Центральный Дом Знаний - Песенные традиции Л.А. Руслановой в формировании культуры исполнителя

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Песенные традиции Л.А. Руслановой в формировании культуры исполнителя

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3

Основная часть

1. Л.А. Русланова. Детство. Отрочество. Юность………………. 4

2. Триумфальное шествие ……………………………………….. 6

3. «Прерванный полет» ………………………………………….. 8

4. Песенные традиции ……………………………………………. 9

Заключение ………………………………………………………………… 13

Литература ………………………………………………………………… 14

Приложение ………………………………………………………………... 15

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что мы живем в сложное и интересное время. Когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В настоящее время остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии знания и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных культурных народных корней. Сегодня оказалось, что не многие исполнители обращаются к народной песне. Да и каждый из нас не сможет назвать более трех, пяти современных исполнителей народной песни. А ведь фольклор как школа социального опыта дает возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.

Цель исследования: на основе анализа – историко-культурного, фольклорного и художественного материала познакомиться с песенными традициями Лидии Андреевны Руслановой.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Познакомиться с биографией и песенными традициями Л.А. Руслановой

  3. Способствовать популяризации народной песни.

Я выбрала эту тему потому, что пою народную песню с тех пор как помню себя. С 6 лет занимаюсь в центре творчества Ленинского района города Кемерово. Мне посчастливилось побывать на V Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни имени Л.А. Руслановой в Саратове в 2006 году, где я получила диплом лауреата III степени (Приложение № 1,2).

Песенные традиции Руслановой многогранны. Это высочайший мастер, мастер слова, интонации, правильной расстановки акцента. Мы воспринимаем просто, когда поет человек и поет. А за этим пением кроется огромное количество секретов. Она соединяла не соединимые вещи: народность и академичность, раздольность с затаенностью. Это благодаря умению видеть, чувствовать образ и конечно читься у нее необходимо. Подражать ей — невозможно.

Перспективы исследования очевидны, поскольку все стремительнее в нашу жизнь возвращаются утраченные традиции. Своей исследовательской работой, исполнительством, участием в конкурсах, как в региональных, так и во Всероссийских, я пытаюсь способствовать популяризации народной песни.

Основная часть.

1. Л.А. Русланова. Детство. Отрочество. Юность.

Лидия Русланова родилась на Волге. Первые годы ее трудного и обездоленного детства прошли в саратовской деревне. Отец был единственным кормильцем многочисленной семьи, поэтому концы с концами сводили еле-еле, но сводили. Когда в 1905 году началась Русско-японская война, отца призвали в армию и отправили на Дальний Восток. Настоящая песня, которую впервые услышала маленькая Лида, был плач. Тогда же девочка впервые узнала, какое сильное она вызывает волнение: отца Лиды увозили в солдаты, а бабушка цеплялась за телегу и голосила. С тех пор Лида часто забиралась к бабушке под бок и просила: «Поплачь, баба, по тятеньке!» Бабушка голосила: «На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?» У пятилетней Лиды от горечи разлуки и тоски на глаза выступали слезы, и мысленно она причитала вместе с бабушкой. Внучка и бабушка убивались не зря. Отец на той Русско-японской войне пропал без вести. Оставшись одна с тремя малолетними детьми, мать Лиды начала работать в Саратове на кирпичном заводе, а девочку взяла к себе другая бабушка. В той деревне пели много, особенно на посиделках. Пели много и в Лидиной семье. Родной брат отца Лиды, дядя Яша, был деревенской знаменитостью. «Самородок очень высокой пробы», как впоследствии называла его Лидия Андреевна Русланова, Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Здесь маленькая Лида впервые узнала, что песни не обязательно должны быть про горе и про разлуку. Сколько она наслушалась песен веселых, озорных, удалых! Дядя Яша знал несметное количество народных песен, но чаще импровизировал сам. Это больше всего ценилось слушателями. А цепкая память маленькой Руслановой схватывала и навсегда удерживала все услышанное и увиденное. От своего родственника будущая певица унаследовала не только неисчерпаемый репертуар, не только непревзойденное искусство импровизации, но и трепетную, преданную любовь к русской песне. Когда он пел, Лида подходила как можно ближе. И желая понять, откуда возникают эти чудесные звуки, заставляющие других то плакать, то плясать, старалась заглянуть Яше в рот. «У тебя там дудочка?» - допытывалась девочка. «Не дудочка, - объяснял Яша, - а душа». «А что такое душа - большая дудка?» - спрашивала Лида. Впоследствии Лидия Андреевна писала: В деревне пели от души, свято веря в особую, надземную жизнь и заплачек, и песен радости». Девочка и сама запела лет с шести. Первым ее слушателем была мама. Плохо себя почувствовав, она вернулась из Саратова в деревню и слегла, прикованная тяжелой болезнью к постели. Чтобы облегчить страдания матери, порадовать и немного развеселить ее, Лида забиралась на русскую печку и, расхаживая на ней, как по сцене, пела все, что запомнила. Мать улыбалась, но ее глаза оставались грустными, и скоро болезнь свела молодую женщину в могилу. После смерти матери беды посыпались на родственников Лиды одна за другою. Кормить Лиду и ее младших брата и сестру стало нечем, и сирота стала петь за подаяние. Пела

так красиво и «переживательно», что сначала стали приходить послушать ее из других деревень, а потом даже зазывать в купеческие дворы.

Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание одна вдова-чиновница. Сжалившись над сиротками, она определила всех троих детей по разным приютам. Крестьянских детей не брали в приют, поэтому и появилось фиктивное свидетельство о рождении с новым именем и фамилией – Лидия Андреевна Русланова (Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина) родилась 14 (27) октября 1900 года в деревне Александровка Даниловской волости Петровского уезда Саратовской губернии. Ныне Александровка входит в состав Малосердобинского района Пензенской области. Так семилетняя Русланова попала в саратовский приют, где окончила три класса церковноприходской школы. После большой и дружной деревенской семьи сиротское одиночество могло показаться совершенно беспросветным, если бы не песня. На всю жизнь запомнила Русланова, как пела добрая приютская няня: ее слова «западали, как огонь, в душу». И сама Лида пела, пела еще трогательнее и «переживательнее», чем в родной деревне. Регенту, который вел в приюте уроки пения, голосок Лиды понравился, и он взял девочку в церковный хор. Это было ее музыкальное образование, которым она очень дорожила. В церкви Русланова осваивала основы музыкальной грамоты. Там она прошла такую школу хорового пения, там она слышала такое многоголосье, без которого вряд ли сформировалась бы как самобытная народная певица. В церковном хоре Лида Русланова очень быстро стала солисткой. Удивительный голос девочки приходили слушать в кафедральный собор со всего города. «Идем сегодня на Сироту! Уж больно хорошо поет!» - говорили в Саратове о маленькой знаменитости. Многим казалось, что Русланова поет стихийно, свободно, как птица, но немногие знали, что за каждой песней, за каждым словом, интонацией и жестом стоял ежедневный подвижнический труд. Вот и тогда сирота с ангельским голосом после воскресных праздников возвращалась в приют, и начинались суровые будни - репетиции, где за каждой неверной нотой следовало наказание. «Я тональности навзрыд брала»,- вспоминала потом Русланова.В приюте впервые обнаружил себя и незаурядный драматический талант Руслановой. Замечательно, что позже Лидию Андреевну пригласят в качестве актрисы в Малый театр. Но это будет в юности. А в отроческие годы талант рассказчицы и пение выручали Лиду по-другому. На рукоделии, с которым у девочки не ладилось, подружки с радостью выполняли ее урок, только бы послушать тут же сочиненные его «диковинные истории», по ходу которых кто-нибудь из персонажей обязательно должен был петь.

После приюта Лиду определили на мебельную фабрику полировщицей. Поразительно, как эта изнурительная работа с разъедающими глаза и горло составами не лишила ее голоса. Но сильная, жизнерадостная девушка не унывала: после приюта самостоятельная жизнь казалась привольной и счастливой. Ее приводил в восторг даже вид очень ровных, гладких деталей, которые выходили из рук. И на фабрике девушки пели. Здесь Русланова впервые услышала городской жестокий романс и городские народные баллады сих остроконфликтными и трагедийными сюжетами: «Окрасился

месяц багрянцем»,«Очаровательные глазки», «Златые горы», «Шумел, горел пожар московский»...Они поразили, захватили юную Русланову и наряду с деревенскими старинными песнями, страданиями и частушками навсегда вошли в ее репертуар. Когда она попыталась их спеть впервые в хоре фабричных девушек, то сразу была признана лучшей певуньей, как прежде в хоре приютском и хоре церковном. «Ты нам лучше спой, а работу мы сами сделаем», - просили Лиду подруги-работницы, не догадываясь, что определяют ее будущую профессию. В шестнадцать лет состоялся первый «настоящий» концерт Руслановой. Девушку привели на сцену Саратовского оперного театра, где она пела перед солдатскими депутатами. Спев все, юная певица простодушно спросила: «Ну, а теперь что делать?» «Да ты зачинай сызнова», - отвечали восхищенные ее пением слушатели. Воодушевленная успехом, юная Русланова продолжала выступать с концертами. «Лет в семнадцать я была уже опытной певицей, ничего не боялась - ни сцены, ни публики», - вспоминала впоследствии артистка. У юной Руслановой находили прекрасные вокальные данные, рекомендовали ей учиться. Она поступила в Саратовскую консерваторию, в класс чудесного певца и педагога, профессора М. Медведева. Но долго в консерватории не пробыла. Почему? М. Медведев, исходя из сильного, прекрасного контральто Руслановой, повел ее как оперную певицу. Но академическая манера исполнения не привлекала Лиду. Оставив класс вокала в Саратовской консерватории, Русланова продолжала выступать перед рабочими - гвардейцами революции, а затем перед бойцами регулярной Красной Армии в течение всего периода гражданской войны и интервенции. Постоянно совершенствуясь в исполнении русских народных песен, она каждую свободную минуту посвящала самообразованию. В 19 лет влюбилась в Степанова и даже родила ему ребенка. Он предал ее и сбежал за границу вместе с ребенком, о судьбе которого она ничего не будет знать.

2. Триумфальное шествие

О Лидии Андреевне не зря говорили, что она обладает «врожденным профессионализмом». Обладая незаурядным талантом, Русланова естественно и органично превратилась из любительницы в профессиональную певицу. Как профессиональная эстрадная певица она дебютировала в Ростове-на-Дону в 1923 году. Отгремели бои гражданской войны. Начиналась долгожданная мирная жизнь. И на летней эстраде, в саду бывшего Коммерческого клуба, пела обаятельная русская женщина. Пела о России, о ее красоте и раздолье, о ее замечательных, ярких людях. Молодая Русланова исполняла русские народные песни так вдохновенно и зажигательно, что сразу же очаровала и околдовала слушателей. Первый ростовский концерт прошел с ошеломляющим успехом. Русланова сразу же

была замечена на профессиональной эстрадной сцене и уже в следующем 1924 году приглашена солисткой в Центральный дом Красной Армии.

В 1929 году Лидию Андреевну заметил Михаила Гаркави, один из лучших

конферансье страны. На второй день знакомства он ей выпалил: «Будьте моей женой!» Русланова приняла предложение.

Начинаются 30 годы. Карьера пошла в гору. Крестьяне сорваны с насиженных мест. Строят заводы-гиганты. Родная песня для них как весточка из дома. Песни Руслановой передают по радио. Она объехала всю страну от Сахалина до Бреста.Так началось ее полувековое поистине триумфальное шествие по театральным сценам и эстрадным площадкам нашей страны. С первых же лет своей жизни в Москве молодая Лидия

Русланова завоевала искреннюю и горячую любовь столичных зрителей. Ее участие в концертной программе вызывало аншлаг. Слушать ее приходили и ученые, и рабочие, и учителя, и врачи, и студенты. Но совершенно особой, можно сказать, легендарной популярностью пользовалась певица у военных, в армии. На любом воинском концерте, где бы он ни проходил, выступление Руслановой всегда оказывалось «гвоздем» программы. Солдаты и офицеры ее ждали, после выступления вызывали без счета, а потом приносили цветы и писали письма.

Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы войны, сначала финской, а затем Великой Отечественной. Во время финской войны Лидия Андреевна Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт и выступала в тридцатиградусные морозы. Слава «гвардии певицы» Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот. Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны. Первый концерт в захваченном Берлине продолжался до глубокой ночи. Весть о нем разнеслась мгновенно, и в течение нескольких часов к рейхстагу прибывали все новые и новые бойцы и командиры. Прославленный маршал подошел к актрисе, снял с груди боевой орден и отдал его певице в знак большого признания. Появление знаменитой русской певицы в национальном костюме у здания поверженного гитлеровского рейхстага произвело такое сильное впечатление, что и после окончания концерта бойцы долго не расходились. Они протянули ей уголь и попросили расписаться на колонне рейхстага рядом с именами первых солдат, ворвавшихся в логово фашизма. И Русланова вывела углем свое имя, имя первой русской актрисы, воспевшей Победу, в столице разгромленного врага. День 2 мая 1945 года, когда состоялся этот неповторимый концерт, Лидия Андреевна запомнила навсегда.

В годы войны Лидия Андреевна Русланова стала женой Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Владимира Викторовича Крюкова. Как-то раз после фронтового концерта к певице подошел известный военачальник, командир кавалерийского корпуса Владимир Викторович Крюков. Предложил пройтись, пока на позициях было затишье… Через некоторое время они стали супругами, а в один из промежутков между концертами Лидия Андреевна поехала в Ташкент и забрала его дочь, которая сразу поверила, что она и есть ее родная мать. Да и как этому было не поверить! Никогда не забывая свое горестное сиротское детство, Лидия Андреевна обратила все свое неизрасходованное материнское чувство на удочеренную Маргошу Крюкову. И матерью она оказалась заботливой и внимательной, нежной и мудрой. Все годы между Лидией Андреевной и Маргошей не исчезало самое важное, самое ценное - теплота отношений и взаимопонимание. Лидия Андреевна по праву могла гордиться письмами, которые получала от дочери в разлуке: «Дорогая мамочка, вдали от тебя мне так печально и так не хватает твоих мудрых советов и твоей доброй ласки». Встретившись на фронте в самое суровое время, Лидия Андреевна Русланова и Владимир Викторович Крюков последующие двадцать пять лет поровну делили и дни счастья, и дни горя...

продолжение  

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24