Центральный Дом Знаний - Документально-художественная проза о Великой Отечественной войне 4

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Документально-художественная проза о Великой Отечественной войне 4

к началу

"У каждого был свой спаситель”, - эти слова, сказанные одним из блокадников и так или иначе подтвержденные наблюдениями всех, кто делился с А. Адамовичем и Д. Граниным своими воспоминаниями о пережитом в ту пору, означают и то, что без взаимопомощи, без взаимной выручки, наверное, не удалось бы выжить никому, и то, что спасителей было много, - в какой-то момент, в каких-то обстоятельствах почти каждый становился спасителем.

В первой части книги из множества воспоминаний складывается широкая, всесторонняя картина жизни в окруженном врагом городе. Во второй – общий план сменяется крупным, воспоминания – дневниками, перед читателями проходит три блокадные судьбы: Георгия Алексеевича Князева, ученого, человека немолодого, умудренного жизнью; Юры Рябинкина, шестнадцатилетнего мальчика, окончившего в 41 году восемь классов; Лидии Георгиевны Охапкиной, на руках которой были пятилетний сын и пятимесячная дочь. Эти два разных плана дополняют друг друга. Но именно вторая часть, записи день за днем рождают у читателя глубокое потрясение и сопереживание, дают ему возможность ощутить себя на месте этих людей, увидеть происходящее их глазами, проникнуться их мукой, заботами, надеждой.

Девятисотдневная жизнь блокадного города проходит перед нами в известной хронологической последовательности, начиная с осени 41 года и первой блокадной зимы, и заканчиваясь снятием блокады и победой. По-видимому, это наиболее правильный путь, хотя кое в чем он, конечно, и ограничивает авторов, так как они вынуждены были дробить отдельные исповеди на куски, относящиеся к разным периодам блокадной жизни, они по два-три раза предоставляют слово одному и тому же лицу и сами тоже вынуждены повторяться. В "Книге” по этой, видимо, причине редки большие монологические фрагменты, целостные, законченные исповеди, более или менее завершенные рассказы, зато в тех случаях, когда такие протяженные фрагменты все же появляются, они производят очень сильное впечатление.

В калейдоскопичности, мозаичности и обрывистости этого необычного повествования тоже есть свой смысл, или, лучше сказать, неожиданный эффект – эффект полифоничности и непреднамеренности. Множество очень разных голосов, почти перебивая друг друга, подчас смятенно и сумбурно, и неожиданно для самих себя, вдруг включаются в текст. Нам кажется, что впечатление полнейшей достоверности, искренности и открытости во многом объясняется естественным разноголосием этой "Книги”.

Ленинград не только существовал на глазах у врага, под наведенными на него жерлами орудий, что само по себе могло бы быть названо подвигом, - он жил активной, деятельной жизнью: работали, в меру своих сил, заводы, выходили на крыши ленинградских домов дежурные, спешили на помощь бригады МПВО, собирались на своих заседаниях ученые, пешком или на трамвае спешили к бойцам на фронт писатели, - как это ни удивительно, но жизнь шла, и то, что она шла, и посылались на фронт еще теплые от обточки снаряды, и двигались по ленинградским улицам отремонтированные танки, и даже книги выходили, - все это в своей совокупности и явилось той победоносной силой, которая одолела механическую силу врага.

Духовные истоки нашей победы и раскрывает "Блокадная книга”.

Истоки победы, нравственные и физические страдания, бесчеловечность фашизма стали предметом исследования и в произведениях С. Алексиевич. Она рассказывает о военных судьбах женщин и детей. В книге "У войны – не женское лицо” собраны рассказы, воспоминания женщин-фронтовичек, подпольщиц, партизанок. В ней слышны голоса тех женщин, которым на долю выпала тяжелая, мужская работа – война.

Мужество этих женщин вызывает преклонение и восхищение. Среди героинь С. Алексиевич нет тех, чьи имена навечно прославлены в народе. Её собеседники – рядовые участники событий. "Мы обыкновенные военные девушки, каких много”, - убеждены они. Были как все. А всех-то – восемьсот тысяч. С. Алексиевич называет эту цифру: "Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин…”

Волнующее впечатление производят воспоминания героинь книги "У войны - не женское лицо”. Ещё более его усиливает то, что это свидетельства подлинные, рассказы очевидцев. В читателе они вызывают не только чувство сопереживания, но и чувство причастности к тем событиям, о которых идет речь.

Автору произведения удалось не только записать рассказы о пережитом, но и сохранить особенности речи, а значит, передать особенности восприятия мира каждым из собеседников, донести до читателя его живой голос.

И читатель с напряженным вниманием слушает трагическую повесть о тяжелой судьбе женщины на войне, в которой – живая, незатихающая боль.

"Множественность рассказов, рассказчиков в книгах, подобных "Огненной деревне” и "Блокадной”, - важнейшее условие самого жанра. Формообразующее условие”, - пишет А. Адамович. Причем, рассказы должны быть не просто механически соединены, их надо заставить взаимодействовать, очерчивая все более широкую панораму народных представлений о важнейших исторических событиях.

"Женская память захватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перегрузки войны, физические и моральные, она труднее переносила "мужской” быт войны. И то, что она запомнила, вынесла из смертного ада, стало сегодня уникальным духовным опытом, опытом беспредельных человеческих возможностей, который мы не вправе предать забвению”. Эти слова автора книги "У войны – не женское лицо” определили направление её работы, ее неустанного поиска.

Живые документы, подлинные свидетельства о войне собраны в книгах С. Алексиевич. Они не только дополняют наши знания о прошлом страны, народа. Они пример безграничного мужества и человечности, душевной красоты и преданности Родине, так необходимый всем нам.

Выросло новое поколение людей, к счастью, не знающих, что такое война, но обязанных и стремящихся понять истинную тяжесть народной победы. Это к ним прежде всего и обращены книги документально-художественной прозы о войне.

Участников войны сменяет молодое поколение, не знающее войны и иногда воспринимающее её несколько картинно, беллетризированно. Чувство незаживающей памяти фронтовиков помогает родившимся в мирное время выработать свою позицию к миру и войне, рождает у молодых чувство ответственности за будущее Земли.

Документальная проза – о конкретном человеке на конкретной войне. И здесь писателю приходится отвечать за каждую строчку и перед людьми, и перед историей.

5. Список литературы

  1. Абрамов А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. – Москва: Советский писатель, 1988, с. 250.

  2. Адамович А. М. Война и деревня в современной литературе. – Минск: Наука и техника, 1982, с. 80.

  3. Адамович А. М., Д. А. Гранин. Блокадная книга. – Ленинград: Лениздат, 1989, с. 630.

  4. Адамович А. М. Живое время. – Вопр. лит. – 1984. – № 6.– с. 53–92.

  5. Адамович А. М. Ничего важнее. Советский писатель, 1985, с. 630.

  6. Адамович А. М. Отвоевались. Молодая гвардия, 1990, с. 112.

  7. Адамович А. М., Я. Брыль, В. Колесник. Я из огненной деревни. Известия, 1979, с. 345.

  8. Адамович А. М. Война и литература. – Вопр. лит. – 1987. – №6. – с. 3–33 .

  9. Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. – Минск, 1985, с. 240.

  10. Алексиевич С. А. Последние свидетели. – Минск, 1985, с. 215.

  11. Астафьев В. П. Зрячий посох. Литер. газета, – 1981. – 17 июня. – с. 3.

  12. Берестровская Д. С. Героическое и трагическое в современной прозе о Великой Отечественной войне. – Филол. науки. 1989. – №3. – с. 3–9.

  13. Бондаренко В. А. Незаживающая память. Новый мир. – 21984. – № 12. –

с. 220–225.

  1. Бочаров А. С. Движение эпоса. Октябрь. – 1985.– №5. – с. 81–82.

  2. Бочаров А. С. Послевоенная проза о войне. – Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. – 1984. – №3. – с. 3–11.

  3. Бочаров А. С. Человек и война. – М. – Советский писатель, 1983, с. 116.

  4. Буханцов Н. Н. В списках живых. – Лит. газета. – 1980. – 20 февраля. – с. 6.

  5. Верастаков В. В. Люди, которых люблю. – Правда. – 1980. – 14 января.

  6. Воронов Ю. Л. Память и знание. – Лит. газета. – 1981. – 4 февраля. – с. 4.

  7. Гелатунин А. Б. Кремнистые дороги военной прозы. – Дет. Литература. – 1990. - №5. – с. 4–6.

  8. Герасименко А. П. Пути развития современной советской прозы о Великой Отечественной войне. – Вести: Московский университет. – сер. 9. – Филология. – 1983. – №6. – с. 3–10.

  9. Годенко М. В. Пришедшие с войны: в творчестве литераторов – ветеранов Великой Отечественной войны. – М.: Молодая гвардия, 1987, с. 170.

  10. Гранин Д. А. Запретная глава. – Ленинград: Советский писатель, 1991, с. 344.

  11. Гусев В. М. Рождение стиля. – М.: Советская Россия, 1984, с. 98.

  12. Дедков И. В. Долгий путь правды: заметки о военной прозе. – Дружба народов. – 1985. – №5. – с. 228–235.

  13. Друнина Ю. В. пафос правды. – современный патриот. – 1986. – 1 января, с. 6.

  14. Железнова Н. Б. Возраст памяти. – Литер. обозрение. –1985. – №3. с. 19–24.

  15. Зубков В. П. Полвека прошло без будущего. – Литература. – 2000. - №23. –

с. 2–3.

  1. Иванова Л. В. Воспитание историей. М. – 1983. – №5 – с. 178–187.

  2. Ильина Г. С. Круглый стол. – Славоведение. – 1995. - №6. – с. 99–101.

  3. Кайсенов К. К. Слово партизана. – Дет. литература. – 1982. – №7. – с. 48–49.

  4. Карпов А. И. На трудных путях к победе. – Лит. воин. – 1985. – №2. – с. 4– 10.

  5. Косолапов Б. С. Литература великого подвига. М.: Художественная литература, 1978, с. 200.

  6. Лазарев Л. А. Это наша судьба. М.: Советский писатель, 1978, с. 15.

  7. Леонов Б. М. Война без войны. – На боевом посту. – 1993. – №5, №6. –

с. 34–37.

  1. Леонов Б. М. Жизнь и подвиг. – Лит. Россия. – 1986. – 9 мая. – с. 5.

  2. Леонов Б. М. Обязывающая память. – В мире книг, - 1981. – №6. – с. 53–55.

  3. Личенков В. В. Хранящая память. Лит.. – 1980. – №4. – с. 43–45.

  4. Лукашевич В. С. Шёл вперед солдат. – Звезда. – 1985. – 10 апреля, с. 44.

  5. Ляшева Р. П. Радости жизни с привкусом горечи. – Библиотека. – 2000. – №10. – с. 85–86.

  6. Минохин М. М. Современная советская проза о подвиге народа. – М.: Просвещение, 1982, с. 115.

  7. Печенина Н. В. Спец. семинар на проблеме героизма в современной советской прозе Великой Отечественной войны. – М.: Просвещение, 1986, с. 150.

  8. Пискунов В. В. Написано войной. Литературное обозрение. – 1985. – №4. –

с. 13–20.

  1. Пупк Х. Донести величие тех лет. – Дет. литература. – 1985. – №5. – с. 58–59.

  2. Редякин С. Г. О военной прозе. – Независимая газета. – 2000. – 12 мая. –

с. 9–10.

  1. Рубашкин А. Правда сущая. – Звезда. – 1984. – №5. – с. 178–187.

  2. Саватеев В. На марше. В поиске. – М.: - 1982. – №7. – с. 192–196.

  3. Сборник научных трудов. Концепция человека в литературе XX века. – Курган, 1997, с. 80.

  4. Сигров В. К. Сильнее смерти. – Веч. сред. шк. – №3. – с. 27–30.

  5. Симонов К. М. Разные дни войны. – М.: Художественная литература, 1982,

с. 205.

  1. Симонов К. М. Сегодня и давно. М.: Советский писатель, 1976, с. 370.

  2. Скорлыгина Е. К. Неостывающая память. – Лит. учета. – 1985. – №2. –

с. 92–100.

  1. Строчка в летописи. – Литературная газета. – 1985. – 20 марта. – с. 2.

  2. Сурганов В .Д. В развернутой цепи. – Литературная газета. – 1968. – 21 февраля. – с. 6.

  3. Топер П. П. Ради жизни на земле. М.: Советский писатель, 1971, с. 98.

  4. Фрадкина С. А. Традиции классики в прозе о Великой Отечественной войне. – Науч. докл. выс шк. Филол. науки. – 1985. – №2. – с. 9–16.

  5. Хабин В. В. Останется с нами навсегда. – Литературная газета. – 1985. 27 сентября. – с. 8.

  6. Холодяков Н. Н. Великая Отечественная война в произведениях ХХ века. Русская литература ХХ века. – Литература в школе. – №4. – 2004. – с. 19–23.

  7. Шапошников В. С. Цена победы. – Литературная газета. – 1988. – 22 июня. – № 25. – с. 4.

  8. Шутаков С. Д. И тыл, и фронт. – Наш современник. – 1983. – №5. – с. 179–187.

  9. Эльяшевич А. Задолго до победы. – Звезда. – 1987. – №8. – 190–199, №9. – с. 195–205.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24