Мир русской частушки
Введение
Частушка русская любима народом, её с
удовольствием слушают и ещё поют, и
пока она жива – жив народ.
В.Богомолов.
На уроках литературы и занятиях по гражданскому образованию мы изучили фольклор. Один из интереснейших жанров фольклора - жанр частушки.
В наше время, пожалуй, каждый взрослый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, то, по крайней мере, слышал их в исполнении профессиональных или самодеятельных хоров, известных артистов или безымянных певцов на различных праздниках народной песни. Дело в том, что отзывчивость на всё многообразие жизни, краткость и доходчивость частушек позволили использовать её как средство массовой агитации. В исполнении самодеятельных и «народных» хоров на рубеже 40-50х годов звучали частушки о насаждении лесных полос, потом о целине, о кукурузе и, разумеется, постоянно, о счастливой колхозной жизни. Сейчас эти частушки воспринимаются как плакатные стихи, далёкие от поэзии. Но ведь появляются на многочисленных сценах новые - о перестройке, об ускорении. Профанация высоких тем и понятий, профанация частушек. Не утверждаем, что на крупные события или сдвиги в жизни общества частушки не откликаются. Наоборот, они очень оперативный жанр устного творчества, но их содержание и тональность далеки от плакатно – гимнических. Такие частушки, если попадают в печать (что в наше время редко случается), то значительно позднее породивших их явлений.
Из нашего пока небольшого жизненного опыта знаем, что частушки любят и довольно часто поют в нашей деревне. Заинтересовавшись этим материалом, мы поставили перед собой следующие вопросы:
1.Какова история русской частушки?
2.Кто исполняет и сочиняет частушки?
3.Какова тематика частушки?
4.Какие особенности языка частушки делают её яркой, запоминающейся?
5.Какое значение имеет частушка в современной жизни?
Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, возникшие перед нами, мы изучили специальную литературу, познакомились с несколькими сборниками частушек, работали со «Словарём Пермских говоров».
Мы начали собирать частушки, обращаясь с просьбой записать известные и любимые частушки к своим односельчанам. Среди учеников нашей школы мы решили провести анкетирование.
Цель нашей работы:
1.Проследить процесс появления и жизни русской частушки.
2.Собрать частушки, известные жителям нашей деревни; составить картотеку.
В процессе работы решим задачи:
1.Изучить литературу о частушках.
2.Выявить тематику собранных частушек.
3.Выяснить, какие средства выразительности речи используются в частушках.
4.Выяснить отношение современной молодёжи к русской частушке.
Частушки обладают всеми признаками художественных произведений, в которых образы, будучи однажды созданными (или многократно преобразованными, так как речь идёт о произведениях устного народного творчества), приобретают относительную самостоятельность.
Новизна частушек всё же такова, что не позволяет противопоставлять их старинным песням, говорить о разрыве с ними. Частушки возникают на глубокой основе русских песенных традиций, развивают и обогащают их, вбирая в себя возможности и качества ряда жанров и видов русской крестьянской песни.
Многочисленные учреждения культуры, самодеятельные и профессиональные хоровые коллективы собирают частушки для их сценического воспроизведения. На сцене - от колхозного клуба до первоклассного концертного зала- частушки получают вторичную жизнь (разумеется, если они не искажаются в угоду современным ритмам или ложным представлением о жанре. Книги и сборники дают вторичную жизнь частушке, переводя её из устного бытования в разряд литературы, условно- книжной поэзии. Не стоит тешиться иллюзией, что книга вернёт частушку в её прошлое состояние. Однако книга (кроме её чисто литературного назначения) может морально поддержать и на какое- то время возродить частушку в тех очагах, где традиционная крестьянская культура ещё не угасла.
Собранный нами материал имеет важное значение для изучения родного языка, литературы, истории родного края. Его можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Кроме того, он будет иметь практическое применение в работе библиотеки, сельского Дома культуры.
Духовный мир формирует культура, и мир русской души сформирован именно народной культурой. И у нас существует множество трудов по её отдельным областям. По русскому фольклору. О религиозных исканиях и танцах. Да и вся великая русская художественная литература тоже ведь о народе, о народном и национальном.
Данный материал будет интересен для любого человека, изучающего свой край, его историю, национальные традиции, любящего свою малую Родину.
Мы познакомились с некоторыми книгами о фольклоре и сборниками частушек.
В книге А..П.Рогова «Мир русской души» показан богатый пласт народной культуры, её развитие, начиная с одежды, зодчества, преданий, обычаев. Одна из глав посвящена фольклору.
Сборник «Русское народное поэтическое творчество» представляет очерки по истории поэтического творчества 19-20 веков.
В сборник «Частушки Среднего Урала» включены частушки, бытовавшие на территории Среднего Урала в дореволюционный период, существующие и в наши дни. В этих частушках звучит история народной жизни.
«Частушки», собранные известным нашим земляком, гармонистом – частушечником Михаилом Ивановичем Вилисовым – это и фольклорные частушки, и авторские, записанные в прикамских сёлах. Предисловие к этому сборнику написал В.Богомолов.
Издание «Я приду на посиделки» (составитель Н.Старшинов) рассчитано на массового писателя. Здесь показано подлинное народное искусство. В частушках звучит юмор, озорство, удивительная сосредоточенность.
Анатолий Гребнев в газете «Звезда»(1992) вёл конкурсную рубрику «Частушка». Среди частушек мы нашли частушки, присланные из нашего
Частинского района.
Интересно познакомиться с научно – популярным изданием «Ох и пела бы я …». Это частушки на коми – пермяцком языке с подстрочным переводом на русский язык.
История появления и изучения русской частушки
Частушки возникли во второй половине 19 века. Это новый жанр по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек – отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые события конец 19 – 20 века.
Слово «Частушка» - первоначально одно из названий коротких, «частых» (в отличие от «протяжных», «долгих») песен. В литературу оно вошло из очерка Глеба Успенского «Новые народные стишки»(1889г); в этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа.
Постепенно слово «частушка» стало приобретать значение общего термина для обозначения коротких (преимущественно четырёхстрочных) народных песен (вне зависимости от того, часто или протяжно они поются). Теперь оно повсеместно вошло в народный обиход и употребляется наряду с местными названиями рассматриваемых песен, а в ряде случаев и вытесняет местные названия. На 1– ых же стадиях бытования этих песен в разных местностях их называли по-разному: просто песни, короткие песни, коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки и т.д.
В разных литературных сборниках определение «частушки» написано по-разному. Вот несколько вариантов:
1.Частушки - главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня) к нему же обращены.
2.Частушки – единственный жанр русского фольклора, собирание и изучение которого ведётся почти с его рождения.
3.Русская частушка – уникальный жанр: ничего подобного нет во всей мировой литературе.
4.Частушки – песни про себя и для себя, о моём, нашем отношении к другому человеку, другим людям. Они предельно личны.
При общей характеристике содержания частушек их называют молодёжным жанром. И не случайно. В частушках поётся о том, что занимает, волнует молодых людей – парня или девушку, от подросткового возраста до брака.
Как ни грустно сознавать, но именно электричество было одним из факторов, положивших начало уходу частушек из устного бытования. Говоря об электричестве, мы имеем в виду весь комплекс изменений в крестьянском быту, вызванный повсеместной технической перевооружённостью сельского хозяйства. В новых условиях старинные формы поведения досуга – посиделки, вечерние и праздничные гулянья молодёжи на улице – вытесняются. Кино и радио, затем радиола, магнитофон, транзистор увлекают молодёжь, в репертуаре которой вне столь давние времена первое место занимала частушка, превращают молодых только в потребителей «готовой» музыки, в слушателей профессионально исполняемых песен. Гармонь, неизменимая спутница частушки на протяжении ряда десятилетий, становится ненужной: есть музыка на пластинке, на магнитной ленте.
Сфера исполнения песен «для себя» постоянно сужается. Самодеятельность в различных ее видах, способствуя выявлению местных талантливых людей и, ориентируясь на уровень профессионального искусства, делит деревню неравным образом на исполнителей и слушателей, зрителей .Традиционные крестьянские формы веселья ,исполнения лирических песен такого деления почти не знали.
В послевоенные годы и сама частушка заметно меняется.
Уже говорилось об утрате исконных устремлений ее героев к « малой родине». Во второй половине 40-х-начала 50-е годы в деревне почти не оставалось парней. С 60-х-начала 70-х годов картина другая. В поредевшей деревне возникает «проблема невест»: девушки почти все уезжают в город. Пока в сельской местности оставались девушки и молодые женщины, традиция прежних гуляний и исполнения частушек окончательно не затухала. Но когда деревня осталась «без девок», эта традиция прервалась. Приезжающих на каникулы или в отпуск «горожанок» деревенские песни не интересовали, прежние участники гуляний и посиделок старели.
Наибольшая доля частушек озорных, грубых, «с картинками» всегда была. Эти частушки входили прежде всего в репертуар ребят-подростков , которые похвалялись ещё не состоявшимися любовными победами . Посерьезневшие парни-женихи такие частушки петь избегали . При совместных гуляньях (парни и девки, мужчины и женщины) грубая частушка была вообще нежелательной .В период жизни деревни «без парней» и в период «без девок» взаимно сдерживающее ,облагораживающее начало оказалось ослабленным. Частушки огрубели, доля неприличных значительно возросла.
Частушки в устном бытовании удерживаются почти повсеместно, хотя и возрастная граница исполнителей традиционного репертуара неуклонно повышается, и повседневность пения частушек (характерная для 20-40-х годов) сменилась отдельными всплесками его на гуляньях. Постоянный отток молодёжи из деревни привёл к демографически опасной черте, за которой естественное возрождение и старой крестьянской песни и частушки практически невозможно. Это относится прежде всего к северным и среднерусским областям, которые целое столетие были основной базой «производства» частушек.
Полное забвение посиделок и вечеринок, исполнение частушек только при весёлых плясках (без участия молодёжи) во время гуляний в деревне и городе укрепили взгляд на частушку только как на весёлую, озорную песенку. Именно такая односторонняя характеристика даётся всеми ныне пишущими о частушках.
Поскольку это песни, при их исполнении происходит «вхождение» певца (певцов) в образы этих песен. Человек отождествляет себя с тем персонажем, от имени которого песня поётся. Но это-отождествление во время пения. Вспоминается другая частушка, в ней другой характер у персонажа, иная жизненная ситуация, и происходит перевоплощение в иной образ. Песня помогает девочке-подростку вообразить себя взрослой девушкой, за которой парень ухаживает, которой объясняется в любви; старая женщина, перебирая в памяти частушки, переносится во времена молодости, ставит себя в различные положения, бывшие не состоявшиеся в её далёкой молодости.
Мечты о любви, первые робкие признания и встречи, ухаживание и «завлекания», свиданья и расставанья, сомнения, раздумья, страдания и разочарование влюблённых, мечтания о замужестве или о женитьбе, их осуществление либо, чаще несбыточность-основная канва, по которой препятствия: не одобрение родителей, сплетни посторонних людей и недоброжелателей, разлука (отъезд парня на «чужую сторону», в солдаты), материальное или образовательное неравенство любящих, открывшееся несходство характеров, легкомыслие или измена одной из сторон. Всё это создаёт конфликтные ситуации, которые, в зависимости характера персонажа (а их в частушках множество) и социально-бытовых условий, по-разному разрешаются, к радости или печали молодых людей.
Среди подлинных народных частушек немало юмористических и сатирических. Именно их, хотя не они составляют большую и лучшую по художественным достоинствам долю частушек, демонстрируют в первую очередь. Иногда и вполне серьёзные частушки превращаются в комические. В 60-е годы «Ярославские ребята» выступали с пением частушек. В одной из них парень упрекает девушку в, что она его, немилого, завлекла и он напрасно ухаживал за ней целую зиму. Содержание серьёзное: парень хотел жениться, его надежда не сбылась. Эту и другие частушки пели, усиленно окая (даже в тех словах, где местная ярославская норма этого не допускала) для городской аудитории с акающим произношением. Комический эффект усиливался мимикой и жестами.
Композиционные формы частушек не ограничиваются параллелизмом. Питающиеся живой разговорной речью, они находят множество композиционных возможностей.
На ограниченной «словесной площадке» в четыре (иногда в две) строки частушки умеют предельно ясно и художественно выразить душевное волнение и глубокое чувство, нарисовать яркие образы людей и картины их взаимоотношений, дать меткие, серьёзные и комические характеристики.
Когда в конце19-го-начале 20-го века о частушках широко заговорили в печати, они были молодёжными и по составу поющих их людей. Эти песни первоначально слагались и распевались только в кругу девушек и парней. Пожилые люди не считали частушки серьёзными песнями, относились к ним пренебрежительно. Время шло, молодые старели, но не забывали песен своей молодости. Постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов.
Взрослые люди в любовных коллизиях выступают как сочувствующие желаниям молодых людей или как их противники. Бывают они и главными персонажами, но преимущественно комическими, поскольку изображаются с позиции всё той же молодёжи
Вот улица, по которой «мы» гуляем, проходим, поглядывая на заветные окна; «в том конце» колодец, у колодца встречаются подружки, влюблённые, соперники и соперницы, бабы сплетничают. В это небольшом мире все замечательно, всё на виду у всех. На улице ярко выделяются (для него, для неё) дом с крашеным крылечком, дом, в котором «на окне герань цветет» или перед которым растёт куст смородины, «тополиночка». На завалинке, на бревне, на скамейке, у ворот встречаются и расстаются с залетами, собираются побеседовать, попеть, поплясать девки и парни. Зимой они катаются на санках, собираются на посиделки, весной качаются на качелях. Проводят гулянья под окнами, на лугу, у реки. За деревней луг, поле, лес, горы, тропинки и дорожки, проторённые нашими героями, а иногда и снова заметённые снегом или заросшие травой.
В избе печь и полати, вся домашняя утварь (ухват и сковородник, кадушки и ушаты, горшки и т.д.), стол, тесовые лавки и скамейки, «моя», девичья горенка. Здесь прядут и ткут, шьют и вышивают; впрочем, эти зимние занятия не исключают выполнения девушкой и всякой другой крестьянской «тяжёлой работушки».
Все детали быта, хозяйства и природы непосредственно связаны с судьбой персонажей их переживаниями и раздумьями, входят в художественную сущность частушек, которые живы деревенским бытиём, им порождены. Они – поэтический голос русского крестьянства на одном из важнейших этапов его истории. Лирический персонаж частушки, даже если он вынужден оставить деревню, повернут лицом к ней.
Подростки взрослеют. Первая влюблённость (или ряд их) переходит в глубокое чувство любви с его тоской и мечтами либо наступает разочарование в прежних увлечениях. Возникают размолвки, ссоры, «измены». Грустные раздумья и взаимные упрёки, сомнения и страдания девок и парней во всём многообразии их характеров нашли художественно ёмкое и убедительное выражение в частушках.
В частушках юмористического и сатирического плана преувеличением (гиперболизацией) достигается неповторимый комический эффект. Тут ребята, которые на болоте «клюквой подавилися», потому не пришли на вечеринку, тут девки, которых «пилят на дрова», и множество других смешных положений, в которые попадают персонажи этих забавных и озорных песенок.
Живой, почти разговорный язык в единстве с выразительными средствами старинной русской песни придаёт частушкам особое поэтическое обаяние. Частушки, «простые и бесхитростные» песенки, как будто не прибегают ни к каким художественным приёмам, или, как говорил А.М.Горький, они «строятся из чистого языка».
Художественная практика Горького, давшего образцы того, как надо обращаться с поэтическим наследием трудового народа, его выступления по вопросам теории и истории народного творчества, связанные с идеологической борьбой коммунистической партии в предоктябрьские годы, знаменовали наступление нового этапа в развитии взаимоотношений фольклора и литературы, в изучении и освоении народного творчества.
Молодой Маяковский писал о тех горожанах, которые сформировались в начале двадцатого века в растущих как на дрожжах городах, городках и посёлках. Писал их же собственным, только что народившимся языком, в урбанизованном строе:
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
И, в том числе им самим сочиненные, он использовал для своих агитационных плакатов.
Я решила выделить различные темы частушек и привести к ним несколько примеров:
1. Маленькие судьбы в большой истории России 20-го века
* * *
Поработай, поработай,
Мой конёк вороненький:
Обрабатывай, паши
Этот луг зелененький.
* * *
Отворилися ворота
В яровое полюшко.
Милка замуж, я в солдаты,
Нам обоим горюшко.
* * *
Поведут меня в солдаты,
Вся семья пойдёт со мной,
А залётка дорогая
Пойдёт правой стороной.
2. Посиделки и гулянья.
* * *
Скоро; девушки, Покров,
Скоро нам гуляночки:
По деревне заиграют
Новые тальяночки.
* * *
У гармошки переборы,
У баяна громкий бас.
По деревеньке проходили
Шестьдесят девятый раз.
3. Любовь: радость и горе, надежды и разочарования .
* * *
Ой, сады мои садочки,
Сажены, горожены.
Ты люби, люби, сердечко,-
Это так положено.
* * *
С неба звёздочка упала
Прямо на телёночка.
Неужели не найдётся
Для меня милёночка?
* * *
Меня, девочку, не греет
Моя аленькая кровь.
Потому она не греет-
Нет забавочки в любовь.