Центральный Дом Знаний - Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Народные идеалы, выраженные в русских народных сказках 1

к началу

Нелегко проникнуть герою в тридесятое царство, зато возвращаться, добыв нужный предмет, по знакомой дорожке легко. А вот противнику героя, пустившемуся в погоню, невозможно преодолеть огненной реки: нет у него полцарства. Сказочнику же своё вознаграждение: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало".

Сказка изображает идеальный мир, в котором возникают предельные конфликты: голод, болезнь, беспросветная нужда, смертельная опасность. В финале любой конфликт ждёт идеальное разрешение: победа главного героя, устранение беды-недостачи, брак и воцарение. Сказка – это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве её создателей. Таким образом, сказка рассказывает о бедах, радостях и практических нуждах каждого человека: быть сытым и одетым, иметь крышу над головой, создать семью, обеспечить достаток, здоровье и счастье в родном доме. К этому и устремлены народные идеалы, воплощённые в народных сказках.

Показательно, что и замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова строится в соответствии с логикой волшебной сказки, персонажи которой отправляются за тридевять земель в поисках лучшей доли. Герои Некрасова стремятся найти идеал бытового сословного счастья, опрашивая священника, помещика, крестьянку, нищих, рабочий люд1. К финалу же поэмы возникает представление о связи личного счастья с судьбой всего народа.

Сказка воплощает общие всем людям потребности и идеалы (Василиса Прекрасная – доброту, Марья-Моревна – любовь и верность, Алёнушка – заботу о брате, Иван-царевич – силу и благородство, Снегурочка – красоту души, падчерица – трудолюбие и терпение, Василиса Премудрая – умение создавать красивые искусные2 вещи, Иван-крестьянский сын – стремление одержать победу над врагом, младшая дочь – готовность спасти своего мужа) , но это не значит, что все сказочники рассказывают один-единственный сюжет. Герой волшебного повествования — человек, но человек определённого возраста и социального положения.

Анализируя волшебные сказки, знакомые с детства, мы сделали наблюдение, что взрослый человек - герой змееборческого сюжета (сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»). У взрослого есть свой дом, семья, своя земля. У родной земли есть враги, например: трёхглавый, шестиглавый и двенадцатиглавый змей. С ними будет биться на Калиновом мосту богатырь, отстаивая пределы своего, человеческого мира от вторжения враждебных сил.

Другой герой — молодой человек. У него ни дома, ни семьи, ни обязанностей, поэтому в глазах всей общины он человек негодящий3, пустой, дурачок. Но оказывается, что он умеет лучше других управиться с неожиданными обстоятельствами, требующими не бытовой смекалки и опыта, а обрядовых знаний и умений. Только он способен усмирить Сивку-бурку, он сумеет понять, о чём говорит щука, он рассмешит царевну Несмеяну. А проявив свои качества, он обретёт и вес в общественном мнении, и семью, и социальное положение (царский зять).

Другой юноша не столь уверен в своих силах и в своей судьбе, чтобы лежать на печи и ждать, пока счастье само на полати привалит. Это герой-искателъ. Это ему брести4 куда глаза глядят. Ему искать молодильные5 яблоки для больного отца сюжет сказки «Пёрышко Финиста— ясна сокола».

Герой сказки, нашедший своё счастье, уже не покинет родной стороны. Таковы старшие братья, у которых и дом, и семья — полная чаша. Герой же, не познавший своей участи, отправится за тридевять земель. Но есть и третий тип сказочных персонажей, которым и подумать страшно о том, чтобы уйти далеко от дома. Это герои-дети.

В сказке ребёнок, оказавшийся вне дома, подвергается постоянной опасности, поскольку ещё совсем ничего не знает о законах окружающего мира. Малых и неразумных детей уносят гуси-лебеди, похищают лисы, выманивают ведьмы, перековавшие свой грубый голос под маменькин голосок. Да и сами они норовят попить из лошадиного, коровьего или козьего копытца. Дети постарше, подростки, уже кое-что понимают в происходящем. Обычаи и правила повседневного поведения им уже отчасти знакомы. Они могут расспросить встречных людей, животных, стоящие при дороге деревья. Старшая сестра догадается прикормить дикого зверя, смазать скрипящие ворота, подвязать ленточкой обломившуюся ветку берёзы.

Маленький ребёнок в лесной избушке рискует быть съеденным и лишь чудом избегает натопленной печки. Падчерица же в логове ведьмы не только сумеет избежать скорой расправы, но и добудет волшебный огонь из глазниц черепов, что висят на изгороди страшного дома. Но и ей не придёт в голову проникнуть дальше , в глубь леса. Только юноша-искатель не остановится на границе двух миров. Он знает заговор, способный повернуть избушку на курьих ножках: "Избушка-избушка, остойся6 к лесу пятами, ко мне воротами. Мне в тебе не век вековать, одну ночь ночевать". Он знает, как себя вести с Бабой-Ягой. Он получит необходимое и пойдёт к самому сердцу загробного мира.

Сказка описывает единые законы идеальной вселенной. Похожее назначение есть и у пословиц. Но пословицы излагают законы окружающего мира в виде прямых утверждений и запретов ("Не плюй в колодец, пригодится воды напиться"). Сказки же показывают, как работают эти нормы в жизни героев, как восстанавливается исконный порядок после нарушения повседневного хода событий.

Мы не могли не заметить, что в волшебных сказках есть и отрицательные персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный — страшный, сильный старичище, похищающий женщин — как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга — „костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый". Это Змей Горыныч, пьшущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и „мужичок с ноготок — борода с локоток" и др. Эти чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи. Это ненавидящая детей мужа мачеха, это старшие братья героя и т. д.

Со всеми ними ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак и др. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все это вызывает у нас восхищение. Мы сочувствуем им в трудную минуту, радуемся их победам. Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу... Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Царевна-лягушка» приходят на помощь медведь, заяц, щука.

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки — своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Как с неослабевающим вниманием читаем мы современные фантастические повести о приключениях людей на далеких планетах, так с огромным интересом следим и за путешествием сказочного героя в „тридевятое царство, тридесятое государство". Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно — чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на распрекрасной царевне или королевне.

В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать свое национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, — разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И сказки русские — просты и глубоки, как сама русская душа.

Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать7 свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать8 ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут как бы «в ладу» со своею национальною сказкою, согласно чудесному и мудрому завету Лескова: «живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою! Горе тому, у кого ее не будет под старость!» («Соборяне»)...

«Вечером, - пишет Пушкин своему брату, - слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»...

В уединении деревенской жизни наш светлый гений уходил каждый вечер к великому морю человеческого созерцания, туда, где у русской излучины растет вечно «зеленый дуб» русской национальной силы и русского национального духа; и мудрый, «ученый кот», постигший науку тайноведения, мастер песни и ведун сказки, прикованный «златою цепью» истории к русскому дубу и русскому духу, — пел ему песни русского бытия и сказывал ему сказки русской жизни...

И мы — томимся ли мы, ищем ли общения с нашим народом, созерцаем ли мы наши русские судьбы, размышляем ли о нашем русском несчастии или готовимся к самостоятельной жизни — сядем вслед за Пушкиным под зеленый дуб чашей России, и пусть наш мудрый кот заведет нам свои песни и скажет свои сказки!


Глоссарий

Брести – идти.

Внимать – вникать.

Вопрошать – спрашивать.

Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлениц, совершенное воплощение чего-нибудь.

Искусные – красивые, необычные.

Испить – попить, выпить.

Исследование – научный труд.

Люд – люди, народ.

Молодильные – омолаживающие.

Мышление – высшая ступень познания – процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Невесть – неведано, неизвестно.

Негодящий – негодный, ненужный.

Оросает – бросает.

Остойся – повернись.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования.

Сглодать – съесть.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сюжет – последовательность и связь описания событий.

Уста – рот, губы.

Хоронится – прячется.



Литература

  1. П.Г. Богатырёв. Вопросы теории народного искусства. М., «Искусство»,

1971.

  1. Д.С. Лихачёв. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

  2. В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград, 1986.

  3. А. Шаров. Волшебники приходят к людям. «Детская литература», 1979.

  4. Школьная библиотека. Русские народные сказки. М., «Просвещение», 1983.

  5. Абрашкин А. «Чудо-юдо и русская история»// «Молодая гвардия», 1993, №1, стр.242.

  6. Г.Л. Венедиктов. Духовная культура народа. Русская сказка.// «Русская литература», 1986, № 4, стр.84.

  7. И. Ильин. Духовный смысл сказки.// «Встреча», 1996, №3, стр. 29.

  8. С.В. Тураев. Литература. Справочные материалы. М.,«Просвещение», 1989.

  9. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Краткий словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1978.

  10. П. Кошель. Большая школьная энциклопедия I том. М., «Олма-Пресс», 2000.

  11. Ю.Г. Круглов. Русские народные сказки. М., «Просвещение», 1983.

  12. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., «Азбуковник», 1999.


1 Люд – люди, народ.

2 Искусные – красивые, необычные.

3 Негодящий – негодный, ненужный.

4 Брести – идти.

5 Молодильные – омолаживающие.

6 Остойся – повернись.

7 Вопрошать – спрашивать.

8 Внимать – вникать.   

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24