|
Волшебная сила музыки 1Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе Э.В.Вебера «Музыка делает школу». Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт. Что же происходит
с нашим мозгом во время слушания
музыки? Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, "сотрясает" улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости. В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости. Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает. (см. Приложение 2, рис.2) Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слезы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями. А ещё музыка оказывает положительное влияние на деятельность человеческого мозга, помогает снять напряжение после долгой умственной работы, активизировать внимание при выполнении задания. А значит, она должна стать непременным спутником учащихся нашей школы. 1.3.Влияние музыки на физическое тело Начиная с 19 в.
накопилось немало жизненно важных
сведений о воздействии музыки на человека
и живые организмы, полученных в результате
экспериментальных исследований. В нашем сложном
земном мире любое явление можно
использовать как во благо, так и во вред.
Музыка - не исключение. Кто-то скажет:
"Если такая музыка существует - значит,
она кому-то нужна." Глава II Музыкотерапия Музыкотерапия — это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования. 2.1.История применения музыкотерапии в древности Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров. В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия, древнейшего из врачей (покровителя врачевания), являлись символами связи искусства и медицины. Асклепий пением и музыкой лечил больных, утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения. В трактате римского государственного деятеля и философа Боэция «Наставления к музыке» повествуется, что музыканты Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли. Итальянский музыкальный теоретик Средневековья Дж. Царлино (1517- 1590) описывает, как Сенократ звуками трубы возвратил здоровье безумным, а Талет звучанием древнего музыкального инструмента кифары излечил чуму. Пророк Давид игрой на кифаре и пением помог библейскому царю Саулу избавиться от депрессии. Древние мудрецы утверждали, что музыка родилась одновременно с сотворением мира. Все земные цивилизации накопили большой опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. Музыка усиливает радость, успокаивает печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому мудрецы древности поклонялись единой силе души, мелодии и песни. Великий врач древности Авиценна считал мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Уже тысячу лет тому назад он исцелял музыкой нервно больных. Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель и Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была "эвритмия" - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности (равновесие) - пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. Пифагор учился музыке в Египте. Он основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они заметили, что музыка благотворно влияет на интеллект, и проводили занятия математикой под музыку. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но "очищали" человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством развития гармонической личности. По мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой определённого характера. Платон утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование характера. Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человека: музыка способна воздействовать на душу. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит (V в. до н. э). Он советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций. 2.2.Начало становления музыкотерапии. Основные направления применений и исследований Начиная с XIX в. наука немало узнала о воздействии музыки на человека и другие организмы. В последние десятилетия прошлого века интенсивно изучалось: – влияние звучания музыкальных инструментов на живые организмы; – влияние на человека музыки великих композиторов, воздействие отдельных произведений; – воздействие на организм человека музыки традиционных народных и современных направлений. Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся русский врач, психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале 20 века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Также В.М. Бехтерев не раз отмечал в своих трудах благотворное влияние музыки на больных неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Он установил, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и поддерживает физическую бодрость. Известный хирург, академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций, считая, что под ее воздействием организм работает более гармонично. В прошлом веке писательница Жорж Санд писала своим друзьям композиторам, что музыка лечит ее от депрессии лучше, чем доктор. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи. Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на XX век. В 1961 году в Англии разработали первую программу по музыкотерапии, а через 15 лет там создали Центр музыкотерапии. В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у ветеранов, после чего метод получил официальное признание. Ассоциация музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. С 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. В Институте развития человеческих возможностей в Филадельфии, который называют "фермой для супердетей", врачи стимулируют развитие мозга у плодов с помощью цвета и звука. За реакциями плода наблюдают с помощью сложнейших ультразвуковых и эхографических установок. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших. В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали Институт музыкотерапии. Сейчас в Германии пациентам с желудочно-кишечными заболеваниями рекомендуют слушать Моцарта. Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В 90-х годах научным обоснованием метода музыкотерапии занялись ученые Института педиатрии Российской Академии Медицинских Наук. С 8 апреля 2003 года музыкотерапия стала официальным методом здравоохранения в России. Более 15 лет в Москве, при врачебно-физкультурном диспансере №4 с помощью музыки врачи-педиатры занимаются профилактикой и лечением детской астмы. Многие клиники применяют музыку в качестве вспомогательного лечебного средства (Психоневрологический институт имени Бехтерева в Ленинграде, Институт кардиологии имени Бакулева в Москве, др.). В московском центре «Эйдос» музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Развитием музыкальной терапии как науки и внедрением передовых медико-акустических технологий в систему здравоохранения России в настоящее время занимается Российский Научный Центр Восстановительной Медицины и Курортологии Минздрава России и Международная Академия Интегративной Медицины. |
Loading
|