|
Волшебная сила музыкиСодержание:
Введение ____________________________________________________стр.3
Глава1. Влияние музыки на организм человека ____________________стр.6 1.1.Влияние музыки на духовную сущность __________________стр.6 1.2.Влияние музыки на интеллект ___________________________стр.8 1.3.Влияние музыки на физическое тело _____________________стр.12
Глава2. Музыкотерапия _______________________________________стр.16 2.1.История применения музыкотерапии в древности _________стр.16 2.2.Начало становления музыкотерапии. Основные направления применений и исследований ____________________________стр.18 2.3.Созидательная и разрушительная сила музыки _____________стр.21 2.4.Эффект Моцарта ______________________________________стр.26 2.5.Как использовать музыкотерапию в школе ________________стр.28
Глава3. Влияние музыки на учащихся Нурлатской средней школы №1___________________________стр.29
Заключение __________________________________________________стр.33
Список литературы ____________________________________________стр.34
Приложение __________________________________________________стр.35 Введение
«Музыка излучает такую же энергию, как солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле, так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе». Д.Кабалевский
Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека.
То, что музыка способна изменить физическое и душевное состояние человека, открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Древней Греции, Рима, Древневосточных стран и выделяли три направления влияния музыки на человека: *на духовную сущность *на интеллект *на физическое тело. «Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии и придавали музыке огромное значение. Пифагор учился музыке в Египте и утвердил музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева, проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий учитель древности, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование характера человека, что она оказывает положительное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель Авиценна называл музыку «нелекарственным» способом лечения. В III в. до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Это явление, является актуальным, и по сей день. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: *влияние отдельных музыкальных инструментов на живой организм *влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов *воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Научными данными подтверждаются знания древних учёных о том, что музыка обладает волшебной силой, являясь мощнейшим источником энергии для человека. В XIX веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания человека. Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. С 1969 года в Швейцарии существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. М.Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения исследовал влияние музыки на беременных женщин и доказал, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование плода. Гордон Шоу и его коллега психолог Френсис Раушер из калифорнийского университета открыли миру «эффект Моцарта». Их исследования показали, что музыка великого гения способна стимулировать мышление. Наряду с положительным воздействием музыки на организм человека, существует и её отрицательное влияние. Например, профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых «стресс-гормонов», которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Немало труда в изучении влияния музыкального искусства на человека вложили философы Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, психологи и нейрофизиологи В.Леви, Л.Я.Дорфман, А.Н.Леонтьев, педагоги и музыканты К.Орф, Д.К.Кирнарская, Л.В.Куриленко. Большой интерес и результаты в области влияния музыки на умственную деятельность детей представляют работы таких учёных как В.Б.Полякова, Л.П. Трегубова, В.Ф.Коновалова, О.В.Лаврова. Западные учёные , проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению, что некоторые классические произведения обладают терапевтическим эффектом. Так, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо поднимает настроение, избавляет от депрессий. Рок-музыка в стиле «Ролинг-Стоунз» в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать. Вышесказанное позволило предположить, что слушание классической музыки окажет положительное влияние на учебный процесс в школе, а именно активизирует мышление, позволит лучше сосредоточится перед уроком и выполнением домашнего задания, наполнит энергией перед новым учебным днём и снимет напряжение между уроками. Данная гипотеза привела к необходимости исследовать влияние музыки на учащихся средней общеобразовательной школы. Цель исследовательской работы: изучение влияния музыки на умственную деятельность и поведение школьника, и привлечение учащихся к слушанию классической музыки. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) изучить литературу о влиянии музыки на организм человека; 2) вести просветительскую деятельность среди учащихся и учителей школы. Пути решения: 1) организовать разновозрастные группы для проведения исследований; 2) изучить музыкальный материал для сеансов музыкотерапии и индивидуального прослушивания перед выполнением домашнего задания; 3) проследить динамику роста усвоения информации полученную вместе с прослушиванием музыки; 4) оказать помощь учащимся школы с частыми головными болями (ВСД) через музыкотерапию; 5) приобщить учащихся школы к самостоятельному слушанию классической музыки; 6) организовать в школе звучание музыки на переменах и во время обеда в столовой; Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдения, беседы, анкетирования, диагностики. Практическая работа велась на базе школы №1 в отдельно сформированных группах в течении двух лет. Глава I Влияние музыки на организм человека Музыка... Такая
земная и неземная. Музыка - словно
отражение иного пространства, иного
времени, иных миров. Она звучит и в шуме
водопада, и шелесте листьев, и пении
птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся
к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час
восхода оно поет Земле песню о встрече,
а при заходе - мелодию разлуки. Все древнейшие
учения земных цивилизаций содержат в
себе подобные утверждения и опыт
воздействия музыки на животных, растения
и человека. 1.1. Влияние
музыки на духовную сущность человека Музыка применялась
в храмах для лечения нервных расстройств. Совсем недавно
в Японии опубликованы удивительные
фотографии, на которых представлена
музыка, запечатленная в воде. Их автор
- президент Токийского института общих
проблем доктор Имато Масару. 1.2.Влияние музыки на интеллект Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Функциональные
возможности человеческого организма
остаются неизменными с древних времен,
а знать и уметь надо несоизмеримо больше,
чем раньше. По мнению некоторых ученых,
использование музыки в качестве
дополнительного сенсорного притока
значительно улучшает функции речи у
детей, улучшает запоминание ключевых
фраз и облегчает усвоение информации.
Под воздействием музыки происходит
улучшение кратковременной вербальной
памяти, лучше запоминаются цвета,
названия геометрических форм, чисел,
картинок . По данным Н.Н.Брагиной,
Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка
способствует облегчению зрительного
восприятия. Подтверждено, что музыка
снижает психоэмоциональное напряжение,
способствует фокусировке внимания, а
также вовлечению детей в деятельность,
что помогает им достичь цели в овладении
различными навыками. В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной практики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы состояли только из мужчин. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны связаны с музыкальными способностями. Профессор
Чеффилдского Университета Кэйти Овери
сформулировала аспекты так называемых
«интеллектуальных выгод» от музыки.
Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF
MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были
определены побочные интеллектуальные
эффекты, возникающие в результате
музыкальных влияний, такие как: Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект. Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов. |
Loading
|