|
Социальные аспекты в творчестве В.С. Высоцкого 1Написанная в конце лета 1968 «Охота на волков» была в первую очередь связана с личными переживаниями Высоцкого, с той травлей, что развернулась тогда против него в прессе, но случайно совпавшее с рождением этой песни осложнение ситуации в Чехословакии (войска СССР и четырёх других стран Варшавского договора вступили в Чехословакию, чтобы прекратить происходивший там процесс реформ) расширило значение этой песни, придало ей даже политический оттенок. Загнанный зверь в «Охоте на волков» - это сам Высоцкий, который летом 68-го года (именно тогда написана эта песня) выдержал первую травлю в советской печати - серия статей, помещенных как в центральной (статья «О чём поёт Высоцкий?» в газете «Советская Россия» от 9 июня 1968 года ), так и в провинциальной прессе (статьи в «Тюменском комсомольце» и в «Тюменской правде»). Эти разгромные статьи имели целью опорочить имя поэта и его творчество. Нужно было дать достойный отпор, и в ответ на злобные нападки прогремела "Охота на волков".Он действительно ощущал травлю, как и многие ранимые творческие люди, опередившие свое время:
Рвусь из сил и из всех сухожилий, («Охота на волков» 1968) Но Высоцкий был уверен, что вырвется из загона: Я из повиновения вышел – За флажки, - жажда жизни сильней! Только сзади я радостно слышал Удивленные крики людей. («Охота на волков» 1968) «Враги» высоко оценили "Охоту", запретив ее исполнение в спектакле театра на Таганке. То же самое произошло и с песней «Банька по-белому», которая была написана одновременно с «Охотой», она токже была запрещена: Высоцкий прямо высказывает своё отношение к сталинским репрессиям: А потом на карьере ли, в топи ли, Наглотавшись слезы и сырца, Ближе к сердцу кололи мы профили, Чтоб он слышал, как рвутся сердца. («Банька по-белому» 1968) Местоимение «он» выделено курсивом – нетрудно догадаться, на кого акцентирует внимание автор: Сколько веры и лесу повалено, Сколь изведано горя и трасс! А на левой груди – профиль Сталина, А на правой – Маринка в анфас. («Банька по-белому» 1968) В стихотворении «Маски» передано мироощущение Высоцкого – «как на венецианском карнавале!». Все ведут себя неестественно и двойственно:
Один себя старался обелить, Другой – лицо скрывает от огласки, А кто- уже не в силах отличить Свое лицо от непременной маски. («Маски» 1971) И снова здесь присутствует мотив «травли»: ...Но всё не так, - И маски на меня глядят с укором, - Они кричат, что я опять – не в такт, Что наступаю на ноги партнерам. («Маски» 1971) Высоцкий через аллегорию представляет свои отношения с властью, с теми, кто был настроен против него. Но, тем не менее, он пишет: Надеюсь я – под масками зверей Бывают человеческие лица. («Маски» 1971) Но всё же поэт гадает, кто эти люди, быть может их поступки и поведение контролированы властью или же они «чёрствые» по своей натуре: Как доброго лица не прозевать, Как честных отличить наверняка мне? – Все научились маски надевать, Чтоб не разбить своё лицо о камни. («Маски» 1971) В окончательную редакцию стихотворения «Маски» не вошли строфы: За масками гоняюсь по пятам, - Но ни одну не попрошу открыться: Что если маски сброшены, а там – Все те же полумаски-полулица?!
Смеются злые маски надо мной, Веселые – те начинают злиться, За маской пряча, словно за стеной, Свои людские, подлинные лица. («Маски» 1971) Поэт боится узнать таких людей лучше, лицемерие всегда опасно и скверно. В «Райских яблоках» герой песни попадает в рай, который оказывается ни чем иным как зоной. Высоцкий мастерски обыгрывает сходство двух, казалось бы, противоположных полюсов бытия: Прискакали – гляжу – пред очами не райское что-то: Настоящий пустырь и сплошное ничто – беспредел. И среди ничего возвышались литые ворота, И огромный этап – тысяч пять – на коленях сидел. («Райские яблоки» 1978) Поистине тюрьмой, адом обернулся для России двадцатого века тот «рай», который сулили ей пришедшие к власти. Но Владимир Семенович пишет не о политике (он никогда не считал себя политическим певцом), он – лирик. И в сюжете баллады постоянно звучит мощная лирическая нота, свидетельствующая о глубоко личном переживании народной трагедии: В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок... Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб. («Райские яблоки» 1978) Судьба героя его поздней лирики неотделима от общенациональной судьбы. По выражению критика Вл. Новикова, «Высоцкий всегда один и всегда со всеми»1. Высоцкий пародирует стереотипы сознания и языка, стертые от частого и бездумного употребления. Он низводит набившие оскомину лозунги советской эпохи :«За хлеб и воду и за свободу – Спасибо нашему совейскому народу!», Высоцкий придумал слово «совейский». Песни и стихи Высоцкого не изолированы друг от друга, они вступают в диалог, в спор, группируются явные и неявные циклы , сам Владимир Семенович говорил: «песни и стихи я пишу на разные сюжеты. У меня есть серии песен на военную тему, спортивные, сказочные, лирические. Циклы такие, точнее. А тема моих песен одна - жизнь». В интервью радио Италии в 1979 Высоцкий признался, что не считает себя писателем: «мне даже сложно назвать себ поэтом. <…> я в своих стихах рассказываю о том, что меня беспокоит в этой жизни. <…> что происходит в мире, что происходит в моей стране. Что мне нравится, что мне не нравится. Когда я пишу свои песни, я пытаюсь разобраться в этом. Главное в моих песнях – это человек.»2 Проявляя свободу воли, человек непременно вступает в открытое противостояние с теми, кто пытается его ограничить. Смирение же убивает свободу. А люди все роптали и роптали, А люди справедливости хотят: «Мы в очереди первыми стояли, - А те, кто сзади нас, уже едят!» («А люди все роптали и роптали…» 1966) Ропот сам по себе – это уже выражение несогласия, протеста, но для достижения целей свободной воли этого мало, как мало и просто «справедливости хотеть». Люди желают справедливости, но не хотят за нее выступить открыто. Высоцкий показал в, казалось бы, бытовой ситуации корни русского менталитета: непротивление. Почему бы людям открыто не заявить о своем недовольстве, не высказать свою позицию несогласия? Нет, слышен только ропот. Мотивировка сложившейся ситуации («Мы в очереди первыми стояли, - /А те, кто сзади нас, уже едят!») парадоксальна: Им объяснили, чтобы не ругаться: «Мы просим вас, уйдите, дорогие! Те, кто едят, – ведь это иностранцы, А вы, прошу прощенья, кто такие?» («А люди все роптали и роптали…» 1966) В другом случае теми, «кто едят», оказываются «делегаты». Возникает своеобразная оппозиция: иностранцы – люди – делегаты. Причем, иностранцы и делегаты оказываются намного выше и важнее простых людей. Значит, человек вне социального звания не ценен? Дело в том, что «иностранцы» и «делегаты» сумели проявить свою волю (пусть даже она несправедлива в отношении остальных), добившись таких постов, которые ценятся в обществе; люди тоже могли бы (даже не пробиваясь вверх по социальной лестнице) быть уважаемыми наравне с «иностранцами» и «делегатами». Но вся суть в том, что они не могут или не хотят «ругаться», чтобы высказать свою волю открыто и суметь за нее постоять. Безвольный человек обществом постепенно затаптывается, не ценится. Само построение произведения довольно примечательно: оно состоит, по сути дела, из 2-х четверостиший, которые, повторяясь с изменением одного-двух слов и чередуясь, образуют песню. В одном четверостишие говорится о «ропоте» людей, в другом – объяснения администратора. Эта повторяемость строф уже на интонационном уровне создает ощущение непрерывности, неразрешаемости ситуации. И это на фоне повседневного ожидания советскими людьми неминуемого счастья, тем более, что его обещали их вожди. Конечно, такая вера отчасти возмещала постоянную неустроенность жизни. Кроме того, все устремлённые в будущее жить в настоящем не умели, а может, не хотели в силу его скучности и обременительности для этих мечтателей. 4. «Но кажется мне – не уйдем мы с гитарой/ в заслуженный и нежеланный покой...» Поэт в России больше чем поэт. Е.Евтушенко Бардов в то время было не так уж мало, а лишь Высоцкого с одинаковым удовольствием слушали и эстеты, и снобы, и работяги, и власть имущие. Высоцкий – вышедший из народа народный поэт. С народным, привычным языком. Его слушали вне зависимости от социального происхождения, уровня образования и места работы. Работники КГБ были первые исследователи творчества Высоцкого - они сами его с удовольствием слушали. В одной из его песен есть такая фраза: «Меня зовут к себе большие люди, чтоб я им пел «Охоту на волков». И в этом момент истины. Прошло уже более 25 лет со дня его смерти, а песни Высоцкого звучат, фильмы с его участием также любимы, многие его стихотворения актуальны и сегодня: «Он здесь, с нами, он поёт и сегодня, сейчас!»3 Творчество Высоцкого это роли в театре и кино, стихи и проза, песни и драматургия. Он написал более полутысячи песен. Они сложились в определенные циклы: блатные, спортивные, военные, сказочные, антиалкогольные... Каждая его песня являлась маленьким спектаклем, исполнялась искренне и на таком предельном напряжении чувств, что казалось будто сам автор и сидел в лагерях и воевал. Высоцкий обладал покоряющим обаянием и уникальным чувством юмора. Герои его сатирических песен узнаваемы. Понятным для всех слоев общества языком он говорил о замалчиваемых социальных болезнях общества и высоких нравственных качествах, присущих русской душе. А. Вознесенский назвал поэта «нервом века». Несмотря на большую загруженность в театре и кино, на то, что его стихи не публиковались, Высоцкий с концертами объездил всю страну и получил всенародное признание. В. Смехов вспоминал: «При жизни поэта, на концерте у строителей КамАЗа, нам, актерам тогдашней Таганки, доказали тысячи рабочих глаз и ладоней – каким глаголом он смог прожечь сердца. Мы следили изумленно и пристально за гигантским залом, сотворенным в степи в один вечер, чтобы послушать концерт театра из Москвы, где Высоцкий».4 ...И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять не смея глаз, Мы тоже дети страшных лет России – Безвременье вливало водку в нас. («Я никогда не верил в миражи» 1979 или 1980) Его сердце не выдержало напряжения работы, он скончался в 42 года 25 июля 1980 года . Кроме четырех строчек о кончине в газете «Вечерняя Москва» и пары строк в «Советской культуре», СМИ никак не отозвались на смерть любимого народом поэта и артиста, в отличие от зарубежной прессы (в газете «Нью-Йорк таймс» от 29 июля 1980 года вышла статья «Советская полиция вмешивается, когда тысячи людей волнуются на похоронах барда», «всего же с 26 июля по 23 августа в свет вышло 42 статьи»5) . Высоцкого постигла злосчастная участь композитора Сергея Прокофьева, умершего в один день со Сталиным и потому не удостоенного ни словом в некрологах центральной печати и на радиовещании. Власти кощунственно сочли необходимым замолчать факт смерти Высоцкого, дабы не омрачать Олимпийские игры, открытые самим Брежневым. Тем не менее, за гробом Высоцкого шел нескончаемый людской поток, и это вызывало оторопь сотрудников КГБ, следивших за теми, кто пришел отдать замечательному литератору и актеру последний долг. Агенты вели съемки похорон в театральном помещении, на улицах и на кладбище. А там были люди со всей страны, всех возрастов и званий, но особенно много было молодежи… Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Заключение Стихи Высоцкого удивительно в том числе и тем, что они они говорят о том, как человеку не просто выжить, а суметь Жить, полагаясь больше всего на то, что внутри тебя, что сильнее обстоятельств, потому что таково твоё стремление и твой выбор. Собственно, и у тех, кто давно знает и любит творчество Владимира Высоцкого, и у тех, кто только начинает знакомитсья с ним, неизменен интерес к той энергетике, которой дышат и звучат его строки. И в доказательство слова самого Высоцкого в подтверждение сказанному: "В жизни-то ведь интересно иметь дело с личностью, с тем человеком, который имеет своё мнение и суждение о тех вещах, о которых он говорит".6 Исследовав творчество Высоцкого со стороны социального аспекта, я могу с уверенностью сказать, что читая стихи и песни поэта можно представить себе брежневскую эпоху, ведь голосом и словом его кричало Время. Закончить свою работу мне хочется стихотворением Сергея Красникова «На смерть Высоцкого»:
Смерть смерти рознь, был человек поэт,
P.S. Сейчас появилась тенденция зарабатывать деньги на смерти человека (все эти календарики с портретом Высоцкого на Ваганьковском кладбище), рыться в «грязном белье»... Но надо ли это? Ответом может послужить русская поговорка: «не выноси сор из избы». Сразу после похорон издали наполовину кастрированный сборник текстов его песен, появились памятники (не всегда отличающиеся вкусом). Сейчас рассусоливают истории его отношений с женщинами, с друзьями, близкие "друзья" рассказывают о том, какой он был алкоголик и наркоман. Его песни выпустили на пиратской кассетке с приблатненным аккомпанементом в стиле так называемого "русского шансона", а прямо говоря – дешевой блататы. Но грязь не липла и не липнет к нему. Высоцкий – явление не только культурное. Он в полном объеме – политическое явление в жизни страны. Но именно поколение Высоцкого стало опорой перемен в стране. Да, его можно назвать «голосом» поколения, но в первую очередь он был Поэтом с большой буквы:
Поэты ходят пятками по лезвию ножа – И режут в кровь свои босые души! («О фатальных датах и цифрах» 1971)
И плавится асфальт, протекторы кипят, Под ложечкой сосет о близости развязки. Я голой грудью рву натянутый канат, - Я жив – снимите чёрные повязки! («Горизонт» 1971)
Список используемой литературы
3 Влади М.В. «Владимир, или Прерванный полет».М, 2004, стр. 25 4 Раззаков Ф.И. «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы». М, 2004, стр. 313 5 там же стр.76 6 Журнал «Литературная Россия» №8 1986 г, с. 9 |
Loading
|