|
Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни 5Тесто намазать внутри сметаною, обсыпать тертым пармезаном или швейцарским сыром; положить фарш, плотно закрыть крышкой из теста и в печь. После закипания держать в печи минут 15. б) Фарш из телячьей печенки. Телячью печенку наскоблить ножом, распустить 1/2 фунта (100 г) масла, поджарить в нем 1 мелко изрубленную луковицу; потом положить в это масло печенку, держать на плите, мешая, пока не побелеет, сложить на салфетку, отжать, потом истолочь, протереть сквозь редкое сито; изжарить в одной ложке масла яичницу из 3 - 4 яиц; 1 фунт (400 г) телятины очистить от жил, изрубить, как можно мельче, истолочь, прибавить 1/3 фунта (120 г) свежего наскобленного шпика, 1/2 французской булки, намоченной в молоке и выжатой, мускатного ореху, простого и английского (душистого) перцу, 3 яйца, кусок сухого распущенного бульона, смешать все это с печенкой, истолочь, протереть сквозь сито, потом прибавить нашинкованных трюфелей 3-5 штук, вымоченных сперва в вине, выложить в форму из теста, выпекать в печи, внимательно следя за тем, когда паштет закипит. Выпекать примерно 1 час при умеренной температуре ("после белых хлебов"). Чем же еще любила себя побаловать холостая светская молодежь Петербурга? Здесь же, в первой главе, находим: ...Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет ...Затем, что не всегда же мог ...Beef-stears и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой... Итак, "котлеты" и "бифштекс". Посмотрим, насколько соответствовали эти блюда нашему современному представлению о них. "Котлеты" — горячее блюдо русской кухни высшего класса. Приготовлялось из телятины на косточке. Телятину отбивали деревянным пестиком, посыпали солью и перцем, заворачивали в тонкий ломтик отбитой говядины и жарили в масле в кастрюльке. Перед подачей говядину снимали, а косточку заворачивали в бумажную кокарду. За неимением телячьих, подавали отбивные котлеты из говядины, приготовленные следующим образом: мясо нарезали так, чтобы при каждой котлете была косточка, выбивали, солили, посыпали перцем, обваливали в муке, поджаривали в масле с обеих сторон, затем клали в кастрюльку, куда вливали 1/2 стакана вина и 1/2 стакана бульона, тушили до мягкости, перёд тем как подать, опускали туда несколько ломтиков лимона без зерен. Beef-steaks — бифштекс из бычьей вырезки а ля Шатобриан (французская обработка английского национального блюда) — крупные кубические куски мяса, хорошо прожаренные на углях и в меру поперченные, смазанные кусочком холодного (Только что из погреба) сливочного масла и обильно осыпанные зеленью петрушки и укропа. (Бифштексы жарили только на "вылуженных" сковородках или в сотейниках, мясо использовали не парное, а "лежалое 3-5 дней".) Какому же безалкогольному бодрящему напитку отдавала предпочтение аристократия Петербурга? Находим ответ и на этот вопрос. Конечно, это был кофе. Его пили по-восточному, не процеживая: Потом за трубкой раскаленной, Как мусульман в своем раю, С восточной гущей кофе пью. Не правда ли, сам собой напрашивается вывод: несомненно, с точки зрения кулинарных "привязанностей", Онегин был натурой утонченной и изысканной. А теперь обратим взоры на деревенские страницы, где не без легкой иронии (пирог жирный, пересоленный, варенье в блюдечках с одной ложечкой на всех, брусничная вода, которая может "наделать вреда"), поэт живописует кушанья и напитки, простой деревенской помещичьей русской кухни. В главах, посвященных жизни семейства Лариных, читаем: У них на масленице жирной Водились русские блины... И за столом у них гостям Носили блюда по чинам... Простая русская семья, К гостям усердие большое, Варенье... ...Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенья, На столик ставят вощаной Кувшин с брусничною водой. Как же приготавливали в старину эти "незатейливые", простые, сытные блюда. Русские блины — блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше их будет съедено во время масленицы, тем более урожайным будет год. Елена Молоховец писала: "Русские блины бывают нескольких сортов: на дрожжах, чисто гречневые, чисто пшеничные, гречневые пополам с пшеничною мукой; на соде, которая заменяет дрожжи. Выпекали блины, придерживаясь определенных правил и традиций. Поднявшееся тесто лили на маленькие раскаленные сковородки, которые, принимаясь печь блины, никогда не мыли водою, а протирали крупной солью, насыпанной на горячие сковородки, политые небольшим количеством жира. А вот два рецепта теста для выпечки "русских блинов", которыми могли угощать в поместье Лариных. а) Блины самые лучшие Растворить тесто из 1 1/2 стаканов пшеничной и 2 1/2 стаканов гречневой муки, 2 1/2 стаканов теплой воды и 3 - 6 золотников дрожжей (золотник — 4,26 г). Когда поднимется, всыпать 1 стакан гречневой муки, дать подняться. За час до печенья заварить все тесто двумя стаканами почти кипящего молока, размешать до гладкости. Когда тесто остынет, положить соли и сахару (можно прибавить 2 -3 яйца, 1/8 фунта масла (50 г), дать подняться и, не мешая более теста, печь блины. б) Царские блины. 1/2 фунта (200 г) сливочного масла растопить, процедить в каменную чашку (подойдет эмалированная, лучше стеклянная), остудить, положить туда же 6 желтков, вымешать лопаткой в одну сторону, положить I чайную ложку сахара, мешать на льду, пока не начнет пениться. Приготовить бешамель: 1/4 фунта (100 г) муки, развести 1 1/2 стаканами сливок, прокипятить, мешая постоянно, довести до густоты теста для блинов, снять с огня, продолжать мешать на льду, пока не остынет, влить его в приготовленное масло с желтками и сахаром, опять мешать в ту же сторону, прибавить 1/2 ложки померанцевой воды; положить 1/2 стакана густых, взбитых в пену сливок, размешать и печь. Блины не снимать со сковороды ножом, а опрокидывать на блюдо, пересыпая сахаром и сбрызгивая лимонным соком. Сложенные блины украсить вареньем или желе. Нельзя не сказать также несколько слов о варенье, наливках, брусничной и яблочной воде. Варенье варили из спелых и зеленых ягод крыжовника, малины, смородины (всех сортов), дыни, сливы, персиков, абрикосов, лимонов, апельсинов, винограда, груш, яблок, морошки, ананасов, арбузов, брусники, клюквы, земляники, шиповника и айвы, грецких орехов, огурцов, моркови и каштанов (последние четыре — для украшения тортов). Ягоды и фрукты использовали не только для варенья, но и для консервов, наливок, шиповок и водиц. Откроем вторую главу романа, на странице, где поэт описывает убранство Кабинета покойного дядюшки главного героя: Онегин шкафы отворил; В одном нашел тетрадь расхода, В другой наливок целый строй... Наливки были одним из излюбленных некрепких алкогольных напитков на Руси. Их приготовляли из всяких ягод и фруктов. Ягоды брали, непременно зрелые и чистые, яблоки только кислые, водку только хорошего сорта, крепости 25°. Наполняли ягодами бутыли на 2/3, доливали водки до самого горлышка, покрывали плотно тряпочкой, завязывали шнурком, концы его припечатывали и ставили на 2 - 3 месяца на южное окно, взбалтывали бутыли через 3-4 суток, процеживали несколько раз, разводили водой из расчета 3 части на ливки — 1 часть воды, потом рассиропливали ее следующим образом: на каждую бутылку брали 1/3 фунта сахара, приготовляли из него сироп, горячим заливали в бутылку и, говоря современным языком, пастеризовали ее до закипания, остывшая наливка была совершенно готова к употреблению. Бутылки закупоривали и к горлышку привязывали дощечки с надписью и номером бутылки. Как видите, словосочетание "наливок целый строй" несет определенную смысловую нагрузку. Здесь, как в строю, у каждой свое место и номер. В "деревенских" главах романа не раз поэт вспоминает то о брусничной, то о яблочной воде: "Кувшины с яблочной водой", "вощаной кувшин с брусничного водой..." Яблочная вода — это водица, самый легкий род наливки. Яблочную воду приготовляли так: в бочку, 18-ти ведерную, всыпали до верху кислых яблок, очищенных от плодоножек, заливали двумя штофами французской водки или пропущенным через уголь спиртом, 10 фунтами сахарного песка (4,5 кг), остальное пространство заливали холодной кипяченой водой, ставили в погреб, после того, как настоится, употребляли. "Брусничную воду" делали так: "взять четверик брусники, из которого половину положить в горшок, поставить в печь на ночь, чтобы парилась, на другой день, вынув из печи, протереть сквозь сито, положить в бочонок, а на другую половину четверика, которая не парена, налить три ведра воды и дать стоять на погребу, из чего через двенадцать дней будет "брусничная вода" (Новейшая и полная поваренная книга, М., 1790 г.). Получившийся напиток можно было разбавлять "французской водкой". Хранили воду в кувшинах или бутылках, горлышко покрывали плотной тряпочкой или бумагой, а сверху заливали воском. Отсюда и "вощаной кувшин". Как видим, все эти вышеперечисленные нехитрые блюда готовились в соответствии со старинными традициями, основательно, из хороших продуктов. Над чем же иронизирует А. С. Пушкин?
Отметим, что Пушкинская
ирония относится отнюдь не к традициям
русский кухни, не к национальным блюдам,
а к небрежности в приготовлении пиши,
неумению правильно подать блюдо, к
беспорядочной организации Откроем сцену обеда в честь именин Татьяны. Уста жуют. Сo всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздается звон... (Это значит, что господа помещики кушают водочку). Но вскоре гости понемногу Подъемлют общую тревогу. Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат... И в качестве логического довершения этого, прямо скажем, не очень симпатичного застолья Пушкин, со свойственными ему остротой и иронией, создает еще один натюрморт. Перед читателем во всем "блеске" праздничный провинциальный стол, который автор видит глазами недовольного, рассерженного, как мы убедились, знатока изысканных яств Онегина. Казалось бы, здесь все, как у «Talon», — и пирог, и горячее мясное блюдо, и деликатесы, и десерт, и шампанское, но... все как в кривом зеркале: Целью взоров и суждений В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленый); Да вот в бутылке засмоленной Между жарким и бланманже Цимлянское несут уже... Освободясь от пробки влажной, Бутылка хлопнула; вино Шипит,.. Да, пирог не "нетленный", а "пересоленый",вместо изысканного "окровавленного ростбифа" сытное жирное "жаркое", деликатесы и десерт объединяет в себе "бланманже", которое Пушкин язвительно, подчеркивая провинциальное "смешенье языков, французского с нижегородским", именует на деревенский лад "бланманже" —сладкое желе на желатине из миндального молока, а вместо шампанского — бутылка Цимлянского — донского шипучего вина. Для сравнения напомним, у 'Talon": Вошел: и пробка в потолок Вина кометы брызнул ток "Вино кометы" — высший сорт шампанского. Оговоримся еще раз: Пушкинская насмешка направлена отнюдь не на еду, а на едоков. Так с помощью кулинарного фона поэт подчеркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям, чреватым горькими последствиями. Как видим, автор романа очень серьезно относится к кулинарному антуражу, использует его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия. Вновь и вновь поражает гениальность Пушкина-поэта. Всего пять глаголов, характеризующих питательный процесс — и перед нами картина жизни русского помещика, который в качестве духовного наследства оставлял потомкам лишь книжные шкафы, в которых строем стояли бутылки с наливками: Пил, ел, скучал, толстел, хирел Но наш рассказ будет необъективным и неполным, если мы не остановим взора на одной традиции русского провинциального дворянства — чаепитии. А. С. Пушкин в романе мастерски подметил, что на Руси, особенно в провинции, пьют чай с утра до вечера. Уж ей Филипьевна седая Приносит на подносе чай. "Пора, дитя мое, вставай... Обряд известный угощенья: Несут на блюдечках варенье... Оставя чашку чая с ромом, Парис окружных городков, Подходит к Ольге Петушков
Уж восемь робертов сыграли Герои виста; восемь раз Они места переменяли; И чай несут...
Но чай несут; девицы чинно Едва за блюдечки взялись... И если помещичий обед поэт описывал с явной иронией, то к описанию чайного стола, игравшего не последнюю роль в повседневной, неторопливой дворянской усадебной жизни, он явно относится с симпатией. ...Смеркалось; на небе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал. В поместьях чай пили, как правило, из самовара, заваривали китайский чай из расчета чайная ложечка на 4 человека. Никогда не использовали для заварки ключевой кипяток. Давали самовару закипеть, закрывали крышкой и ждали, пока вода перестанет кипеть, тогда только заваривали. Пили чай с сырыми сливками или молоком, или лимоном; пили с вареньем, фруктовым сахаром, клюквенным морсом, с вином, с ромом. Таким образом, мы можем сделать вывод, что поэт с уважением относился и к отечественной кухне и к зарубежной, любил их своеобразие, оригинальность, традиции. Из текста романа также видно, что Пушкин придерживался твердых убеждений относительно места и роли "стола" в жизни человека. Несмотря на его высказывание о том, ...Что речь веду в моих строфах Я столь же часто о пирах, О разных кушаньях и пробках, Как ты, божественный Омир*, (* Омир – Гомер) Ты, тридцати веков кумир..., он открыто осуждал провинциальных дворян за то, что единственным смыслом их жизни становилась беспрерывная трапеза: Все так же смирен, так же глух И так же ест и пьет за двух и высказывал свое отношение к этой проблеме: "...Люблю я час определить обедом, ужином и чаем", то есть питаться по часам, соблюдая определенный порядок. В нашем маленьком исследовании мы еще раз убедились, что гений велик и в малом. Даже такой незначительный, на первый взгляд, момент действия, как прием пищи, еда, под пером большого мастера обретает звучание существенной художественной детали, расширяющей представление читателя о характере, привязанностях и вкусах героев произведения и общества в целом. |
Loading
|