|
Интегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем»Скачать полный текст работыИнтегрированный урок по географии и биологии в 9 классе «Дом, в котором мы живем» Эпиграф: «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор» Н.А. Некрасов Цель: продолжить формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой родине, гражданской позиции в деле охраны природы Задачи: установление межпредметных связей между географией и биологией; установление связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые цепи и сети; между деятельностью человека и средой обитания организмов. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дом, в котором мы живем», мультимедийный диск «Ростовская область», паспорт населенного пункта, гербарий степных растений, фотографии растений и животных, глобус, карта Ростовской области, карта Зимовниковского района., русская народная игрушка «Матрешка» Ключевые слова: биогеография, экология, уровни изучения живой природы, уровни административного деления, пищевые цепи, пищевые сети, антропогенные факторы. Ход урока I.Подведение к теме, цели и задачам урока. На доске написаны уровни изучения живой природы и административного деления, при комментировании которых учитель биологии начинает разбирать матрешку, а учитель географии – собирать. Дается определение биогеографии – науки о распределении живых организмов по поверхности планеты, их группировки в биогеографические зоны. Демонстрируется слайд №1 презентации «Дом, в котором мы живем» - центральная площадь пос. Гашун. Уровни Живая природа Административное деление 1.Биосфера 1.Мир 2.Экосистемы 2.Страны 3.Виды и популяции 3.Области, республики, края 4.Организмы 4.Районы 5.Клетки 5.Поселения 6.Молекулы 6.Мой дом II. Изучение нового материала Учитель биологии: - На уроке нам необходимо решить следующую проблему: «На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть». Чуть позже мы ответим на этот вопрос. Учитель географии: - Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить свою Родину и гордиться, ее нужно знать! Ученик: - Стихотворение местного зимовниковского поэта Александра Помещенко «Заповедные места» (читает на фоне слайда-видео №2 «Ландшафты» мультимедийного диска «Ростовская область») Степь, не тронутая плугом, а за нею Элиста, Астраханская подруга. Ковыли, как камыши – Разбежаться есть, где воле, ни строенья, ни души, Ни движения тем более. Едем прямо, не юля, сколько может это длиться, Только небо и земля, точно сон красивый снится. Учитель географии: - Донской край – это часть нашей необъятной Родины, поэтому мы называем его малой родиной. Давайте вспомним географическое положение (ГП) Ростовской области. (Региональный компонент, 8 класс – слайд №3 озвучен аудиозаписью с рассказом о ГП Ростовской области). Задание «Выбери правильный ответ. Вам на экране предлагается несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. Учитель географии читает текст на фоне демонстрации слайдов 4-23. 1.Ростовская область расположена: на севере, на юге, на востоке, на западе России.(№№4,5). 2.Площадь Ростовской области составляет: 506 тыс. км2, 800 тыс. км2, 100 тыс. км2. (№№6,7) 3.Ростовская область входит в состав: Центрального экономического района, Северо-Кавказского экономического района, Волго-Вятского экономического района. (№№8,9). 4.Ростовская область расположена на материке: Австралия, Африка, Евразия (№№10,11). 5.Протяженность Ростовской области с севера на юг: 545 км, 475 км, 800 км. (№№12,13). 6.Протяженность Ростовской области с запада на восток: 765 км, 455 км, 300 км. (№№14,15). 7.Крайняя северная точка расположена в: Тацинском районе, Верхнедонском районе, Тарасовском районе. (№№16,17). 8.Крайняя южная точка расположена в: Орловском районе, Песчанокопском районе, Зимовниковском районе. (№№18,19). 9.Крайняя западная точка расположена в: Каменском районе, Шолоховском районе, Неклиновском районе. (№№20,21). 10.Крайняя восточная точка расположена в: Морозовском районе, Чертковском районе, Заветинском районе. (№№22,23). Учитель географии: - А теперь вспомним районы Ростовской области, которые вы еще не называли. (Демонстрируется слайд №24 «Административная карта Ростовской области»). Все районы нашей области мы назвать не сможем, потому что… (слайд №25 озвучен аудиозаписью с рассказом о составе Ростовской области). Учитель географии: - Сегодня мы будем заполнять паспорт населенного пункта, работу с которым вы продолжите дома, и по результатам заполнения получите отметки. Итак, первый пункт «Откуда мы родом?». (Демонстрация слайда №26 – фрагмент видеофильма «Первые поселения на Дону» диска «Ростовская область»). Устная проверка записей. Учитель географии: - Многие населенные пункты получили свое название по фамилиям основателей или по названиям прежних мест переселенцев. В состав нашего Северного сельского поселения входит 8 хуторов. Сейчас мы заполним контурную карту «Северное сельское поселение» (используется административная карта ЗАО «Дружба»), разгадаем кроссворд «Наши поселения». 1.Поселение на берегу реки Сал, имеющее в названии приставку «ново». (Новобарабанщиков). 2.Какой хутор основали переселенцы Мартыновской слободы на берегу балки Худужурта, где соорудили пруд? (Старорубашкин). 3.Назовите бывшую калмыцкую станицу, названную в честь знатного царского генерала. (Власовская). 4.Какой хутор носит название новой одежды? (Новорубашкин). 5.Как называется центральная усадьба ЗАО «Дружба»? (Гашун). 6.Какое поселение основали переселенцы Котельниковской волости, названное в честь В.И. Ленина? (Ульяновский). 7.Какой хутор основали татарские переселенцы на берегу реки Мазанки? (Ивановский). 8.Поселение на берегу реки Сал, основанное переселенцами из Курской губернии и названное в честь любимых садов на родине. (Русско-Садовский). Учитель географии: - Ребята! Заканчиваем работу с картой. Обратите внимание, что пункт №2 паспорта вы заполните дома. Учитель биологии: - Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Сал, Большой и Малый Гашун, Большая и Малая Куберле, множеством балок и мнимых притоков рек. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образует естественные сообщества. Сообщества, созданные человеком, называются искусственными. Мы сейчас распределим перечень сообществ в пункте №3 паспорта. Два ученика выходят к доске, остальные работают в паспортах. (Учитель биологии читает текст). 1.Река Сал. 6.Типчаково-полынная степь. 2.Старорубашанский пруд. 7.Верхне-Сальский оросительный канал. 3.Заливной луг на берегу реки Малый Гашун. 8.Пойма реки Мазанки. 4.Ильичевская дубовая роща. 9.Курган. 5.Фруктовый сад. 10.Пшеничное поле. (Проверка записей. Естественные сообщества – 1,3,6,8. Искусственные сообщества: 2,4,5,?,9,10). Учитель географии: - Почва – это плодородный верхний слой, на котором растут растения. В Зимовниковском районе каштановые и темно-каштановые почвы занимают более 64% пашни, около 31% - лугово-каштановые и солонцы. Изредка встречаются южные черноземы. А какие почвы у нас? Назовите типы почв нашего поселения, используя ключевые слова: соль, луг, каштан. (Слайд №27 – ответы: солонцы, лугово-каштановые) Учитель биологии: - Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чабрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудным зеленым ковром с узорами из разноцветных тюльпанов, фиолетовых и желтых ирисов. (Слайд №28, видеофильм «Степь» мультимедийного диска «Ростовская область»). В любом сообществе (природном комплексе) существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии. Задание №1. Составьте пищевую цепь. (Один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание №5(1) в паспортах). Дано: окунь, водоросли, щука, рачки. Пронумеруйте слова – 1) водоросли; 2) рачки; 3) окунь; 4) щука. - Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. То есть в пищевой пирамиде на следующий уровень переходит примерно 10% массы и энергии. Задание №2. Составление пищевой пирамиды. (Один человек выходит к доске). Дано: растения, насекомые, лягушки, змеи, орел. Масса змей составляет 10кг. Составьте пирамиду чисел (Слайд №29 – правильный ответ на экране). Задание 3. Пищевые сети – это переплетения нескольких пищевых цепей, каждая из которых является как бы отдельным каналом, по которому передаются вещества и энергия. Откройте учебник биологии на с.155 и посмотрите на рис.62 «Пищевая сеть и направление потоков веществ».Пользуясь образцом, впишите в паспорт недостающие звенья пищевой сети №5(3). гусеницы синица сова Дерево олень тигр листовой опад микроорганизмы почвенные насекомые Задание 4. Живые пирамиды. Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает набор открыток с растениями и животными, из которых нужно составить пищевую цепь и показать живую пищевую пирамиду. (Группы учащихся по очереди выходят к доске с открытками в руках и демонстрируют живую пирамиду). Учитель географии: - Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока. Итак, ваши версии, почему так произошло – уничтожили комаров, а численность крыс резко увеличилась. (Учащиеся высказывают свои предположения) - Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Ими питались тараканы, которые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. И наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случится, если бы жители острова, прежде чем применить ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами. Учитель географии: - Следующий пункт нашего паспорта – это население. Задание: построить диаграмму, используя данные численности населения в наших хуторах и отметить в паспортах названия хуторов с наибольшей и наименьшей численностью населения. (Инструкция построения диаграммы: 1.MS WORD. 2.Вставка. 3.Рисунок. 4.Диаграмма. 5.Внесите данные в таблицу). Учитель биологии: - Сейчас мы выберем правильные суждения для 1-го варианта и неправильные суждения для 2 –го варианта. 1.Высшим уровнем изучения живой природы являются экосистемы. 2.В Зимовниковском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы. 3.Ильичевский лес является искусственным сообществом. 4.Биогеография изучает неорганическую природу. 5.Река Сал и оросительный канал – это естественные сообщества. 6.Пищевая цепь – растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица. 7.В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии. 8.Бактерии являются редуцентами - разрушителями. (Правильные ответы: «+» - 2,3,7,8; «-» - 1,4,5,6). Учитель географии: - Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой обитания. Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом: солнце – желтое, трава – зеленое, небо – синее. Возьмем кисти с такими красками и опустим их в сосуд с водой. При их смешивании с водой получается новый красивый оттенок. Образно представим деятельность человека черным цветом, и, опустив в сосуд кисть с черной краской, увидим, что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с этим цветом выбрано не случайно. Мы все чаще видим примеры отрицательного воздействия человека на природу. А какова экологическая ситуация в нашем поселении? Об этом нам расскажут ребята, которые проводили мониторинг состояния окружающей среды в поселении. (Во время выступления учащихся демонстрируются слайды №30-37 с фотографиями несанкционированных свалок, вырубленных деревьев и т.п. местных экологических преступлений) 1.Экологическая ситуация в нашем поселении. (Беседа на основе анализа информации). Информация учащихся Трасса Волгоград-Ростов проходит на расстоянии 46 метров от Магистральной улицы нашего поселка. И поэтому нас беспокоят выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Наблюдается увеличение таких заболеваний как бронхиальная астма, острый тонзиллит, острый бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания. Вот данные профилактического осмотра учащихся МОУ Северной СОШ №13 за 13 сентября 2006 года. В школе обучалось 305 человек, всего осмотрено было 246 школьников. Из них сердечно-сосудистыми заболеваниями страдали 58 человек, заболеваниями дыхательной системы – 50 человек, астматическим бронхитом – 2 человека. |
Loading
|