Центральный Дом Знаний - Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни

1  2  3  4  5  6

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3

Светское общество в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»…….. 7

Интересы и занятия дворянской женщины …...……………………… 11

Поместное дворянство в романе………………………………………. 14

Мода пушкинского времени её отражение в романе А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»……………………………………………………… 19

«Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры

первой трети XIX века)………………………………………………. 25

«Вальса вихорь шумный…» (Бал в русской литературе

пушкинского времени)……………………………………………… 32

«К Talon помчался…» (о некоторых аспектах кулинарного антуража в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)………… 36

Народные приметы в романе………………………………………. 45

Заключение………………………………………………………………. 47

Литература………………………………………………………………. 48

Введение

«Онегин» есть самое задушевное

произведение Пушкина, самое любимое

дитя его фантазии, и можно указать слиш-

ком на немногие творения, в которых лич-

ность поэта отразилась бы с такою полнотою,

светло и ясно, как отразилась в «Онегине»

личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его; здесь его чувства, понятия,

идеалы… Не говоря уже об эстетических

достоинствах «Онегина», эта поэма имеет для

нас, русских, огромное историческое и

общественное значение.

В.Г.Белинский

Первый реалистический роман в стихах, роман-дневник А.С.Пушкина «Евгений Онегин», написанный в 1823-1831 годах, отразил «всю жизнь, всю душу, всю любовь его, его чувства, понятия, идеалы». Он и является объектом нашего исследования. Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес.

«Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» назвал Белинский роман Пушкина, раскрыв в своих статьях «Сочинения Пушкина» огромное достоинство романа, делающие его великим произведением русской литературы. Тема нашего проекта – «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия» русской жизни».

Белинский не дает развернутого доказательства правильности своего определения. Слово «энциклопедия» предполагает что-то обстоятельное, но сжатое, а роман «Евгений Онегин» невелик по объему, сюжет несложен, главных действующих лиц немного – где же тут «энциклопедия»? Это и есть проблема, которая интересует нас. Но Пушкин расширяет временные и пространственные горизонты романа, дает обширную и глубокую картину русской жизни его эпохи. Кроме того, роман написан в стихах, и в нем удельный вес слова несомненно выше, чем в произведении прозаическом». По замечанию Л.Н.Толстого, А.С.Пушкин в романе умел «двумя-тремя чертами обрисовать особенности быта того времени». Это концентрированность художественного изображения и делает роман необычайно объемным.

Роман занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Это его самое крупное, самое популярное произведение, оказавшее сильнейшее влияние на судьбу русской литературы.

В своем романе – в собственно повествовательной его части и многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал «болтовней»,- поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В «Евгении Онегине» автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиции и обычаи, создаёт реалистические портреты дворян того времени, сословия, которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается «энциклопедичность» романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Можно сказать о романе словами самого поэта – это произведение, в котором «отразился век и современный человек». В нём, как в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь.

Кроме зарисовок жизни России, данных непосредственно в повествовательной части романа, многое мы узнаём и из авторских лирических отступлений. Постоянно прерывая повествование романа своими замечаниями, автор сообщает нам своё мнение по поводу тех или иных событий, даёт характеристики своим героям, рассказывая о себе. Так, мы узнаём о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что даёт нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого автора. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина «Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» первой четверти XIX века.

Этот роман критик называет «историческим», связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.

По замыслу в романе должно было быть девять глав, но впоследствии автор изъял восьмую главу и на её место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но её поэт сжёг. В 1833 роман был опубликован и содержал восемь глав.

В «Евгении Онегине» А.С.Пушкин размышляет о смысле жизни в определённых исторических условиях. Лучшие представители дворянской интеллигенции становились декабристами, но поэта волнует судьба молодого дворянского интеллигента, просвещённого, критически относящегося к действительности (Онегин и Ленский), неудовлетворённого светской жизнью, её пустотой и праздностью, но не активного в своих устремлениях, хотя Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху двадцатых годов девятнадцатого века.

В романе нет ни одного исторического лица, но Белинский назвал «Онегина» исторической поэмой, так как в ней видим «поэтически воспроизведённую картину русского общества в один из интереснейших моментов его развития» (период декабристского движения).

Приведём ещё одну цитату Белинского: «разгадать тайну народной психеи для поэта – значит уметь равно быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий».

«Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа», - заметил Гоголь. Богатство души простых людей, своеобразие и поэтичность народных обычаев и приданий – всё это является отражением «духа народа» в романе.

А.С.Пушкин даёт в «Евгении Онегине» великолепные картины русской природы.

Наконец, огромно значение образа автора в романе: это передовой человек, своеобразие того времени, нашедший своё предназначение в творческом труде.

Язык произведения отличается живостью, простотой, выразительностью. Широкое «энциклопедическое» изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: «в своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества».

«Первая истинно национально-русская поэма в стихах была и есть «Евгений Онегин» Пушкина... В ней народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении» (Белинский). Под истинной народностью литературы критик понимал не только отражение «духа и склада» народа, но и выдвижение важных для всей нации вопросов и решение их в прогрессивном духе, в соответствии с требованиями времени. Перечислим лишь некоторые из проблем, поднятые в романе: смысл жизни, взаимосвязь личности и общества, взаимоотношение передовой дворянской интеллигенции и народа, современный герой – «лишний человек», мораль и нравственность, отношение к литературе и искусству, проблемы творчества. Трудно переоценить значение романа «Евгений Онегин»; поистине это «энциклопедия русской жизни».

М.Горький дал замечательную оценку романа «Евгений Онегин»: «…Первый русский реалистический роман, роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг». Эти положения В.Г.Белинского и М.Горького и определяют наш подход к анализу романа. Они имеют прямое отношение к вопросу о широте изображения русской действительности в «Евгении Онегине», типичности его образов.

Цель исследования: прочитать роман «Евгений Онегин» с позиции энциклопедии, то есть многогранного источника сведений о жизни русского общества первой половины XIX века, создать образ этой эпохи.

Работа актуальна, она помогает выстроить диалог разных культур, обогащает наше представление об истории России первой четверти XIX века, помогает лучше понять произведение А.С.Пушкина.

Задачи проекта: рассмотреть тенденции моды первой половины 19 века в России и исследовать бытовую сторону жизни дворян: еду, ресторацию, интересы, занятия, веру и развлечения.

В соответствии с этим выделяем несколько основных частей:

1.Светское общество в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

2.Интересы и занятия дворянской женщины.

3. Поместное дворянство в романе.

4. Мода пушкинского времени её отражение в романе А.С.Пушкина «Евгений

Онегин».

5. «Стрелялись мы…» (Дуэль в системе русской культуры первой трети XIX

века).

6. «Вальса вихорь шумный…» (Бал в русской литературе пушкинского

времени).

7. «К Talon помчался…» ( о некоторых аспектах кулинарного антуража в романе

А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

8. Народные приметы в романе.

Глава I. Светское общество в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин воспроизводит русскую жизнь 20-ых годов XIX века. В эпоху, когда перед молодым поколением России стояла проблема выбора: быть приверженцем официальной, то есть светской, жизни, стиля поведения, принятого в высших кругах общества (образование, полученное «из рук» педагогов-иностранцев), подмена народного русского языка французским (писать и говорить по-русски – дурной тон!), однообразный распорядок дня (сон до обеда, балы до утра, приёмы, театр – место общения, сбора сплетен и демонстрация новых туалетов), или же предпочесть по крупицам собирать свою, отечественную учёность, рискуя быть обречённым на непонимание и призрение современников. Высокое общество в обеих столицах вело именно такую жизнь и нисколько не сопротивлялась однообразному её течению.

По первым прочитанным страницам мы понимаем, что такому обществу относится и сам Онегин:

Проснется за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.

И завтра то же, что и вчера

Поэт во всех подробностях описывает своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что лишь немногочисленная группа дворянской молодежи Петербурга начала XIX в. вела по­добную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имею­щих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной.

Право вставать как можно позже являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим неслужащего дворянина не только от простонародья или собратьев, тянущих фронтовую лямку, но и от деревенского помещика-хозяина.

Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810 —1820-х гг. были Невский проспект, Английская набережная Невы и Адмиралтейский бульвар.

Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар…

Из романа мы узнаем даже о пристрастиях в питании. Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара — крепостного или наемного иностранца — и предпочитал обедать в ресторане::

И трюфели, роскошь юных лет…

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполнив промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр. Он для петербургского франта той поры был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили светские встречи. Посещение театра играет неотъемлемую роль в расписании светского человека. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорей всего местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис

Почетный гражданин кулис…

Очень подробно Пушкин описывает кабинет Онегина, его наряд. Автор как бы желает еще раз подчеркнуть оторванность молодых людей того времени от национальной почвы, ведь они с раннего детства находились в атмосфере « Чужого»: людей, языка (гувернантки, гувернеры - иностранцы) и вещей:

Но панталоны, фрак, жилет,-

Всех этих слов на русском нет…

День молодого франта завершает бал, любимое времяпровождение столичных дворян. Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а « света шум» очень быстро наскучивает.

Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Древняя столица всегда отличалась патриархальностью. Московское дворянство - образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Но в них не видно перемены

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо: « К ней как-то Вяземский подсел…». Но в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны…», которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора.

Влияние высшего света сам автор расценивает неоднозначно. Ведь общество неоднородно. От самого человека зависит, примет ли он нравственные законы молодежного большинства или лучших представителей света.

Автор и герой романа Евгений Онегин - друзья, они биографически связаны друг с другом. Связывал их не только омут светской жизни, но и раннее разочарование в людях, познавших все « бесплодные страсти» и « мелочные развлечения»:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

Петербургский « свет» - аристократическое общество - выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая все пустоту жизни светского общества, Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут « необходимые глупцы», и «на все сердитый господа», и « диктаторы бальные», «с виду злые» дамы, и не «улыбающиеся» девицы.

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы:

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец;

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжёт Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп…

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24