Центральный Дом Знаний - Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роль изобразительно-выразительных средств языка в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 1

к началу

Картина ночи.

Как писатель-реалист Тургенев изображает природу глубоко правдиво. В его пейзажных зарисовках нет никакой искусственности. Даже сам отбор изобразительных средств для описания природы у него, как мы убедились, внутренне обоснован. Так, для описания летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота… каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе… Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько стремится изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает. Выделим из описания надвигающейся ночи все образные выражения.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка.

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»

«Отовсюду поднимались и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, одни сползались туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел, наконец, на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно - высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума…».

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи

Картины ночи

Впечатления мальчиков и автора

Зрительные образы














Тишина












Таинственные звуки
















Запахи

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…»

«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук…»; «казалось… кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже деле»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный запах – запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, - в нем снова как будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»













«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, - раздался вдруг детский голос Вани, - гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!»

«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»



















«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. – Что это? – Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел»



В момент величавого состояния ночной природы писатель зарисовывает портреты крестьянских мальчиков, поскольку именно в такие мгновения обостряется способность спокойно воспринимать и запечатлевать все окружающее. Ощущение торжественности и величавости русской ночи Тургенев переживает и тогда, когда он выслушал уже многие страшные истории мальчиков о домовых, леших, водяных, русалках и прочем:

«Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в эту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли».


Признаки ночи

Картины ночи

Впечатления мальчиков и автора

Замирание ночи

«Все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, предрассветным сном… разговор мальчиков угасал вместе с огнями»

«Недолги летние ночи!...»


Таковы основные моменты в изображении картины русской летней ночи. Тургеневскую ночь: мы видим, слышим, обоняем. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи, очарованы ею и его герои.

Значение природы в рассказе «Бежин луг».

Для чего, с какой целью Тургенев ввел в свой рассказ обширные описания картин природы? Жизнь крестьянских детей, в отличие от городских, всегда связана с природой, и в рассказе Тургенева природа показана, прежде всего, как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показывать природу. Но она дана не только как фон ли условие жизни крестьянских детей. Природа в рассказе действенна. Какую же роль играет она? В чем ее значение?

Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего дня – чувство радости жизни. Таким образам, картины природы вызывают те или иные настроения автора.

Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?

Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха. Так, после рассказа Кости о русалке, вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься – и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке. Мальчики переглянулись, вздрогнули…

- С нами крестная сила! – шепнул Илья».

Почти то же происходит после рассказа Илюши о псарне Ермиле и оборотне (барашке).

«Не успел рассказчик произнести последнее…слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке: все мальчики перепугались».

После речи Павлуши о Тришке мальчики снова были напуганы непонятным для многих из них звуком природы:

«Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее… Костя вздрогнул…- Что это?»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и не его героев – мальчиков.

Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.

Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.

Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа? Рассказ начинается с изображения «прекрасного летнего дня», а заканчивается изображением ясного летнего утра. Из этого следует, что рассказ «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы. Значит, пейзаж служит зачином и концовкой произведения.

Значение природы в рассказе «Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа – крестьянских детей

Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном

Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку

Заключение.

Итак, природа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» служит не только фоном, но и воздействует своей красотой и таинственностью на воображение мальчиков и рассказчика, определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку.

Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов, причем показана в движении: в сменах и переходах от утра ко дню – вечеру – ночи; изображение пейзажа насыщено различными тропами.

Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель больше использует олицетворения, отглагольные метафоры и эмоциональные эпитеты. Это оправдано целью художника – показать сам процесс пробуждения и оживления природы.

В описании картин летнего дня преобладают эпитеты в сочетании с метафорой, что помогает выразить свое впечатление и отметить наиболее яркие признаки природы, богатство красок в один из летних дней.

При изображении же ночи характер и значение изобразительных средств уже иные, так как автор хочет показать не только картины природы, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, следовательно, нет необходимости использовать яркие изобразительные эпитеты. Тургенев для передачи тревожных чувств пользуется целым комплексом языковых средств: эмоциональные эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.

Таким образом, сам отбор изобразительных средств у Тургенева, как мы убедились, внутренне обоснован и играет огромную роль в описании природы.

Библиографический список


  1. Р.И. Альбеткова «Русская словесность. От слова к словесности» - М: Дрофа,2004.

  2. И.Б. Голуб, Н.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь Русский язык. Звуки. Буквы. Слова - М: Мич Столетие, 1998.

  3. А.И. Горшков Русская словесность. 10-11 классы - М: Дрофа, 2001.

  4. Д.Э. Розеннталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики - М: Айрис пресс, 1998.

  5. И.С. Тургенев «Бежин луг» - М.: 1975.

  6. Языкознание. Русский язык. Том 10 – М.: Аванта +, 2001. С.6.  

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24