»
Мальчишки мечтают о фруктах, но даже не знают значения этого слова. Для Сашки фрукты - что-то божественное, Колька же говорит просто: «Это и есть картошка». Братья мечтают о буханке хлеба, которую они ни разу не держали в руках. Впервые увиденный ими батон они распознали только потому, что его «в одном довоенном кино показали».

Летом 1944 года сотни детдомовцев отправили из Подмосковья на Кавказ. Среди этих детей оказались и Кузьмёныши. Никому не нужными семенами летят через войну, через разрушенные земли братья. Они умеют выйти если и не сухими из воды, то хотя бы не пойти ко дну, не пустить пузыри. Их скрытность стала самой натурой. Близнецы откровенны только друг с другом. Откровенность эта в том внутреннем единении, когда один настолько дополняет второго, что они по отдельности не мыслят, не представляют собственного существования.

2.3. Регина Петровна. Урок добра и милосердия.
В дороге они познакомились с Региной Петровной, воспитательницей, красивой молодой женщиной, в которую оба мальчика влюбились и преданно ей служили. Регина Петровна тоже старалась заботиться о братьях. Регина Петровна молода, невероятно молода, темноволоса, густые, длинные волосы небрежно откинутые назад. Глаза у женщины были черные, посверкивающие изнутри, непонятно, какой глубины и обволакивающей теплой ласки; и губы, это были крупные, живые губы, они жили, как бы сами по себе и ничем не были замазаны, что понравилось братьям больше всего. Еще была в лице у женщины гордая восточная величавость. Голос низкий, бархатный. Голову свою она держала высоко, как держат только богини и царицы. Но нравилось Кузьмёнышам в ней разное. Сашке нравились волосы, нравился голос, особенно когда она смеялась. Кольке же больше нравились губы женщины, вся её колдовская внешность, как у какой-то Шехерезады,которую он видел в книжке восточных сказок. Так увидели её оба брата. И сразу оба влюбились. Безнадежно, на всю жизнь.

Воспитательница Регина Петровна первая разглядела в детях именно детей и зажгла в душах несчастных ребят искру утраченной радости. Благодаря ей Кузьмёныши узнали, что существует мир, в котором нет голода, холода, воровства, узнали, что у людей бывают праздники. Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца,научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Благодаря Регине Петровне братьев не разлучили во время болезни. Вместе добрались они до Кавказа.

Регина Петровна подавала пример любви, доброго расположения, чего так не хватало мальчикам в их жизни. Детская душа Кузьмёнышей тянулась к источнику бескорыстной доброты.

Беда сближает тех, кто попал в нее. Когда на станции Кубань эшелон с беспризорниками встречается с глухо зарешеченным эшелоном, где изнывают взаперти черноглазые люди. Колька, не понимая, что дети просят воду, протягивает ладонь с ягодами терновника. На естественный порыв способен только мальчонка-беспризорник. Кто эти люди? Почему их так стерегут? Станция живёт своей жизнью, не желая слышать крик и плач из запертых теплушек, из репродуктора доносится "Широка страна моя родная...". «Черные блестящие глаза, а потом рот, язык и губы. Этот рот тянулся наружу и произносил лишь один странный звук: «Хи».

Печально завершается и эта первая главка, намекая на роковую неслучайность встречи двух эшелонов. «Наши поезда постояли бок о бок, как два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило, что они ехали - один на север,другие на юг.

 3. На Кавказе.

3.1. Первые впечатления .

Ни Кузьмёныши, ни другие дети не знают, почему их везут на Кавказ, но ощущение тревоги, сменяющее радость окончания долгого, изнурительного пути, охватывает и детей, и взрослых во время длительного перехода от станции к подножию гор. Ни один человек не встречается им за весь длинный путь, ни машины, ни подводы. Повсюду - следы человека,но где же сами жители? Кто засевал дозревающие поля, для кого цветут цветы, зреют в садах яблоки? Почему пуста лежащая на пути деревня? Ощущение смутного вначале страха все крепнет у Кузьмёнышей, пытающихся понять: что же творится вокруг? Куда всё - таки делось население, которое, безусловно, было здесь?

Неосознанная тревога, возникшая во время долгого пешего пути от станции, с приходом на место не исчезла и не растаяла, а стала даже сильней.

Да ещё эти непрекращающиеся взрывы, они будоражили ребят, напоминали им о чем-то, о чем пора уже было забыть. Дети прибыли на поселение для мирной жизни, и благословенный горный край должен был встретить их миром.^Золотым солнцем на исходе лета, обильными плодами на деревьях, тихим пением птиц на заре».

«Отчего же в тот момент, я помню, точно помню, так сильно болело у меня, да,наверное, не только у меня внутри? Может быть, от ужасной догадки, что не ждет нас на новом месте никакое счастье. Впрочем, мы и не знали, что это такое. Мы просто хотели жить».

Кузьмёнышей ожидает такое, о чём невозможно догадаться в начале повести, с первых страниц не обещавшей легкого, беспечального чтения.

Почему все, кто живет сейчас в станице, - приезжие? Кого боятся? Почему не зажигают огней ночами, не выходят на улицу? Наконец, до детей дойдёт слово "чеченцы", и тогда узнают братья: за что их "сгребли в товарняки" и увезли куда-то. Услышат про этих людей страшное: все они изменники Родины. А Колька спросит: "А пацан? Ну, который за окном? Он тоже изменник?"

3.2. Регина Петровна и дети
Здесь, на Кавказе, Регина Петровна старается вернуть мальчишек к жизни, согреть теплом своего сердца, научить улыбаться, напомнить о том, что они дети. Она была не только милосердной, но и самоотверженной женщиной. Рискуя собой, Регина Петровна спасает Алхузура, которого Колька настойчиво называл своим братом Сашкой. Детям было не понять того, что раскрытие подобного обмана грозило воспитательнице тюрьмой. Обидно, конечно,что Колька Кузьменыш так и не простил Регине Петровне бегства после нападения чеченцев. Он не захотел с ней разговаривать и холодно простился. Я думаю, позже Колька раскаялся в своем поступке и не раз мысленно просил прощения у доброй женщины.научила улыбаться, напомнила о том, что они дети. Благодаря Регине Петровне братьев не разлучили во время болезни. Вместе добрались они до Кавказа.

3. 3.Петр Анисимович Мешков и дети

На Кавказе надо начинать новую жизнь, приспосабливаться к новым порядкам. В жизнь Кузьменышей входит новый человек, директор Березовского детдома на Кавказе. Он погиб, выполняя гражданский и просто человеческий долг. В отличие от директора Таловского детдома, Мешков искренне хлопочет о сиротах.

Когда Мешков ушел с орсовской базы, сам ушел, ибо тащили вокруг все и вся, пахло тюрьмой, направили его в роно и там «всучили» детишек. На него смотрели как на человека конченного, ибо знали, какие уж там детишки - пятьсот головорезов худших из худших: «тот,кто отсеивал, отделывался от самых отьявленных». И пока Мешков готовил поезд,
подыскивал воспитателей, выпрашивал продукты и одежду, он читал в лицах районного начальства невысказанную мысль: «Не повезло Мешкову! Сгорел Мешков! А едет, потому что знает, хуже ему уже не будет.... Некуда, как говорят!»

Жизнь не дает покоя, накормить, одеть, устроить, защитить, слов благодарности не дождаться. Но что-то ведь заставляет этого человека честно выполнять свой долг.

3.4. « Шоферица» Вера и дети

Шоферицу Веру все ребята жалели: она была почти своей. И уж, во всяком случае, не чужая, ибо все понимала про колонистов и никогда ни разу не продала! «И машину водила! И красивой была! И весёлой! И такой фартовой! Будто век прожила в колонии!»

Но вот что странно: никто из ребят не захотел поехать на похороны, и объяснять не объясняли, почему не хотят ехать.

И лишь когда объявили, что ожидает всех кормежка в заводской столовой и даже будет мясо, рыба, согласились. Мяса, надо сказать, им ещё ни разу не давали. Поехали и Кузьмёныши. 

3. 5. Илья и дети

Илья использует детей. Интерес проявляет не к детям, а к тому, что лежит на складе, к «барахлу», а братья - это средство поймать удачу в жизни. «Все любят добро, да не всех любит оно». У Ильи в жизни по-разному было, но только теперь почувствовал: «фарт ему шел в руки! Не упустить бы!» А ведь Илья тоже сирота, тоже многое испытал в жизни. Рос Илья без родителей, тех ещё в тридцатом раскулачили да увезли из деревни. «С тех пор сгинули. Видно, на пути в далекую Сибирь сложили свои косточки». Остался он с бабкой, так и жил, бедствовал, словом. «С малолетства ишачил в колхозе - очень уж бедный, колхозик тот был». Не успел Илья на общественных харчах окрепнуть - война. «Мал он для фронта, а на трудработы годился, хоть и недобрал веса».

3.6. Смерть и дети

Да, время было тяжелое, страшное. Проблема национальной розни волнует не только наших современников, она стояла так же остро и во время пребывания Кузьменышей на Кавказ. Воевали русские и чеченцы. Невольно спрашиваешь себя: «Что же делили люди,жившие на одной земле, под одним солнцем?».

Кто и зачем стрелял в Регину Петровну? Кто поджег дом Ильи? Кто разгромил пристанище детдомовцев? Жалко было «шоферицу Веру».

Кавказцы — гордые люди, да и кто потерпит издевательства над собой? Горцы были ослеплены ненавистью и творили злодеяния, на которые раньше никто бы из них не осмелился. Следствием национальной вражды явилась гибель Мешкова, веселой,жизнерадостной Веры. Подобная участь ожидала и Регину Петровну, но Алхузур спас ее от верной смерти. "Отец прицелился, а он его за локоть", — рассказывала воспитательница Кузьменышам о встрече с чеченцами. Она мудро заметила: "Плохих народов не бывает,бывают лишь плохие люди". С этими словами нельзя не согласиться. Да, есть плохие люди и среди русских, и среди чеченцев. Не будь их, может, не было бы вражды между народами.

На Кавказе Кузьменыши впервые столкнулись со смертью. Именно гибель ближнего заставила Кольку задуматься над многими вопросами, ответы на которые мы не можем дать и сегодня. Он всегда будет помнить красивый горный край и связанные с ним события.
Смерть брата, распятого чеченцами, стала для мальчика самым жутким эпизодом из жизни в чужих краях, стала самым страшным испытанием. Да разве такое можно забыть? Родной брат висел, «нацепленный под мышками на острия забора, из живота у него выпирал пучок желтой кукурузы», а «по штанишкам свисала черная в сгустках крови Сашкина требуха».
Какое же сердце не дрогнет, когда читаешь эти строки?

Проводы Сашки в последний путь были для Кольки самыми страшными. Этот путь находился за пределами его жизни, его чувств, его памяти. «Он даже не понял, тяжело ему везти или нет. Да и какая мера тяжести тут могла быть, если он вез брата, с которым они никогда не жили поврозь, а лишь вместе, один как часть другого, а значит, выходило, что Колька вез самого себя. Колька шел и разговаривал с мертвым братом: «Вот видишь, как вышло, что я тебя везу. А раньше-то мы возили друг друга по очереди. Но ты не думай, я не устал, и я тебя доставлю до места. Может, ты бы придумал все это лучше, уж точно. Ты всегда понимал больше моего, и голова у тебя варила быстрей. Я был твоими руками и ногами в жизни - так уж нам было поделено, - а ты был моей головой. Теперь у нас с тобой голову отсекли, а руки и ноги оставили.... А зачем оставили-то?».

Нельзя без слез читать описание прощания Кольки с мертвым братом. Вспоминается в такие минуты лучшее: «Знаешь, - говорил Колька, - я почему-то вспомнил, как в Томилинской детдом привезли из колхоза корзину смороды. А я лежал тогда больной. А ты полез под телегу и нашел одну ягодку смороды и принес мне.... Ты залез под кровать в изоляторе и прошептал: «Колька, я принес тебе ягоду смороды, ты выздоравливай, ладно?» Я и выздоровел.... А потом на станции на этой, на Кубани, когда болезнь нас одолела, и ты загибался в вагоне, ты же смог все перебороть! Ты же встал, ты же доехал до Кавказа!».

«Страшная отрешенность» овладела Колькой. Ему вдруг стало холодно и больно, не хватило дыхания. Все оцепенело в нем, самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву, не сводя с Сашки расширенных от ужаса глаз. Он будто не был самим собой, но все при этом помнил и видел. Мальчик никак не мог поверить в гибель близкого и дорогого ему человека.

Все-таки в запутанном лабиринте зла дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: «Вот, небось, сам слышал, как солдаты - наши славные бойцы говорил и.... Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить...Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его,зачем он разбойничает...Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты,что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А разве не лучше было бы, чтоб никто никому не мешал, а все люди
были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?»

Сейчас в устах Кольки звучит истина, которой не хватает, да и нет в этой страшной реальности. Ребенок везет мертвого, изуродованного брата не думает о мести, о смерти, он думает о жизни. «Взрослые, опомнитесь, что вы творите?» - восклицает детская душа.
Именно Колька вспомнит стихи:

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя,

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко он стоит,

Задумавшись глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне...

Что эти тучки для мальчишки? Удивительный образ, возникший в мысли его. «Тучки - это я и Сашка. Влажный след мы. Были, и нет».

Теперь Кольке одному придется шагать по этой страшной жизни, жить за себя и за Сашку, бороться одному, а так было здорово вместе, пусть голодали, замерзали, но вместе. И это давало силы, потому что знали, что живут ради друг друга. Правда, есть ещё Регина Петровна, с ней, с Региной Петровной, да с мужичками он бы прошёл.... Ради них прошёл,чтобы их спасти. А для себя у него сил нет...» Регина Петровна теперь для Кольки единственная опора, тот шанс, который поможет мальчишке найти в себе силы продолжать жить дальше. Но судьба готовит ещё один сюрприз: он не находит ни Регины Петровны, ни мальчишек. «Стало тоскливо. Стало одиноко. Как в западне, в которую сам залез. Бросился он за пределы двора, но вернулся, подумал, что опять через огонь пройти уже не сможет. Сил не хватит. Может, Временами, он приходил в себя, и тогда он звал Сашку или Регину Петровну...Больше у него никого в жизни не было, чтобы позвать».

"Страшная отрешенность" овладела Колькой. Мальчик никак не мог поверить в гибель близкого и дорогого ему человека. Но все-таки в запутанном лабиринте зла дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: "Вот, небось, сам слышал,как солдаты — наши славные бойцы говорили... Едут чеченцев убивать. И того, что тебя,тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить... Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает...

4. Колька и Алхузур

За Колькой трогательно и нежно ухаживает мальчик - чеченец по имени Алхузур. Он кормит и поет Кольку, впавшего в беспамятство, помогает выздороветь и окрепнуть. Дети крепко подружились и уже больше никогда не расставались. Алхузур просит Кольку называть его Сашкой, он и заменил впоследствии ему брата. И сколько бы ни пытались их разлучить, они не хотели расставаться, выдавая себя за братьев.

Наперекор судьбе встречаются русский и чеченец. Дети, оказавшись безвинными жертвами войны и национальной вражды, не потеряли способности к сочувствию и состраданию. Что объединяет этих детей? Кольке одиноко. Ему трудно одному справиться с болезнью. И тут на помощь приходит мальчишка, сверстник Кольки - Алхузур. Алхузур выхаживает Кольку, не обращая внимания на взрослых, ослепленных войной и враждой.

Ведь Алхузуру тоже одиноко. Возможно, война забрала его близких. Мальчишки объединяются, несмотря на национальный и языковой барьеры. Вместе противостоят злу,защищая друг друга. Когда пришел русский солдат, Колька не выдал Алхузура, который спрятал лицо под матрац и трясся. А когда Кольку хотел застрелить чеченец, то Алхузур отважно встал на его защиту. Их невозможно разлучить, и в этом их сила.

Это прошлое не вспоминали, потому что нельзя было вспоминать. А Приставкин поведал нам эту правду. Он шлет свое непрощение всем, кто обрек детей на страдания и муки. Оставшийся в живых брат, уже ничего не боясь — "все худшее, что могло с ним случиться, он знал, уже случилось",— везет близнеца сквозь ночь и разговаривает с ним,заботливо укладывая его в железный ящик, обложив мешками, чтобы не было холодно.
Изуверство, учиненное над Сашкой, не причина, а следствие. Уже после Колька услышит разговор, который объяснит разыгравшуюся трагедию: "толковали о черных", "об одной операции, которую провели за три часа, включая; десять минут на погрузку". Насилие порождает насилие, преступление — преступление. Несчастной жертвой становится ни в чем не повинный подросток. Вот она, слезинка замученного ребенка, подчеркивает необратимость зла, которое порождено античеловеческим делом.

И надо бы поставить точку, но Анатолий Приставкин не может — нужен выход.Погруженный в беспамятство, Колька возвращается к жизни благодаря самоотверженной работе своего сверстника чеченца Алхузура. Двое сирот -. жертвы одних и тех же обстоятельств — противостоят миру взрослых с его бесчеловечной враждой. Для живого Кольки брат воскресает в облике чеченца Алхузура.

Вот он, мотив доверия к жизни, к ее разумным нравственным основам. Повесть Приставкина — это страстный призыв к Правде, Добру, Справедливости, который должен услышать каждый."Летим в неизвестность, как семена, по пустыне. По военной пустыне —надо сказать. Где-то, где-нибудь, в щелочке, трещинке, ямке случайно застрянем. А прольется ласка да внимание живой водой, прорастем... Может и не прорасти, а навсегда кануть в неизвестность".

Проблема национальной розни волнует не только наших современников, она стояла так же остро и во время пребывания Кузьменышей на Кавказе. Воевали русские и чеченцы. Невольно спрашиваешь себя: "Что же делили люди, жившие на одной земле, под одним солнцем?" Ничего. Просто "вождю народов" пришлись не по нраву чеченцы и ингуши,кабардинцы и балкарцы... Унижая и притесняя "малые" народы, Сталин пытался добиться покорности, беспрекословного повиновения.

Дети смогли понять, найти правду. Так Колька обращается к мертвому брату: "Вот,небось, сам слышал, как солдаты — наши славные бойцы говорили... Едут чеченцев убивать. И того, что тебя, тоже убьют. И вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить... Я только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек? Есть ли в нем живого чего? А если бы я живого увидел, спросил бы его, зачем он разбойничает... Я бы сказал: слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве не видишь ты, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь видишь, как выходит... Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют... А ты солдат станешь убивать, и все: и они и ты — погибните. А разве не лучше было бы, чтоб ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили? Разве нельзя сделать, чтоб никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?"

Маленький Колька увидел причины, заставившие чеченца поднять руку на ребенка. И Алхузур не винит переселенцев (а ведь именно их считают виноватыми в разорении могил взрослые чеченцы). Они не найдут вины друг в друге и назовут друг друга братьями — в этом глубоко символичный поворот сюжета! Это братья убивали друг друга.

Лишь дети смогли понять правду, и в этих детях путь к спасению. Они смогли увидеть главных виновников и простили жертвы: переселенцев, и Зверька, и Чеченцев. Но нет прощения власти и исполнителям её воли. На протяжении всего повествования писатель рассказывает о событиях, которые долгие годы от нас скрывали. Сталинизм стал причиной несчастий миллионов людей. Он породил разногласия между народами, ожесточил человеческие сердца, опустошил души, сделав их безжалостными даже к детям. В своей повести Анатолий Приставкин размышляет о путях сближения людей разных национальностей. Он пытается решить острейшую проблему, раскрыв перед нами души детей и взрослых, поведав нам их мысли и чувства. Зерна национальной вражды, посеянные в эпоху Сталина, уже взошли и укоренились. Но решать проблему национальной розни приходится нам. До сих пор слышны отголоски того времени. Не там ли корни нынешнего братоубийства в Карабахе, Грузии, Чечне?.. Не в том ли, что люди ищут вину в своем брате и не умеют прощать виновных поневоле?

Пока не выросли эти корни, книга своевременна. Она повествует о том, что происходит сейчас. Цель произведения Анатолия Приставкина — "дать молодым правду, какой бы жестокой, страшной, тяжелой она ни была". Ведь именно новое поколение должно восстановить справедливость, очистить страну и мир от войны и ее последствий. Человечество стремительно движется вперед , XXI век знаменуется все новыми и новыми открытиями, единственное, что не меняется и не поддается объяснению, - это людское самоистребление. Нет ответа на наивный детский вопрос героя повести: "Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые?"

Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24