Центральный Дом Знаний - Типология героев в рассказах В.М. Шукшина 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2668

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Типология героев в рассказах В.М. Шукшина 2

к началу

Взрослые и дети, даже состоящие друг с другом в самом близком родстве, в рассказах Шукшина встречаются и взаимодействуют, как посланцы единого, но разбросанного по разным планетам племени, и нередко нас предупреждает об этом даже само название рассказа. Например, «Космос, нервная система и шмат сала». Забавная и поучительная, многозначительная история взаимоотношений старика Наума Евстигнеевича и его квартиранта, восьмиклассника Юрки. Юрка этот «от горшка два вершка» мил и любопытен Евстигнеевичу. Он «удивляет его своими познаниями», категоричностью и правильностью своих суждений, когда не понимает, например, «зачем» старику пить, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом», не даёт. Юрка всё знает о хирургах, каким и сам мечтает быть, об аэропланах, о кино, о космосе и даже… о «кулацких уклонах». Он с жаром рассуждает о полётах на Луну, на Венеру, о встречах с неведомыми инопланетянами… Не понимает он только, что в старике Евстигнеевиче, который так внимательно, то ли любопытствуя, то ли поддразнивая его, расспрашивает его о житье – бытье в мире, не меньше заключено непознанного им, Юркой, но не менее важного для будущей жизни, чем в загадках Галактики. Говорят они на одном языке, но понимают друг друга вроде бы с трудом. Сегодня это может показаться и несущественным, и смешным, недаром все свои разногласия старый и малый в конце концов урегулировали с помощью «шмата сала», но завтра – завтра это непонимание может стать опасностью.

Шукшин по натуре своей не был беспристрастным – и как человек, и как писатель, и как гражданин. Его пристрастия касались порою целых категорий, тех или иных. По профессиональному ли, психологическому ли, возрастному ли принципу, сложившихся человеческих общностей. Одни людские типы ему нравятся, других он, что называется, на дух не принимает. Ненавистен ему, например, тип сварливой, лишённой полёта, приземленной и практичной женщины, жены, диктатора у очага, противен тип прихлебателя, неприятен и жалок ему чудик наоборот, вроде «непротивленца Макара Жеребцова».

Шукшин ищет источники мудрости в историческом и житейском опыте народа, в судьбах стариков. У старого шорника Антипа («Одни») вечную потребность в красоте не могут подавить ни голод, ни нужда. Председатель колхоза Матвей Рязанцев прожил достойную трудовую жизнь, но всё сожалеет о каких-то прочувствованных радостях и горестях («Думы»). Письмо старухи Кандауровой («Письмо») – итог большой крестьянской жизни, мудрое поучение: «Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек – тем более». Трижды повторяется в письме одна мечта, одно желание: «Ты живи да радуйся, да других радуй», «Она мне дочь родная, у меня душа болит, мне тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете», «Я хоть порадываюсь на вас». Старуха Кандаурова учит умению чувствовать красоту жизни, умению радоваться и радовать других, учит душевной чуткости и ласке. Вот те высшие ценности, к которым она пришла через тяжёлый опыт.

Образ старухи Кандауровой – один из многих образов шукшинских матерей, воплощающих любовь, мудрость, самоотдачу, сливающихся в образ «земной божьей матери («На кладбище»). Вспомним рассказ «Материнское сердце», в котором мать защищает перед всем миром своего непутёвого сына, единственную её отраду; рассказ «Ванька Тепляшин», где герой, попав в больницу, почувствовал себя одиноким, затосковал, и обрадовался, как ребёнок, увидев мать: «Каково же было его удивление, радость, когда он в это мире внизу вдруг увидел свою мать… Ах, родная ты, родная!» Мудрость старухи Кандауровой согласуется с простором и покоем в окружающем мире: «Вечерело. Где-то играли на гармошке…»; «Гармонь всё играла, хорошо играла. И ей подпевал негромко незнакомый женский голос»; «Господи, - думала старуха, - хорошо, хорошо на земле, хорошо». Но состояние покоя в рассказах Шукшина неустойчиво и недолго, оно сменяется новыми тревогами, новыми размышлениями, новыми поисками гармонии, согласия с вечными законами жизни.

Сводная таблица типов героев в рассказах В.М. Шукшина.

Тип

Рассказ

Герой

1.Тип чудака и фантазера, несущего в себе искру добра и радости жизни.

«Чудик»

Василий Егорович Князев

«Алеша Бесконвойный»

Алеша по кличке Бесконвойный

«Жена мужа в Париж провожала»

Колька Паратов

«Стенька Разин»

Васёка

«Миль пардон, мадам!»

Бронька Пуков

«Упорный»

Моня Квасов

2. Типы героев, у которых «душа болит», для которых

сокровенными и заветными является поиски высокого смысла

существования, осмысленности бытия, герои – философы,

мыслители.





«Верую»

Максим Яриков

«Забуксовал»

Механик Роман Звягин

«Капроновая Елочка»

Павел и Федор

«Бессовестные»

Парики – пенсионеры

Глухов и Малышев

«Одни»

Шорник Антип

«Залетный»

Саня Неверов, Филипп Маседкин

«Думы»

Матвей Рязинцев

«Земляки»

Анисим Квасов

«Мастер»

Семка Рысь

«Билетик на второй сеанс»

Кладовщик Тимофей Худяков

«Осенью»

Филипп Тюрин

3. Герой – «демагог».

«Срезал»

Глеб Капустин

4. Тип своевальной личности.

«Срезал»

Глеб Капустин

«Стенька Разин»

Образ Разина

«Охота жить»

Спирька Расторгуев


5. Тип прихлебателя, чудика наоборот.


«Неротивленец Макар Жеребцов»

Макар Жеребцов

6. Тип чудака – остервенелого правдоискателя, уничтоженного и

оскорбленного, которому нравится себя таковым чувствовать.

«Мастер»


Семка Рысь

«Раскас»


Иван Петин

«Залетный»

Саня Неверов

«Обида»


7. Тип «крепких мужиков», «поддон» человеческой массы, подвал. Где привычно – животны все запросы.


«Крепкий мужик»

Бригадир Шурыгин

«Жена мужа в Париж провожала»

Колуны – мясники, второстепенные персонажи. Автор не называет их

«Чудик»

Сноха Софья Ивановна


8. Тип сварливой, лишенной полета, приземленной и практичной

женщины, жены – диктатора у очага, жаждущих наживы.


«Мастер сердца»

Образ равнодушной жены

«Жена мужа в Париж провожала»»

Валентина Паратова

«Микроскоп»

Жена Андрея Ерина

«Одни»

Златолюбивая жена Антипа Калачикова

«Мастер сердце»

Проститутки

9. Типы женщин – матерей, воплощающих любовь, мудрость,

самоотдачу, сливающихся в образ «земной божьей матери»

«Мастер сердце»



Мать

«Письмо»

Старуха Кандаурова


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В произведениях Шукшина герои кажутся живыми и реальными. Читая, проникаешься ощущением, что был лично знаком с кем-то из них. Автор очень убедительно рисует человеческие характеры. Каждый из героев рассказов живёт своей, совершенно особой жизнью. Во многих своих произведениях Шукшин, с тёплой усмешкой наблюдающий за героями, хочет рассказать об их поисках прекрасного, возвышенного. Это своего рода поиски смысла жизни. В самом же деле не только прозябать человеку, нужно заботиться и о стремлении к высокому, прекрасному. Не сразу удаётся найти ту цель, к которой так стремишься, но когда это происходит, меняется к лучшему вся жизнь.

Так и я: подводя итого, хочу отметить, что перечитав и изучив массу литературы по данной теме, получила глубокое удовлетворение от проделанной работы, очень охотно выполняла её, лицом к лицу встречалась с особыми шукшинскими героями, переживала, радовалась вместе с ними.

Считаю, что сумела типизировать героев рассказов Шукшина. Но необходимо оговориться всё же, что предложенное выше деление героев на «чудиков» и «античудиков» носит, конечно же, условный характер. На самом деле они не поддаются классификации. Каждый сам по себе, на свой манер, совершенно индивидуальная фигура.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аннинский Л. А. В поисках ответов. – М.: Молодая гвардия, 1981. –

С.9-23.

  1. Белов В. Творческая звезда Василия Шукшина. – Лениздат, 1983. –

С. 14-18.

  1. Быстров В. Мне было только правду рассказать. «Логика жизни» в

рассказах В. Шукшина. //Литература в школе, №3, 1987. С. 2-5.

  1. Горн В. Ко 60-летию В. М. Шукшина. //Литература в школе, №3, 1989.

– С. 45-49.

  1. Елисеев Н. Два рассказа В. М. Шукшина: (о рассказах «Срезал» и

«Билетик на второй сеанс») //Звезда. – 1995. - №6. – С. 199-202.

  1. Егорова Н. В. Русская литература хх века. В помощь школьному

учителю. М.: Вако, 2002. – С. 201-209.

  1. Елиина Т. А. Диалоги о Шукшине. //Литература в школе,№6, 1987, -

С. 61-70.

  1. Емельянов Л. Василий Шукшин. Очерк творчества. – Л.:

Художественная литература, 1983. –С. 152.

  1. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. – Екатеринбург: Уральский

рабочий, 1992. – С. 17-24.

  1. Зиновьева Н. (Шукшина Н.) Жил такой парень: (В. Шукшин)

//Родина. – 1999. - №6. С. 72-76.

  1. Изгаршев И. Василий Шукшин. Человек со сжатыми кулаками.

//Аргументы и факты, №29, 2004. – С. 3.

  1. Карпова В. М. Талантливая жизнь: В. Шукшин – прозаик. – М.:

Советский писатель, 1986. – 302с.

  1. Коновалова Л. И. Не особенные люди, а особенное в людях.

//Литература в школе №2, 1994. – С. 17-31.

14. Коробов в. И. Василий Шукшин. – М.: Современник, 1984. – 286с.

  1. Коробов в. В. Шукшин: Творчество. Личность. М.: Советская Россия,

1977. – С. 192.

16. Коробов В. В. Шукшин. – 2-е изд.- М.: Современник, 1988.- 280с.

17. Коробов В. Поклажистый. О рассказах Василия Шукшина. М.: Детская

литература, 1990. – С.11.

18. Лейдерман Н.А., Липовецкий М.Н. Овременная русская литература: В

3-х книгах. Кн.2: Семидесятые годы (1968-1986); Учебное пособие. –

М.: Эдиториал УГСС, 2001. – С.57-66.

19. Макаров А. Творчество Шукшина. М.: Дет. Литература, 1982 – 29с.

20. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики». М.; Детская литература,

1979. – С. 33-49.

21. Сигов В.К. Большой роман. (О творчестве В. Шукшина) // Литература

в школе.-1999.- № 5.-с. 39-49.

22.Толченова Н. Слово о Шукшине. М.: Современник, 1982.-160с.

23. Шукшин В. Беспалый: Рассказ //Крестьянка. – 1993.- № 9.- с. 28- 31.

24. Шукшин В. Вопросы самому себе. М.: Молодая гвардия, 1981. – 255 с.

25. Шукшин В. Полное собрание сочинений: В 5 тт. – Екатеринбург:

Уральский рабочий, 1992. – Т. 3. – 501 с.

Т. 4. – 511 с.

Т. 5. – 394 с.

26. Шукшин В. М. Рассказы. Повести. /Предисловие Стрелковой И. – М.:

Дрофа, 2002. – 402 с.

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24