Центральный Дом Знаний - Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни 4

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни 4

к началу

Однако, судя по тексту романа, дуэль Онегина и Ленского вообще не сделалась предметом судебного разбирательства. Это могло произойти, если приходской священник зафиксировал смерть Ленского как последовавшую от несчастного случая или как результат самоубийства. Строфы XL-XLI шестой главы, несмотря на связь их с общими элегическими штампами могилы «юного поэта», позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, то есть как самоубийца.

Условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смешиваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружен ореолом общественного интереса. С другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убийца.

Дуэль Онегина и Ленского стала убийством. Именно это слово употребляет Пушкин для обозначения трагической гибели юноши. «Ну, что ж? убит?» - решил сосед. - Убит!.. (гл.6, строфа 35) и далее «Убийца юного поэта…» (гл.6, строфа 42), «Убив на поединке друга…» (гл.8, строфа 12) Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано как преступление прежде всего самим Онегиным. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской:

Оставил он своё селенье,

Лесов и нив уединенье,

Где окровавленная тень

Ему являлась каждый день. (гл.8, строфа 13)

Глава VI. «Вальса вихорь шумный…» (Бал в русской литературе пушкинского времени).

В «Евгении Онегине» значительное место занимают танцы: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль.

Танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времени, так и от современной.

В жизни русского столичного дворянина XVIII - начала XIX в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам - здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба - военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству, как представитель дворянства перед лицом других сословий. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании», на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе - он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.

Что такое бал? Это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Самый, пожалуй, романтический век, век балов и чудесной музыки, - это XIX век. Не случайно бал- это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.

В замечательном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. Всё географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам: 1) Петербургский бал и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну;
2) Московский бал в Благородном собрании; 3) Бал на именинах Татьяны в деревне.

Бал в эпоху Онегина начинался полонезом, который в торжественной функции первого места сменил менуэт. В Евгении Онегине полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята», то есть в самый разгар праздника, чем подчёркивается модное опоздание Онегина. Но и на балу у Лариных полонез опущен, и описание праздника начинается со второго танца - вальса. Пушкин назвал этот танец «однообразным и безумным». Вальс был допущен на балы Европы как дань новому времени. Это был модным и молодёжным танцем. Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурками и мужским соло. И солист, и распорядитель должны были проявлять изобретательность. То, что Онегин «легко мазурку танцевал» показывает, что его дендизм и модное разочарование были в первой главе наполовину поддельными. Ради них он не мог отказаться попрыгать в мазурке. Котильон - вид кадрили, танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринуждённый, разнообразный и шаловливый танец.

У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу. И, наконец, попавший «с корабля на бал, Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа.

Не случайно у Пушкина появляется сравнение жизни:

Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный…

Бал становится в один ряд со словами «блеск», «шум», «вихрь», «говор», «младость», «радость». Бал - это движение, а значит молодость - яркость красок и звуков. И не случайно в отрывке 1835 года «В мои осенние досуги», с иронией отзываясь на настойчивые пожелания продолжить роман, Пушкин пишет:

Иди вперед: не будь ленив.

Со славы, вняв её призванью,

Стирай оброк хвалой и бранью,

Рисуй и франтов городских

И милых барышень своих,

Войну и бал, дворец и хату,

И келью и харем.

1.Петербургский бал.

Онегин едет на бал.

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет…

Улица спит. Дома спят. Обычные, простые люди давно уснули. А Онегин и те, кто живет, как он, только еще начинают развлекаться.

Но ведь Пушкин тоже любит балы и сам признаётся в этом:

Люблю я бесшумную младость

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд,

Люблю их ножки…

Пушкин - молодой, весёлый, жизнерадостный человек. Он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:

Дианы грудь, ланиты Флоры

Прелестны, милые друзья!

Однако ножка Терпсихоры

Прелестней чем-то для меня…   

Светская «наука страсти нежной» выражается в мелких словах: «ножка Терпсихоры» и т. д. Высокая страсть богинь Пушкина не нуждается ни в перечислении античных богинь, ни в снисходительном «ножка»; они находят слова простые и торжественные: « С любовью лечь к ее ногам!» И не случайно в этой сфере строфе так много старинных славянских слов.

2.Бал на именинах Татьяны.

События в романе развиваются – приближается самый острый момент развития сюжета, кульминация. Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело. Теперь он не просто отказался от подражания классицизму он и смеется над ним: 

Но вот багряною рукою

Заря от утренних долин

Выводит солнцем за собою

Веселый праздник именин.

3.Московский бал. И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром:  И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем: с неё не сводит глаз какой-то генерал.

Цвет и отделка бальных платьев могли быть любыми. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле сказался старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов.

Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах, зато замужняя дама обычно надевала головной убор: легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле сказался старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти, чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся сорти де баль.

Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки. В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях почему-то не возбранялось. 

На балах можно было не только танцевать, но и предаваться другим развлечениям. Среди молодежи XIX в. популярной была игра в живые картинки перед танцами или в перерыве между ними. Дама может решить спор нескольких пригласивших её кавалеров, подбросив свой платок с узелком на одном из углов. Танцевать с ней идет кавалер, поймавший угол платка с узелком. В перерывах между танцами можно вести беседу, ухаживать за дамами, решать любовные споры и т.п., но помнить о главном предназначении бала, о танцах. Дамы с 26-28 лет, а мужчины примерно с 35 постепенно переходили в разряд нетанцующих. Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе (танце-шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.

Глава VII. «Страница из «Энциклопедии русской жизни» (о некоторых аспектах кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

"Евгений Онегин" - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. Это "поэтическая хроника, в которой духовная летопись современной поэту общественной жизни органически слилась с лирическим дневником "летописца", с его раздумьями о времени и о себе".

Основное внимание в романе автор уделяет духовности русского дворянского общества, и, воссоздавая бытовую сторону жизни представителей высшего "света" и патриархального поместного дворянства, "гений остается гением" даже в малом.

Поражает удивительная осведомленность А.С. Пушкина в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни, различных слоев российского дворянства.

На страницах романа то и дело мелькают названия целого ряда кушаний, чувствуется, что поэт разбирается в них как настоящий знаток. Вероятно, он упоминает свои любимые или традиционные блюда "Онегинской эпохи".

В романе есть несколько специальных "кулинарных" отступлений, в которых описываются "меню" ресторана «Talon» в Петербурге, домашнего дворянского застолья, чайного стола... По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых, кушаньях и напитках.

Все это создает своеобразный красочный "кулинарный" фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

Для Пушкина "еда — не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда — лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием," — пишет г. Похлебкин в книге "Кушать подано".

И мы легко находим в романе подтверждение вышесказанному:

...Обед довольно прихотливый

Бутылка светлого вина

Уединенье, тишина

Вот жизнь...

Настанет вечер деревенский

Бильярд оставлен, кий забыт,

Перед камином стол накрыт...


Давай обедать поскорей!..


...Люблю я дружеские враки

И дружеский бокал вина...

Теперь же обратимся к конкретным эпизодам текста и воочию убедимся, как Пушкин, не только художник слова, но и знаток кулинарного дела, энергично и точно изображающий кулинарные пристрастия своих героев, тем самым раздвигает рамки характеристик отдельных действующих лиц и обстановки романа в целом.

Припомним один из эпизодов, описывающих день Онегина (холостого молодого человека из высшего света), в Петербурге:

...К Talon помчался: он уверен,

Что там уж ждет его Каверин.

Вошел: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым...

Перед нами натюрморт Пушкина-гурмана, написанный в лучших традициях старых голландских мастеров. Он точно и "кулинарно грамотно" дает представление не только о своеобразии блюд французской и русской кухни, подаваемых в его время в одном из лучших ресторанов Петербурга, но и о гастрономических вкусах Онегина, человека изнеженного и избалованного.

Давайте поподробнее рассмотрим, что представляли собою, блюда, изображенные столь натурально, и так, видимо, любимые и автором и его героем? А помогут нам в этом замечательные русские старинные поваренные книги: "Словарь поваренный, приспешничий, кондитерский, дистилляторский" В. Левшина, "Новейшая и полная поваренная книга 1790 г." и "Подарок молодым хозяйкам" Елены Молаховец.

"Roast-beef окровавленный" — холодное английское блюдо, бычья вырезка, зажаренная в печи или на вертеле таким образом, чтобы ее внутренняя часть осталась полусырой, "окровавленной", кроваво-розовой. Подавалось на блюде, огарнированное цельным, изжаренным во фритюре мелким картофелем, цветной и брюссельскою капустою, зеленым горошком, луком-шарлот, каштанами, морковью...

"Трюфли, роскошь юных лет" — горячее, истинно французское блюдо. Трюфли — это земляные грибы. В начале XIX века их иногда привозили из Франции, но уже к 30-ым годам научились добывать в подмосковных дубняках в Коломенском, в Бутове, под Подольском и около Серпухова. Известно несколько рецептов приготовления этого деликатеса. Их очищали от земли, вымачивали полчаса в холодной воде, обрабатывали тщательно каждый грибок и еще раз на полчаса оставляли в чистой холодной воде. А далее начинался процесс непосредственного приготовления блюда.

а) Грибы отваривали на маленьком огне под плотно закрытой крышкой, чтобы они сохранили аромат и не затвердели, затем обжаривали в масле и сметане и подавали с картофелем.

б) Складывали трюфли в кастрюлю, покрывали тонкими пластами самого свежего шпика, заливали бульонным жиром, сваренными без кореньев, вливали шампанского, накрывали крышкой и варили на легком огне полчаса. Затем процеженные трюфли перекладывали в серебряную кастрюльку. Отдельно подавали сливочное масло. (Из расчета на 6 человек брали: 6 трюфелей, 1/4 ф. (100 г)" шпика, бульона стакана два, 1 стакан шампанского, сливочное масло).

"Страсбургский пирог нетленный" — это блюдо могло подаваться и холодным, и горячим. В XIX веке оно было очень популярно благодаря одному незаменимому качеству: правильно приготовленный "пирог" не портился более недели. Именно поэтому А.С. Пушкин награждает его эпитетом "нетленный".

Приготовление его было достаточно трудоемким. "Страсбургский пирог" представлял собой запеченный в слоеном (как правило) тесте паштет, приготовленный, как считает автор книги "Подарок молодым хозяйкам" Елена Молоховец (Санкт-Петербург, 1901 г., издание 22), из телячьей печени, или из гусиных печенок (так считает автор книги "Кушать подано" г-н В.В. Похлебкин (Москва, 1993 г.). Господин Похлебкин, в свою очередь, ссылается на упоминаемого в романе Василия Левшина "Вы, школы Левшина птенцы,"— автора шеститомного "Словаря поваренного, приспешничьего, кондитерского и дистилляторского" — основного кулинарного пособия по иностранной и русской кухне конца XVIII века -(1793 - 1796 гг., Москва), поэтому мы приведём оба рецепта приготовления паштетного фарша.

Итак, форма (тесто) для пирога приготовлялась следующим образом;

"Приготовить тесто из 1/2 стакана самой холодной воды и 2-х стаканов муки. (Сюда включается мука, которую посыпают на стол для раскатывания теста), раскатать его в 1/2 пальца толщиною, взять 1/2 фунта (100 г) свежего холодного сливочного масла, положить его на тесто, сделав из него кружок вдвое меньше кружка раскатанного теста, закрыть масло краями теста, защипать, раскатать продлинноватовую лепешку на чистой доске, накрыть салфеткой, поставить на холод на "1/4 часа в холодное место. Поступить так 6 раз, чтобы тесто было сложено в 18 раз, на что уйдет около 2 часов времени. Раскатывать и держать тесто надо непременно в холодном месте, чтобы масло не таяло, но и не мерзло. Когда печь будет готова, раскатать тесто в 1/2 пальца толщиною, сложив его в четыре раза, переложить на салфетку, развернуть края, положить фарш, защипать и печь. Далее приготавливается фарш.

а) Фарш из гусиных печенок.

Гусиные печенки (штук 12) мочить несколько часов в молоке, мелко изрубить; 1/4 фунта (100 г) свежего шпика нарезать, поджарить с печенками, вбить 4 яйца, положить 1/2 стакана тертой черствой булки, 2 мелко изрубленные трюфеля, выжать сок из 1/2 лимона, прибавить мускатного ореху, ложку (чайную) соли, истолочь, протереть сквозь сито.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24