Центральный Дом Знаний - Полифония - универсальный метод построения художественной действительности в искусстве музыки и живо

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Полифония - универсальный метод построения художественной действительности в искусстве музыки и живо

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:

  • Актуальность темы исследования;

  • Цель работы

  • Объект исследования

  • Материал исследования

  • Теоретико-методологическая основа исследования

  • Научная новизна работы

  • Практическая значимость исследования

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЛИФОНИИ:

  • Полифония в музыке;

  • Полифония – способ воплощения многообразности;

  • Полифония в живописи

А.РУБЛЕВ «ТРОИЦА»

М.ВРУБЕЛЬ: «ДЕМОН», «ПАН», «ЦАРЕВНА - ЛЕБЕДЬ», «ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА», «ГАДАЛКА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Проблема полифонической смыслообразующей структуры является одной из важнейших на современном этапе развития культуры и искусства. Принципы полифонии отражают саму суть картины мира и нового мышления человека двадцать первого века.

Музыка, живопись, литература при всех своих специфических различиях как видов искусства, тем не менее, имеют множество точек соприкосновения, общих методов и приемов воплощения художественной реальности. Полифония, на наш взгляд, является одним из таких методов, универсальным приемом.

Полифония позволяет создать многоярусную емкую структуру, которая по своему воздействию на зрителя или слушателя, может быть результативной, произвести большое эмоциональное впечатление, пробудить интерес и в дальнейшем позволит постигнуть тонкости специфики искусства.

Построение произведения по законам полифонии, требующее высокой степени обобщения материала, свидетельствующее о философском мироощущении автора, способно сформировать и у зрителя, знающего об особенностях полифонической структуры, особое мироощущение, мирочувствование реальной действительности, созвучного современной картине мира.

Мы предпримем попытку проанализировать произведения живописи, в которых используются принципы полифонии.

Цель данной работы. Обнаружить наличие полифонической структуры в произведениях живописи и доказать универсальность полифонии как метода мышления. Изучить полифонию как один из сложнейших творческих методов моделирования действительности в искусстве живописи. Представить свою интерпретацию известных произведений живописи через призму полифонии.

Объект исследования: творчество А.Рублева, М.Врубеля.

Материалом исследования является «Троица» А.Рублева, «Демон», «Лебедь», «Пан», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка» М.Врубеля.

Теоретико-методологическая основа исследования: метод герменевтической интерпретации (он дает возможность провести параллель между созданным по законам полифонии произведением и его воздействием на зрителя, рефлексивного, подчас, иррационального осмысления идеи произведения, «расшифровки» его содержания); метод моделирования художественного пространства.

Новизна исследовательской работы. Полифоническая организация материала в искусстве живописи – малоисследованная область в современной теории искусств. Доказывая наличие полифонической структуры в «Троице» А.Рублева и в работах М.А.Врубеля мы попытаемся предложить свою, новую версию трактовки работ гениальных русских художников, в отличие от традиционных искусствоведческих интерпретаций.

Практическая значимость работы. Исследование может являться дополнительным учебным материалом на уроках искусства, МХК. Знание особенностей полифонической структуры произведений искусства позволяет расширить диапазон их воздействия на зрителя и помогает сформировать у них диалогичность сознания, созвучного современной картине мира.

Полифония (в музыке). Общие сведения.

Полифония (поли - греч. Phonos-голос, звук) – вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение (родственный термин – контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведениях широкое развитие.

В зависимости от мелодико-тематического содержания голосов различают:

  • подголосочную полифонию, образующуюся от одновременного звучания основной мелодии и ее вариантов-подголосков; она характерна для некоторых народно-песенных культур, например русской, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов;

  • имитационную полифонию, разрабатывающую одну и ту же тему, имитационно переходящую из голоса в голос; на этом принципе основаны формы канона и фуги;


Тема_____________________тема____________________________________

Тема__________________тема_________________________

Тема____________тема____________________


  • контрастнотематическую полифонию, в которой голоса проводят в одновременности самостоятельные, нередко относящиеся к разным музыкальным жанрам темы; этот род полифонии синтезирует тематический материал, служит сопоставлению и объединению его пластов.

В музыке 18-20 веков эти виды полифонии порой объединяются в сложных сплетениях. Таковы формы фуги и канона на две (три и т.д.) темы, объединение имитационного развития с выдержанной самостоятельной темой, например хорал (кантаты И.С.Баха), пассакалья (П.Хиндемит) и др.

Начало полифонии относится к самым скромным попыткам в этой области, в начале 10 века. Формы полифонии, начиная с 12-13 веков сильно менялись: параллельный блуждающий орган, фобурдон дискант, контрапункт. Своего совершенства полифония достигла в творчестве Палестрины (16 век), позже в творчестве И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, традиции, которых продолжены В.А.Моцартом, Л.Бетховеном и композиторами последующего времени. Позднее полифоническая музыка уступает гомофонической, но все же встречаются замечательные образцы в области полифонической, как например, у Моцарта в «Реквиеме», у Бетховена в 9-ой симфонии и пр.

В отечественной музыке полифония занимает большое место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлет профессионального искусства полифонии связан с музыкой партесного стиля. Классическую форму русская полифония получила в творчестве М.И.Глинки и последующих русских классиков. Полифония – ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 века, в частности И.Ф.Стравинского, Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Р.К.Щедрина.

Таким образом, полифония обозначает, прежде всего, наличие многоголосия, многотемности.

Полифония – способ воплощения многообразности

Однако с полифонией, как правило, ассоциируется особый мир музыкальной образности. Прежде всего, напомним, что полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И.С.Баха, ДОЛЖЕН ВОСПРИНИМАТЬСЯ КАК БЕСЕДА ГОЛОСОВ. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу», - советовал Бах своим ученикам. (9.) В словах великого композитора заключен глубокий смысл. В них подчеркивается коренной характер полифонической музыки, рожденной не для утверждения индивидуальности каждого голоса, а для выражения общей идеи, для растворения в едином потоке звучания.

Если взглянуть на нотную запись полифонического произведения, то станет очевидной ее регистровая и тембровая многоярусность.

Волнообразное движение мелодических линий – это не просто живое дыхание полифонической ткани, не просто стройность ансамбля, это необычайно тонко организованное звучащее пространство. Не случайно полифония, особенно форма фуги, привлекала тех, кто пытался в другие виды художественного творчества внести идею музыки, музыкальности. Наиболее известный пример - «Фуга» М.Чюрлениса, художника и композитора. «Зримая» музыка этой фуги строится на уподоблении линии и мелодии, на передаче сложных музыкальных напластований, свойственных полифонической ткани, на ассоциациях с музыкальным ритмом.

Именно эта работа М.Чюрлениса заставила в свое время автора этого исследования по-иному, с позиций полифонии взглянуть на некоторые произведения живописи и разглядеть в них полифоническую структуру.

Полифония в живописи.

В традиционной манере живописи, построенной в одноуровневой линейной системе, весь сюжет подчиняется единой фабуле, и то, что отвлекает внимание от главного, считается лишним. Полифония, разрушая подобную структуру, предлагает введение дополнительных параллельных линий, других, подчас виртуальных, образов, позволяя выстраивать всю композицию в единстве многообразия, что делает картину «живой», эмоционально насыщенной и это понимает даже неискушенный зритель. Автор полифонического произведения устанавливает новые причинно-следственные связи, как правило, реализующиеся во внутренней форме отношений объектов и явлений, т.к. полифоническая структура существует не по внешним видимым законам, а по внутренним, где мир оказывается единым и взаимосвязанным. Много веков назад Аристотель подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Великий мыслитель одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске и воплощении скрытой сущности вещей. Полифоническая структура позволяет выявить глубинную суть замысла автора, некий третий смысл. Дополнительные образные линии, сюжетные фрагменты (виртуальные сюжеты), их взаимопроникновение – все это позволяет произведению жить как бы своей, самостоятельной жизнью.

Сложные тематические напластования, полифоническая структура присутствует в этой всем известной работе гениального русского иконописца, которую просвещенный мир поставил вровень с величайшими творениями Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти. Написанная в 1427 году икона стала подлинным символом православной Руси. Та глубина, с которой Андрей Рублев воплотил Троицу, позволяет почувствовать стоящую за ней великую, непостижимую тайну. Представив в зримом образе, не в словах, не в умозрении трудно вместимое в человеческом сознании равенство трех лиц единому Богу, икона вызывает размышление, требует от человека ответного духовного труда. И этот труд, начатый пять столетий назад, продолжается до сих пор: о Троице размышляют ученые, мыслители. Художественное совершенство иконы, по-своему тоже таинственное, не поддающееся до конца определению в словах, позволяет каждому находить в ней нечто свое, по-своему приобщаться к заключенной в ней гармонии.

Наша задача состоит в том, чтобы выявить дополнительные тематические фрагменты, диалогические линии и на их основе смоделировать новую, в отличие от традиционных, сюжетную трактовку известного образа.

Три ангела, три вестника радости – Вера, Надежда, Любовь. Три бога – Бог-отец, Бог- сын, Бог- дух святой – склоняются друг к другу. У них лица мыслителей, а руки плотников – большие, ширококостные, расплющенные работой руки.

Три ангела, три странника с посохами, присели вокруг чаши, как вокруг костра. Средний ангел движением руки благословляет чашу, левый от нас принимает это благословение, а правый ангел склонением тела и руки дает понять, что он присоединяется к этой мысленной клятве испить чашу до дна, ибо рублевская чаша – это Любовь, готовая жертвовать собой во имя Жизни, Согласия, Единения людей.

продолжение 

Loading

Календарь

«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24