Центральный Дом Знаний - Из истории развития струнно-смычковых инструментов

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Из истории развития струнно-смычковых инструментов

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………с.3

II. Основная часть.

1. Виела………………………………………………………………………..с.5

2.  Ребек, гудок……………………………………………………………..с.11

3.  Скрипка…………………………………………………………………. с.13

III. Заключение…………………………………………………………….с.18

Литература………………………………………………………………….с.19

ВВЕДЕНИЕ

Струнные инструменты... Что мы подразумеваем под этим словосочетанием? Скрипка, альт, виолончель, контрабас... Но разве так было всегда? Ведь ничто не происходит сразу, значит, и у современных струнно-смычковых должны быть свои предки. Я учусь на отделении «Инструментальное исполнительство. Оркестровые струнные инструменты» и хотела бы рассказать об истории развития этих инструментов и о людях, способствовавших этому.

История возникновения музыкальных инструментов восходит к древнейшим временам и овеяна легендами и мифами. Вот один из них: "Пан – по верованиям древних греков  бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов – гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались звуки по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда... А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…" (5; с.85).

Так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот –  о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных  инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные...

Кифара – один из предков современных струнных инструментов – возникла очень давно из охотничьего лука. Натягивая тетиву, какой-то охотник на заре человечества услышал приятный медленно угасавший звук. Тогда и родился первый струнный щипковый инструмент.
Шли   годы, десятилетия. К одной струне-тетиве стали прибавляться другие.  Они делали разной длины и толщины, натягивались с разной силой, а в зависимости от этого и звучали по-разному: одни выше, другие ниже. Потом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на полый, то есть пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром –  виела, лютня, теорба,  монохорд, мандолина, гусли, цимбалы... Способ игры на них тоже вырабатывался различный. На некоторых играли пальцами (лютня) или специальной пластинкой   плектром, которым задевали за струну (мандолина). На других с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок – палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целая группа струнных смычковых инструментов.

ВИЕЛА (фидель, фидл, вьель)

Инструмент, о котором с восхищением отзывались музыканты и литераторы. Инструмент, имя которого сохранилось в нескольких европейских языках – фидл, фидель, вьель, виела.

Названия этого инструмента – fiddle, fyddle, ffidil, ffythele, fiele, fithele, phidil, vithele (англ.), fiedei, videl, vigel (нем.), vielle (франц.), viula (прованс), fidula, vihuela da arco (исп.), viella, vidula, vitula (лат.), вероятно, восходят к латинскому fidicula – струнный инструмент и далее к fides   струна. На русском языке устоявшейся формы не существует. Среди музыкантов чаще можно услышать "фидл" и "фидель" (последний с ударением как на первый, так и на второй слог), в научных трудах и у теоретиков чаще встречается "виела".

Описание.

Форма виелы знает вариантов не меньше, чем ее название. Более того, все наше знание об этом инструменте основано в первую очередь на литературных и художественных источниках. Тем не менее, можно выделить несколько характерных признаков, присущих классическому варианту виелы, сложившемуся к XIII веку.

Во-первых, это гораздо чаще плоский, чем выпуклый овальный, 8-образный, гитарообразный или реже прямоугольный корпус. Для северных вариантов характерны С-образные резонаторные отверстия (впрочем, f-образные резонаторные отверстия, характерные для современных скрипок, также были известны). В южных вариантах возможны отверстия в виде розеток и т.п.

Во-вторых, небольшой, но отчетливый гриф (чего ранние модели виелы или иные средневековые струнно-смычковые инструменты иногда были лишены) иногда с установленными ладами, но гораздо чаще – без них.

В-третьих, количество струн – от 3 до 5. Чаще – жильных, гораздо реже – шелковых или изготовленных из конского волоса. Мензура, согласно изображениям, чаще всего колеблется в пределах 35-50 см.

В-четвертых, головка грифа обычно плоская, колки расположены вертикально.

В-пятых, подставка широкая и низкая, размер ее в ширину для средневековых инструментов всегда превышал высоту. Подставка могла быть как фиксированной, так и свободной. Да, и что очень важно, подставка чаще всего была плоской или лишь слегка изогнутой, в отличие, скажем, от сильно выгнутой скрипичной подставки.

В-шестых, вся виела обычно изготавливалась из дерева. Однако в юго-восточной Европе встречались инструмент с верхней декой, изготовленной из кожи.

Смычок (англ. - fydylstyk, лат - arcus, arculus) чаще был лунообразной формы (правда, изредка в иконографии можно встретить и более похожий на современный прямой смычок). Смычок, как и сейчас, изготавливался из конского волоса, но натяжение волоса, как и само количество волос на смычке, было существенно меньшим, чем принято в наши дни.

Особенности смычка объясняются особенностями самого инструмента. Поскольку подставка на виеле была существенно меньше и, главное, ниже виольной и скрипичной, виела сама по себе звучала тише и мягче своих последователей и ее звук затухал несколько раньше. Историкам XIX века этот факт мог бы показаться подтверждением теории о постоянном прогрессе в развитии музыки и музыкальных инструментов. Однако именно при таком не слишком громком звуке тембральные особенности виелы проявлялись наиболее ярко и слышен именно ее уникальный глубокий, пряный, несколько жужжащий голос. Кстати, по сравнению со звуком наследницы виелы - виолы - звук скрипки современникам Страдивари казался визгливым, крикливым и более бедным.

Форма подставки (при плоской подставке струны лежат на одном уровне) приводила и к тому, что мелодия часто звучала с бурдоном одной или нескольких струн. Вообще частое использование бурдона – характерная особенность именно виельного звучания.

История.

Сколь-нибудь точную дату появления виелы установить сложно. Известно, что в IX веке под названием fidula существовал струнно-щипковый инструмент. Лишь в X веке в Испании и Южной Италии, благодаря тесным связям с арабскими странами и Византией, появляется смычок. И лишь в XI веке новый способ игры на струнных инструментах распространяется по всей Европе.

Изображение собственно смычковой виелы появляется в византийской Феодоровой Псалтири (ок. 1066). Менее чем через 100 лет, вероятно, вследствие крестовых походов, пути которых часто вели через Византию, виела становится самым популярным инструментом трубадуров. По крайней мере, это не только наиболее часто упоминаемый в песнях и разо инструмент, но и единственный, о котором, согласно имеющимся источникам, можно смело утверждать, что он использовался для аккомпанемента своим песням трубадурами. И именно в игре дуэта провансальских виелистов Раймбаут де Вакейрас услышал мелодию знаменитой "Kalenda Maya".

В XII веке появляются новые варианты виелы. Так, благодаря замене смычка на колесо, образуется новый инструмент – органиструм. Первоначально из-за большого размера инструмента на нем можно было играть только вдвоем: один крутил колесо, другой зажимал струны. Уже в следующем, XIII, веке на этом инструменте можно играть и одному исполнителю и он распространяется по всей Европе как vielle a roue, sinfonye, hurdy-gurdy, drehleier, колесная лира.

В XIII веке изображения виелы регулярно появляются на страницах английских, немецких и испанских рукописей (в том числе и среди знаменитых иллюстраций Cantigas de Santa Maria).

Около 1300 года на некоторых моделях виелы появляются лады, а использование более выпуклой подставки встречается несколько чаще. В XIII и XIV веках виела становится самым популярным и уважаемым инструментом. Ее звучание можно услышать и во дворце, и на площади, и в церкви (в качестве аккомпанемента в литургических драмах).

В XV веке в связи с ростом популярности лютни, виела уходит как бы на "задний план" и, как следствие, претерпевает конструктивные изменения. В первую очередь, изменяется число струн, а затем и форма. К XV веку возникло целое семейство смычковых инструментов   виол  (в Испании - вихуэла (vihuela)).  Их делали большими и маленькими. В зависимости от размера они назывались дискантовая, альтовая, теноровая, большая басовая, контрабасовая. И звук у них  в соответствии с названием каждой, был более высоким или более низким. Отличался он нежностью, мягким матовым тембром, но слабой силой. Все виолы имели корпус с ясно выраженной "талией" и с покатыми "плечами". Исполнители держали их вертикально, на коленях или между коленями. Уже в первой половине XVI века Вирдунг и Агрикола,  упоминая среди инструментов виолу и ребек, о виеле умалчивают.

                                                  Настройка.

Виеле повезло больше, чем многим иным средневековым инструментам. По крайней мере, виеле уделено, вероятно, больше внимания на страницах музыкальных трактатов XIII-XIV веков, чем всем иным инструментам вместе взятым. И именно виела – самый первый инструмент, о строе которого мы можем судить на основании прямого упоминания в средневековых источниках. Иероним Моравский приводит три варианта настройки пяти-струнной виелы: d-G-g-d'-d1, d-G g-d g1 и G G-d-c'-c. О точном значении высоты тона, принятом в то время, мы судить не можем. Скорее, на основании источников, можно говорить о его разнообразии.

G в первой и третьей настройках – бурдоны. Для пятиструнной виелы времен Иеронима Моравского характерна пятая струна, протянутая вне грифа. Таким образом, на ней мог извлекаться только один тон и, следовательно, она могла использоваться только как бурдонная.

Позже Иоханнес Тинкторис писал, что на виеле могут быть три струны настроенные в квинту относительно друг друга или пять струн, настроенных в квинту и унисон.

Такое многообразие настроек говорит о том, что, вероятно, каждый виелист в зависимости от своего предпочтения или исполняемого произведения настраивал свой инструмент по-разному. Общим для вариантов настройки Иеронима Моравского и Иоханнесса Тинкториса остается предпочтение квинт и унисонов.

Струны.

Струны в средневековой Европе изготавливали главным образом из жил животных. Чаще всего использовались овечьи жилы. Они мылись, вымачивались в красном вине, потом сушились и скручивались втрое или вчетверо, чтобы добиться необходимой толщины струны. Жилы других животных использовались гораздо реже. Так, францисканец Варфоломей Английский, живший в XIII веке, в своем труде "De proprietatibus rerum" предупреждает о низком качестве волчьих жил  по сравнению с овечьими.

Более известные в Азии шелковые струны в Европе впервые упоминаются лишь в XIII веке. Впрочем, некоторые теоретики утверждают, что встречающиеся в средневековых трактатах упоминания о струнах из "кошачьих жил" относятся также к шелковым струнам. В этом случае, можно говорить о несколько более частом употреблении именно таких струн. Конечно, шелковые струны должны были быть в то время баснословно дорогими, и далеко не каждый музыкант мог себе их позволить, но цена в этом случае, вероятно, искупалась прочностью и долговечностью струн, особенно по сравнению с жильными аналогами того времени. Струны из конского волоса упоминаются только в одном из комментариев к Псалмам, составленным английским францисканцем Генрихом Коссейским (Генри из Коссея) в XIV в.

                                                         Смычок.

Смычки чаще были лукообразные. Размер смычков сильно варьировался. Вероятно, для разных произведений музыкант мог выбирать разные смычки: для медленных произведений – более длинные, для быстрых – более короткие. Встречались смычки, снабженные колокольчиками. Эти колокольчики звенели при движении смычка и помогали музыканту аккомпанировать танцам.

Разницы между смычками для всех струнных инструментов Средних веков – виелы, кроты и ребека, судя по иконографии, не существовало. Натяжение конского волоса, как и само количество волос на этих смычках, было существенно меньше, чем у современных смычков.
Положение смычка на струне также отличалось от принятого сейчас. В наши дни смычок касается струн не дальше одной пятой от расстояния от подставки до порожка. Насколько можно судить по иконографии местоположение смычка на виеле было на расстоянии одной третьей или даже еще дальше от подставки.

Позиции при игре на виеле.


Способ игры и сама постановка виелы зависела от ситуации, исполнителя и от школы. Насколько можно судить по иконографии, для южных стран (Италии, Испании, Провансе) более характерна постановка виелы на колене (коленях), грифом вверх. В Англии фидель чаще держали на плече, а в Германии упирали в грудь. Последние варианты постановки позволяли играть даже при ходьбе или танце.

Для современных исполнителей-виелистов характерны в целом все вышеуказанные варианты и каждый из музыкантов выбирает манеру игры в зависимости от инструмента, своих желаний и возможностей и исполняемой музыки.

продолжение

Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24