Центральный Дом Знаний - Происхождение государства и права

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Происхождение государства и права

Содержание

Введение с.3-6

Глава 1.Происхождение государства и права. с.7-21

§1.Первобытное общество, ее экономическая и социальная основа. с.7-12

§2. Cоциально – экономические причины возникновения государства. с.13-16

§3.Возникновение права. с.17-21

Заключение. с.22-26

Список используемой литературы с.27

Введение.

Истоки образования государственной власти уходят в далекое прошлое. Обратимся к истории первобытного общества. Родовая община, основанная на кровном родстве, а также на общности имущества и труда, распадается, уступая свое место государственному устройству. А родовые обычаи были заменены правовыми нормами.

Вопрос о происхождении государства и права рассматривают с различных позиций.

Характеристика литературы изложена по хронологическому принципу.

Дж. Бернал в своей работе «Наука в истории общества» уделяет особое внимание становлению права в истории первобытного общества, выделяя основную причину, повлекшую за собой серьезные перемены. «Экономический базис классового общества требовал новых обязательных норм, установленных и охраняемых государством. Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи регулирования было создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства».1

Ленин В.И. в статье « О государстве» рассматривает государство как машину для поддержания господства одного класса над другим.2

В статье «Государство и революция» В.И. Ленин указывает причину появления государства. « Государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».3

Алексеев С.С. в книге «Общая теория права» затрагивает вопрос о социальном регулировании в доклассовую эпоху, о преемственности родовых обычаев и нормами права.4

Особое внимание следует уделить одной из наиболее глубоких работ по этой теме, а именно - работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства. Выделяет причины, по которым рушится родовой строй и появляется государство. «Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство».5

Семенов В.С. в статье «О древнейшей истории человечества» опровергает буржуазные милитаристские концепции о якобы врожденной человеку и господствующей у него тенденции к насилию по отношению к себе подобным.6

Бутенко А.П. в статье «Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки» проводит параллель между органами родового строя и нарождавшейся государственностью.7

Хропанюк В.Н. в книге «Теория государства и права» отстаивает классовый подход в изучении происхождения государства и права. Государство предстает как организация власти, которая должна поддерживать интересы имущих.8

Матузов Н.И. и Малько А.В. в своей работе «Теория государства и права» склонны считать, что государство есть результат усложнения всех основных сфер жизни общества, потребовавшего для своего управления институт публичной власти взамен родоплеменных управленческих структур.9

Честнов И.Л. в статье «Природа и этапы развития государственности» критикует однобокость марксистского подхода в изучении возникновения государства и предлагает искать иные пути решения проблемы.10

Сырых В.М. в работе «Теория государства и права» рассматривает государство как силу, способную подавить столкновения классов.11

Байтин М.И. в статье «О понятии государства» выделяет характерные черты, свойственные публичной или политической власти.12

Перевалов В.Д. и Корельский В.М. в работе «Теория государства и права» отстаивает взгляды подобные Матузову и Малько.

Бошно С.В. в работе «Правоведение» вводит периодизацию формирования права.13

Венгеров А.Б. в работе «Теория государства и права» связывает создание государства с переходом от присваивающей к производящей экономике. «Неолитическая революция приводит первобытное общество объективно в силу своего внутреннего развития к финальному рубежу – социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства».14

Цель данной работы – охарактеризовать переход первобытного общества от родового строя к государственной власти.

Задачи работы

- проанализировать экономическую и социальную основу первобытного общества.

- выделить социально-экономические причины возникновения государства.

- показать развитие права от родовых обычаев до правовых норм.

Структура работы обусловлена проблемно-хронологическим принципом рассмотрения заявленной в ее названии темы и сформирована в соответствие с целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, главы, состоящей из трех параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.

Глава 1.Происхождение государства и права.

§1.Первобытное общество, ее экономическая и социальная основа.

Термином первобытнообщинный строй мы называем первичную, общественно-экономическую формацию, охватывающую огромный период времени - от возникновения человеческого общества до создания первых государств. Этот промежуток времени в человеческой истории является одним из интересных и при этом малоизученным. Люди, которые первоначально жили по законам своих малых предков и стояли на одной ступени в своем развитии начинают перестраиваться и менять утвердившиеся устои первобытного общества. Причины этих внутренних процессов нам предстоит выяснить. А для этого рассмотрим экономическую и социальную основу первобытного общества.

Основными чертами первобытного общества являются – низкий уровень производительных сил, плохие трудовые навыки, отсутствие частной собственности и эксплуатации, коллективный труд и взаимопомощь, уравнительное распределение в работе.

Учитывая тяжелые природные и климатические условия, а также низкую степень адаптации людей в тот период времени индивид мог выжить только в коллективе. Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения. «С установлением запрета половых связей между всеми братьями и сестрами, даже между самыми отдаленными родственниками боковых линий с материнской стороны, указанная группа превратилась в род».15 Род – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Появляется материнская родовая община. Определяющим признаком, которой была экзогамия – запрет половых отношений внутри рода. В ранней родовой общине возникает брак и семья. Первый брак был групповой. Характерен он кратковременными супружескими отношениями. Семья не жила в одном месте. Брачное сожительство было в форме встреч. Дети становились членами общины матери. Пережитками таких браков является сорорат и левират. Сорорат – обычай, при котором муж в случае смерти жены должен был жениться на ее сестре. Левират – брак, при котором муж и жена имели добавочного супруга. Появляется парный брак. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин».16 Отличие его от современной семьи состояло в том, что парная семья не являлась экономической ячейкой общества. Брачные узы были не прочными. К тому же она не имела собственного хозяйства и семейной собственности. При парном браке оставались добавочные супруги. Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а достоверный отец – нет. Это время матриархата, когда женщина занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы деятельности рода. Женщины были даже вождями.

Власть носила сугубо общественный характер. «Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем».17 Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими – либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний и т.д. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого – либо материального вознаграждения.

Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важное значения, в том числе объявления войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за сородича или же мстить за него). Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

На данном этапе развития люди жили сообща, выполняя схожие социальные функции, не имея привилегий, друг перед другом. Помимо этого их объединяла единая потребность для всех членов общества – еда. На тот момент эта была одна из главных причин, заставлявшая людей держаться друг друга, т.к. другой способ организации первобытного общества в то время был неприемлем. Индивидуально или даже небольшими группами, используя примитивное оружие, люди не могли убить на охоте крупное животное, загнать к обрыву стадо или лошадей. Подобный способ жизни был под силу только общине. Чем не благоприятнее среда обитания, чем не надежнее источники пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем более необходимой становиться взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд рассматривался, как составная часть деятельности всего коллектива и добыча делилась поровну между всеми членами рода. Пища распределялась не по заслугам, а по числу присутствовавших людей в общине.

Длительное время человек занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений, т.е. присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал из готовых природных материалов (костей, дерева, кремневых конкреций).

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям. И так продолжалось бы довольно долгое время. Но человеческое общество это не замкнутая система, которая не реагирует на изменения извне. В природе тоже шли свои эволюционные процессы, которые повлекли за собой серьезные перемены. 10-12 тыс. лет назад возникли экологические кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.), бывшей основным источником питания человека в некоторых районах.

Природа бросила человеку вызов. Либо человек должен был перестроить свою деятельность т.о., чтобы ослабить свою зависимость от природы, либо его ждала гибель. Человечество ответило на эти кризисные явления поворотом к новому способу существования и воспроизводства – это был переход к производящей экономике, произошла «неолитическая революция». Человек перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. В этот период происходят три знаменитые разделения труда: разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла от земледелия, и обособление слоя людей, занятых в сфере торговля. Глобальное значение для развития земледелия и скотоводства получила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширение ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия. На этапе перехода к производящей экономике в разных районах были одомашнены многие растения и животные. Занятие сельским хозяйством привело человечество к оседлости. Орудия труда усовершенствовались, что повлекло за собой рост производительности. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно – полезной деятельности. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических нагрузок в связи, с чем возросла роль мужского труда. Матриархальный род уступил место патриархальному роду, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. «Так как после введения отцовского права имущество богатой наследницы должно было бы при ее замужестве переходить к ее мужу, следовательно, в другой род, то была подорвана основа всего родового права».18 Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. Совершился революционный переход от присваивающе – потребительской экономики к экономике производящей, что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества.

Первобытное общество претерпело ряд изменений, которые носили прогрессивный характер. От родовой общины человечество переходит к патриархальной семье. В основе этих изменений переход к производящей экономике. Последствия не заставили себя ждать. Совершенствуются орудия труда, увеличивается производительность, появляются излишки. Куда - либо важнее изменения в социальной сфере первобытного общества, что повлекло за собой усложнение общества, в результате чего верховенство традиционных институтов власти стало под вопросом.

§2. Cоциально – экономические причины возникновения государства.

Последствия неолитической революции имели более глубокое значение, чем может показаться на первый взгляд. Меняется не только способ организации хозяйства, но при этом происходят серьезные перемены в социальной сфере первобытного общества. Результатом этих преобразований явилось возникновение государства. Какие причины лежали в основе этого процесса, нам предстоит выяснить.

Занятие скотоводством и земледелием, освоение ткачества и выплавка металлов повлекли для общества далеко идущие последствия. Этих последствий не предполагали и не могли предполагать ни авторы нововведений, ни племена, воспользовавшиеся этими нововведениями.

По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повысилась производительность труда. Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров, - купцов. Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате появился избыточный продукт, что приводит к развитию обмена между людьми. Натуральное хозяйство заменяется товарным. Возникла потребность во введении всеобщего эквивалента, выступающего в роли денег. Таким образом, происходит накопление денежных средств у отдельных членов общины. Как правило, это были мужчины. Чуть ранее мы отметили, что роль мужского труда возросла. В новых условиях мужчине в связи с тяжестью труда реализоваться и получить достаток, было легче,нежели женщине. Исходя из чего, матриархальный род уступил место патриархальному роду. Мужчине, который располагал собственными накоплениями, не хотелось делиться со своими соплеменниками. Почему же раньше добыча одного становилась достатком многих, что изменилось? Раньше пища делилась поровну, то теперь возник не равнозначный обмен и достаток был неодинаков. Вследствие чего мужчина заинтересован передать свои накопленные средства своему будущему поколению. «Господство мужа в семье и рождение детей, которые были только от него и должны были наследовать его богатство, - такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками».19 Таким образом, интересы отдельной семьи преобладают над интересами рода. Происходит закрепление за отдельной семьей права собственности на орудия труда и средства производства. «Отцовское право с наследованием имущества детьми, что благоприятствовало накоплению богатств в семье и делало семью силой, противостоящей роду».20 Человек перестает зависеть от коллектива, появляется индивидуальная деятельность и собственность на землю отдельными лицами. «Вместе с товарным производством появилась обработка земли отдельными лицами своими собственными силами, а вскоре затем и земельная собственность отдельных лиц».21 Вследствие выше указанных причин одни члены общины попадают в зависимость к другим. Появляются кредиторы и должники. «Долговая расписка и закладная на землю не считались ни с родом, ни с фратрией. Поэтому в результате все шире распространявшегося денежного владычества знати было выработано также новое обычное право для того, чтобы обеспечить кредитора против должника».22

1 Бернал Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.с.68

2 Ленин В.И. О государстве // Полн.собр.соч. Т.39. с.73

3 Ленин В.И. Государство и революция // Полн.собр.соч. Т.33. с.7

4 Алексеев С.С. Общая теория права в 2-х томах. Т.1. – М.,1981. с.55

5 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.,1982. с.6

6 Семенов В.С. О древнейшей истории человечества //Вопросы философии, 1984.№4. с.73

7 Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право.1993. №7. с.16

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1996. с.36

9Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 1997. с.35

10 Честнов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение, 1998. №3. с.8

11 Сырых В.М. Теория государства и права. – М., 2001. с.18

12 Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение, 2002.№3.с.8

13Бошно С.В. Правоведение. – М., 2004.с.9

14 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006. с.33

15 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.46

16 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.

17 Там же с.109

18 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.112

19 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М., 1982. С.73

20 Там же с.121

21 Там же с.128

22 Там же с. 126

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24