|
Художественная деталь в прозе В.М. ШукшинаАннотация Издавна писатели и поэты использовали и используют художественную деталь, которая позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Художественная деталь у В.М.Шукшина многозначна, она создаёт эмоциональный фон произведения, помогает автору охарактеризовать героев, подтолкнуть читателя к оценке героев. Шукшин показывает обычную жизнь, а с помощью деталей указывает на скрытый смысл изображаемого. Художественная деталь в прозе В.М.Шукшина Тезисы Актуальность объясняется неугасающим интересом к прозе писателя 20 века. Имя Шукшина прочно заняло свое место в ряду художников, обращавшихся к исследованию души русского народа, ее глубины и своеобразия. Но мало материалов о значимости художественной детали, такой как цвет, портрет, пейзаж в прозе Шукшина. Объект исследования – текст как фрагмент художественного творчества. Предмет исследования – художественная деталь. Цель данной работы - исследовать использование В.М.Шукшиным художественной детали. Задачи:
В ходе работы мной были изучены отдельные фрагменты статей, публикации в печати, посвящённые творчеству этого писателя, с целью получить наиболее полное представление о том, что и как писал Шукшин. При работе над теоретической частью я использовала в качестве опорного материала текст рассказов «Волки», «Чудик», «Охота жить», «Мастер», «Микроскоп» и повести «Калина красная» Шукшина, различные критические статьи. Оглавление Введение………………………………………………3-4стр.
Если бы Василий Шукшин был только актером,только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то тогда, в этом каждом и отдельном случае, мы имели перед собой выдающееся дарование. С.П.Залыгин 1.Введение Изучение творчества В. Шукшина – задача сложная. Искусство В.Шукшина-писателя, актера, кинодраматурга, – постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко еще не закончены. Широкий интерес читателей и зрителей к творчеству В. Шукшина не ослабевает в наши дни, о чем свидетельствуют издания книг, статей, собрания сочинений писателя. Существуют разногласия в понимании природы дарования В. Шукшина и связанных с ним принципов анализа, критериев оценок. Но истинное искусство всегда сопротивляется схемам, прямолинейности суждений, игнорированию его самобытности. Творчество В. Шукшина противилось любым попыткам разрушить его целостность и многожанровое единство. Мне очень интересно творчество этого писателя, так как оно отличается простотой, герои рассказов взяты из жизни. 2009 год - юбилейный год писателя, и это привлекло моё внимание к его творчеству, которое до сих пор окончательно не исследовано. Цель данной работы - исследовать использование В.М.Шукшиным художественной детали в прозе. Я не претендую на полноту исследования текста, но попытаюсь обобщить свои наблюдения, используя разные источники. Актуальность объясняется неугасающим интересом к прозе писателя 20 века. Имя Шукшина прочно заняло свое место в ряду художников, обращавшихся к исследованию души русского народа, ее глубины и своеобразия. Новизна заключается в попытке рассмотрения произведений с точки зрения художественной детали. Какие художественные детали использует автор для создания образов героев? Есть ли между ними взаимосвязь? Насколько значима художественная деталь, такая как цвет, портрет, пейзаж в прозе Шукшина? - вот основные вопросы, на которые я хочу ответить в своей работе, реализовав при этом следующие задачи:
В ходе работы над рефератом мной были изучены отдельные фрагменты статей, публикации в печати, посвящённые творчеству этого писателя, с целью получить наиболее полное представление о том, что и как писал Шукшин. При работе над теоретической частью я использовала в качестве опорного материала текст рассказов «Волки», «Чудик», «Охота жить», «Мастер», «Микроскоп» и повести «Калина красная» Шукшина, различные критические статьи. Основные методы работы над рефератом: анализ эпизодов, сравнение Объект исследования – текст как фрагмент художественного творчества. Предмет исследования – художественная деталь. Практическая ценность определяется возможностью использования данного материала для анализа других произведений Шукшина. 2. Мастерство Шукшина-прозаика Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира. Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере. Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его творчество - явление яркое и самобытное. При всем многообразии жанровых форм Шукшина - есть то, что их объединяет, - излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу. Проза Василия Шукшина - явление своеобразное, со своими особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник досконально, открывая его душевную многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонация его произведений подвижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выражения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, незначительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Важное место среди тех средств выразительности, к которым прибегает Шукшин, имеет художественная деталь. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала его тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем - все это увлекает и волнует читателя. Не "рассказы настроения" влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер исторический, то есть несущий в себе отпечаток времени. В произведениях Шукшина важна фигура рассказчика. Он сам и те, о ком он рассказывает, — люди общего опыта, общей биографии и общего языка. А потому авторский пафос, тональность его отношения к изображаемому далеки как от сентиментального сочувствия, так и от откровенного любования. Автор не идеализирует своих героев только потому, что они — "свои”, деревенские. Отношение к изображаемому в рассказах Шукшина проявляется по-чеховски сдержанно. Ни у одного из персонажей нет полноты обладания правдой, и автор не стремится к нравственному суду над ними. Ему важнее другое — выявить причины неузнавания одним человеком другого, причины взаимного непонимания между людьми. По форме рассказы Шукшина отличаются сценографичностью: как правило, это небольшая сценка, эпизод из жизни, — но такой, в котором обыденное сочетается с эксцентрическим, и в котором открывается судьба человека. Постоянной сюжетной ситуацией оказывается ситуация встречи (реальной или несостоявшейся). В развертываемом сюжете нет внешнего плана: рассказы часто тяготеют к форме фрагмента — без начала, без конца, с незавершенными конструкциями. Писатель неоднократно говорил о своей нелюбви к замкнутому сюжету. Композиция сюжета подчиняется логике беседы или устного повествования, а потому допускает неожиданные отклонения и "лишние” уточнения и подробности. Герои Шукшина - сельские жители. Важнейшей основой обрисовки характеров стал быт, повседневность. Интересна деталь: герои Шукшина почти не показаны в труде. Автор считает, что бытовая сфера жизни способствует более глубокому раскрытию характера человека. Значит, Шукшин пишет свой рассказ не ради того, чтобы рассказать забавный анекдот или интересную историю. Главное для него - характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю. В основе рассказа лежит случай, который, может быть, как бы выходящим за рамки повседневной жизни: разрушение церкви, нападение волков - так и самым заурядным - обидели человека в магазине, или решил муж подарить жене сапожки, или поехал человек навестить брата в другой город, да не поладил с его женой... Важно, чтобы в этом эпизоде проявился человеческий характер. У него вообще нет лишних слов, все пропитано идеей. Шукшин редко дает сколько-нибудь развернутые пейзажные описания и портретные характеристики героев, но они отвечают душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Граница между "авторским словом” и "словом героя” в большинстве случаев размыта или полностью отсутствует. Яркая сторона индивидуального стиля Шукшина — богатство живой разговорной речи с ее разнообразными индивидуальными и социальными оттенками. Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог. В диалоге герои пытаются найти понимание друг у друга, хотя им порой бывает очень трудно выразить себя. Посмотрим, например, как разговаривают Семка Рысь и Игорь Александрович в рассказе «Мастер». Они как будто говорят на разных языках, потому что ценят разные вещи. Для Семки важна, прежде всего красота - бескорыстная и бесполезная. А для Игоря Александровича важно, копия это или подлинник, представляет церковь историческую ценность или нет. Поэтому он и говорит, что «обманулся». Диалоги в рассказах Шукшина часто превращаются в своего рода интеллектуальный поединок (несмотря на то, что герои его - отнюдь не интеллектуалы). Героям важно утвердить себя в мире, и зачастую они делают это в споре.
Язык шукшинских героев изобилует
просторечными выражениями. Герои говорят
так, как в жизни говорят простые
деревенские люди. Но особенность
рассказов Шукшина в том, что авторская
речь тесно сплетается с речью персонажей
(например, в предложении «Шурыгин хотел
еще как-нибудь обозвать дуру продавщицу...»,
написанном от лица автора, звучит,
конечно, голос Шурыгина - именно для
него продавщица «дура», а не для Шукшина),
и язык автора тоже разговорный, народный,
только ему удается «высказать себя»
отчетливее, чем персонажам. Такое слияние
авторской речи и речи персонажей
характерно для сказа. У Шукшина автор
тоже часто оказывается скрыт за героем.
Но внимательный читатель обязательно
заметит его присутствие, его отношение
к своим персонажам. Для того чтобы проанализировать использование художественной детали в прозе Шукшина, необходимо знать, какую роль играет художественная деталь в тексте. Для этого я познакомилась со статьей М.Вебера «Художественная деталь».
Под деталью обычно понимают подробность
предметного уровня: какую-то конкретную
вещественную мелочь или какое-то
конкретное свойство, особенность
предмета.
Все искусства связаны между собой, и
литература идет вслед за живописью:
появились «медные небеса», «латунная
планка рассвета», «красный туман»,
«синяя крона, малиновый ствол» и
т.д.
3. Вкус. К запахам вкусовые ощущения
применяются постоянно: запах может быть
горький, соленый, терпкий, кислый,
сладкий, сытный и т.д. – полная вкусовая
гамма. 5. Осязание. Осязание чаще задействуется рядом зрительным: «гладкая дорога», «шершавая вода», «холодный взгляд».
Второй аспект детали – описание. 2. Пейзаж. В рассказе, где всегда хороша краткость, кратко должно быть и описание пейзажа – прежде всего пространственное и цветовое изображение. То есть, для создания пейзажа достаточно двух-четырех деталей, дающих точки привязки читателю, который ассоциативно домыслит остальное. 3. Интерьер. Мало отличается от пейзажа: это несколько характерных деталей. 4. Жест. Передача позы человека, мимики, движения – одна из труднейших задач в прозе. |
Loading
|