|
БерестаБереста ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение ……………………………………………………………….3
Целью проекта является ознакомление учащихся с природным материалом.
Береста - это кора березы,
которая является уникальным природным
материалом. Это экологически чистый,
удивительно нежный, красивый, мягкий и
бархатистый, легко поддающийся обработке,
материал. С незапамятных времен в древней
Руси ее применяли для изготовления
различных предметов быта, таких, как
рыбацкие челны (обласки), туеса, короба,
шкатулки, кузовки для хранения соли,
крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового
ореха, а также, как прекрасные украшения.
В специально изготовленных туесах и
коробах хранились жидкие вещества -
молоко, сметана, кедровое масло, различный
животный жир, мед, соленая рыба и многое
другое. Все эти продукты могли хранится
бесконечно долго, потому что береста
обладает великолепными бактерицидными
свойствами. Не случайно в березовом
лесу воздух в несколько раз стерильнее,
чем в операционной. Из специально
обработанной бересты изготавливались
сумки, одежда, обувь, которые по своим
качествам не уступают изделиям из кожи.
Если вы хотите, чтобы ваш подарок был
единственным в своем роде, остановите
свой выбор на берестяных изделиях.
Мужчинам можно подарить берестяную
пивную кружку. Грибникам по душе придется
кузовок. Дамы порадуются берестяной
расческе и зеркальцу. Резная шкатулка
украсит косметический столик, а берестяное
панно подарит свое тепло любому дому.
Наряду с использованием традиций и секретов предков в изготовлении изделий из дерева и бересты, используются новые технологии. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно разрабатываются новые приемы обработки, в которых сочетаются самые разнообразные материалы. При этом в полной мере испытываешь настоящую творческую радость, а многое из того, что ты любовно сделаешь своими руками, будет доставлять окружающим людям радость встречи с рукотворной красотой. Работа с берестой вызывает огромный интерес, так как это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, дети очень быстро видят результат своего труда. В работе с берестой не применяются вредные вещества (растворители, лаки). Каждая вещь, сделанная на бересты, индивидуальна, так как здесь присутствует только ручной труд. Работа с берестой очень
разнообразна, однако я предлагаю сегодня
тот вид изделия, который у моих кружковцев
пользуется особой популярностью, а
также он нравится родителям учеников,
учителям и гостям школы. Для того, чтобы дети легко могли делать картинки на бересте, все этапы работы упрощены и имеют определенную последовательность, так, чтобы рисовать могли не обязательно очень одаренные дети. Актуальность данной темы состоит еще и в том, что работа с берестой требует от детей усидчивости и аккуратности. Мой проект направлен на популяризацию, пропаганду и дальнейшее развитие творчества сибирских мастеров по бересте, как особого направления в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Сибири
Объектом исследования является природный материал - береста.
Предмет исследования – береста, как материал для творчества.
Самой главной задачей считаю заинтересовать учащихся нашего класса заняться изготовлением поделок из бересты.
Я надеюсь, что данная тема заинтересует моих одноклассников, так как плетение из бересты является древним русским ремеслом. Издавна удивительные свойства бересты считались незаменимыми в быту. Кору березы использовали для изготовления посуды (кружки для кваса, пива, других напитков, подносы, квасники), коробов, туесов и оберегов. Позднее берестой люди стали украшать свой дом: оплетали зеркала, из нее делали картины, панно, иконы, шкатулки. Появились берестяные украшения: бусы, кулоны, браслеты, пояса. Кора березы обладает бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух чище, чем в операционной. В старину на Руси в туесах из бересты хранили рыбу, мед, молоко, масло и крупы. И эти продукты долгое время не портились. Хлеб, который хранится в берестяных коробах, долгое время не черствеет. Чудо-природы - береста обладает совершенно уникальными свойствами. Она великолепный антисептик: молоко в туесе не портится очень долго, в муке, хранимой в бересте, не заводятся жучки-долгоносики, а печеный хлеб сохраняет первозданную свежесть. Удивительны её термические свойства: сохраняет, поддерживает температуру такой, какую имеет помещенный а нее предмет (ноги остаются в тепле, холодный квас остается холодным, даже под солнцем). Береста чудесно пластична (после "выварки" приобретает свойства хорошей кожи). Береста хорошо плетется, на ней можно выдавить любой рисунок или сделать тиснение, оставленный инструментом след — уже никогда не исчезает. Убеждена, что приобщение младших школьников к плетению из бересты – это развитие творческого потенциала каждого ребенка.
На занятиях в кружке «Рукотворный мир» я узнала об одном из самых замечательном природном материале – бересте.
Средь избранных дерев береза Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня. Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук. Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам. При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов нужно обязательно с помощью тряпки или мочалки. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению. Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной. Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, так же как их видит живописец в природе. Скромная древесина сосны или березы может быть не менее привлекательна, чем более эффектная древесина грецкого ореха или красного дерева. Надо только умело выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками «под орех». Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь — желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву. В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров. Каждая выставка народного искусства — это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров. Поэтому возникают вопросы: как делается туесок или щепная птица? Какие нужны инструменты и материалы? И т. д. Разумеется, ответы на них в залах выставки получить нельзя. Из табличек у экспонатов можно только узнать время их изготовления и имя автора. Указывается иногда и материал, из которого они изготовлены. Ответы на эти и на многие другие вопросы вы найдете в моем проекте. Разумеется, он не может дать вам рецепт, с помощью которого можно было бы достигнуть творческих вершин,— таких рецептов нет. Он лишь поможет сделать первые шаги на пути к овладению художественным ремеслом. А все остальное будет зависеть только от ваших способностей, вкуса и воображения, помноженных на упорство и трудолюбие. Осваивать приемы работы над художественным изделием по описаниям очень. трудно, и вы должны быть к этому готовы. Старайтесь более внимательно читать текст. В декоративном искусстве все взаимосвязано. В одном изделии могут сочетаться самые разнородные материалы, которые нужно уметь обрабатывать. Например, в мозаичных наборах, выполненных в технике инкрустации, кроме различных пород дерева для вставок, применяется металл, стекло, кость, рог и многие другие материалы. Не спешите сразу же браться за сложную работу. Приемы обработки любого материала можно успешно освоить, изготовляя на первых порах самые простые изделия. Только после приобретения определенного опыта можно ставить перед собой более сложные задачи. Не приступайте к работе до тех пор, пока не будет тщательно подготовлено рабочее место, а инструменты размещены рационально и удобно. Всегда помните и строго соблюдайте правила техники безопасности. Химикаты храните вдали от огня и пищевых продуктов в посуде с притертыми крышками, а при работе с ними надевайте резиновые перчатки. Инструменты храните it специальных чехлах. Работая с инструментами, имеющими Острые режущие кромки, следите за тем, чтобы рука, поддерживающая заготовку, не была расположена на линии их движения. Хочется верить, что, где бы ни пришлось работать вам в будущем, какую бы профессию вы ни избрали, ваш досуг всегда будет занят увлекательным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас первые самостоятельные занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство. Занимаясь самостоятельно или под руководством педагога, стремитесь не только как можно лучше изучить технические приемы ремесла, но и постоянно развивать свой вкус и, как принято говорить, воспитывать глаз. При первой же возможности старайтесь посещать художественные выставки. Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях; а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Но не оставайтесь праздными зрителями, а стремитесь быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами смог достичь мастер совершенства. Если же в вашем районе работает предприятие народных художественных промыслов, то постарайтесь наладить связь с его мастерами. Вы сможете понаблюдать за их работой, а заодно и получить полезные советы. Хотя материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Постоянно ищите новые приемы обработки, пробуйте сочетать в своих работах самые разнообразные материалы и как можно чаще экспериментируйте. Только тогда вы сможете в полной мере испытать настоящую творческую радость, а многое из того, что вы любовно сделаете своими руками, будет доставлять окружающим вас людям радость встречи с рукотворной красотой. Задумав строить легкую пирогу, главный герой поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» обращается к березе с просьбой дать на ее постройку бересты. Дай коры мне, о Береза! Желтой дай коры, Береза... Скинь свой белый плащ, Береза! Скинь свой плащ из белой кожи... Совсем не случайно уподобляет Гайавата бересту плащу. Ведь береста, как универсальный плащ, защищает дерево от множества невзгод. Ее верхний белый слой отражает в знойные летние дни палящие солнечные лучи, не позволяя перегреваться стволу. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от проникновения в него влаги и гнилостных микробов, а в зимнюю пору — от лютых морозов. Летом живым клеткам древесного ствола необходим для дыхания кислород. Как же он проникает через прочную, казалось бы, непроницаемую бересту? Обратите внимание на узкие черточки, идущие поперек ствола. Это так называемые чечевички — своеобразные форточки, через которые дышит ствол. Летом форточки открыты, и через рыхлую ткань, заполняющую чечевички, свободно проходит кислород. На зиму они закрываются — рыхлая ткань чечевичек заполняется особым веществом, делающим их непроницаемыми. Из этого нетрудно сделать вывод, что более прочной береста бывает в весеннюю пору, когда ее чечевички еще закрыты. Крупные и мелкие, длинные и короткие чечевички образуют на бересте характерный рисунок, благодаря которому бересту не спутаешь ни с каким другим природным материалом. Они придают ей особую декоративность и выразительность. Например, в плетеных изделиях чечевички, идущие вдоль берестяных лент, подчеркивают ритмический узор плетева. Другая особенность строения бересты заключается в том, что она состоит из множества тонких, но прочных и плотных слоев. Каждый год на бересте нарастает молодой слой, делая ее толще. Молодой слой прилегает к стволу, а самый старый находится на поверхности коры. У бересты, снятой со ствола бере- зы, внутренний молодой слой мастера называют лицевым. Он имеет приятную, слегка глянцевитую поверхность и насыщенный золотисто-желтый цвет с зеленоватыми или коричневатыми оттенками. Обычно все свои изделия народные мастера изготовляют с таким расчетом, чтобы лицевая сторона всегда оказывалась снаружи. Береста — гибкий и пластичный материал, обладающий высокой прочностью. Она прекрасно режется и обрабатывается тиснением. Этот материал заинтересовал меня и мне захотелось побольше узнать о нем. Мне захотелось, более подробно изучить бересту, а также заинтересовать полученными знания своих одноклассников.
3. Практическая часть.
1 этап. Я решила подробно изучить тему «Береста» по предмету «Окружающий мир», а также для занятий в кружке «Рукотворный мир». Чтобы больше узнать о данной теме и лучше выполнить проект, я побеседовала с родителями. Вместе с мамой мы собрали и изучили материал в различных энциклопедических изданиях. Я узнала:
У каждого народа, населяющего Россию,
сложились давние самобытные традиции
изготовления предметов быта из местных
природных материалов. Одни изделия
дошли до наших дней без изменений, другие
— в усовершенствованном виде, а третьи
если не исчезли, то стали уделом
археологических и этнографических
экспедиций Сохранившиеся предметы
легко вошли в современный интерьер; и
ныне благодаря своей красоте,
целесообразности и высоким художественным
качествам они являются не только
элементами быта, но и произведениями
традиционного народного искусства.
Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов — вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других. |
Loading
|