Центральный Дом Знаний - Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни 6

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина как энциклопедия русской жизни 6

к началу

Так осведомленность А.С. Пушкина в вопросах кулинарии оживила, окрасила и дополнила многоплановое грандиозное живописное полотно, имя которому роман "Евгений Онегин".

Глава VIII. Народные приметы в романе.

В.Г.Белинский назвал «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь России той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт и нравы русского народа. Наиболее ярко представлены приметы и суеверия «тёмной старины».

Героиня романа, Татьяна Ларина, в пятой главе погружена в атмосферу народной жизни, и это решительно изменило характеристику её духовного облика.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Её тревожили приметы;

П.А.Вяземский к этому месту текста сделал примечание: «Пушкин сам был суеверен». В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию. Видимо, это веяние отразилось на характере Татьяны.

Чтобы разобраться в природе образов сна Татьяны, мы должны немного узнать о традициях самих святок.

«Настали святки. То-то радость!» - Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Святки – время гадания на суженых и первых шагов к заключению будущих браков. «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на святках».

«По старине торжествовали // В их доме эти вечера», то есть святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, гадание девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.

Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны.

Во время святок различали «Святые вечера» (25-31 декабря) и страшные вечера (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера».

Как ваше имя? Смотрит он

И отвечает: Агафон - иронический тон повествования создаётся за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с её ожиданиями:


Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место:

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит

Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют.

И вот снится Татьяне

Кипучий, тёмный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной

Дрожащий гибельный мосток...

Переправа через реку – устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии. Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют её сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

Большой, взъерошенный медведь

Татьяна ах! а он реветь...- Исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных в основном раскрывается добрая, «своя», человекообразная природа персонажа, в сказочных – он представляется хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой (в полном соответствии с этой стороной представлений, медведь во сне Татьяны – «кум» хозяина «лесного дома», полудемона Онегина, он же помогает героине перебраться через водяную преграду, разделяющую мир людей и лес. В этой второй функции медведь оказывается двойником лешего, и роль его как проводника в «шалаш убогой» вполне оправдана всем комплексом народных верований. )

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах...

Содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне. Во-первых, свадьба - эта одновременно и похороны. Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается «навыворот». В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за невестой.

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот необычный, а «лесной», то есть «антидом», противоположность дому ), войдя, она также застаёт гостей, сидящих вдоль стен на лавках, но это лесная нечисть. Возглавляющий их Хозяин оказывается предметом любви героини. Описание нечистой силы подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой...

Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что А.С.Пушкин хорошо ориентировался в обрядовой, сказочной и песенной поэзии, поэтому сюжет главы основан на точном знании всех деталей святочных и свадебных обрядов.

Заключение.

Таким образом, на основе проведенных наблюдений мы можем сделать вывод, что Пушкин в своем романе показал не только жизнь и быт столичного и провинци­ального дворянства, жизнь русского народа в начале XIX столетия, но и нарисовал широкий историко-культурный фон: идейные течения той эпохи, деятелей декаб­ристского движения, экономические теории, состояние культуры и искусства — театр драмы и балета, борьбу литературных течений, круг чтения дворянской интел­лигенции и многое другое. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Литература

  1. Лотман Ю.М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки. 1960—1990. Евгений Онегин. Комментарии. — СПб., 1995.

  2. Ю.М. Лотман. «Танцы как структурный элемент дворянского быта»// Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24