Центральный Дом Знаний - Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»

Скачать полный текст работы

Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»

Эпиграф: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор»

Н.А. Некрасов

Цель: продолжить формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой родине, гражданской позиции в деле охраны природы

Задачи: установление межпредметных связей между географией и биологией; установление связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые цепи и сети; между деятельностью человека и средой обитания организмов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дом, в котором мы живем», мультимедийный диск «Ростовская область», паспорт населенного пункта, гербарий степных растений, фотографии растений и животных, глобус, карта Ростовской области, карта Зимовниковского района., русская народная игрушка «Матрешка»

Ключевые слова: биогеография, экология, уровни изучения живой природы, уровни административного деления, пищевые цепи, пищевые сети, антропогенные факторы.

Ход урока

I.Подведение к теме, цели и задачам урока. На доске написаны уровни изучения живой природы и административного деления, при комментировании которых учитель биологии начинает разбирать матрешку, а учитель географии – собирать. Дается определение биогеографии – науки о распределении живых организмов по поверхности планеты, их группировки в биогеографические зоны. Демонстрируется слайд №1 презентации «Дом, в котором мы живем» - центральная площадь пос. Гашун.

Уровни

Живая природа Административное деление

1.Биосфера 1.Мир

2.Экосистемы 2.Страны

3.Виды и популяции 3.Области, республики, края

4.Организмы 4.Районы

5.Клетки 5.Поселения

6.Молекулы 6.Мой дом

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: - На уроке нам необходимо решить следующую проблему: «На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть». Чуть позже мы ответим на этот вопрос.

Учитель географии: - Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить свою Родину и гордиться, ее нужно знать!

Ученик: - Стихотворение местного зимовниковского поэта Александра Помещенко «Заповедные места» (читает на фоне слайда-видео №2 «Ландшафты» мультимедийного диска «Ростовская область»)

Степь, не тронутая плугом, а за нею Элиста,

Астраханская подруга. Ковыли, как камыши –

Разбежаться есть, где воле, ни строенья, ни души,

Ни движения тем более.

Едем прямо, не юля, сколько может это длиться,

Только небо и земля, точно сон красивый снится.

Учитель географии: - Донской край – это часть нашей необъятной Родины, поэтому мы называем его малой родиной. Давайте вспомним географическое положение (ГП) Ростовской области. (Региональный компонент, 8 класс – слайд №3 озвучен аудиозаписью с рассказом о ГП Ростовской области).

Задание «Выбери правильный ответ. Вам на экране предлагается несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Учитель географии читает текст на фоне демонстрации слайдов 4-23.

1.Ростовская область расположена: на севере, на юге, на востоке, на западе России.(№№4,5).

2.Площадь Ростовской области составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 100 тыс. км2. (№№6,7)

3.Ростовская область входит в состав: Центрального экономического района, Северо-Кавказского экономического района, Волго-Вятского экономического района. (№№8,9).

4.Ростовская область расположена на материке: Австралия, Африка, Евразия (№№10,11).

5.Протяженность Ростовской области с севера на юг: 545 км, 475 км, 800 км. (№№12,13).

6.Протяженность Ростовской области с запада на восток: 765 км, 455 км, 300 км. (№№14,15).

7.Крайняя северная точка расположена в: Тацинском районе, Верхнедонском районе, Тарасовском районе. (№№16,17).

8.Крайняя южная точка расположена в: Орловском районе, Песчанокопском районе, Зимовниковском районе. (№№18,19).

9.Крайняя западная точка расположена в: Каменском районе, Шолоховском районе, Неклиновском районе. (№№20,21).

10.Крайняя восточная точка расположена в: Морозовском районе, Чертковском районе, Заветинском районе. (№№22,23).

Учитель географии: - А теперь вспомним районы Ростовской области, которые вы еще не называли. (Демонстрируется слайд №24 «Административная карта Ростовской области»). Все районы нашей области мы назвать не сможем, потому что… (слайд №25 озвучен аудиозаписью с рассказом о составе Ростовской области).

Учитель географии: - Сегодня мы будем заполнять паспорт населенного пункта, работу с которым вы продолжите дома, и по результатам заполнения получите отметки. Итак, первый пункт «Откуда мы родом?». (Демонстрация слайда №26 – фрагмент видеофильма «Первые поселения на Дону» диска «Ростовская область»). Устная проверка записей. Учитель географии: - Многие населенные пункты получили свое название по фамилиям основателей или по названиям прежних мест переселенцев. В состав нашего Северного сельского поселения входит 8 хуторов. Сейчас мы заполним контурную карту «Северное сельское поселение» (используется административная карта ЗАО «Дружба»), разгадаем кроссворд «Наши поселения».

1.Поселение на берегу реки Сал, имеющее в названии приставку «ново». (Новобарабанщиков).

2.Какой хутор основали переселенцы Мартыновской слободы на берегу балки Худужурта, где соорудили пруд? (Старорубашкин).

3.Назовите бывшую калмыцкую станицу, названную в честь знатного царского генерала. (Власовская).

4.Какой хутор носит название новой одежды? (Новорубашкин).

5.Как называется центральная усадьба ЗАО «Дружба»? (Гашун).

6.Какое поселение основали переселенцы Котельниковской волости, названное в честь В.И. Ленина? (Ульяновский).

7.Какой хутор основали татарские переселенцы на берегу реки Мазанки? (Ивановский).

8.Поселение на берегу реки Сал, основанное переселенцами из Курской губернии и названное в честь любимых садов на родине. (Русско-Садовский).

Учитель географии: - Ребята! Заканчиваем работу с картой. Обратите внимание, что пункт №2 паспорта вы заполните дома.

Учитель биологии: - Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Сал, Большой и Малый Гашун, Большая и Малая Куберле, множеством балок и мнимых притоков рек. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образует естественные сообщества. Сообщества, созданные человеком, называются искусственными. Мы сейчас распределим перечень сообществ в пункте №3 паспорта. Два ученика выходят к доске, остальные работают в паспортах. (Учитель биологии читает текст).

1.Река Сал. 6.Типчаково-полынная степь.

2.Старорубашанский пруд. 7.Верхне-Сальский оросительный канал.

3.Заливной луг на берегу реки Малый Гашун. 8.Пойма реки Мазанки.

4.Ильичевская дубовая роща. 9.Курган.

5.Фруктовый сад. 10.Пшеничное поле.

(Проверка записей. Естественные сообщества – 1,3,6,8. Искусственные сообщества: 2,4,5,?,9,10).

Учитель географии: - Почва – это плодородный верхний слой, на котором растут растения. В Зимовниковском районе каштановые и темно-каштановые почвы занимают более 64% пашни, около 31% - лугово-каштановые и солонцы. Изредка встречаются южные черноземы. А какие почвы у нас? Назовите типы почв нашего поселения, используя ключевые слова: соль, луг, каштан. (Слайд №27 – ответы: солонцы, лугово-каштановые)

Учитель биологии: - Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чабрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудным зеленым ковром с узорами из разноцветных тюльпанов, фиолетовых и желтых ирисов. (Слайд №28, видеофильм «Степь» мультимедийного диска «Ростовская область»).

В любом сообществе (природном комплексе) существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.

Задание №1. Составьте пищевую цепь. (Один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание №5(1) в паспортах). Дано: окунь, водоросли, щука, рачки. Пронумеруйте слова – 1) водоросли; 2) рачки; 3) окунь; 4) щука.

- Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. То есть в пищевой пирамиде на следующий уровень переходит примерно 10% массы и энергии.

Задание №2. Составление пищевой пирамиды. (Один человек выходит к доске). Дано: растения, насекомые, лягушки, змеи, орел. Масса змей составляет 10кг. Составьте пирамиду чисел (Слайд №29 – правильный ответ на экране).

Задание 3. Пищевые сети – это переплетения нескольких пищевых цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещества и энергия. Откройте учебник биологии на с.155 и посмотрите на рис.62 «Пищевая сеть и направление потоков веществ».Пользуясь образцом, впишите в паспорт недостающие звенья пищевой сети №5(3).

гусеницы синица сова

Дерево олень тигр

листовой опад микроорганизмы почвенные насекомые

Задание 4. Живые пирамиды. Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает набор открыток с растениями и животными, из которых нужно составить пищевую цепь и показать живую пищевую пирамиду. (Группы учащихся по очереди выходят к доске с открытками в руках и демонстрируют живую пирамиду).

Учитель географии: - Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока. Итак, ваши версии, почему так произошло – уничтожили комаров, а численность крыс резко увеличилась. (Учащиеся высказывают свои предположения)

- Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Ими питались тараканы, которые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. И наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случится, если бы жители острова, прежде чем применить ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Учитель географии: - Следующий пункт нашего паспорта – это население. Задание: построить диаграмму, используя данные численности населения в наших хуторах и отметить в паспортах названия хуторов с наибольшей и наименьшей численностью населения. (Инструкция построения диаграммы: 1.MS WORD. 2.Вставка. 3.Рисунок. 4.Диаграмма. 5.Внесите данные в таблицу).

Учитель биологии: - Сейчас мы выберем правильные суждения для 1-го варианта и неправильные суждения для 2 –го варианта.

1.Высшим уровнем изучения живой природы являются экосистемы.

2.В Зимовниковском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы.

3.Ильичевский лес является искусственным сообществом.

4.Биогеография изучает неорганическую природу.

5.Река Сал и оросительный канал – это естественные сообщества.

6.Пищевая цепь – растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица.

7.В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии.

8.Бактерии являются редуцентами - разрушителями.

(Правильные ответы: «+» - 2,3,7,8; «-» - 1,4,5,6).

Учитель географии: - Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом: солнце – желтое, трава – зеленое, небо – синее. Возьмем кисти с такими красками и опустим их в сосуд с водой. При их смешивании с водой получается новый красивый оттенок. Образно представим деятельность человека черным цветом, и, опустив в сосуд кисть с черной краской, увидим, что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с этим цветом выбрано не случайно. Мы все чаще видим примеры отрицательного воздействия человека на природу. А какова экологическая ситуация в нашем поселении? Об этом нам расскажут ребята, которые проводили мониторинг состояния окружающей среды в поселении. (Во время выступления учащихся демонстрируются слайды №30-37 с фотографиями несанкционированных свалок, вырубленных деревьев и т.п. местных экологических преступлений)

1.Экологическая ситуация в нашем поселении. (Беседа на основе анализа информации).

Информация учащихся

Трасса Волгоград-Ростов проходит на расстоянии 46 метров от Магистральной улицы нашего поселка. И поэтому нас беспокоят выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Наблюдается увеличение таких заболеваний как бронхиальная астма, острый тонзиллит, острый бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания. Вот данные профилактического осмотра учащихся МОУ Северной СОШ №13 за 13 сентября 2006 года. В школе обучалось 305 человек, всего осмотрено было 246 школьников. Из них сердечно-сосудистыми заболеваниями страдали 58 человек, заболеваниями дыхательной системы – 50 человек, астматическим бронхитом – 2 человека.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24