|
Николай Гумилёв. Путь к вершинеНиколай Гумилёв. Путь к вершине Небо… Оно всё
равно останется самым загадочным и
необычным Я уже упоминала вначале, что среди образов, объединяющих поэзию Гумилёва, особенно заметны астральные, космические – звёзды, планеты, кометы и т.д. Уместным будет и сравнение его поэтической судьбы, и развитие дара с взрывом звезды, перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие её пространства. Думаю, стихи Николая Степановича Гумилёва нельзя рассматривать в отрыве от вех его жизни: Царское Село с его духом и культом Пушкина и разлитой в воздухе поэзией, перипетии неразделённой любви, африканские путешествия, Первая мировая война, на которой он получил два Георгиевских креста, видимо, немало содействовали созреванию поэтического таланта. И погиб Гумилёв, как герой собственных баллад, бросив вызов варварству (он стал жертвой большевистского террора). Конечно, всё это повлияло на формирование своеобразного стиля Гумилёва, который стал итогом восхождения поэта к вершине Поэзии. А проследить эволюцию творчества Николая Гумилёва я решила на примере астральных и космических образов в его стихотворениях. Путь поэта условно разделяют на два больших периода: 1) творчество на рубеже двух эпох, становление Гумилёва как поэта, Гумилёв и акмеизм (сборники: «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические цветы» (1907), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916)); 2) зрелое творчество поэта (сборники: «Колчан» (1916), «Костёр» (1918), «Шатёр» (1921), «Огненный столп» (1921). Основа моего исследования – следующие сборники: два первых («Путь конквистадоров», «Романтические цветы»), «Колчан», т.к. этот сборник необычен тем, что является «серединой» творчества (входит и в первый, и во второй периоды), и «Огненный столп» (один из последних сборников). Свою первую книгу стихов («Путь конквистадоров») Гумилёв опубликовал, ещё учась в Царскосельской гимназии в 1905 году. В ней видны следы самых разнообразных влияний: от Ницше, прославлявшего сильную личность, до современника Гумилёва французского писателя Андре Жида, чьи слова «Я стал кочевником, чтобы сладострастно прикасаться ко всему, что кочует!» взяты в качестве эпиграфа. Сам же поэт считал этот сборник неудачным и никогда не переиздавал его. В.Брюсов о первой книге стихов Гумилёва писал: «По выбору тем, по приёмам творчества автор явно примыкает к «новой школе» в поэзии, но пока его стихи – только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные». Однако не зря В.Брюсов увидел в этом сборнике нечто существенное и индивидуальное, найденное Гумилёвым. Появляются очень знакомые по символистской поэзии воспеваемые ценности. Вот, например, небо и с ним связанное – «голубая высота», «лазурный сон», «заснувший день», «воздушный небосклон» и т.д. Но они, утончённые, возвышенные, отстаиваются дерзновенным мечом, «вихрем грозовым, и громом, и огнём». Пока, в первом сборнике, права света и тьмы уравновешены, т.е., если в стихотворении есть образ дня, то за ним обязательно следует и образ ночи. Мне всё открыто в этом мире – И ночи день, и солнца свет, И в торжествующем эфире Мерцанье ласковых планет. («Credo»). В новых стихах
появилось мужественное, волевое начало,
которое сделается потом неотъемлемой
приметой гумилёвской лирики. Стиль,
Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду. Следующим этапом на пути эволюции творчества поэта стал второй сборник – «Романтические цветы», который вышел в Париже в 1908 году. Эволюция, запечатлённая в сборнике, была ещё незначительной, чтобы можно было говорить о решительной перемене. Однако в «Романтических цветах» Гумилёв уже поставил перед собой задачу постепенно, но неуклонно свести поэзию на землю, насытить слово, уставшее от эфира и иносказаний, предметностью, плотью и твёрдым смыслом. Гумилёв намеренно освобождался от «музыки», он учился быть в слове пластичным, выпуклым, скульптурным, т.е. он стремился быть акмеистичным. Акмеизм (от греч. akme – остриё, лезвие, вершина; высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской поэзии 1910-х годов; направление, созданное в противовес символизму, Гумилёв был одним из его представителей. Акмеисты провозглашали стремление к «прекрасной ясности» (М.А.Кузмин), воспевали «радостное любование бытием» (Н.С.Гумилёв), призывали открыть заново красоту и ценность человеческого существования. Но та реальность,
которую хотел изображать Гумилёв в
период создания сборника «Романтические
цветы», не могла дать столько красок и
Ему грациозная стройность и нега дана И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. («Озеро Чад»). Однако, несмотря
на «экзотическую» яркость, образ ночи
в этом сборнике уже преобладает.
Появляются призраки, необыкновенные
сравнения, описание сновидений и
всепоглощающая бездна, темнота, а также
«Ночная мгла несёт свои обманы, Встаёт луна, как грешная сирена…». «Мой старый друг, мой верный дьявол…» «Призрак какой-то неведомой силы…» «И звёзды предрассветные мерцали, Когда забыл великий жрец обет…» «И монахи Угрюмые пели Заклинанья против мрака и тьмы?» «Страшный сон увидел я сегодня…» В общем, сборник
получился достаточно эклектичным: здесь
и Итогом моей работы с первыми сборниками («Путь конквистадоров», «Романтические цветы») я хочу сделать сравнительный анализ двух стихотворений: из начала первого – «Рассказ девушки» и из конца второго – «Одиноко-незрячее солнце смотрело на страны…», чтобы тем самым наглядно показать развитие творчества Гумилёва. Рассказ девушки В вечерний час горят огни… Мы этот час из всех приметим, Господь, сойди к молящим детям И злые чары отгони!
Я отдыхала у ворот Под тенью милой, старой ели, А надо мною пламенели Снега неведомых высот.
И в этот миг с далёких гор Ко мне спустился странник дивный, В меня вперил он взор призывный, Могучей негой полный взор.
И пел красивый чародей: «Пойдём со мною на высоты, Где кроют мраморные гроты Огнём увенчанных людей.
Их очи дивно глубоки, Они прекрасны и воздушны, И духи неба так послушны Прикосновеньям их руки.
Мы в их обители войдём При звуках светлого напева, И там ты будешь королевой, Как я – могучим королём.
О, пусть ужасен голос бурь И страшны лики тёмных впадин, Но горный воздух так прохладен И так пленительна лазурь».
И эта песня жгла мечты, Дарила волею мгновенья И наряжала сновиденья В такие яркие цветы.
Но тих был взгляд моих очей, И сердце, ждущее спокойно, Могло ль прельститься цепью стройной Светло чарующих речей.
И дивный странник отошёл, Померкнул в солнечном сиянье, Но внятно – тяжкое рыданье Мне повторил смущённый дол.
В вечерний час горят огни… Мы этот час из всех приметим, Господь, сойди к молящим детям И злые чары отгони. * * * Одиноко-незрячее солнце смотрело на страны, Где безумье и ужас от века застыли на всём, Где гора в отдаленье казалась взъерошенным псом, Где клокочущей черною медью дышали вулканы.
Были сумерки мира.
Но на небе внезапно качнулась широкая тень, И кометы, что мчались, как волки свирепы и грубы, И сшибались друг с другом, оскалив железные зубы, Закружились, встревоженным воем приветствуя день.
Был испуг ожиданья.
И в терновом венке, под которым сочилася кровь, Вышла тонкая девушка, нежная в синем сиянье, И серебряным плугом упорную взрезала новь, Сочетанья планет ей назначили имя: Страданье.
Это было спасенье. Два, казалось бы, абсолютно разных стихотворения всё же имеют, по крайней мере, одно сходство – в них описана ночь, однако, безусловно, стоит заметить, насколько разные эти две ночи. Первое
стихотворение («Рассказ девушки») вполне
оправдывает своё название: оно имеет
повествовательный характер, сюжет, т.е.
выстраивается определённый порядок
действий: 1 строфа – вступление, из
которого мы понимаем, что героиня спит
и далее речь пойдёт о её сне, 2-10 – сам
сон, 11– заключение. Второе же стихотворение
– не сюжетное, мы уже не Размеры стихотворений также играют немаловажную роль. В первом стихотворении – 4-стопный ямб создаёт ту самую интонацию повествования, о которой я писала ранее. Во втором стихотворении – 5-стопный анапест чередуется с 3-стопным хореем. Оба размера помогают передать интонацию утверждения и в то же время какой-то безысходности. Перейдём к самим снам. Как известно, сны – «изображение» наших мыслей, т.е. то, о чём мы больше всего думаем. В «Рассказе девушки» сон прекрасен, всё гармонично уравновешено, изображаются мечты героини о прекрасном принце, который придёт из далёкой страны или, как в стихотворении, спустится с неба, заберёт её с собой и сделает своей королевой: И в этот миг с далёких гор Ко мне спустился странник дивный, В меня вперил он взор призывный, Могучей негой полный взор. И пел красивый чародей: «Пойдём со мною на высоты, Где кроют мраморные гроты Огнём увенчанных людей». С самого начала Гумилёв уравновешивает права «тьмы» и «света»: В вечерний час горят огни… Во втором
стихотворении сон страшен, он как бы
изображает конец света. Ощущение ужаса
от происходящего достигается благодаря
использованию оксюморонов и антитезы.
Сначала даже невозможно понять, о каком
времени суток идёт речь: «Одиноко-незрячее
солнце смотрело на страны», однако
затем, после первой строфы, автор
поясняет: «Были сумерки мира». Как
страшно звучит: не сумерки дня, а «сумерки
мира», т.е. если |
Loading
|