Центральный Дом Знаний - Содружество двух видов искусств. Чехов и Левитан

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Содружество двух видов искусств. Чехов и Левитан

Оглавление

Аннотация.

Шедевры русской культуры

Связь русского изобразительного искусства и литературы

Исаак Ильич Левитан:

а) жизнь и творчество в обзоре;

б) Левитан и Чехов.

4. Антон Павлович Чехов:

а) Чехов и живопись;

б) образ дороги в произведениях Чехова и Левитана.

5.Чехов и Левитан – зеркало России.

Аннотация

Шедевры русской культуры

Ничто не дает такого наслаждения, как

краски.

И. Бунин

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приветы

Переносить на полотно.

Н.Заболоцкий


Не то, сто мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


Наверно, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникают этим чувством люди творческие - художники, поэты, писатели, композиторы.

Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А. Саврасова и И.Шишкина, В.Поленова и А.Куинджи, И.Левитана и К.Коровина, многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова, А.Фета и А.К.Толстого, Ф.Тютчева, Н.Некрасова, Б.Пастернака… И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки или Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского или А.Глазунова, словом то, что будет соответствовать увиденной картине и собственному мироощущению.

Пейзажи художников с давних пор являются испытанным средством идейно-художественного анализа лирических произведений о природе.

И мне захотелось в моей работе сопоставить два великих имени – Левитена и Чехова, которого многие считают скучным писателем. А ведь именно в его произведениях много фрагментов, содержащих описания природы. Одной из важных целей таких сопоставлений, наряду с традиционным выявлением сходства и различия в картинах природы, созданных в произведениях изобразительного искусства и литературы, является сопоставление средств создания пейзажа в живописи и искуссиве слова. А главная задача – постижение мира переживаний живописца м автора литературного произведения (лирического героя) в их сходстве и различии, которое поможет определить главную мысль (идею) литературного произведения и произведения живописи. Сопоставление произведений литературы и живописи, в том числе изображающих картины природы, является действительным средством постижения особенностей языка и поэтики литературного произведения, мастерства двух великих художников-художника кисти и художника слова.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что красках светит:

Любовь и радость бытия.

Связь русского изобразительного искусства и литературы

Вторая половина XIX века в истории русского изобразительного искусства отмечена интенсивным и плодотворным развитием. Специфику этого процесса определяло прежде всего влияние русской действительности периода буржуазных реформ, ломки старых устоев и становления новых социальных и общественных отношений.

Процесс демократизации общественной и культурной жизни способствовал появлению среди представителей искусства большого числа разночинцев, выходцев из низших слоёв населения – гениальный Репин был сыном военного поселянина, Крамской – мелкого чиновника, Суриков происходил из сибирской казачьей семьи, Левитан был сыном бедных еврейских родителей. Разночинцами были многие художники второй половины XIX века, они хорошо знали жизнь деревни, глухих провинциальных углов, быт мелкого чиновничества, мещанства. Свой житейский опыт, своё демократическое мировоззрение они естественно привносили в творчество, их искусство не могло развиваться изолированно от жизни. Репин признался: «…окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры - предоставим это благовоспитанным барышням»1. Эта особая восприимчивость к социальным проблемам была присуща большинству прогрессивных художников второй половинным XIX века. Отсюда проистекало стремление к познанию и анализу жизненных реалий. И духовным наставником в этот становится для них, как и для большинства интеллигентов того времени, отечественная литература.

Связи русского изобразительного искусства и литературы в этот период многообразны и очень интенсивны. В этом – ещё одна характерная особенность художественной жизни второй половины XIX века. Здесь и всеобщее поклонение Толстому и Достоевскому, и увлечение полемикой по самым острым вопросам в «толстых» журналах, и, наконец, многочисленные портреты выдающихся писателей, личные контакты, перерастающие в дружеские отношения. И больше всего – влияние гуманистических и демократических идей современной им литературы. Эти идеи воспринимаются многими художниками как своего рода кредо и претворятся в произведениях. «На этот раз искусство догнало, наконец, литературу, - писал о времени конца 50-х –начала 60-х годов Милюков, - и пошло в своём развитии об руку с нею, в теснейшей от неё зависимости. Русские художники в своем стремлении к правде и действительности только примкнули к общему настроению литературы и вместе с нею бросились в борьбу против общего врага-остатков ненавистной старины».2

80-90-е годы… В ту пору в Москве существовала удивительная художественная среда. Творческие люди находили возможность повлиять на ход тех или иных событий, явлений, помочь друг другу, объединениями, сами объединялись.

Начало 80-х годов в Москве – это открытие исторического музея, событие культурной жизни не только Москвы, но и страны.

В 1881 году в Москве открылся первый частный театр актрисы А.А. Бренко. До этого в столицах запрещались частные театры, дабы не составлять конкуренции императорским…

Глаз Чехова, мерцающий и зоркий,

Глядит в восторге с высоты галёрки,-

писал об этом времени В.А.Гиляровский, недолго служивший в театре А.А.Бренко и по старой памяти доставший контрамарки для всей дружной молодой компании, сложившейся к тому времени: А.П.Чехов, Н.П.Чехов, А.И.Левитам, И.И.Левитан, сам В.А. Гиляровский.

_________________________________________________________________________

1,2 Яковкина Н.И. история русской культуры. Москва. «Вако». 2006.с.483,484

В 1885 году распахнула двери Московская частная русская опера С.И.Мамонтова. В ней, по приглашению В.Д.Поленова, сотрудничал в качестве декоратора И.И.Левитан.

80-е годы в Москве – это ещё и объединение художников «Шмариновым среды», членом его был и Левитан.

В 80-е годы в Москве открылась первая частная Художественная школа А.О.Гунста, куда был приглашён преподавать и молодой И.И.Левитан. Тогда же возникло и Общество искусства и литературы, из недр которого впоследствии вышел Художественный театр.

В 80-е годы был воздвигнут храм во имя Христа Спасителя.

А художественно-выставочная деятельность Москвы в эти годы! Об открытии их узнала вся Москва. Выставки сменяли одна другую периодическая, передвижная, ученическая, рисунка, акварели..И какие на них впервые показывались работы!..

В 1880 году пейзаж «Осенний день. Сокольники» купил у совсем молодого Левитана, ещё не вышедшего из стен училища, П.М.Третьяков.

В последнее десятилетие жизни, в 90-е годы XIX века, были созданы и украсили галерею П.М.Третьякова работы, превратившие фамилию Левитан- в имя.

В 1891 году А.П.Чехов писал из Парижа сестре Марии Павловне, художнице, кстати, ученице Левитана: «…Был на картинной выставке…русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами… Левитан-Король!»1

А театральная, литературная Москва!.. В периодических изданиях печатались Лев Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.Успенский, А.П.Чехов, на сцене Малого театра выступали М.Н.Ермолова, А.П.Ленский. А Большой!.. Участие в этом художественном торжестве превратило Левитана В Учителя, о котором ученики скажут: «…Он приобщил нас к настоящей, большой культуре…» 2 Прекрасное приобщение!

Торжественная и великолепная симфония во славу культуры России…

_______________________________________________________________________

1,2 Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». №1,2000, с.4,6

Чехов и живопись

Живопись - это поэзия, которую видит,

А поэзия - живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

«Ты поразил меня, как пейзажист», - писал художник И.Левитан писателю А.Чехову.1

А.П. Чехов умел необычайно ёмко использовать в своей творческой лаборатории смежные искусства, в частности живопись. Интерес к живописи был не случаен. Изучая эпистолярное наследие писателя, воспоминания о нем родных, близких, современников, выясняешь, что обращение к смежным искусствам обусловлено прежде всего общей эстетической культурой Чехова

В семье Чеховых живописью увлекались все. Рисовал отец (В 1854 году Павел Егорович написал картину «Иоанн Богомолов»), рисовали братья. Николай Павлович стал профессиональным художником, и в 80-е годы А. Чехов сотрудничал с ними в юмористических журналах, активно вмешиваясь в дела художественного отдела. Мария Павловна выдержала вступительные экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В семье Чеховых рисовали все.

Антон Павлович был лично знаком со многими художниками. Дружба Чехова и Левитана являет собой образец творческого родства и творческого взаимообогащения. Их объединяла любовь к природе, искусству, литературе. Чехов внимательно следил за творческим ростом Левитана, оберегал его здоровье.

Антон Павлович интересовался творчеством Н.Н.Ге, Н И.Н.Крамского, В.Е.Маковского, И.И.Шишкина. Ему был знаком художественный стиль Микеланджело, Тициана, Боттичелли, Рубенса и многих других европейских стиль художников. Он постоянно следил за развитием отечественной и зарубежной живописи, посещал выставки. «Был на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы», - пишет Антон Павлович сестре 16 марта 1891года.2 Мнение писателя по поводу того или иного явления в живописи высоко ценилось. Левитану, например, очень важно было знать, какое впечатление на Антона Павловича произвели картины Васильева.

У Чехова – тонкого художника, у Чехова – новатора было особое чутьё к большому в искусстве. Он один из первых обратил внимание на новаторский стиль письма Левитана. «Это лучший русский пейзажист», - такую характеристику даёт он художнику, которого мало понимали современники.3 Именно Чехов показал непреходящую значимость открытий Левитана в искусстве: «Это такой огромный, самобытный и оригинальный талант. Это что – то свежее, сильное, сто должно было бы переворот сделать. Да, рано умер Левитан». 4

В писателе Чехов высоко ценил умение видеть и изображать краски и пластику окружающего мира. В его письмах к начинающим писателям значительное место занимают рекомендации, как описывать природу, как изображать. Говоря о литературных успехах молодого Горького, Чехов отмечал его талантливое видение мира глазами художника: «Описания природы художественны; Вы настоящий пейзажист; вы художник…Вы пластичны, т.е. когда изображаешь вещь, то видите её и ощупываете руками. Это настоящее искусство».5

____________________________________________________________________________________________________

1,2,3,4,5 Творчество А.П.Чехова. Особенности художественного метода. Ростов-на-Дону.1980, с.58,59,60

В творчестве самого Чехова одним из самых «живописны» произведений является повесть «Степь». Живописность достигается здесь различными средствами, в частности пейзажем, которому в повествовании отводится значительное место. Обращает на себя внимание жанровое разнообразие»пейзажной живописи»: заводской, городской, деревенский пейзаж, безлюдные пейзажи и с человеком. В центре повествования – изображение степи: степь на восходе солнца, степь вечером, луна восходит над степью, лунный свет заливает степь, степь в звездную ночь, степь при свете молний. Проснувшаяся степь нежится, обласканная лучами утреннего солнца и умытая росой, степь изнывает от зноя, степь легко вдыхает полной грудью, едва только зайдет солнце, таинственная степь, украшенная звездочками и луной, степь, обезображенная вихрем. Какую роль играет эта многообразность в раскрытии идейного содержания произведения?

В повести два главных персонажа: Мальчик и Степь. Но остановимся на образе Степи, написанном непревзойденным художником слова. Первый раз увидел Егорушка степь на рассвете. Пейзаж «Утро в степи» Чехов создаёт, мастерски сочетая «графику» с «цветописью». Бесконечность пространства передаётся «горизонтальной» («бесконечная равнина») и «Вертикальной» (цепь холмов, «Эти холмы сливаются в возвышенность») «линиями». Естественность подчеркивается звонким колоритом утреннего пейзажа: восприятие мажорного цвета ( лиловая даль, ярко-жёлтая полоса, рыжая трава, омытая росою и обласканная солнцем) обостряется радостным, озорным движением света ( «полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам») и полутенью («и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень»); цвето-световые переливы (засверкала росой) дополняются звуковыми («Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы»). Слышится музыка пробуждения жизни. Погружая Егорушку в светлое море цвета и звука, в радостную атмосферу пробуждения природы и показывая, что утро ласково к мальчику, автор подчёркивает философский смысл ситуации, и образ степи становится метафорой жизни.

За картиной пробуждения степи следует серия других: Чехов стремится запечатлеть степь в каждый новый миг её освещения солнцем: солнце поднимается выше, меняются краски в степи, меняется настроение.

При описании знойной степи основная нагрузка падает на цветопись. Цветовая гамма значительно расширяет и в ней преобладают теплые тона: коричневый (загорелые холмы), буро-зелёный, лиловый, бледно-желтый серый, синий, жёлтый, ярко-желтый, красный и снова коричневый («Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы»).

Ночной пейзаж в повести создается иными средствами. Краски исчезают. Красота наступающей ночи передается светом, звуком и запахом. «Пахло сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приоритетен и нежен». В июльские вечера и ночи птицы уже молчат, но колыбельную песню поют жители травы. Своеобразно дается освещение: движущиеся облака бросают тень на землю: « широкие тени ходят по равнине, как облака по небу». Все предметы изображают силуэт на светлом фоне: «подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее». Всю фантасмагорию ночи венчает бледно – зелёное, усыпанное звёздами небо.

Пейзаж «Гроза в степи» драматический. Драматическое звучание создаётся приёмом одушевления природы: «Луна взошла сильно – багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились. Природа как будто что-то предчувствовала и томилась». Картину грозы рисует художник – новатор. Чехов оригинально использует свет. Степь изображается гигантским чёрным пятном, из темноты автор высвечивает, выхватывает нужные ему лица, предметы, объекты, и «прожектором» служит ему молния; так создаются яркие зрительные образы, так возникает ощущение надвигающего катаклизма. Всё значительное в этом эпизоде сопровождается молнией. Например, в тот момент, когда Дымов произнёс горькие слова: «Жизнь наша пропащая, лютая!», направо сверкнула молния, и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали». Настроение тревоги нагнетается взаимодействием цвета, света и звука. Соединение визуального и слухового эффектов, взятых из мира повседневности, но подчинённых общему поэтическому строю данного эпизода, переводят обыденный факт грозы в фантастический план: грохочущий гром, колдовской свет молнии породили в воображении Егорушки фигуры трёх громадных великанов с длинными пиками. Эти фигуры ассоциируются с образами эпических полотен В.М. Васнецова, тех полотен, в которых запечатлена «вся сила и могучая мощь русского народа» (В.В.Стасов),1 в которых создан собирательный образ народа – хозяина и защитника родной земли, в которых развиты народно – поэтические традиции и воплощены демократические идеалы современников. Подобная организация поэтического материала данной главы способствует созданию глубинной перспективы, подтекста, глее образ степи в грозу воспринимается как символ разгневанной Родины.

Повесть свою Чехов заканчивает вопросом: «Какова-то будет эта жизнь?» В «Степи» «живопись» играет значительную роль в организации сюжетного материала. В создании глубиной перспективы, служит одним из средств художественного и философского обобщения, создаёт настроение, вызывает протест против существующих условий бытия и заставляет мечтать о жизни иной.

_____________________________________________________________________

1 50 биографий мастеров русского искусства. Ленинград. «Аврора». 1970. С.165

Образ дороги в произведениях Чехова и Левитана

Исследователи творчества Левитана утверждают, что в его произведениях нет подробного живописания природы, а есть её глубоко обобщённый образ, который, навевая нужное художнику настроение, пробуждал в зрителе определённые эмоции, и этой обобщённой письма Левитан чрезвычайно близок Чехову.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24