|
Типология героев в рассказах В.М. Шукшина 2Взрослые и дети, даже состоящие друг с другом в самом близком родстве, в рассказах Шукшина встречаются и взаимодействуют, как посланцы единого, но разбросанного по разным планетам племени, и нередко нас предупреждает об этом даже само название рассказа. Например, «Космос, нервная система и шмат сала». Забавная и поучительная, многозначительная история взаимоотношений старика Наума Евстигнеевича и его квартиранта, восьмиклассника Юрки. Юрка этот «от горшка два вершка» мил и любопытен Евстигнеевичу. Он «удивляет его своими познаниями», категоричностью и правильностью своих суждений, когда не понимает, например, «зачем» старику пить, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом», не даёт. Юрка всё знает о хирургах, каким и сам мечтает быть, об аэропланах, о кино, о космосе и даже… о «кулацких уклонах». Он с жаром рассуждает о полётах на Луну, на Венеру, о встречах с неведомыми инопланетянами… Не понимает он только, что в старике Евстигнеевиче, который так внимательно, то ли любопытствуя, то ли поддразнивая его, расспрашивает его о житье – бытье в мире, не меньше заключено непознанного им, Юркой, но не менее важного для будущей жизни, чем в загадках Галактики. Говорят они на одном языке, но понимают друг друга вроде бы с трудом. Сегодня это может показаться и несущественным, и смешным, недаром все свои разногласия старый и малый в конце концов урегулировали с помощью «шмата сала», но завтра – завтра это непонимание может стать опасностью. Шукшин по натуре своей не был беспристрастным – и как человек, и как писатель, и как гражданин. Его пристрастия касались порою целых категорий, тех или иных. По профессиональному ли, психологическому ли, возрастному ли принципу, сложившихся человеческих общностей. Одни людские типы ему нравятся, других он, что называется, на дух не принимает. Ненавистен ему, например, тип сварливой, лишённой полёта, приземленной и практичной женщины, жены, диктатора у очага, противен тип прихлебателя, неприятен и жалок ему чудик наоборот, вроде «непротивленца Макара Жеребцова». Шукшин ищет источники мудрости в историческом и житейском опыте народа, в судьбах стариков. У старого шорника Антипа («Одни») вечную потребность в красоте не могут подавить ни голод, ни нужда. Председатель колхоза Матвей Рязанцев прожил достойную трудовую жизнь, но всё сожалеет о каких-то прочувствованных радостях и горестях («Думы»). Письмо старухи Кандауровой («Письмо») – итог большой крестьянской жизни, мудрое поучение: «Ну, работа работой, а человек же не каменный. Да если его приласкать, он же в три раза больше сделает. Любая животина любит ласку, а человек – тем более». Трижды повторяется в письме одна мечта, одно желание: «Ты живи да радуйся, да других радуй», «Она мне дочь родная, у меня душа болит, мне тоже охота, чтоб она порадовалась на этом свете», «Я хоть порадываюсь на вас». Старуха Кандаурова учит умению чувствовать красоту жизни, умению радоваться и радовать других, учит душевной чуткости и ласке. Вот те высшие ценности, к которым она пришла через тяжёлый опыт. Образ старухи Кандауровой – один из многих образов шукшинских матерей, воплощающих любовь, мудрость, самоотдачу, сливающихся в образ «земной божьей матери («На кладбище»). Вспомним рассказ «Материнское сердце», в котором мать защищает перед всем миром своего непутёвого сына, единственную её отраду; рассказ «Ванька Тепляшин», где герой, попав в больницу, почувствовал себя одиноким, затосковал, и обрадовался, как ребёнок, увидев мать: «Каково же было его удивление, радость, когда он в это мире внизу вдруг увидел свою мать… Ах, родная ты, родная!» Мудрость старухи Кандауровой согласуется с простором и покоем в окружающем мире: «Вечерело. Где-то играли на гармошке…»; «Гармонь всё играла, хорошо играла. И ей подпевал негромко незнакомый женский голос»; «Господи, - думала старуха, - хорошо, хорошо на земле, хорошо». Но состояние покоя в рассказах Шукшина неустойчиво и недолго, оно сменяется новыми тревогами, новыми размышлениями, новыми поисками гармонии, согласия с вечными законами жизни. Сводная таблица типов героев в рассказах В.М. Шукшина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В произведениях Шукшина герои кажутся живыми и реальными. Читая, проникаешься ощущением, что был лично знаком с кем-то из них. Автор очень убедительно рисует человеческие характеры. Каждый из героев рассказов живёт своей, совершенно особой жизнью. Во многих своих произведениях Шукшин, с тёплой усмешкой наблюдающий за героями, хочет рассказать об их поисках прекрасного, возвышенного. Это своего рода поиски смысла жизни. В самом же деле не только прозябать человеку, нужно заботиться и о стремлении к высокому, прекрасному. Не сразу удаётся найти ту цель, к которой так стремишься, но когда это происходит, меняется к лучшему вся жизнь. Так и я: подводя итого, хочу отметить, что перечитав и изучив массу литературы по данной теме, получила глубокое удовлетворение от проделанной работы, очень охотно выполняла её, лицом к лицу встречалась с особыми шукшинскими героями, переживала, радовалась вместе с ними. Считаю, что сумела типизировать героев рассказов Шукшина. Но необходимо оговориться всё же, что предложенное выше деление героев на «чудиков» и «античудиков» носит, конечно же, условный характер. На самом деле они не поддаются классификации. Каждый сам по себе, на свой манер, совершенно индивидуальная фигура. ЛИТЕРАТУРА
С.9-23.
С. 14-18.
рассказах В. Шукшина. //Литература в школе, №3, 1987. С. 2-5.
– С. 45-49.
«Билетик на второй сеанс») //Звезда. – 1995. - №6. – С. 199-202.
учителю. М.: Вако, 2002. – С. 201-209.
С. 61-70.
Художественная литература, 1983. –С. 152.
рабочий, 1992. – С. 17-24.
//Родина. – 1999. - №6. С. 72-76.
//Аргументы и факты, №29, 2004. – С. 3.
Советский писатель, 1986. – 302с.
//Литература в школе №2, 1994. – С. 17-31. 14. Коробов в. И. Василий Шукшин. – М.: Современник, 1984. – 286с.
1977. – С. 192. 16. Коробов В. В. Шукшин. – 2-е изд.- М.: Современник, 1988.- 280с. 17. Коробов В. Поклажистый. О рассказах Василия Шукшина. М.: Детская литература, 1990. – С.11. 18. Лейдерман Н.А., Липовецкий М.Н. Овременная русская литература: В 3-х книгах. Кн.2: Семидесятые годы (1968-1986); Учебное пособие. – М.: Эдиториал УГСС, 2001. – С.57-66. 19. Макаров А. Творчество Шукшина. М.: Дет. Литература, 1982 – 29с. 20. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики». М.; Детская литература, 1979. – С. 33-49. 21. Сигов В.К. Большой роман. (О творчестве В. Шукшина) // Литература в школе.-1999.- № 5.-с. 39-49. 22.Толченова Н. Слово о Шукшине. М.: Современник, 1982.-160с. 23. Шукшин В. Беспалый: Рассказ //Крестьянка. – 1993.- № 9.- с. 28- 31. 24. Шукшин В. Вопросы самому себе. М.: Молодая гвардия, 1981. – 255 с. 25. Шукшин В. Полное собрание сочинений: В 5 тт. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992. – Т. 3. – 501 с. Т. 4. – 511 с. Т. 5. – 394 с. 26. Шукшин В. М. Рассказы. Повести. /Предисловие Стрелковой И. – М.: Дрофа, 2002. – 402 с. |
Loading
|