Центральный Дом Знаний - Пение как природная терапия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Пение как природная терапия

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…...………………..…...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования пения как природного лечебного средства для индивидуума и общества…………………………………….……………………………..……......5

1.1. Исторические и социальные основы использования пения с древних времён до наших дней………………………………………………………………………………………………..…..5

1.2. Пение как врожденное свойство человека…………………………………………….…..…...6

1.3. Особенности воздействия вокалотерапии на организм человека…………………………….9

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальные исследования эффективности действия вокалотерапии….………………………………………………………………………..……..….….11

2.1. Констатирующий этап эксперимента …………………………………………………………..11

    1. Содержание экспериментальной работы…………………..………………………………….12

    2. Анализ результатов экспериментального исследования……………….15
      Заключение ……………………………………………..……………….………..............................17

Список литературы…………………….…………………………..……………………….…………18

Приложение ………………….………………………………………………………………………19

Введение

«Где песнь поют, ищи себе приют:

Ведь злые люди песен не поют».

Народная мудрость

Вскоре после того, как ребенок научился ходить и говорить, его обычно оплетают путы нашей неестественной, нашей «неорганичной» жизни. Он приноравливается к школьной парте, к сиденьям в транспорте, горбится перед экраном компьютера. Вечера напролет он сидит, утопая в мягком слишком комфортном кресле перед телевизором и развлекаясь бесконечными мыльными операми. Результаты таковы: испорченная осанка, малокровие как следствие недостаточного, неправильного дыхания, снижение успеваемости, дальнейшая деградация и личная неудовлетворённость с вытекающими отклонениями.

В самом деле — есть ли средства для того, чтобы стать здоровее и счастливее в современном мире? Есть, причем одно из них доступно и «в домашних условиях»: это пение, почти забытое свойство человека как вида, изобретенное природой, конечно же, не случайно, но с какой-то полезной целью. Когда мы вновь вспомним о нём?

Особая миссия в исцелении нации возложена на культуру, искусство, художественное образование. Не случайно в государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2002 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ, подчеркивается, что одной из главных задач современного художественного образования в нашей стране является «…использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения…»

Анализ передового опыта, как и специальные исследования, говорят о больших возможностях пения. Ученые и педагоги (Ю.Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, Л.Г. Дмитриева, В.В. Емельянов, Д.Е. Огородного) единодушны во мнении, что пение является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Оно доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Изучив и проанализировав педагогическую, музыкальную, научную литературу мы пришли к выводу о том, что основные положения развития вокальных навыков человека уже достаточно хорошо исследованы. Однако нет достаточной проработки, в литературе вопроса: каковы физиологические особенности воздействия пения на организм человека. Это и обусловило проблематику настоящего исследования.

Тему, считаем актуальной, так как она имеет большое значение для общего развития и оздоровления детей и взрослых.

Таким образом, цель данной работы заключается в том, чтобы изучить возможности пения как природного средства, направленного на оздоровление детей.

Объект – процесс жизнедеятельности человека.

Предмет исследований – механизм влияния певческого искусства на оздоровление детей и взрослых.

Гипотеза: предполагается, что систематические и целенаправленные занятия певческим искусством будут способствовать эффективному лечебному воздействию на организм человека.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научную, методическую литературу по проблеме воздействия вокалотерапии (лечение пением) на организм человека.

2. Разработать и экспериментально проверить дидактическую модель оздоровления школьников средствами пения.

3. Показать способы практического применения приёмов и методов вокалотерапии.

Методологической основой исследования является:

- диалектико-материалистическая теория познания личности, позволяющая обнаружить закономерности общественно-исторического развития;

- труды ученых в области музыкальной терапии, психологии, музыкальной методики, помогающие изучить природу пения, найти методы и приемы, позволяющие эффективнее оздоравливать людей.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования пения как природного лечебного средства для индивидуума и общества

    1. Исторические и социальные основы использования пения с древних времён до наших дней

«Мир царит в доме, где отец и сын запевают вместе».

Древняя восточная поговорка

Врачевание в древности. Средствами музыкальной терапии люди издревле пытались лечить психически больных: специально подобранные музыкальные созвучия положительно воздействуют на мир их чувств. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии.

Ямвлих, древнегреческий философ, пишет о Пифагоре: «Ведь он не случайно был столь внимателен к этому способу очищения (катарсис) — именно так называл он исцеление музыкой... В центр он усаживал того, кто перебирал струны лиры, вокруг располагал певцов, и вместе они пели, полагая тем самым вызвать отрадные чувства, гармонически и ритмически их упорядочить...».

В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. В «Одиссее» Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Платон предлагал от головной боли лекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магического характера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарство теряло свои лечебные свойства.

Аристотель утверждает, что пение нужно использовать не для одной-единственной, но для многих полезных целей, а именно: для образования, для очищения и приближения к наивысшей форме жизни, для раскрепощения и отдыха от напряжения…

От средневековья до наших дней. Период средневековья отмечен глубокой религиозностью. Григорианские хоралы, которые записывались на четырёх нотных строчках, считалась средневековой медициной.

Вокальным идеалом во времена барокко было пение в самых высоких тесситурах. Технические возможности профессионального пения уподобляли игре на кларнете или гобое.

Испанский король Филипп V (1700-1746 гг.) лечился от уныния, слушая удивительно высокий голос легендарного итальянского певца-кастрата Фаринелли (он же – Карло Броски).

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы).

«Баю-баюшки, баю», — пели всего несколько десятилетий назад заботливые матери, чтобы отвлечь ребятишек от их ежедневных детских забот. С глубокой старины до нас дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей.

Сила музыки с современной точки зрения.

Благотворное влияние или даже оздоравливаюшее действие пения с успехом используют при лечении и в наши дни. Механизм, лежащий в основе этого, в биологических деталях до сих пор не ясен окончательно, поскольку он действительно сложен. Но факты все же нельзя отрицать, и сами по себе они гораздо важнее, чем отстающее от них научное объяснение. Ведь многие природные явления сегодня все ещё недоступны нашему пониманию.

В научных трудах в начале ХХ века знаменитых российских ученых В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова и др. содержится масса данных о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение.

Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового пения: «Как оно оживляет умственные силы детей, как оно быстро организует класс! ... В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в особенности чувство...».

Ещё многие педагоги в своих теоретических трудах подчеркивали воспитательное воздействие пения на людей. Обращалось внимание влияния пения на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д.И. Зарин, А.Н. Карасев, П.П. Миропольский, А.П. Пузыревский и др.).

Таким образом, мы проследили, исторические и социальные основы использования пения с древних времён до наших дней. Его влияние захватывает самые глубинные стороны внутреннего мира человека. В процессе пения складывается картина мира через художественные образы вокальных сочинений, осуществляется воспитание людей в традициях национальной культуры и передается социальный опыт общения, поведения, труда.

1.2.Пение как врожденное свойство человека

Голос современного человека — результат филогенетического развития длиной в миллионы лет. Когда наши предки научились ходить прямо, у них изменилась позиция гортани, где в результате целенаправленного воздействия при дыхании могут усиливаться колебания голосовых связок. Наш слух воспринимает эти колебания в виде шума или музыкального звука.

Таким образом, способность издавать звуки — одно из природных качеств человека. При определенных предпосылках, также обусловленных природой, это дает ему возможность петь. Следовательно, все люди в той или иной степени изначально способны к музыке, к пению. Для дальнейшего совершенствования человеческого рода требуется, чтобы мы научились оптимально управлять нашим голосом. Ведь не хотим же мы признаваться друг другу в любви и делиться страданиями через компьютерные комиксы в интернете, без речи и звука. Разве не так?

У многих людей голос — это дар Божий. При регулярных занятиях голос находит собственное место, позицию в звуковом пространстве тела, обретая объем и набирая мощь. У певца голосовые связки ничем особенным не отличаются от связок обычного, как говорится, безголосого человека. Ведь и чемпионы мира по теннису тоже не появляются на свет с ракеткой в руке. Только что, родившись, ребёнок дышит правильно. Звукоизвлечением тоже происходит органично: это присуще человеку как виду и передается на генетическом уровне, бессознательно, автоматически. При этом дыхание у него бывает преимущественно диафрагменным и реберным. Но потом — и дома, и в многоквартирной высотке с тонкими стенами, и в школе, и во всех прочих общественных местах порыв запеть вовсе не поощряется, а пресекается. Это и ведет к деградации органов (фонастении) и к утрате природной способности человека как вида выражать себя «полнозвучно».

Мы учим говорить попугаев, и возвращаем канареек в зоомагазин, если они не хотят петь. С другой стороны, мы подавляем природную силу нашего голоса и приглушаем громкость речи из-за тесноты квартир в многоэтажках без звукоизоляции, из-за «перенаселённости» общественных мест. На самом деле всё не столь сложно. Так зачем же нам и дальше испытывать недостаток в кислороде, не владея техникой дыхания? Зачем хрипнуть после долгого разговора или попыток запеть?

Итак, плохой голос – это чаще всего результат недостаточного, т.е. неправильного дыхания. Дыхание — это синоним жизни. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. А искусство пения — это еще и искусство дыхания.

Лидер российской музыкотерапевтической школы Сергей Ваганович Шушарджан (г. Москва), руководитель первого и пока единственного в РФ научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Основное внимание автором направлено на то, что пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы.

Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции. Так при чём здесь вокал, пение?..

Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. С помощью специальной аппаратуры учёные снимают её c любого органа, делают математические раскладки и анализируют. И потом все эти данные используем для акустического массажа. Попробуйте помассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои. «У одного моего пациента, мальчика 9-и лет – рассказывает музыкотерапевт С. Шушарджан, – была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели курс комплексного лечения и вокалотерапии. И ребенок выздоровел. Его родители по моему совету отдали мальчика в хор, и он всерьез увлекся пением».

И так, во время пения происходит вибрация внутренних органов, возникает состояние лёгкой гипоксии, которое является естественным биостимулятором, активизирующим все системы организма, селезёнку и поджелудочную железу в первую очередь.

Так же доказано многими учёными, что пение способствует формированию различных областей человеческого мозга. Левое полушарие головного мозга человека отвечает за логическое, аналитическое и рациональное мышление, а правое – за творческое начало, за способность к воображению, пространственному мышлению, за умение обобщать. Пение способствует нормализации работы каждого из полушарий головного мозга и при этом совершенствует их взаимодействие между собой.

Обучение пению в раннем возрасте развивает у детей умственные способности, необходимые для научного, математического мышления. Правильное пение действует на организм нормализующе: укрепляет сердечную мышцу, стабилизирует деятельность легких, усиливает кровоток во всем теле — а значит и в мозге! — и повышает тем самым продолжительность жизни. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней.

Подводя итог вышесказанному, видим, на сколько важно освоить принципы глубокого, так называемого брюшного или диафрагменного дыхания для любого человека. Также мы проследили эволюцию филогенетического развития голоса современного человека, и пришли к выводу, что с точки зрения общих природных способностей нашего биологического индивида, все мы – одарённые «певчие птицы».

1.3. Особенности воздействия вокалотерапии на организм человека

Сотни веков со времён седой древности на Руси слагали песни. Они сопровождали человека от рождения до смерти — колыбельные, венчальные, свадебные, поминальные мелодии вбирали в себя звуки нашей спокойной природы — шум ветра, шелест дубрав, журчание ручьев. Они способствовали познанию окружающего мира - под эти мелодии хорошо размышлялось.

Песни, созданные народом, играли в жизни крестьянской семьи особую роль, придавая ей ту или иную эмоциональную окраску. Неоспорима роль народной песни в развитии и оздоровлении детей с древних времен. Детский фольклор помогал детям расти здоровыми (пестушки), веселыми (прибаутки, пестушки, потешки), спокойными (колыбельные). Одновременно с помощью песен детей учили добру, красоте, народной мудрости, остроумию, а также любви к природе, животным, своей семье, родному краю, Родине.

Современные ученые-психологи, акустики изучая песни славянских народов, отмечают её напевность, мелодичность и почти полное отсутствие взрывных, повторяющихся звуков. А как оказалось, именно на такие звуки мозг реагирует весьма благотворно.

Исследовав влияние колыбельных песен на развитие недоношенных детей, учёные обнаружили уменьшение на 16% времени достижения ребёнком весовых критериев, необходимых для выписки из роддома.

Романтическая музыка в песнях для индивидуальных медитаций и внутреннего осмысления ситуации, уменьшает интенсивность реакций при стрессовых состояниях.

Джазовые, блюзовые песни поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств.

Именно российские ученые первыми в мире доказали, что рок-музыка воздействует на организм человека на клеточном уровне. Именно раковые клетки очень бурно реагируют на эту музыку, и начинают интенсивно расти, размножаться, а от музыки иных видов их рост, наоборот, замедляется или вовсе прекращается.

Установлено, что поп-музыка в стиле "disco" с ритмом в 120 уд./мин. (например, такое направление, как "дискотека 80-х") способствует восстановлению многих функций человеческого организма.

Религиозное песнопение дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие, снимает болевые ощущения.

Некоторые авторитетные музыкотерапевты советуют для лечения заболеваний желудка, селезенки, поджелудочной железы слушать низкий мужской и высокий женский голоса.

Пение помогает также при лечении речевых дефектов, (заикания) способствует коррекции дикции (использование скороговорок, тренажёрных дикционных музыкальных попевок, в которых вокализируются трудные согласные буквы). Ребенок в хоре слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки.

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыша.

Певческое искусство, как показывает опыт многочисленных западных школ, кружков, творческих групп, помогает раскрыть человеку самого себя, свои возможности, способности, что имеет положительное значение не только для отдельного человека, но и для общества в целом.

В наши дни в Китае и Японии музыкотерапевты помогают своим пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски с такими названиями, как "Пищеварение”, "Печень”, "Легкие”, "Сердце”, "Мигрень” и т.п. (люди воспринимают эти записи так же, как обычные лекарства – таблетки, химиопрепараты или травы).

Швейцарские исследования доказывают, что дети, которые занимаются музыкой и поют, лучше мотивированы; пение дает им опущение счастья и способность к позитивной самооценке, а потому их в меньшей степени гнетёт потом комплекс неполноценности.

Таким образом, действие пения может быть названо долговременным или даже перспективным. В наши дни открываются большие возможности использования его для получения стойкого и длительного эффекта. Значит, пение можно и нужно применять в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики различных болезней и явлениях в психике, как детей, так и взрослых.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности действия вокалотерапии

2.1. Констатирующий этап эксперимента

Важной составной частью данной научной работы является эксперимент. Он позволяет глубже и точнее выявить свойства исследуемых объектов и явлений, проверить правильность выдвинутой гипотезы, выработать оптимальные механизмы функционирования системы.

Цель эксперимента – доказать эффективность пения как одного из аспектов оздоровления детей.

Задачи экспериментального исследования:

1. Определить начальный уровень эмоционального состояния детей.

2. Экспериментально проверить комплекс приёмов и методов музыкальной психотерапии (по В.И.Петрушину).

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24