Центральный Дом Знаний - Волшебная сила музыки 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Волшебная сила музыки 1

Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.

Что же происходит с нашим мозгом во время слушания музыки?
Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.

Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, "сотрясает" улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.

Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает. (см. Приложение 2, рис.2)

Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слезы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями. А ещё музыка оказывает положительное влияние на деятельность человеческого мозга, помогает снять напряжение после долгой умственной работы, активизировать внимание при выполнении задания. А значит, она должна стать непременным спутником учащихся нашей школы.

1.3.Влияние музыки на физическое тело

Начиная с 19 в. накопилось немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.
Еще в 19 веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный русский хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций. Согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость.
С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа; что под воздействием определенных стилей музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток, растений и многое другое.
В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.
Недавно ученые из Гентингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.
Любопытные результаты получены в исследованиях музыки народов Востока. Известно, что у китайцев, индусов, также как и у древних египтян, звуки природы и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, с "эфиром пространства". В Индии существует Самма-Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. Это собрание гимнов и мантр, которые исполняются во время жертвоприношений. В этих мантрах каждый звук, малейший переход имеет свое значение; причину и свое действие.
Индийские раги, которых насчитывается около 3500, исполняются в строго определенное время суток и года, поскольку психофизическое состояние человека, вызываемое рагой, должно соответствовать положению сил в природе и космосе - несвоевременное исполнение раги всегда считалось вредным, нарушающим природный порядок. Учитывая древние традиции, учеными ведутся интенсивные исследования в области традиционной музыки Востока.
Особое внимание уделяется воздействию классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесной царь" Шуберта и оду "К радости" Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин: «Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться». Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Слушая отдельные классические произведения, беременные женщины излечиваются от сердечно-сосудистых заболеваний, различных нервных расстройств, то же самое происходит и с плодом. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта.
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов - участников эксперимента, в среднем на 8-9 единиц.
Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится.
Специалисты говорят: "Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек". Об этом писал еще Шекспир в трагедии "Ромео и Джульетта": "Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль".
Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение.
"Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение".
Слова, сказанные Великим Учителем в 30-е годы, очень актуальны в наше время.
Действительно, в последние десятилетия появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот. Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Под звуки современной "попсы" коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями.
Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.
Едва ли не "общим местом" в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков - подобное воздействие специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".
Русский психолог Д. Азаров однажды признался: "Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из "звуков-убийц".

Кто-то скажет: "Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна."
Да, мир земной несовершенен. Но познается все в сравнении. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе.
И, все же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушения, важно наполнять окружающий мир Гармонией с помощью живописи, музыки и других видов искусства.
России предначертано сыграть особую роль в новом веке.
И гармоничная музыка явится панацеей от многих бед, ибо ее энергия, проникающая всюду способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней.
Древний Мыслитель говорил: "- слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться."

Глава II Музыкотерапия

Музыкотерапия — это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.

2.1.История применения музыкотерапии в древности

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия, древнейшего из врачей (покровителя врачевания), являлись символами связи искусства и медицины.

Асклепий пением и музыкой лечил больных, утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим.

Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире.

По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.

В трактате римского государственного деятеля и философа Боэция «Наставления к музыке» повествуется, что музыканты Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли.

Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517- 1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму.

Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии.

Древние мудрецы утверждали, что музыка родилась одновременно с сотворением мира. Все земные цивилизации накопили большой опыт воздействия музыки на животных, растения и человека.

Музыка усиливает радость, успокаивает печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись единой силе души, мелодии и песни.

Великий врач древности Авиценна считал мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Уже тысячу лет тому назад он исцелял музыкой нервно больных.

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель и Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки.

Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле.

Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "эвритмия" - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности (равновесие) - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. 

Пифагор учился музыке в Египте. Он основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они заметили, что музыка благотворно влияет на интеллект, и проводили занятия математикой под музыку.

Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но "очищали" человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души.

Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.

Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством развития гармонической личности.  

По мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой определённого характера.

Платон утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование характера.

Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим.

Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.

Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека: музыка способна воздействовать на душу.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.

2.2.Начало становления музыкотерапии. Основные направления применений и исследований

Начиная с XIX в. наука немало узнала о воздействии музыки на человека и другие организмы. В последние десятилетия прошлого века интенсивно изучалось:

– влияние звучания музыкальных инструментов на живые организмы;

– влияние на человека музыки великих композиторов, воздействие отдельных произведений;

– воздействие на организм человека музыки традиционных народных и современных направлений.

Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале 20 века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В.М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость.

 Известный хирург, академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций, считая, что под ее воздействием организм работает более гармонично.

В прошлом веке писательница Жорж Санд писала своим друзьям композиторам, что музыка лечит ее от депрессии лучше, чем доктор.

Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век.

В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии, а через 15 лет там создали Центр музыкотерапии.

В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у ветеранов, после чего метод получил официальное признание. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "фермой для супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших.

В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали Институт музыкотерапии. Сейчас в Германии пациентам с желудочно-кишечными заболеваниями рекомендуют слушать Моцарта.

Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.

В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8 апреля 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Более  15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере №4 с помощью музыки врачи-педиатры занимаются профилактикой и лечением детской астмы. Многие клиники применяют музыку в качестве вспомогательного лечебного средства (Психоневрологический институт имени Бехтерева в Ленинграде, Институт кардиологии имени Бакулева в Москве, др.). В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Развитием музыкальной терапии как науки и внедрением передовых медико-акустических технологий в систему здравоохранения России в настоящее время занимается Российский Научный Центр Восстановительной Медицины и Курортологии Минздрава России и Международная Академия Интегративной Медицины.

продолжение  

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24