РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет c/к «ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Класс __10__
Образовательная область Обществознание
МО учителей «Обществознание»
Учебный год 2010-2011
Составил
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО _________ / ________________/
Зам.директора по НМР _______ /________________ /
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «__________________» ___________ /____________________/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатываются программы и учебно-методические пособия. В связи с этим, на наш взгляд, большое значение имеет курс «Основы потребительской культуры».
Предлагаемая программа может быть представлена на двух уровнях: как цикл непрерывного обучения, интегрированного' в экономические граждановедческие и правовые дисциплины, и как самостоятельный независимый курс. При выборе первого уровня преподаватель использует принцип ограничения (расширения) отдельных разделов и тем с учетом межпредметных связей и имеющегося опыта учащихся. Предлагаемый тематический план рассчитан для второго уровня на 68 ч учебного времени и предназначен учащимся старших профильных классов средних общеобразовательных учреждений. Следует заметить, что выбор уровня изучаемого курса будет зависеть от учебного плана школы, уровня подготовки учащихся и творчества учителя.
Главным действующим лицом в предлагаемой программе является потребитель, поэтому в ней рассматриваются проблемы, которые решают потребители ежедневно, чтобы создать комфортные условия для жизни.
В программе восемь тем. В первой теме рассматривается сущность понятия «потребительская культура», уровни потребительской культуры, проблемы взаимодействия человека с окружающей средой, а также вопросы рационального потребления и питания.
Из второй темы учащиеся узнают о законе «О защите прав потребителей» и правах потребителей, получают сведения о классификции человеческих потребностей, психологии и суверенитете потребителя.
«Потребитель — король на рынке» — это третья тема программы, цель которой — познакомить учащихся с видами рынков, способами торговли и отдельными правилами продажи товаров.
При изучении четвертой темы учащимся предлагается поразмышлять над финансовыми проблемами потребителей. Большое значение имеет владение потребителем информацией о продавце (изготовителе, исполнителе), о предлагаемых им товарах (работах, услугах), поэтому в пятой теме рассматриваются доступные и необходимые для потребителя источники информации.
В следующих двух темах анализируется поведение потребителей при покупке товаров и при оказании услуг. Особое внимание необходимо обратить на такие вопросы, как поведение потребителей при покупке продуктов питания, одежды и обуви, сложной бытовой техники, использование прав потребителями в случае приобретения товара с недостатком и при обмене качественных товаров. Следует сосредоточить внимание на правах и обязанностях сторон (потребителей и исполнителей) в различных типах учреждений (служба быта, финансовые, коммунальные услуги, образовательные и медицинские учреждения и др.)- Разъяснить учащимся, какую помощь потребителям могут оказать нотариус и страховое агентство.
Хорошо знать права потребителям чрезвычайно важно (тема 8). Причем не просто знать, но и проявлять активность в их защите, поэтому завершает программу глава о защите прав потребителей, цель которой — познакомить учащихся с системой государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей, с оформлением необходимой документации, если дело дошло до судебного разбирательства. Примечательно, что все ответы на различные ситуации даются со ссылкой на конкретные статьи закона «О защите прав потребителей», соответствующие правовые и другие нормативные документы.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки — деловые игры, практикумы, уроки — защиты тематических заданий, творческих работ, экскурсии и самостоятельные работы, а также решение тестов, задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач. Особое внимание учителю следует уделять самостоятельной работе учащихся, которая должна включать поиск дополнительной литературы, осмысление и анализ фактов, написание рефератов и выполнение творческих проектов. При составлении программы авторы преследовали основную цель — сформировать у учащихся основы потребительской культуры, следовательно, многие непредвиденные ситуации в сфере потребительского поведения остались за рамками данного курса.
Задачи
1. Освоение учащимися знаний рационального потребления, теории потребительского поведения и защиты прав потребителей.
2. Овладение умениями разумного выбора различных источников информации, товаров, услуг и навыками самозащиты на основе государственного законодательства.
3. Развитие логического и критического мышления, творческих способностей, толерантности, коммуникативных умений.
4. Воспитание важнейших качеств культурного потребителя: целеустремленности, настойчивости, выдержки, решительности, инициативности и самостоятельности, а также, организованности и уверенности.
5. Подготовка учащихся к успешной самостоятельной деятельности.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Закон РФ «О защите прав потребителей»
Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/Сост.Л.Н.Поташева. -3-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2008
Структура курса
№ темы |
Модуль (ГЛАВА) |
ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 |
Тема 1. Потребительская культура и экология человека |
5 |
2 |
Тема 2. Потребитель и закон |
8 |
3 |
Тема 3. Потребитель — король на рынке |
6 |
4 |
Тема 4. Куда уходят деньги? |
6 |
5 |
Тема 5. Информация для потребителей |
9 |
|
ИТОГО |
34 |
4. Контроль реализации программы
а) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).
в) Итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – май 2010 г.