Оглавление
Введение………………………………………………………3
2.1 Историческая справка…………………………………….4
2.2 Конкуренция и ее виды……………………………………5
2.3 Влияние конкуренции на рынок…………………………8
2.4 Развитие конкурентных отношений……………………10
2.5 Закон о защите конкуренции…………………………….14
3. Практическая часть………………………………………..16
4. Заключение…………………………………………………..18
5. Список используемой литературы………………………..19
6. Приложение………………………………………………….20
1. Введение
Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором ей приходится продавать свои товары. При этом имеются в виду различия между рынками не по характеру продаваемых там товаров, а по сложившимся условиям конкуренции при их продаже. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Это главный механизм современно рынка. Создание конкурентной среды - важнейшее условие функционирования рыночной экономики.
Примерно до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже - к появлению монополий.
Я думаю, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Я выбрала именно эту тему для реферата потому, что хочу проследить за возрастанием уровня конкурентоспособности нашей страны, изучить и исследовать источники, чтобы отследить все барьеры, мешающие на пути создания конкурентной среды и конкурентных отношений, а так же узнать о регулировании государством монополии.
Цель реферата – изучить современные подходы к решению проблемы развития конкурентных отношений в России.
2.1 Историческая справка
Издревле Русь славилась своими ярмарками, крупнейшие были Нижегородская и Ирбитская, где происходили торги с увеселениями и развлечениями. Конечно же, каждому купцу еще тогда было известно такое явление как конкуренция.
Примерно до середины 19 века для экономики развитых стран(Англия, Франция, Германия, США) была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной конкуренции, а позже – к появлению монополий.
Создание конкурентной среды – это важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Поэтому, в начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Оказывается, это не так уж и просто, ведь на протяжении многих лет в нашей стране существовал тоталитарный режим, а так же полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70-ти лет. Все это существенно осложнило процесс создания конкурентной среды в экономике России.
Именно поэтому уже более 10-ти лет наша страна сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами при создании конкурентной среды.
2.2 Конкуренция и ее виды.
А.И. Михайлушкин и П.Д. Шимко в своей книге «Основы рыночной экономики» дают конкуренции такое понятие: «Конкуренция представляет собой процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях».1
Впервые теория конкуренции была создана известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
- сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;
- сформулировал главный принцип конкуренции – принцип «невидимой руки», в соответствии с которыми «дергая за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции.
Так что же такое конкуренция? В реальности она означает лишь то, что покупатели сами выбирают, что им нужно. Но ни как не то, что пишут А.И. Михайлушкин и П.Д. Шимко. Покупателями могут быть и отдельные потребители, и целые предприятия. Если мы представим себе нефтеперерабатывающий завод, закупающий сырую нефть, цепь заправочных станций, закупающих бензин, отдельного водителя, которому нужно заправить свой автомобильный бак, то должны понять, что все эти типы покупателей должны иметь свой выбор среди поставщиков данного продукта, - и только тогда они наверняка смогут приобрести высококачественный продукт по разумной цене.
В конце 1998 года по уровню конкурентоспособности Россия находилась на 127 месте из 180 стран, оцениваемых Всемирным экономическим форумом. В то же время по этим оценкам, по жизненному уровню Россия находилась в седьмом десятке.
Одной из главных причин такого положения является то, что в России системно и профессионально проблемами создания конкурентной среды никогда никто не занимался. Однако ни Государственная Дума, ни Правительство РФ, ни Российская академия наук, ни другие структуры не нашли возможным включить в свои планы работ решение проблем создания
конкурентной среды в экономике России, разработку стратегий и планов по созданию эффективной и полноценной конкурентной среды.
Впервые проблема создания конкурентной среды на государственном уровне была поднята лишь 30 марта 1999 ода в Ежегодном послании Президента
России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию России.
________________________________________________________
1. А.И. Михайлушкин и П.Д. Шимко «Основы рыночной экономики» стр.15.
В то же время при построении рыночных отношений. Представляется, что все действия Президента, Федерального Собрания, Правительства и каждого политика в отдельности должны оцениваться не с точки зрения соответствия либеральным или антилиберальным экономическим взглядам, а по единственному критерию: способствуют ли эти действия созданию конкурентной среды. Именно так происходит в большинстве развитых стран мира.
Особую практическую ценность представляет собой опыт стран, входящих в технологическое ядро мирового сообщества – США, Японии, Англии, Франции по созданию внутренней конкурентной среды и удержанию внешних конкурентных преимуществ.
Я хочу выделить следующие тенденции и особенности построения развитой конкурентной и удержания конкурентных преимуществ среды в этих странах:
1)отлаженная правовая система демократического государства;
2)ограниченность природных ресурсов (исключение – США);
3)отлаженная система менеджмента;
4)значительный удельный вес виртуальных информационных и управленческих технологий на основе Интернет;
5)значительный удельный вес высоких безотходных технологий производства;
6)развитие международной стандартизации и интеграции;
7)высокая надежность техники;
8)высокая эффективность использования ресурсов;
9)значительные затраты на рекламу при относительном равенстве качества конкурирующих товаров;
10)высокое качество товаров и услуг
11)рост темпов расхода государства на науку, образование и развитие человека.
Но мне кажется, что опираться только на опыт развитых стран – недостаточно, так как накопленный зарубежный теоретический и практический опыт может быть использован в России с известными ограничениями исторического, национального, экономического и политического характера. Иными словами, необходим собственный поиск путей формирования и развития российской модели рыночной системы и адекватной ей системы федеративных отношений. В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции ( см. приложение, таблица 1):
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- конкуренция в условиях олигополии;
- чистая монополия.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды конкуренции.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции состоит из достаточно большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска. Поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, и должна соглашаться с ней, принимать ее как определенный заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене. Технологии производства, возможной прибыли так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.
Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов. В процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.
На практике во все времена – чистая конкуренция – явление достаточно редкое. Но все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.
Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими особенностями:
наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
свободный вход на рынок и выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Ее нельзя в чистом виде отнести к совершенной или несовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов. Продукты могут быть одинаковыми или значительно дифференцированными. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.
Неопределенности, присущие основанному на тайном соглашении ценообразованию, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
Таким образом, я хочу сказать, что существование олигополий и
конкуренция в условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды и мнения на эффективность их существования и функционирования на рынках.
Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких
заменителей.
Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками:
1.В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги.
2.Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.
3.Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.
4.Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок.
Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
1)существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости;
2)продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
3)экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
4)вступление в отрасль является относительно легким.
2.3 Влияние конкуренции на рынок.
Л. Левина в своем лекционном цикле «Основы экономической теории и истории экономических учении» говорит: «Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность».2
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Я полностью согласна с Л. Левиной и А.И. Михайлушкиным в том, что конкуренция – это состязание, борьба между конкурентами, в которой обязательно должен кто – то одержать победу.
Мне кажется, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом
экономика конкурентных цен стремиться распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективности распределения ресурсов и производственной эффективности. Для достижения эффективности распределения ресурсов, они должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.
____________________________________________________________
2.Л. Левина «Основы экономической теории и истории экономических учений». Российский экономический журнал. 1995 г. №1 стр.34
Я думаю, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции, ведь каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как при использовании минимума ресурсов и минимально дорогой технологии, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции, в результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль. Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции, руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределения доходов;
распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственных технологий, что не будет благоприятствовать быстрому темпу технического прогресса;
4) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
2.4 Развитие конкурентных отношений
Развитие конкурентных отношений в любой стране, с одной стороны, носит индивидуальный характер. Это связано с экономическими и
географическими факторами, а также напрямую зависит от политической модели государства. С другой стороны, развитие конкурентных отношений – это естественный экономический процесс, следовательно, он аналогично протекает в разных странах.
В своей работе я решила рассмотреть развитие конкуренции на примере современной России. В интервью 17 апреля 2000 года, в газете «Аргументы и Факты» Президент РФ В.В. Путин сказал, что свою главную цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить ее возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.3
Представляется, что в настоящее время основную работу по созданию конкурентной среды в экономике России должны вести Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ,
3. газета «Аргументы и факты» от 17 апреля 2000 года
Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.
Концепцию создания конкурентной среды и повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.
К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует полноценная законодательная,
нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов.
Я считаю, что в настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной среды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических
подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.
Я уже говорила, что существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые
различные аспекты, а направления их решения лежат в различных сферах: государственной власти (законодательная, исполнительная власти); в сфере экономики и финансов; в сфере образования; социальной сфере и так далее.
Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановлюсь подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.