Центральный Дом Знаний - Русская икона

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Русская икона

Почему я выбрала эту тему?


Летом 2005 года, на летних каникулах, я с родителями побывала в различных городах России. Наибольшее впечатления у меня остались от Великих Русских городов: Москвы и Санкт-Петербурга. Нельзя не восхититься красотой, зайдя в Казанский собор, в собор Спаса-на-Крови, в Исаакиевский собор, в собор Василия Блаженного, на Красной Площади. Мне очень нравилось рассматривать иконы, вглядываться в лица святых - это настоящие произведения искусства. Смотришь на них, и кажется, что они тоже смотрят на тебя. Какой же нужен талант, чтобы так тонко и выразительно изобразить лики Святых на иконах! И поражает изобилие этих икон в соборах.

Я обратила внимание, что, говоря об иконах, мы всегда испытываем затруднения, не можем подобрать слова и термины, определить сюжет и даже назвать иконы. Тогда я решила больше узнать об истории возникновения иконы, об увиденных иконах и об иконописцах, их написавших.


Что такое икона?


Иконами называют изображения Бога, святых, событий священной истории, написанные по особым правилам. Слово « икона» пришло на Русь из греческого языка. В переводе с греческого «эйкон» означает «образ». Иконы никогда не рассматривали как обычные картины. Они были святынями, им поклонялись, от них ждали помощи и чуда. И, любуясь красками, думали: «Если изображение так прекрасно, то какое же великолепие скрывается там, в том мире, который через иконы только приоткрывается?»

Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображённое на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов.

В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли «читать» икону, переживать какие- то события, подражать добрым примерам.

Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения.

По преданию VI века, первая икона Христа появилась во время Его земной жизни. Она называется Нерукотворный Образ, так как не была написана художником, а возникла от соприкосновения ткани с ликом Христа.

В сказаниях VI века рассказывается, что Авгарь, царь города Эдессы, болевший проказой, послал своего слугу к Христу с просьбой либо прийти в Эдессу и исцелить его, либо позволить написать с Него портрет. В ответ на эту просьбу Христос омыл Своё лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотне. Получив Нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы.

Что такое канон?


Правила иконописи называли греческим словом «канон». В Византии греческий язык был государственным, а потому все важнейшие слова и понятия, относящиеся к иконам, до сих пор звучат по-гречески. Каноном ремесленники называли верёвку или прямую палку. Их использовали для измерения или прочерчивания линий. Потом этим словом стали обозначать правило вообще, образец для подражания.

Отныне иконописцы работали только по канону, ничего не изменяя и ничего не прибавляя от себя. В иконописании исчезло слово «лицо», потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного.




Создание икон.


Иконы писали при палатах архиереев и в монастырях, где царили строгость, благочиние (добрый порядок) и непрестанная молитва. Иконописец готовил себя к работе: читал Библию, жизнеописание святых, молился, соблюдал пост, то есть воздерживался от обильной еды. Таким образом, он приучал себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называли «умным деланием». Стать иконописцем мог не каждый и далеко не сразу. С XIV в. иконописи превратилась в наследственную профессию.

Когда отец обучал сына с раннего возраста, навыки иконописания были глубже и прочнее. Мастерством овладевали постепенно. Сначала ученик помогал готовить доски для икон. Обычно они были из липы, реже - из сосны, ели или дуба.

Несколько досок склеивали по бокам до нужного размера, потом делали с одной стороны углубление – ковчег, на котором писали икону. Изображение было окружено своеобразной рамой - выступом. Этим оно как бы отодвигалось в иной мир. Следующая важная ступень, к которой допускались ученики, - проклеивание доски и покрытие её особым грунтом, чтобы лучше держались краски. Грунт - его называли левкас - готовили из мела или гипса и накладывали на доску несколькими слоями. Можно приступить к работе.

Сюжет, конечно, определяет заказчик: царский двор, монастырь, боярин, кузнец или ремесленник. Иконы нужны были всем: они сопровождали тогда жизнь каждого от рождения до смерти. В каждом доме, боярском, крестьянском, непременно была икона Иисуса Христа - Спасителя, доброго и мудрого защитника, сурового и грозного судьи. И обязательно девы Марии.

Дальше на грунт наносили рисунок - следуя канону, строго по образцу. Образцы копировали с рисунков опытных мастеров или с древних икон. Наконец наступал главный этап - рисунок покрывали красками. На Руси писали в основном темперой. Эту краску изготавливали из растёртых в порошок минералов (разноцветных камней) и смешивали их с желтками и хлебным квасом. Для того чтобы краски на иконе были яркими, чистыми, сияющими, нужно было тщательно подбирать и смешивать составные части. Этим искусством очень дорожили и как драгоценность передавали его по наследству.

Сверху изображение покрывали олифой - прогретым растительным маслом. Это защищало краски от повреждений и усиливало цвет. Но олифа со временем темнела, и за 70 - 100 лет она почти скрывала изображение на иконе. Тогда иконы поновляли, то есть на потемневшем слое писали новые образы. Многие иконы несут на себе несколько поновлений, сделанных в разные века.

Как писали святые образы.


В старинных наставлениях иконописцам напоминали о каноне и запрещали писать «тела мясистые, щёки красные, взоры неспокойные». Всё это могло принадлежать обычным людям. А те, кто устремлялся душой к Богу, кто забывал о еде и сне ради добрых дел, являл людям внутреннюю красоту.

Святые смотрят на молящихся задумчиво и чуть строго – словно напоминают о чём- то важном. Почти неподвижны их фигуры, ведь движения – тоже часть вечности. Иконописцы старались подчеркнуть прозрачность, бестелесность святых образов. Они добивались этого, бережно и кропотливо накладывая на лики краски – слой за слоем, но так, чтобы нижние просвечивали, согревали верхние слои.

Эта работа была такой сложной, что в XVII в. появились мастера, которые писали только «личное» (лики и открытые части тела), и те, кто изображали «доличное» - всё, кроме ликов. Их называли также «платечниками» - за то, что им доставалось писание одежд. Изображённые на иконах тела святых утрачивали земную тяжесть.

Лики святых сосредоточенны. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей. Иногда святых изображали стоящими на коленях перед Христом или Богоматерью.

Чтобы подчеркнуть сияния святых образов, к иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады. Их делали из тонких золотых или серебряных листов, искусно повторяя на чеканке очертания фигур и нимбов. ( На Руси нимбы на окладах называли венцами).

Окладами закрывали только «доличное», и тут фантазии в украшениях не было границ.

Оклады переливались всеми цветами и оттенками: металлы, жемчуг, бисер, шитьё, драгоценные камни – всё создавало пышный узор и символизировало сказочную красоту Небесного Царства.

Иконописцы изображали одеяния плоскими яркими пятнами. Лёгкие складки повторяли изгибы тела. Часто одежды и волосы покрывали золотыми бликами.

Для этого на икону приклеивали нити из золота или серебра. Получалось, будто отсвет неба ложился на святых в виде тонких сверкающих линий.

Важной частью иконы были изображения местности, где происходили священные события. Природа в иконописи, как и люди, выглядела необычно. Она не знала времён года, хорошей или плохой погоды. Не меняясь, природа молчаливо сопровождала святых. Пейзаж в иконе называют «горками». Земля, словно стремясь приблизиться к небу, поднимается вверх небольшими волнистыми горами.

В изображении города лёгкие разноцветные постройки возвышались одна за другой, парили в воздухе. Взору открывалось причудливое смещение окн, лестниц, крыш , шпилей, колонн, решеток, арок.

Особенностью иконописных изображений является их символизм, доступный и понятный средневековому человеку, но от нас требующий определённых знаний. Это искусство глубоко символично, каждая деталь – это символ, пропустив который, можно утерять смысл целой фразы.


Религиозная символика.

Агнец божий.

В христианской (особенно католической) символике «агнец божий» (agnus dei) – это один из важных символов христианства. Его также считаютодним из аллегорических изображений самого Христа; таким образом, это символ чистоты, невинной, непорочной жертвы. Аллегорически он представляет любые чистые помыслы, справедливого, святой жизни человека или праведника.


Ангелы.

Посланники Бога – ангелы, они посредники между небом и землёй. Это промежуточные существа, которые неподвластны земным законам времени и пространства, их тела не из плоти и крови. Согласно христианскому учению ангелы в иерархии стоят ближе к человеку, чем к Богу.


Архангелы.

Один из высших ангельских чинов. Архангел Михаил, посланник Божьего суда, изображается в виде воина с мечом. Архангел Гавриил, посланник Божьей милости, несущий Благую весть, - с лилией в руке. Архангел Рафаил, Божий целитель и хранитель, - как пилигрим с посохом и котомкой. Архангел Уриэль, огонь Божий, его пророчество и мудрость, - со свистком или книгой в руках. Архангел Хамуель – его красота; архангел Задиель – его правда.


Бог.

Творец неба и земли, Вселенной. Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное. Бог существует в трёх ипостасях: как Отец, Сын, Дух. Он милостив, милосерден и вместе с тем карающий людей за их грехи или милующий их вследствие праведной жизни. Бог – символ добра и совершенства и противостоит Злу в образе дьявола, искушающему человека, подталкивающему людей к совершению дурных поступков. В церковной живописи Бог – Отец изображается в виде Предвечного старца, с длинными белыми волосами и развевающейся бородой.


Дева Мария – Богородица.

Мать Иисуса Христа. Дочь Иоакима и Анны. Жена Иосифа. Наиболее трепетный и всеобъемлющий образ христианства. Недостаток сведений о жизни Богородицы, получаемых нами из Священного Писания, обильно восполняется многими преданиями, из которых некоторые имеют несомненную печать глубокой древности и, во всяком случае, отражают веру христианского общества с древних времён.


Корона.

С очень древних времён корона служила символом победы или знаком отличия. Поэтому она стала знаком царского величия. В христианском искусстве корона на голове Мадонны указывает на то, что Богоматерь является Царицей Небесной. Когда корона используется как атрибут мученика, она означает победу над грехом или указывает на принадлежность святого к царской семье. Корона часто представляет собой венец, но иногда может быть венком из цветов или головным убором из золота, украшенным драгоценностями.


Распятие (крест).

Древняя и наиболее позорная и жестокая казнь, которую римляне применяли исключительно к величайшим преступникам: изменникам и злодеям. Казнили за городом на возвышении. После бичевания кожаной плетью преступника прибивали к кресту размером 3- 4,5 метра из кипариса или кедра. Кресты бывали равносторонними, вытянутыми вверх или в виде греческой буква «тау» -- Т. Мучения страждущих на кресте длилось до трёх суток.


Крест в христианстве.

Крест – один из самых старейших и самых универсальных символов. Он является символом Христа, ибо на нём Христос принёс себя в жертву. Однако в более широком смысле крест стал символом христианства, а также символом искупления и спасения через христианство.

Какой формы и вида был Крест Иисуса Христа - доселе археологам с точностью не определено. Из рассказов церковных писателей IV века об обретении Креста Христова матерью императора Константина Великого св. царицей Еленой видно, что он ничем не отличался от крестов двух распятых с ним разбойников.

По мнению большинства археологов, принадлежностями креста той или иной формы были: седалище - кусок дерева в виде рога, вставленный в продольный брус спереди посередине, так что распятый опирался на него или сажался верхом, и подложие – кусок дерева, о который опирались ноги распятого.


Круг в иконописи.

Круг - очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полёте таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.


Цвет в иконе.


Византийцы считали, что смысл любого искусства – в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было своё место, своё значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или тёмными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел своё значение. Одна или несколько красок создавали образ.

Обучаясь у византийцев, русские мастера – иконописцы приняли и сохранили символику цвета.

Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам.


Золотой цвет.

Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божьей Матери.


Пурпурный цвет.

Пурпурный, или багряный цвет очень важен в византийской культуре. Этот цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги. Кожаные или деревянные переплёты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.

Красный цвет.

Красный - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии.

Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в это же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнём сияют крылья приближённых к престолу Бога архангелов – серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.


Белый цвет.

Белый – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники - люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.


Синий и голубой цвета.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.


Зелёный цвет.

Зелёный цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.


Коричневый цвет.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.


Чёрный цвет.

Чёрный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи чёрным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну.

В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос – старца в короне. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.


Цвет, который никогда не использовали в иконописи – серый. Смешав в себе чёрное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было место в лучезарном мире иконы.


Иконы в храмах и домах.

Из иконописной мастерской святые образы направляли в храмы, где они становились непременной частью богослужения.

Им поклонялись, на них молились, ставили к ним свечи. Свеча - символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорает всё плохое- грехи.

Иконы почитали в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. Присутствие в доме иконы поддерживало порядок: при ней нельзя было ругаться и обманывать. Если говорили: «Оттуда хоть святых выноси», значит, дом стал недостойным пребывания в нём святых икон. Иконы ставили над воротами и в стенах домов, делая специальные углубления – киоты. В царских палатах, боярских и купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где уединялись для молитвы перед иконами утром и вечером. Иконами встречали рождение и смерть, ими благословляли на свадьбу или в дальний путь, освящали новый дом и посевы, иконы сопровождали войска.

Иконы в западной части Римской империи не прижились. Там были сильны местные традиции - грубоватые, красочные образы народных сказок. В них библейские герои походили на обычных людей из какого-нибудь средневекового городка.



Чудотворные иконы.

Новгородская икона «Знамение Божией Матери».

В 1170 г., во времена междоусобной вражды русских князей, на богатый Великий Новгород двинулось города. И было войско соседей – суздальцев. Днём и ночью молились новгородцы о спасении новгородскому епископу (главе местной церкви) повеление от Бога: «Иди, возьми в храме на Ильинской улице образ Богоматери и вознеси его на городскую стену...»

Новгородцы установили на стене икону, и вскоре начался штурм города. Нападающие осыпали стены Новгорода градом стрел, и одна из них вонзилась в лик Богоматери. Вдруг икона отвернулась от суздальцев, обратилась ликом к городу, и все увидели, что из глаз Богоматери текут слёзы.

«О великое и преславное чудо! – записано в летописи. – Не слёзы, а милостивое Знамение!» Так новгородцы поняли, что их Небесная Заступница страдает за город вместе с ними. В то же время на войско суздальцев средь бела дня напала тьма. Ничего не видя, они в ужасе бежали. Эти события запечатлены на новгородской иконе XV в. По традиции рассказ охватывает сразу несколько эпизодов: они выстраиваются один под другим в три яруса. Сверху изображён торжественный вынос иконы. Люди на коленях встречают её у городской стены. Посередине – сцены битвы, стрелы летят в святой образ. Внизу – войско суздальцев бежит, и ангел помогает новгородцам изгнать недругов.

Икону сотворившую чудо, стали называть «Знамение», и в честь неё в Новгороде построили храм. Ещё не раз она спасала город от неминуемой беды. После молитв перед ней прекращались пожары и повальные болезни, а когда в 1611 г. шведская семья начала грабить дома и храмы, невидимая сила отбросила захватчиков от дверей церкви Знамения. Вновь и вновь они пытались войти, но так и не смогли. После этого шведы не приближались к храму. Икона «Знамение» была известна всей Руси. С неё писали множество копий, которые тоже прославились чудесами.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24