Содержание
Пояснительная записка
Цели и задачи
Способы и средства достижения целей
Тематическое планирование уроков внеклассного чтения
Первый класс
Второй класс
Третий класс
Четвертый класс
5.Список литературы
6.Приложение
Пояснительная записка
В последние годы Министерством образования России принят ряд документов, определяющих новые цели, задачи и направления совершенствования образовательного процесса в школе. Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированный в общий процесс обучения и развития.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформированы важнейшие задачи воспитания: "Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.
Итак, возрождение духовно-нравственного воспитания является одной из актуальных проблем современности.
Обществу нужны люди, умеющие видеть, ценить, беречь красоту окружающего мира, заботиться о ее преумножении, преданные родному дому, семье, стране. Политическая и экономическая ситуация в России может стабилизироваться в единственном случае - иметь грамотное, граждански активное ответственное поколение.
Я согласна с мнением президента, что в школе надо обучать воспитывая.
В 2009 году мною была разработана воспитательная программа взаимодействия школы и детской библиотеки "Час сельского читателя”, в основе которой лежит поэтапное становление личности.
2009-2010 |
1кл. |
Я, ты, он, она – вместе целая семья |
2010-2011 |
2 кл. |
Я - в мире; мир - во мне |
2011-2012 |
3 кл. |
Я - гражданин |
2012-2013 |
4 кл. |
Я и культура |
И в основу этой программы мною были положены тематические уроки внеклассного чтения, которые проводятся в сельской библиотеке в сотрудничестве с ее работниками.
Моё педагогическое кредо раскрывают слова В. А. Сухомлинского: "От педагога
зависит, чем станет сердце ребёнка - нежным цветком или засушенной корой.”
Именно литература обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, формирует высокие человеческие качества, предоставляет образцы нравственного поведения.
Уроки внеклассного чтения используются для реализации воспитательной цели, а конкретно, для воспитания духовно-нравственного гражданина своей страны.
Цели и задачи
Руководствуясь требованиями государственной образовательной политики, взяв за основу Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, опираясь на воспитательную программу "Час сельского читателя” я определила для себя следующие цели:
- воспитать высокие нравственные и эстетические идеалы;
- сформировать гражданское отношение к Отечеству; помочь учащимся осмыслить себя как часть своей Родины, ее гражданина и патриота;
- сформировать у учащихся чувство любви, преданности своей семье;
-отобрать и систематизировать к урокам внеклассного чтения художественные произведения, имеющие воспитательное значение.
Для того чтобы достичь этих целей, мне необходимо решить ряд задач:
- формирование чувства ответственности за все окружающее: семью, друзей, школу, страну;
- воспитание способности к эстетическому восприятию культуры, произведений искусства и литературы, бережного отношения к истории;
- формирование творческих способностей учащихся;
- накопление художественных текстов, имеющих воспитательное значение;
- отслеживание результатов воспитательной работы;
Так как в мою педагогическую систему легло и обучение и воспитание, то мне нужно было руководство принципами:
- принцип целостности. Обучение и воспитание должны стать единой системой. То, что мы читаем на уроках внеклассного чтения, должно найти отражение в жизни;
- принцип гуманизации. Он помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей.
- принцип развития творческих способностей. Это принцип предполагает выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей в различных направлениях творческой деятельности.
- принцип субъективности. Учащийся осознает свое "Я” в связях с другими людьми и миром, осмысливает свои поступки, предвидит их последствия.
Тематическое планирование уроков внеклассного чтения
Уроки внеклассного чтения, проводимые в сельской библиотеке, имеющие важное место в воспитательной работе, рассчитаны на 12 учебных часов.
Система работы по воспитанию и обучению через внеклассное чтение и внеклассные мероприятия – это кропотливый и поэтапный процесс.
Способы и средства достижения целей.
Для достижения поставленных целей, для решения задач я использую различные технологии, формы и методы работы:
современные инновационные технологии
проблемное обучение и воспитание; развивающие приемы, метод кооперации, компьютерные технологии)
экскурсии
диспуты
читательские конференции
уроки -размышления
литературно-музыкальные композиции
викторины
читательские дневники
сочинения
выступления учащихся
конкурс рисунков, чтецов
Тематическое планирование уроков внеклассного чтения рассчитано на 12 учебных часов
1 класс
Ведущая идея: воспитание чувства гордости за семью, родной дом.
Тема урока |
Содержание |
Форма мероприятия |
Форма контроля |
"Мой дом – моя крепость” |
Пословицы и поговорки о семье, родном доме, родителях |
Викторина на знание пословиц |
Продолжи пословицу |
"Дом, семья, счастье” |
Рассказ. Косточка. Л. Толстой |
Диспут "Что такое честность” |
Разгадай кроссворд |
"Мой старший брат” |
В. Железников. История с азбукой. |
Обмен мнениями |
Коллективное составление книжки-малышки |
"Красота человека” |
В. Осеева. Печенье |
Беседа на тему "Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри” |
Выбери подходящую пословицу |
"История рода – история страны” |
Я. Тайц. Все здесь |
Экскурсия на хлебное поле |
Сочинение сказки про маленькое зернышко |
"Нет ничего превыше слова – Мать!” |
Стихотворения о маме |
Заседание родительского комитета класса |
Конкурс чтецов |
"Детство” |
Н. Носов.Фантазеры |
Читательская конференция |
Оформление книжки-малышки |
"Моя книжная полка” |
Детские писатели - детям |
Выставка книг семейной библиотеки |
Рисование обложки любимой книги |
"Моя небольшая родина” |
К. Чуковский. Радость |
Прогулка по своей «небольшой родине» |
Устные сочинения |
Наши родители |
Е. Ильина"Чик-чик ножницами” |
диспут |
Оформление читательского дневника |
Моя семья – моя радость |
Стихотворения о семье, родном доме |
Литературно-музыкальная композиция |
Выучить стихотворения, песни |
"Проверь себя” |
Итоговое мероприятие |
Обмен мнениями |
Викторина по пройденным произведениям, оформление листа индивидуальных достижений |
Вывод: сформировано уважительное отношение к родному дому; чувство любви к семье, своим родителям; понимания того, что каждый несет ответственность за свой дом, свою семью, класс, школу.
2 класс
Ведущая идея: Я – в мире; мир – во мне.
Воспитание духовно-нравственных ценностей, любви к окружающим людям, чувства заботы о близких людях, чувства сострадания, милосердия.
Тема урока |
Содержание |
Форма урока |
Форма контроля |
"Друг познается в беде” |
Ю.В. Сотник. Учитель плавания |
Викторина на знание пословиц |
Сочинение по выбранной пословице |
"Твой выбор – человек!” |
М. Ю. Лермонтов. Нищий |
диспут |
Кроссворд "Что такое хорошо и что такое плохо” |
"Для чего нужны правила?” |
"Книжкины юбилеи”. Любознайка |
Познавательная игра |
Составление памятки "Аккуратный читатель” |
"След звезды” |
Ю.М. Нагибин. Звезды |
Обмен мнениями |
Конкурс рисунков "Мое доброе дело” |
"Спешите делать добро” |
В.Ю.Драгунский. Двадцать лет под кроватью |
Урок размышление |
Устный рассказ "Моя помощь маме” |
"Терпение и труд рядом идут” |
Е.И.Носов. Где просыпается солнце |
Беседа |
Оформление читательского дневника |
"Жестокие игры” |
А.К. Вестли. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик |
Читательская конференция |
Фотовыставка "Моя семья” |
"Каждый выбирает…” |
Русская народная сказка. Дочь-семилетка |
Читательская конференция |
Игра "Крестики - нолики” |
"По принципу гуманности” |
Русская народная сказка. Петр I и находчивый солдат |
Обмен мнениями |
Интеллектуальная игра-викторина «Вопрос на засыпку» |
"Какой ценой?” |
К. Г. Паустовский. Заячьи лапы |
Урок размышления |
Оформление читательского дневника |
"Я - человек” |
В.П. Астафьев. Гуси в полынье |
Обмен мнениями |
Сочинение "Вокруг меня - мир” |
"Проверь себя” |
Итоговое мероприятие |
Литературно-музыкальная композиция
|
Викторина по пройденным произведениям, оформление листа индивидуальных достижений |
Вывод: у детей сформирована правильная ориентация на важнейшие общечеловеческие ценности; любовь, дружбу, взаимопонимание, трудолюбие, милосердие, гуманность.
3 класс
Ведущая идея: Я - гражданин
Воспитание твердой гражданской позиции в обществе, желания жить в мире, с чувством собственного достоинства, терпимости к другим, свободы, равенства и солидарности.
Тема урока |
Содержание |
Форма урока |
Форма контроля |
"Мой кумир” |
Ю. М. Нагибин. Юрий Гагарин |
Урок - отчет |
Награждение лучших читателей детской библиотеки |
"Хорошие и плохие поступки” |
К. Д.Ушинский. Слепая лошадь |
Диспут |
Оформление читательского дневника |
"Важные детали” |
Л. Н. Толстой. Кавказский пленник |
Беседа |
Литературная игра "Все наоборот” |
"Портрет настоящего героя” |
А. Твардовский. Рассказ танкиста |
Обмен мнениями |
Коллективная творческая работа "Город героев” |
"Сказка ложь, да в ней намек” |
Русская народная сказка. Медное, серебряное и золотое царства |
Урок размышление |
Устный журнал "Дорога сказок” |
"Прошлое и настоящее” |
Былина. Илья Муромец и Соловей разбойник. |
Беседа |
Оформление читательского дневника |
"Поэт и гражданин” |
И. Никитин. Русь |
Литературно-музыкальная композиция
|
Конкурс чтецов |
"Каждый выбирает…” |
Унылая пора! Очей очарованье!... |
Читательская конференция |
Комплексный анализ текста (выбор интонационного рисунка) |
"Такие разные краски” |
Н.П.Колпакова. Радуга - дуга |
Обмен мнениями |
Выставка рисунков "Мое отношение к персонажу” |
"Откуда пришла книга” |
Минутка истории. Появление грамоты на Руси |
Урок размышления |
Открытие "Книжкиной больницы” |
"Я - гражданин” |
М. Исаковский .Слава народу |
Экскурсия по памятным местам |
Сочинение "День Победы” |
"Проверь себя” |
Итоговое мероприятие |
Литературно-музыкальная композиция
|
Викторина по пройденным произведениям, оформление листа индивидуальных достижений |
Вывод: у детей сформирована правильная ориентация на важнейшие гражданские позиции в обществе: мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.