Центральный Дом Знаний - Волшебная сила музыки

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Волшебная сила музыки

       Содержание:


Введение ____________________________________________________стр.3


Глава1. Влияние музыки на организм человека ____________________стр.6

1.1.Влияние музыки на духовную сущность __________________стр.6

1.2.Влияние музыки на интеллект ___________________________стр.8

1.3.Влияние музыки на физическое тело _____________________стр.12


Глава2. Музыкотерапия _______________________________________стр.16

2.1.История применения музыкотерапии в древности _________стр.16

2.2.Начало становления музыкотерапии. Основные направления

применений и исследований ____________________________стр.18

2.3.Созидательная и разрушительная сила музыки _____________стр.21

2.4.Эффект Моцарта ______________________________________стр.26

2.5.Как использовать музыкотерапию в школе ________________стр.28


Глава3. Влияние музыки на учащихся

Нурлатской средней школы №1___________________________стр.29


Заключение __________________________________________________стр.33


Список литературы ____________________________________________стр.34


Приложение __________________________________________________стр.35

Введение


«Музыка излучает такую же энергию,

как солнце. Как солнце преобразует

природу и рождает весну на земле,

так музыка преобразует человека,

рождает весну в его душе».

Д.Кабалевский


Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на душевное и физическое состояние человека.


То, что музыка способна изменить физическое и душевное состояние человека, открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Древней Греции, Рима, Древневосточных стран и выделяли три направления влияния музыки на человека:

*на духовную сущность

*на интеллект

*на физическое тело.

«Единой силе Души, Мелодии и Песни» поклонялись друиды – кельтские жрецы древней Британии и придавали музыке огромное значение. Пифагор учился музыке в Египте и утвердил музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева, проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий учитель древности, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование характера человека, что она оказывает положительное воздействие на этическую сторону души. Великий врачеватель Авиценна называл музыку «нелекарственным» способом лечения. В III в. до нашей эры в Парфянском царстве был выстроен музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Это явление, является актуальным, и по сей день. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

*влияние отдельных музыкальных инструментов на живой организм

*влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов

*воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Научными данными подтверждаются знания древних учёных о том, что музыка обладает волшебной силой, являясь мощнейшим источником энергии для человека. В XIX веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания человека. Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

С 1969 года в Швейцарии существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

М.Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения исследовал влияние музыки на беременных женщин и доказал, что классическая музыка прекрасно воздействует на формирование плода.

Гордон Шоу и его коллега психолог Френсис Раушер из калифорнийского университета открыли миру «эффект Моцарта». Их исследования показали, что музыка великого гения способна стимулировать мышление.

Наряду с положительным воздействием музыки на организм человека, существует и её отрицательное влияние. Например, профессор Б.Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых «стресс-гормонов», которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге.

Немало труда в изучении влияния музыкального искусства на человека вложили философы Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, психологи и нейрофизиологи В.Леви, Л.Я.Дорфман, А.Н.Леонтьев, педагоги и музыканты К.Орф, Д.К.Кирнарская, Л.В.Куриленко. Большой интерес и результаты в области влияния музыки на умственную деятельность детей представляют работы таких учёных как В.Б.Полякова, Л.П. Трегубова, В.Ф.Коновалова, О.В.Лаврова.

Западные учёные , проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению, что некоторые классические произведения обладают терапевтическим эффектом. Так, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо поднимает настроение, избавляет от депрессий. Рок-музыка в стиле «Ролинг-Стоунз» в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Вышесказанное позволило предположить, что слушание классической музыки окажет положительное влияние на учебный процесс в школе, а именно активизирует мышление, позволит лучше сосредоточится перед уроком и выполнением домашнего задания, наполнит энергией перед новым учебным днём и снимет напряжение между уроками.

Данная гипотеза привела к необходимости исследовать влияние музыки на учащихся средней общеобразовательной школы.

Цель исследовательской работы: изучение влияния музыки на умственную деятельность и поведение школьника, и привлечение учащихся к слушанию классической музыки.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1) изучить литературу о влиянии музыки на организм человека;

2) вести просветительскую деятельность среди учащихся и учителей школы.

Пути решения:

1) организовать разновозрастные группы для проведения исследований;

2) изучить музыкальный материал для сеансов музыкотерапии и индивидуального прослушивания перед выполнением домашнего задания;

3) проследить динамику роста усвоения информации полученную вместе с прослушиванием музыки;

4) оказать помощь учащимся школы с частыми головными болями (ВСД) через музыкотерапию;

5) приобщить учащихся школы к самостоятельному слушанию классической музыки;

6) организовать в школе звучание музыки на переменах и во время обеда в столовой;

Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдения, беседы, анкетирования, диагностики.

Практическая работа велась на базе школы №1 в отдельно сформированных группах в течении двух лет.

Глава I Влияние музыки на организм человека

Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", - так утверждали древние мудрецы.

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.
В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:
1) на духовную сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

1.1. Влияние музыки на духовную сущность человека
Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни. Единой силе Души, Мелодии и Песни поклонялись и друиды - кельтские жрецы древней Британии.
В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: - "Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего".
Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Песенное Заклинание - пение Барда - это духовное действо, источником которого служит сама Земля.
Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний - это традиция, уходящая корнями в солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: заклинания имели огромную силу.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку.
Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах.

Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.
У египтян была священная музыка, домашняя и военная. Для концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств - гитара, свирели, кастаньеты; войска в течение службы пользовались трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Философ очень серьезно относился к подбору мелодий для прослушивания населением. Например, в труде "Законы" Платон рассмотрел воздействие музыкальных ладов: "Какой же лад бывает жалобным? ...Миксолидийский, высокий лидийский и родственные лады. Значит, эти лады, сказал я, подлежат изъятию; они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумными, не говоря уже о мужчинах..."
Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.
Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука.

Совсем недавно в Японии опубликованы удивительные фотографии, на которых представлена музыка, запечатленная в воде. Их автор - президент Токийского института общих проблем доктор Имато Масару.
Ученый разработал следующую технологию: он дает воде "прослушать" мелодию Моцарта, Бетховена или Баха, после чего эту жидкость замораживает и получает изображение (см.Приложение 1). Выяснилось, что оно у каждой мелодии индивидуальное. И, по утверждению Масару, во всех экспериментах каждое из них точно повторяется. Общим является одно - полученные снимки всегда красивы, гармоничны и строго симметричны. А когда на нее воздействуют раздражающей музыкой, такой как «тяжелый рок», образуются уродливые и неправильные  кристаллы. И поскольку, организм человека на 70% состоит из воды можно предположить, что для лучшего самочувствия необходимо слушать произведения классических композиторов.

1.2.Влияние музыки на интеллект

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. По мнению некоторых ученых, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей, улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации. Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок . По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.
Ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки, поскольку оно сопутствует всем остальным. Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Музыкальное звучание воспринимается как процесс, во время которого сменяются и взаимодействуют различные образы, происходят подъемы и спады, противопоставления, трансформации, смены динамики и статики, напряжения и покоя. Именно это процессуальное развитие делает возможным передачу различного идейного содержания, придает музыке силу воздействия, превращает восприятие музыки в подлинно художественное переживание. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.
Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне (как правило, дети фиксируют свое внимание на какой-либо одной стороне музыкального образа – ритме, тембре, динамике, ладе и т.д.), так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия. Таким образом, восприятие музыки может быть активным (сознательным) или пассивным (бессознательным). Большое внимание к вопросам бессознательного восприятия музыки детьми уделяла в своих работах А.В.Торопова. Ею доказано, что даже бессознательное восприятие музыки оказывает довольно положительный эффект на интеллектуальную деятельность детей.
Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова утверждают, что даже пассивное, регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки активизирует зрительное восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Следует учесть, что ребенку доступно почувствовать не только музыкальное настроение, но и, вопреки мнению взрослых, идею произведения. Строй адекватных мыслей и чувств, понимание идеи возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления. Приемами такой активизации могут быть различные задания и целевые установки перед прослушиванием, вокализация, «подыгрывание» на простейших музыкальных инструментах и т.д.

Т.П.Хризман было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:
• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;
• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;
• большее число межполушарных асимметричных связей.
В 90-е годы весьма широкое распространение получило открытие так называемого «Моцарт-эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта. Открытие разносилось средствами массовой информации, производя сенсационный фурор.

В конце XX века американским ученым удалось выявить путем сканирования мозга, как годы музыкальной практики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Профессор Готтфред Шлауг обследовал профессиональных музыкантов и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы состояли только из мужчин. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны связаны с музыкальными способностями.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:
1. повышение уровня читательских навыков
2. повышение уровня речевых навыков
3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
5. улучшение концентрации внимания
6. улучшение памяти
7. улучшение моторной координации.
Мария Спайхигер из Университета Фрайбоург (Швейцария) в одном из своих выступлений говорит: «Никто не спрашивает, могут ли занятия математикой или языками совершенствовать процессы мышления, так как ответ очевиден – «да». Я продолжаю утверждать, что это также верно и для занятий музыкой». М.Спайхигер является автором исследования, которое показало, что те дети, которые учились по программе, в которой музыкальное обучение было расширено за счет уроков математики и языка, показали лучшие знания в языке и чтении и не хуже в математике, чем те, кто потратил большее количество времени на эти предметы без дополнительного музыкального воздействия.

Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Л.Н.Трегубова отмечает, что использование музыкального сопровождения на школьном уроке способствует сосредоточенности, дает положительный эффект. Исследование В.П.Петрушина показывает, что инструментальная музыка разного характера стимулирует воображение слушателей и способствует созданию перспективных рассказов.

продолжение

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24