Центральный Дом Знаний - Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой 3

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образ поэта в творчестве Анны Ахматовой 3

к началу

Стихи царскосельской Музы горят как изумруд. Горестные строки Музы «Реквиема» совсем иные. Они горят кровавыми ранами. Они сложены «под звон тюремных ключей». Они рисуют другой город - выхолощенный, вымоченный, опустошённый. Над ним царит не Пушкин, а адмиралтейская игла, не сияющий Исаакий – царит тюрьма. Город рядом с ней - ничтожная пустышка. Он болтается у неё на привязи «ненужным привеском». Кажется, «запах прогнивших нар» проникает сюда из бесконечных концлагерей, полонивших страну. Нет сверкающего классического Петрополя. Есть пересыльный пункт – на Иргиз безводный, на Колыму, на Соловки.

Светлая героиня просыпалась на рассвете оттого, что радость душит».

Горестная просыпается, чтобы услышать весть о новой беде.

Каждый день для первой был драгоценным даром, каждая дата - счастливой:

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году.

У второй все календарные даты страшны: « нет среди них ни одной не проклятой».

Избытком радости Светлая щедро одаривала окружающих. «Что не заходишь? – окликают её встречные.- Все говорят – ты приносишь счастье».

Скорбная не только всё время живёт « под крылом у гибели», она и сама превратилась в её предвестье и источник:

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

Первая своевольной ундиной плескалась в южном море, « на тёмных, тёплых волнах лежала». Когда она появилась в столице, «она казалась русалкой, случайно заплывшей в… недвижные воды царскосельских прудов».1

В литературный круг молодая поэтесса вступила щедро осыпанная похвалами лучших поэтов и поклонением читателей. Восторженная Цветаева назвала её Царскосельской Музой:

Мы коронованы тем, что одну с тобою

Мы землю топчем, что небо над нами тоже.


Героиня 1920-х и особенно 1940-х годов бесконечно, непоправимо одинока:

Мне снится страшный сон. Неужто в самом деле

Никто, никто, никто не может мне помочь!

В Царском Селе каждая клумба кажется ей свежей могилой. В гибнущем Петровом граде она бродит « по предсмертным площадям» то в роли «городской сумасшедшей», то с трещоткой прокажённого в руках. Она осмеяна, оплёвана, оклеветана. В красноармейской столице этой героине предстоит выть под кремлёвскими стенами. Как « стрелецкие жёнки».

Прежняя ощущала себя гордой царицей. Нынешняя не раз « кидалась в ноги палачу».

Необходимо подчеркнуть, что и героиня первых ахматовских стихов не только светла и радостна. Она часто изысканно манерна. Поэтесса любит и умеет придавать ей впечатляющие позы и жесты. Героиня рисуется. Она то сидит, как « фарфоровая кукла», то покоится в « пёстрой сетке гамака», то перепутает правую и левую перчатки, то сообщит, как легка её походка, то обратит наше внимание на то, что у неё в Библии

« красный кленовый листок заложен на Песне Песней». Она то плачет под платок свои «зацелованные пальцы», то протягивает руку для поцелуя.

Вполне подобен героине её избранник - опытный Дон Жуан. Поэтому их встречи - неизменно борьба. Разумеется, это не один человек, но образ его по сути один. Оно и естественно:

Возникают, стираются лица,

Мил сегодня, завтра далёк…»

Что мы знаем об этом герое? Там «он снова тронул» её колени «почти не дрогнувшей рукой». Тут забыл на столе «хлыстик и перчатку». А ещё оставил запах табака на её волосах.

Все эти пикантные детали, которыми часто принято восхищаться, не столько говорят о любви, сколько изображают двух изящных мастеров «науки страсти нежной». Изложено и вполне гармонирующее с героями их кредо:

Ты свободен, и я свободна,

Завтра лучше, чем вчера,-

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Императора Петра.

Это те «ахматовские пустяки», которых не принял Александр Блок. В письме он просил её отбросить всё «женское», всяческую «экзотику». Писать «жёстче, неприглядней, больнее»2 Поначалу Блок выразился ещё резче, сказав, что нельзя писать так, словно перед тобой мужчина. Надо писать так, словно перед тобой Бог. Блок говорил поэтессе, что она живая и ей не нужны куклы и придуманная красивость.

Но чтобы научиться писать так, словно перед тобой Бог, Ахматовой прежде пришлось научиться носить «лохмотья сиротства» как « брачную ризу».

Царскосельская Ахматова была, по воспоминанию Д.С. Лихачёва,

«франтиха» и всегда разъезжала в роскошной карете.

Трагическая Анна пишет: «Я ватник сносила дотла». Это, увы, не только образ. И носила она ватник, и дежурила с противогазной сумкой на плече.

Изнеженные руки, которые посетительница поэтических салонов изображала то « зацелованными», то теребящими изящную перчатку, предстают перед нами по- иному. Этими руками горестная Анна « с сиделками тридцать седьмого» мыла « окровавленный пол».

Образ нежной героини, Музой которой было само изящество, то изображён плачущим о несбывшемся соединении, то, у ранней Ахматовой, сочетался с образом молящейся девы.

Христианская тема в это время присутствует тоже часто, но она

( особенно по сравнению с поздними стихами) звучит легковесно. Героиня то молится оконному лучу, который так красив. То кокетливо сообщает, что у неё «на шее мелких чёток ряд». Тут же говорится о « незавитой чёлке», о цветах на груди.

Героиня поздней Ахматовой, Музой которой было страдание, прошла через крестные муки. Евангельские образы поэта - одно из высочайших достижений русской поэзии. Насыщенные библейской мощью, они не уступают лермонтовской «Молитве», но лишены его романтической грусти. Они трезвы, строги, чеканны:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Христова любовь страждет со всеми страждущими:

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе - тело Христово.

Молитва крепит дух, она нередко единственный бальзам:

...молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

В 1921 году согласились бы поставить своё имя Серафим Саровский, когда всё теснее сжимается кровавый круг, Ахматова формирует свою суровую жизненную установку. Подобного кредо нет ни у

одного из русских поэтов. Строки словно высечены на камне. Под такой скрижалью согласились бы поставить своё имя Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский или добровольно избравшая смерть великая княгиня Елизавета:

Земной отрадой сердца не томи,

Не пристращайся ни к жене, ни к дому.

У своего ребёнка хлеб возьми,

Чтобы отдать его чужому.


И будь слугой смиреннейшим того,

Кто был твоим кромешным супостатом.

И назови лесного зверя братом,

И не проси у Бога ничего.


Граница, отделяющая мир Нежной героини от героини скорбной, проведена роковым Октябрём. Всё « расхищено, предано, продано». Даже слова изменили свой смысл.

Когда-то Цветаева назвала Ахматову Музой Плача. Образ этот не был насыщен трагическим содержанием. Эта Муза, по словам Цветаевой, - « прекраснейшая из муз». Поза страдающей женщины в ахматовских стихах была изящна и поэтична. Свою грусть она называла « заветной» и даже желала взять её с собой в могилу. Эта нежная грусть так просто совмещалась с радостью. Полярные слова могли соседствовать:

Покинув рощи родины священной

И дом, где Муза Плача изнывала,

Я тихая, весёлая, жила…

Но когда Ахматова перенесла этот образ в трагические стихи, он наполнился иным смыслом. Эпиграф из Цветаевой «О, Муза плача…» Ахматова поставила к стихотворению «Комаровские наброски» в 1961 году, когда её лирическая героиня уже давно «отступилась …от земного всякого блага», когда уже давно созданы строки «Реквиема» о том, «что значит третий год не спать, что значит утром узнавать о тех, кто в ночь погиб». Теперь слова про Музу Плача не только напоминали о создавшей их Цветаевой, но и о самой Цветаевой, повесившейся в Елабуге. Менее всего они могли вызвать в воображении образ нежной девы, тоскующей о любви, и её Музы, что « голову в веночке тёмном клонит».

Прежняя Муза представала в её стихах как таинственная иностранка, смуглая девушка, которая учила героиню держаться на голубых волнах. Та муза существовала в просторе моря и света, в соловьиных садах. Эта стала воистину Музой плача. Она является в ночи, чтобы диктовать кромешные строки о горе, под которым «гнутся горы»:

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Но Данте, хотя и гонимый, все-таки рисовал лишь воображаемый ад. Ахматовская Муза, да и сама Ахматова, реально жили в этом аду…

В своих стихах Ахматова часто развивает тему поэта и поэзии как путь служения миру, людям, путь зачастую неблагодарный и тягостный:

Иди один и исцеляй слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

Гражданские мотивы тоже органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии. С её точки зрения поэзия не только сладкий дар песнопения, но и «веление небес», «тяжёлый крест», который нужно нести достойно. И поэтому поэт всегда обречён быть в гуще событий, какими бы трагическими они ни были:

Нет, и не под чужим небосводом,

И не под защитой чуждых крыл-

Я всегда была с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

У Ахматовой судьбы Поэта и Поэзии неотделимы от судьбы человеческой, или, как она часто по-народному говорила, доли. Ахматова видела осознание доли, судьбы как готовность вытерпеть и выстоять, чтобы стать настоящим Поэтом и Человеком. Музе Ахматовой много пришлось пережить – перетерпеть:

Моею Музой оказалась мука,

Она со мною кое-как прошла

Там где нельзя, там где живёт разлука,

Где хищница, отведавшая зла.

В 1946 году грянуло постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», ныне отменённое. А кто отменит память обо всём том, что им было уничтожено, раздавлено, погребено. «Как известно. Постановление в большей мере замкнулось на два имени: Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Какая-то странная и страшная историческая причуда сказалась в этом совмещении художников, столь разных и связанных разве что местом жительства да скромными журнальными площадками Ленинграда».3

Разность этих художников проявилась и в том, как по-разному они реагировали на обрушившуюся беду. Пришли они к ней тоже с разными итогами. Длительное и усиленное творчество одного, сопровождающееся

постоянным сочувствием критики. Вынужденная, долгая (с 1924 по 1939годы) безгласность другой после приступа исступлённой травли,

« планомерной и продуманной», как отмечала сама Ахматова.

Зощенко воспринимал, вероятно, всё как роковую случайность и несправедливость, а Ахматова воспринимала всё как роковую судьбу и очередное испытание, проявляя при этом « сдержанность и спокойствие, почти неестественные».4

Недаром Ахматова писала: « Мы ни единого удара не отклонили от себя». Эта внезапная беда, может быть, помогла в работе над «Поэмой без героя», постоянным спутником которой стал «Реквием».

В 1964 году в Париже Борис Зайцев, патриарх русского зарубежья, знавший Ахматову ещё в 1913 году, обратился к ней: «Все мы тогда

( говоря о круге литературном) жили довольно беспечно, беззаботно, ничего не подозревали (кроме блока и Белого: они предчувствовали)./…./

Мне представили Вас как молодую поэтессу. Вы уже и тогда выдвинулись литературно. Я Вас знал, но мало. /…/ Всё изящная дама.

Но вот грянуло. Ураган кровавый, дикий, всё перевернувший/…/

Буря Вас взрастила, углубила – подняла…

Некогда Достоевский сказал юноше Мережковскому: «Молодой человек, чтобы писать, страдать надо» /…/

Искры излетели из вашего сердца. Вылетели стихами, не за одну вас, а за всех страждущих/…/, с кем делили вы Голгофу тюремных стен, приговоров, казней. Вот о них, как и о себе. Вы сказали позже:

Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлёвскими башнями выть…

С даром поэзии Вы родились. /…/


Вот и выросла «весёлая грешница», насмешница царскосельская из юной элегантной дамы в первую поэтессу Родной Земли»5

Несмотря на несколько безутешных попыток опубликовать свои уже написанные книги, поэтесса не прекращает свою творческую деятельность. В цикле «Венок Мёртвым» она отдаёт дань памяти тем, чьи имена были ей дороги – Анненскому, Пильняку, Мандельштаму, Цветаевой, Булгакову, Пастернаку. Цикл «Из заветной тетради» - настоящий неумолимый приговор эпохе; цикл « Тайны ремесла» включает в себя раздумья Ахматовой- поэта о природе и законах творчества («Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»).

В своём итоговом произведении «Поэма без героя» (1940-1962) давнюю историю самоубийства влюблённого в её подругу юноши- поэта Ахматова положила в основу лирического повествования о серебряном веке, атмосфере и людях тех и последующих лет, о своей молодости и о своём окружении. Из-за насыщенности поэмы личными воспоминаниями и переживаниями и использованной при их воплощении «тайнописи, криптограммы» поэма многим кажется малопонятной. Но за переплетением авторских ассоциаций и намёков встаёт ясная мысль: отказываясь от трагической или героической позы, поэт возлагает на себя грехи и заблуждения целого поколения, разделяя с ним ответственность за судьбу своего народа.

Такая этическая позиция Ахматовой позволила ей стать своеобразным центром духовного притяжения и противостояния режиму.

Героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, а Ахматова- поэт рано и ответственно осознала свою творческую миссию, поэтическую долю. Не случайно же самые большие поэты (Державин, Пушнин, Некрасов, Лермонтов, Блок) постоянно, напряжённо и мучительно рождали своеобразные творческие самоотчёты, стихи, которые мы сегодня называем стихами о поэте и поэзии. У Ахматовой они постоянны. Об этом большинство её ранних стихов, вошедших даже в отдельный цикл «тайны ремесла».

1 В.С.Срезневский «Из воспоминаний об Ахматовой».П, 1994 , стр.57.

2 А.Блок. « Стихотворения. Поэмы.Письма».М., т.8 ,стр. 8.

3 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990, стр.14

4 Там же

5 Николай Скатов. Вступительная статья. Издательство «Правда» «Огонёк»1990, стр.15


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24