Аннотация
Издавна писатели и поэты использовали и используют художественную деталь, которая позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Художественная деталь у В.М.Шукшина многозначна, она создаёт эмоциональный фон произведения, помогает автору охарактеризовать героев, подтолкнуть читателя к оценке героев. Шукшин показывает обычную жизнь, а с помощью деталей указывает на скрытый смысл изображаемого.
Художественная деталь в прозе В.М.Шукшина
Тезисы
Актуальность объясняется неугасающим интересом к прозе писателя 20 века. Имя Шукшина прочно заняло свое место в ряду художников, обращавшихся к исследованию души русского народа, ее глубины и своеобразия. Но мало материалов о значимости художественной детали, такой как цвет, портрет, пейзаж в прозе Шукшина.
Объект исследования – текст как фрагмент художественного творчества.
Предмет исследования – художественная деталь.
Цель данной работы - исследовать использование В.М.Шукшиным художественной детали.
Задачи:
собрать критические отзывы о личности, жизни и творчестве Шукшина, систематизировать и обобщить данные;
выбрать мнения критиков, касающиеся заявленной мною темы;
текстуально исследовать рассказы Шукшина разных периодов, сделать общий вывод о функционировании художественной детали в них;
оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации.
В ходе работы мной были изучены отдельные фрагменты статей, публикации в печати, посвящённые творчеству этого писателя, с целью получить наиболее полное представление о том, что и как писал Шукшин.
При работе над теоретической частью я использовала в качестве опорного материала текст рассказов «Волки», «Чудик», «Охота жить», «Мастер», «Микроскоп» и повести «Калина красная» Шукшина, различные критические статьи.
Оглавление
Введение………………………………………………3-4стр.
Мастерство Шукшина-прозаика…………………….5-7стр.
Художественная деталь в прозе Шукшина…………8-15стр.
Заключение……………………………………………16стр.
Список литературы……………………………………17стр.
Если бы Василий Шукшин был только актером,только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то тогда, в этом каждом и отдельном случае, мы имели перед собой выдающееся дарование.
С.П.Залыгин
1.Введение
Изучение творчества В. Шукшина – задача сложная. Искусство В.Шукшина-писателя, актера, кинодраматурга, – постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Широкий интерес читателей и зрителей к творчеству В. Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собрания сочинений писателя.
Существуют разногласия в понимании природы дарования В. Шукшина и связанных с ним принципов анализа, критериев оценок. Но истинное искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности суждений, игнорированию его самобытности. Творчество В. Шукшина противилось любым попыткам разрушить его целостность и многожанровое единство.
Мне очень интересно творчество этого писателя, так как оно отличается простотой, герои рассказов взяты из жизни.
2009 год - юбилейный год писателя, и это привлекло моё внимание к его творчеству, которое до сих пор окончательно не исследовано.
Цель данной работы - исследовать использование В.М.Шукшиным художественной детали в прозе. Я не претендую на полноту исследования текста, но попытаюсь обобщить свои наблюдения, используя разные источники.
Актуальность объясняется неугасающим интересом к прозе писателя 20 века. Имя Шукшина прочно заняло свое место в ряду художников, обращавшихся к исследованию души русского народа, ее глубины и своеобразия.
Новизна заключается в попытке рассмотрения произведений с точки зрения художественной детали.
Какие художественные детали использует автор для создания образов героев? Есть ли между ними взаимосвязь? Насколько значима художественная деталь, такая как цвет, портрет, пейзаж в прозе Шукшина? - вот основные вопросы, на которые я хочу ответить в своей работе, реализовав при этом следующие задачи:
собрать критические отзывы о личности, жизни и творчестве Шукшина, систематизировать и обобщить данные;
выбрать мнения критиков, касающиеся заявленной мною темы;
текстуально исследовать рассказы Шукшина разных периодов, сделать общий вывод о функционировании художественной детали в них;
оформить результаты исследования в виде реферата и мультимедийной презентации (Презентация прилагается).
В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей, публикации в печати, посвящённые творчеству этого писателя, с целью получить наиболее полное представление о том, что и как писал Шукшин.
При работе над теоретической частью я использовала в качестве опорного материала текст рассказов «Волки», «Чудик», «Охота жить», «Мастер», «Микроскоп» и повести «Калина красная» Шукшина, различные критические статьи.
Основные методы работы над рефератом: анализ эпизодов, сравнение
Объект исследования – текст как фрагмент художественного творчества.
Предмет исследования – художественная деталь.
Практическая ценность определяется возможностью использования данного материала для анализа других произведений Шукшина.
2. Мастерство Шукшина-прозаика
Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.
Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере.
Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его творчество - явление яркое и самобытное.
При всем многообразии жанровых форм Шукшина - есть то, что их объединяет, - излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу.
Проза Василия Шукшина - явление своеобразное, со своими особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многогранность.
В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия.
Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выражения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, незначительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.
Важное место среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет художественная деталь.
Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала его тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны.
Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем - все это увлекает и волнует читателя.
Не "рассказы настроения" влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер исторический, то есть несущий в себе отпечаток времени. В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком он рассказывает, — люди общего опыта, общей биографии и общего языка. А потому авторский пафос, тональность его отношения к изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от откровенного любования. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они — "свои”, деревенские. Отношение к изображаемому в рассказах Шукшина проявляется по-чеховски сдержанно. Ни у одного из персонажей нет полноты обладания правдой, и автор не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое — выявить причины неузнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания между людьми.
По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим, и в котором открывается судьба человека. Постоянной сюжетной ситуацией оказывается ситуация встречи (реальной или несостоявшейся). В развертываемом сюжете нет внешнего плана: рассказы часто тяготеют к форме фрагмента — без начала, без конца, с незавершенными конструкциями. Писатель неоднократно говорил о своей нелюбви к замкнутому сюжету. Композиция сюжета подчиняется логике беседы или устного повествования, а потому допускает неожиданные отклонения и "лишние” уточнения и подробности.
Герои Шукшина - сельские жители. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека. Значит, Шукшин пишет свой рассказ не ради того, чтобы рассказать забавный анекдот или интересную историю. Главное для него - характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю. В основе рассказа лежит случай, который, может быть, как бы выходящим за рамки повседневной жизни: разрушение церкви, нападение волков - так и самым заурядным - обидели человека в магазине, или решил муж подарить жене сапожки, или поехал человек навестить брата в другой город, да не поладил с его женой... Важно, чтобы в этом эпизоде проявился человеческий характер. У него вообще нет лишних слов, все пропитано идеей.
Шукшин редко дает сколько-нибудь развернутые пейзажные описания и портретные характеристики героев, но они отвечают душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Граница между "авторским словом” и "словом героя” в большинстве случаев размыта или полностью отсутствует. Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина — богатство живой разговорной речи с ее разнообразными индивидуальными и социальными оттенками.
Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог. В диалоге герои пытаются найти понимание друг у друга, хотя им порой бывает очень трудно выразить себя. Посмотрим, например, как разговаривают Семка Рысь и Игорь Александрович в рассказе «Мастер». Они как будто говорят на разных языках, потому что ценят разные вещи. Для Семки важна, прежде всего красота - бескорыстная и бесполезная. А для Игоря Александровича важно, копия это или подлинник, представляет церковь историческую ценность или нет. Поэтому он и говорит, что «обманулся».
Диалоги в рассказах Шукшина часто превращаются в своего рода интеллектуальный поединок (несмотря на то, что герои его - отнюдь не интеллектуалы). Героям важно утвердить себя в мире, и зачастую они делают это в споре.
Язык шукшинских героев изобилует
просторечными выражениями. Герои говорят
так, как в жизни говорят простые
деревенские люди. Но особенность
рассказов Шукшина в том, что авторская
речь тесно сплетается с речью персонажей
(например, в предложении «Шурыгин хотел
еще как-нибудь обозвать дуру продавщицу...»,
написанном от лица автора, звучит,
конечно, голос Шурыгина - именно для
него продавщица «дура», а не для Шукшина),
и язык автора тоже разговорный, народный,
только ему удается «высказать себя»
отчетливее, чем персонажам. Такое слияние
авторской речи и речи персонажей
характерно для сказа. У Шукшина автор
тоже часто оказывается скрыт за героем.
Но внимательный читатель обязательно
заметит его присутствие, его отношение
к своим персонажам.
3.Художественная
деталь в прозе Шукшина
Для того чтобы проанализировать использование художественной детали в прозе Шукшина, необходимо знать, какую роль играет художественная деталь в тексте. Для этого я познакомилась со статьей М.Вебера «Художественная деталь».
Под деталью обычно понимают подробность
предметного уровня: какую-то конкретную
вещественную мелочь или какое-то
конкретное свойство, особенность
предмета.
Первый аспект детали
– это обращение к органам чувств, что
обогащает изобразительный ряд
текста.
1. Цвет. В обыденной
жизни человек обходится называнием
двух-трех десятков цветов. Художники
оперируют уже двумя (в среднем) сотнями
наименований красок и оттенков. Но
многоцветие природы бесконечно.
Осваивая цвет, литература обходилась
вначале основными немногочисленными
красками: небо могло быть синим, голубым,
лазурным, серым, черным; рассвет – алым
или золотым. В XIX веке с расцветом реализма
литература стремится к точному
правдоподобию, и вот у мастеров пейзажа
заря становится винно-пурпурной,
лимонной, серебряно-зеленой; выясняется,
что небо бывает едва ли не любых цветов,
тени оказываются не только серыми и
черными, но и сиреневыми, синими, бурыми.
Все искусства связаны между собой, и
литература идет вслед за живописью:
появились «медные небеса», «латунная
планка рассвета», «красный туман»,
«синяя крона, малиновый ствол» и
т.д.
Цвет в современной литературе
условен, резок. «Зеленое небо», «черная
вода», «красные глаза». Автор добивается
зрительной выразительности, что угодно
может быть какого угодно цвета: лицо –
«коричневое», «серое», «голубое»,
«зеленое»; прорубь – «фиолетовая»,
«синяя», лужа – «оранжевая», «серебряная».
Цветовая деталь делает описываемое не
только зримым, но и броским, несколько
неожиданно-непривычным, а потому
воздействующим на воображение.
2.
3апах. Если цвет обычно «какой-то», то
запах обычно – «чего-то»: хвои, мыла,
бензина, краски, роз, земли и т.д. Почти
любой предмет имеет свой запах, человек
различает запахи, как известно, слабовато,
и вот из множества запахов писатель
выбирает (называет) при конкретном
описании один-два, реже три, и уж совсем
редко четыре и больше. Двух характерных
запахов обычно достаточно для передачи
обонятельной гаммы, причем запахи эти
частенько не подлинны, а придуманы по
принципу «чем должно пахнуть, чтоб
читатель вдохнул описываемую обстановку».
Запах в прозе – это визитная карточка
предмета, характерно дополняющего
обстановку
3. Вкус. К запахам вкусовые ощущения
применяются постоянно: запах может быть
горький, соленый, терпкий, кислый,
сладкий, сытный и т.д. – полная вкусовая
гамма.
4. Звук. Через слух поступает
большее количество информации.
5. Осязание. Осязание чаще задействуется рядом зрительным: «гладкая дорога», «шершавая вода», «холодный взгляд».
Второй аспект детали – описание.
1.
Портрет. В художественной литературе
портрет лаконичен. В современном
портрете деталь обычно играет роль
своего рода колышка, к которому
привязывается воображение читателя,
дорисовывающее недостающие черты (ибо
всего перечислить невозможно, да и не
надо – нагромождение подробностей лишь
помешает воспринять цельный образ).
2. Пейзаж. В рассказе, где всегда хороша краткость, кратко должно быть и описание пейзажа – прежде всего пространственное и цветовое изображение. То есть, для создания пейзажа достаточно двух-четырех деталей, дающих точки привязки читателю, который ассоциативно домыслит остальное.
3. Интерьер. Мало отличается от пейзажа: это несколько характерных деталей.
4. Жест. Передача позы человека, мимики, движения – одна из труднейших задач в прозе.