Центральный Дом Знаний - Тема моря в работах Тёрнера и Айвазовского

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тема моря в работах Тёрнера и Айвазовского

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Тема моря в пейзажной живописи художников-романтиков XIX века


    1. Понятие и сущность романтизма как направления современного искусства и живописи……………………………………………………...4


    1. Тема моря в пейзажной живописи Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851)………………………………………………………..6


    1. Тема моря в пейзажной живописи Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900)………………………………………………..12


Глава 2. Сравнительный анализ творчества Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского


    1. Общие тенденции в изображении темы моря в пейзажной живописи Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского…………………………………….20


    1. Основные отличия в изображении моря в пейзажах Дж.У. Тернера и И.К. Айвазовского………………………………………………………...23


ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...25


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..27


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….29

ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения в Европе после окончания эпохи феодализма, Французской революции и наполеоновских войн находят отражение в искусстве. Возникают новые темы и формы, которые в своем многообразии растворяют последний единый стиль рококо. Направления, появившиеся около 1800 года, раскрылись лишь спустя десятилетия. На протяжении всего XIX века состязаются друг с другом идеалистические и реалистические тенденции. Художники оказываются от академий и работают на свободном рынке. Если классицизму свойственна рациональная, ориентированная на всеобщие ценности позиция, то для искусства романтизма основным является субъективное отношение к окружающему. Искусствоведы выделяют несколько групп сюжетов, распространенных в живописи описываемого периода: судьба, ее необратимость, ужас и страх перед ней; одиночество и избранность, мечта и видение; история и гений как предмет для подражания; ребенок; благополучный мир. Эти сюжеты часто называют изобретениями эпохи романтизма. Особенно полно эти сюжеты отражены в работах художников маринистов. Эмоции и чувства обычного человека занимают все более важное место в их творчестве, а наиболее точным средством их передачи становится морская стихия, небо и корабли. Наиболее яркими представителями среди художников романтиков являются Дж.У.Тернер и И.К. Айвазовский целиком отдавшие свои большие таланты маринистической живописи.

Таким образом, важным становится вопрос о теме моря в творчестве художников маринистов, что определило тему нашей работы «Тема моря в работах Дж.У.Тернера и И.К.Айвазовского»

Цель исследования – сравнительный анализ творчества художников маринистов Англии и России, Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851) и Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900).

Объект исследования – творчество художников маринистов Тернера и Айвазовского.

Предмет исследования – тема моря в творчестве Тернера и Айвазовского.

Глава 1. Тема моря в пейзажной живописи художников-романтиков XIX века


    1. Понятие и сущность романтизма как направления современного искусства и живописи

Обращение к словарным определениям позволило рассматривать романтизм как идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 — первой половины 19 вв.[3, 10, 12, 13, 14].

Принято считать, что романтизм возник в 1790-е гг. в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому региону. Его идейной основой были кризис рационализма Просвещения, Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм представляет собой эстетическую революцию, которая вместо науки и разума (высших культурных ценностей эпохи Просвещения) ставит художественное творчество человека, которое становится образцом для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма — стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества, критику научных абстракций, призыв к раскрепощению человека, следование природе, стремление к обнаружению взаимосвязи всего со всем [8]. Парадоксальным образом романтизм соединил культ неповторимости личности с тяготением к безличному, коллективному; повышенную рефлективность — с бессознательным; игру — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему нестандартному; интерес к мифу как идеалу романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого, эстетизацию быта, морали, политики [12,14]. Довольно быстро ценности романтизма выходят за рамки искусства и начинают определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни [8].

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в изобразительном искусстве — живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский, И.К. Айвазовский [8].

Особое место в развитии романтизма как направления изобразительного искусства занимает Англия. Из-за многолетней войны с Францией, продолжавшейся до поражения Наполеона в 1815 году, Англия оказалась изолированной от художественных традиций Европы того времени. Такая изоляция дала возможность развиться английской живописи. Английские художники первыми на место Бога поставили «вселенскую печаль». Романтики стремились отобразить в своих произведениях непознанную таинственность окружающего мира. Оригинальность английского романтизма, для которого характерно глубокое чувство природы, представленной не в статике, а в движении, и нередко дополненной присутствием человека, наиболее полно проявилась в жанре пейзажа [8]. Именно пейзаж как жанр изобразительного искусства становится основным для художников романтиков конца 18 — 19 вв.

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного живописца, который, побывав у моря, не пытался бы изобразить его. Среди художников романтиков особый интерес представляет творчество Дж.У.Тернера и И.К. Айвазовский целиком отдавших свои большие таланты маринистической живописи.


    1. Тема моря в пейзажной живописи Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851)

Среди английских художников особое место занимает Джозеф Мэллорд Вильям Тернер – один из основных представителей течения романтизма начала 19 века.

Тернер родился в тесных переулках Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Его отец имел цирюльню, стены которой были украшены акварелями двенадцатилетнего сына. Работы юного Дж.У. Тернера можно было приобрести у его отца всего по два-три шиллинга за штуку. Это были копии с модных тогда зарисовок и гравюр, иллюстрирующих путеводители, с видами живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец поощрял занятия сына рисованием и рассматривал его увлечение как источник приработка [9]. По рекомендации посетителей цирюльни, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачислили в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Дж.У.Тернеру было 15 лет, его картины появились в Королевской академии [15].

Обучаясь в Королевской академии, У.Тернер начинает посещать кружок доктора Монро, где познакомился с лучшими английскими мастерами акварели. Члены этого кружка были увлечены идеями "живописности образов пейзажа". Огромное влияние на Тернера оказало знакомство с учением Гилпина о гармонии красок. В своем учении Гилпин советовал сводить всю картину к основному, тону. В кружке Монро молодой талантливый Дж.У. Тернер пишет серию оригинальных картин, в каждой из которых подражает стилю одного из известных художников [4].

Постепенно Тернер переходит от акварели к живописи маслом. Тернер твердо решил добиться признания и всю жизнь старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства. Следует отметить, что море, туман и солнце были любимыми темами художника:"Солнце, встающее в тумане. Рыбаки торгуют рыбой" (1807). Творческая манера У.Тернера сложилась под влиянием К.Лоррена, Р.Уилсона и голландских маринистов.

Первое полотно, которое он показал на академической выставке в 1796 году, была картина "Рыбаки в море", или "Марина Чомли". Тернер осваивает возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать различие бликов фонаря от бликов лунного света на водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер демонстрирует свое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий людей, выхваченных из мрака бури случайным солнечным лучом [8].

Дальнейший шаг вперед Тернера заметен в картине "Озеро Баттермир, с радугой и ливнем", показанной два года спустя. Тернер пытается выразить в своих картинах возвышенное романтическое ощущение слияния с природой. Может быть, отсюда и усиленный контраст грозовых туч, мрачных гор по сторонам и сияющей дали долины в центре, куда опускается одним концом переливающаяся всеми цветами радуга [4]. Кстати, радуга отражается в воде, чего в действительности быть не может, поскольку она не занимает определенного места в пространстве. Но Тернер никогда не смущался несообразностями, если они были ему нужны в картине. Художник очень увлечен здесь передачей воздушной перспективы и поисками нежных градаций переходов света.

Тернер имел привычку сопровождать названия своих картин в каталогах выставок цитатами из своих любимых поэтов Томсона, Милтона или своих собственных стихов. Причем эти цитаты почти всегда касались либо света, либо каких-нибудь атмосферных явлений [15].

Воспитанный на эстетических теориях эпохи Просвещения, Тернер счел своим долгом отозваться на приглашение академии читать в ее стенах курс перспективы. В 1802 г. стал академиком, а в 1809 г. профессором в академических классах. "Главное, к чему надо стремиться в искусстве,- это к верному постижению прекрасного в природе", - говорил он. Тернер тщательно изучал природу. В свои лекции Тернер попытался включить все от Евклида и Плиния до последних научных гипотез, открытий и теорий химиков и оптиков, но при этом не игнорировал разницы между законами, открытыми наукой и правилами, пригодными для живописцев. Он рассматривал в лекциях вопросы света, тени, проблемы рефлексов в воде, стекле и металлах; вопрос о соотношении элементарных геометрических форм с формообразованием в изобразительном искусстве; о природе зрения и структуре глаза; о физиологическом воздействии трех основных цветов - красного, желтого и синего и вообще о колорите, который он считал решающим элементом живописи [4].

Все это было настоящим новшеством в живописи того времени. Тернер осмелился идти против общепринятых художественных традиций. Ведь тогда все твердо придерживались представления, что всякая картина должна быть обязательно написана в приглушенно-темных коричневатых красках – под стать потемневшему лаку на холстах старых мастеров. Любители живописи носили с собой желтый фильтр, называвшийся "стеклом Клода Лоррена", и вставляли его в глаз вместо монокля, когда смотрели на картины, чтобы видеть их окрашенными в золотистые тона старины. Тернер пытался передать яркий, дневной свет и высветлить свою палитру. Белый цвет считался "не живописным" и его надлежало всячески избегать. Он казался "слишком активным", "не поддающимся дисциплине и гармонии", "всегда выпадающим по тону" [8].

В это переломное время Тернер впервые попадает в Италию, где он ощутил жару, блеск и сияние солнца и просветленность, пронизанность светом итальянской природы. Он провел в Италии около пяти месяцев []. Акварели, появившиеся во время итальянского путешествия, стали настоящей маленькой революцией. Краски на его картинах сделались еще ярче, что вызывало осуждение даже у коллег ("Улисс насмехается над Полифемом") [15]. А самому Тернеру казалось, что он все еще не достиг в своих красках того блеска и ослепительного сияния, той интенсивности цвета южной природы, что навеки запечатлелись в его феноменальной зрительной памяти. Эту освобожденную от условности цветовую симфонию он продолжал внутренне слышать и искать способы ее выражения [9].

Среди красок, сохранившихся в мастерской художника, есть двенадцать разновидностей желтого. Четыре из них были новыми пигментами, открытыми в XIX веке. Упор на желтые может быть объяснен не только чисто техническим интересом к новым пигментам, он был вызван его обострявшейся потребностью в чистых, несмешанных светлых красках. Следует отметить, что в учении Гете о цветах желтый ставится выше всех как первое производное света. Гете соединяет его со "спокойным, веселым, мягко волнующим характером". И сам Тернер шутил: "Говорят, я забрал себе всю желтую краску..." [4]. Долго самым важным в живописи, помимо сюжета, казалась передача осязаемости, объемности изображаемого, чего можно было добиться пластичностью или четким контуром. А Тернер к концу жизни все перевел в чистый цвет: видимый мир, свет, настроение. Но этот цвет у него никогда не был произвольным, он полон глубокого значения.

Тернер всегда восхищался неистовством стихий, где все подчинено вихревому круговороту урагана, где несущиеся с огромной быстротой песчинки образуют как бы стенки вращающейся пустой воронки вокруг солнца. Ведь борьба света и тьмы - основная тема Тернера. Ему казалось, что картины разбушевавшихся стихий: лавины, бури, метели и урагана – вообще, всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.

Огромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаются в единый неистовый водоворот ("Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье"). Центром его служит неясный абрис корабля. Но это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Это воплощение не только наблюдений над разбушевавшейся природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего единства – буйства стихий, красок и внутренних переживаний. Критика обозвала картину "мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки". Тернер рассердился: "Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было". Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: "Да и видели ли они когда-нибудь море?!" [4].

Тернер смог постичь художественную передачу сил неукрощенной природы. Для романтизма У.Тернера главными темами творчества являются чувства обычного человека и его судьба. Изображение корабля в море становится впечатляющей метафорой положения человека в непредсказуемой природе [7]. Пейзажи-катастрофы являются основным лейтмотивом работ художника в течение сорока лет. Кораблекрушение (1805), Корабль рабов или Снежная буря (1812) и многие другие его картины наглядно демонстрируют беспомощность и потерянность человека перед мощными природными стихиями.

В содержании пейзажей Дж.Тёрнера всегда присутствует элемент борьбы как неотъемлемой части жизни. Даже в тех случаях, когда он воспроизводит природу в моменты тишины и покоя, он создает величественное полотно, отражающее полное торжество стихии света или тьмы ("Морозное утро", 1813, Галерея Тейт, Лондон) [7].

У него нет пейзажей с близкой точки зрения. У Тернера сцена почти всегда обнимает несколько десятков миль, она представляет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца...

Тернер уделял много времени изучению различных состояний атмосферы и освещения, и особенно небу как главному ключу в пейзаже. Тернер рассказывал, что для изучения облаков "он брал лодку, ложился на ее дно на спину, бросив якорь на реке, смотрел в небо часами, а иногда и целыми днями, пока не улавливал какой-нибудь световой эффект, который ему хотелось бы перенести на полотно" [4]. Тернера пленяет текучесть облаков, их непрерывное изменение и движение, как бы реализующееся на глазах зрителя. Ни один романтик не продвинулся в воспроизведении атмосферных феноменов дальше Уильяма Тернера. Он уводит английскую традицию акварели 18 века к модернизму. Романтическому художнику удалось сломать сентиментальное клише 18 века и воспроизвести на полотне первоначальное ощущение природы и человека [8].

К концу 1830-х годов Тернер окончательно вышел из моды [7]. В придворных кругах он никогда не пользовался успехом. Свобода и широта его письма разительно отличались от мелочности и "вылизанности" картин подавляющего большинства преуспевающих художников середины 19 века. Но за многие годы, что он выставлялся, зрители привыкли к его "чудачествам". Он успел завоевать новую, гораздо более широкую аудиторию: среднего достатка интеллигенцию, понимающую живопись, но не могущую себе позволить покупку картин. На ругань критики Тернер перестал реагировать. Ему больше не хотелось продавать свои произведения – он делал их для себя и будущих поколений.

... Он умер, потянувшись к окну, чтобы еще раз взглянуть на Темзу и на солнце. Доктор, присутствовавший при его кончине, записал, что "как раз перед девятью часами выглянуло солнышко и луч его упал прямо на него – такой яркий, как он любил наблюдать" [4].

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер является самым необычным художником своего времени. Все созданное Тернером очень разнообразно и отражает смелые поиски и открытия. Художник прошел трудный путь сложных исканий и поднялся до глубокого понимания реальности как единства цвета и света, их неуловимого движения, лишенного материальной, осязаемой формы. Его часто рассматривают как основоположника нового современного направления в искусстве 20 века – импрессионизма.


    1. Тема моря в пейзажной живописи Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900)

Иван Константинович Айвазо́вский (настоящее имя Ованес Айвазян; 1817—1900) — всемирно известный российский художник-маринист, последний и самый яркий представитель романтического направления в русской живописи.

Родился Ованес Айвазян 17 (30) июля 1817 года в Феодосии (Крым), в семье армянского купца. Благодаря своему таланту юный Ованес Айвазян был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем счастливая случайность привела его в Петербург, где в 1833 году по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств, в пейзажный класс профессора М.Н. Воробьева [1].

Дарование Айвазовского раскрылось необыкновенно рано. В 1835 году за этюд "Воздух над морем" ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. А в 1837 году на академической выставке он показал шесть картин под псевдонимом Иван Гайвазовский. Все работы получили высокую оценку общественности и Совета Академии художеств, который постановил: "Академист И. Гайвазовский удостоен к получению за успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования" [5].

За молодостью лет он был в 1838 году послан на два года домой в Крым для самостоятельных работ. За это время двадцатилетний Гайвазовский написал ряд прекрасных картин: "Лунная ночь в Гурзуфе" (1839), "Морской берег" (1840) и другие. Эти первые произведения художника свидетельствуют о внимательном изучении канонов морского пейзажа, восходящих к живописи К. Лоррена, позднего творчества известного русского художника С.Ф. Щедрина и пейзажей М.Н. Воробьева [2].

В 1839 году Гайвазовский как художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М.П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. С ними он сохранил дружественные отношения на всю жизнь. Эта операция запечатлена им на картине "Высадка в Субаши" [15].

За границу Гайвазовский поехал в 1840 году сложившимся мастером-маринистом. Успех в Италии и европейскую славу ему принесли романтические морские пейзажи "Буря", "Хаос", "Неаполитанская ночь" и др. [11 Чисто романтическое мировосприятие, восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря находит зрелое выражение в этих работах. Ряд зарубежных академий избирает его почетным членом, Дж. Тернер пишет восторженную оду в честь одной из его картин [11].

В 1841 году псевдоним «Гайвазовский» художник изменил на «Айвазовский» [6].

В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающиеся успехи в живописи было присуждено звание академика и поручен «заказ» - написать все русские военные порты на Балтийском море. Военно-морское ведомство присудило ему почетное звание художника Главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира. В течение зимы 1844/45 года Айвазовский выполнил правительственный заказ [11].

Весной 1845 года Айвазовский отправился с адмиралом Литке в путешествие к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время этого плавания он сделал большое количество рисунков карандашом, служивших ему в течение многих лет материалом для создания картин. К этому времени у Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры… Художник должен запоминать их… Сюжет картин слагается у меня в памяти, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе на полотне…» [15]. Поэтому все свои картины мастер всегда писал в мастерской.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24