Центральный Дом Знаний - Выявление причин техногенных катастроф в XX-XXI вв.

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Выявление причин техногенных катастроф в XX-XXI вв.

Содержание.

Введение………………………………………………………………3 стр.

  1. Основная часть………………………………………………………..4 стр.

    1. 2.1. Чернобыльская авария……………………………………………….7 стр.

    2. 2.2. Производственное объединение «Маяк»……...…………………..9 стр.

    3. 2.3. Взрыв в Гвадалахаре………………………………………………...9 стр.

    4. 2.4. Бхопальская катастрофа…………………………………………….9 стр.

    5. 2.5. Отключение электричества в Москве…………...………………..10 стр.

    6. 2.6. «Трансвааль-парк»……………………………...………………….10 стр.

    7. 2.7. Рыбинское водохранилище………………………………………..10 стр.

    8. 2.8. Скоро такой будет вся Земля?.........................................................11 стр.

  2. Заключение………………………………………………………......14 стр.

Приложения……………………………………………………………..16 стр.

Список литературы……………………………………………………..21 стр.

Введение.

Актуальность выбранной темы.

Технический прогресс движется семимильными шагами. Человечество развивается очень стремительно, подчас не задумываясь о цене, которую придется заплатить за технический прогресс. Всё чаще и чаще мы слышим о тех или иных происшествиях и катастрофах, вызванных техническими достижениями. Пик технических катастроф приходится на конец XX, начало XXI веков. Это обусловлено огромным количеством научных открытий и технических достижений, появляющихся в эти годы. Конечно, технический прогресс не должен стоять на месте, но надо думать и о последствиях столь бездумного отношения к окружающему миру.

Мы попытаемся выявить причины техногенных катастроф, можно ли было их избежать. Гонка вооружений, промышленные отходы, загрязнение мирового океана, воздуха, новые химикаты, взрывы на ядерных установках, глобальное потепление климата, уменьшение озонового слоя, мертвые города – все это дело рук человека. Зная причины случившихся техногенных катастроф, можно предотвратить новые. Это в наших силах.

Цель проекта:

Выявить возможные причины техногенных катастроф в XXXXI вв.

Задачи проекта:

  1. Знакомство с понятием – техногенные катастрофы и их видами.

  2. Изучение известных катастроф XXXXI вв.

  3. Выявление причин техногенных катастроф.

  4. Выявление влияния катастроф на человека.

  5. Выявление статистики количества жертв в связи с техногенными катастрофами.

  6. Составление списка мер предосторожности и советы по поведению после предупреждения об угрозе катастрофы.

Методы проведения исследований:

  1. Поисковый: поиск информации

  2. Систематизация: составление таблиц

  3. Сравнение: сравнение техногенных катастроф

  4. Статический анализ: выводы

  5. Обобщение

  6. ИКТ: создание презентации.

Основная часть.

Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев). Также это явление служит "карой небесной" и предупреждением человеку, чтобы он остановился и задумался над тем, как он живёт и даёт ли он жить другим.

Прогресс человечества невозможен без новых технологий. В свою очередь, использование техники влечет за собой возможные ее сбои, просчеты в технологии ее производства и использования. Техногенные катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв. Если сравнивать техногенные и природные катастрофы, то природные человечество уже более-менее научилось прогнозировать, техногенные же в большинстве - как снег на голову. По количеству, техногенные катастрофы уже превышают природные. Чернобыльская АЭС - символ крупнейшей техногенной катастрофы во всем мире.

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы - третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором - геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.).

Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс. Словосочетание "технологическая (техногенная) катастрофа" нуждается в расшифровке. Как известно, технологии - вовсе не обязательно способы производства автомобилей, электроэнергии или обуви. Если суммировать наиболее общие определения этого понятия, в изобилии разбросанные по специальной литературе, то можно сказать, что технологии - это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях каменного или бронзового века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, как минимум, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствий их штатного функционирования. Такое определение позволяет сразу же отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем. Гибель "Титаника" - это техногенная катастрофа, главной, но отнюдь не единственной причиной которой, скорее всего, была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля. В то же время катастрофа 11 сентября 2001 года к числу технологических не относится, поскольку была вызвана действиями террористов-камикадзе.

Технологические катастрофы обычно противопоставляют природным, однако и это требует уточнения. Все бедствия, в конечном счете, являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых. Катастрофа любого происхождения - это физическое событие в общественном контексте. Технологические (техногенные) катастрофы также в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий. В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс.

Само разграничение "природных" и "технологических" катастроф, как минимум, неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных, либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике, катастрофа любого происхождения развивается, прежде всего, из-за "слабины", уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее, терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах.

Международный Центр Исследований Эпидемии КатастрофCenter for Research on the Epidemiology of Disasters (CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения иили пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего, морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии.

В документации ООН и Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф, техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: "индустриальные" (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные иными причинами), "транспортные" (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и "смешанные" (происходят на иных объектах).

Так, за период с 1901 по 2007 год в мире произошло 1 125 индустриальных катастроф. В их результате пострадало около 4.5 млн. человек, примерно 49 тыс. - погибли. Общий ущерб от этого типа техногенных катастроф оценивается в $225 млрд. (по курсу доллара США на 2006 год). Наиболее часто такого рода катаклизмы происходили в Азии (651 случай). Европейский (199) и Американский (177) континенты серьезно отстают (в базе данных Центра, Северная и Южная Америка считаются одним континентом).

За тот же период в мире были зафиксированы 4 102 транспортные катастрофы. Они затронули жизни около 110 тыс. человек. Погибших было намного больше, чем пострадавших - 194.4 тыс. Совокупный прямой ущерб оценивается в $58 млрд. Наиболее часты подобные катастрофы в Азии (1 694) и Африке (115).

"Смешанные" катастрофы наиболее редки. За 106 лет было зафиксировано 1085 событий такого рода. Чаще всего они происходили в Азии (523) и Америке (220). В их результате пострадало 3.1 млн. человек, около 59 тыс. погибли. Ущерб оценивается в $4.2 млрд.

По данным Международного Центра Исследований Эпидемии Катастроф, уровень смертности, в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2007 год в индустриально развитых странах, составляет 0.8 погибших на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он в четыре раза выше - 3.2 смертельных случая на 1 млн. человек.

По оценкам страховой компании Swiss Re, в 2006 году произошло 213 техногенных катастроф. Для того, чтобы событие приняло катастрофические размеры и было занесено в базу данных этой компании, требуется, чтобы оно соответствовало одному из следующих критериев: ущерб должен составлять не менее $80 млн. (в случае авиационной катастрофы - $32.2 млн., транспортной - $16 млн.), не менее 20-ти человек должны погибнуть или пропасть без вести, 50 - получить ранения, 2 тыс. - лишиться жилья.

В 2006 году наиболее часто происходили аварии на морском транспорте (53 случая), пассажирских кораблях (43), крупные пожары и взрывы (42 случая), аварии на промышленных предприятиях (21), авиационные катастрофы (18). В общей сложности, техногенные катастрофы 2006 года унесли 8.7 тыс. жизней, больше всего жертв унесли катастрофы на море (3.9 тыс.), авиационные катастрофы (более 940), а также пожары и взрывы (более 900). Совокупный ущерб от техногенных катастроф составил $4 млрд.

По данным консалтинговой фирмы Risk Management Solutions, в последние десятилетия количество крупных техногенных катастроф стабильно превышает количество природных катастроф, хотя природные катаклизмы наносят намного больший ущерб. Обычно ущерб от техногенных катастроф не превышает 20% от размера убытков, нанесенных катастрофами природными. Любопытно, что в 2003-2006-е годы количество техногенных катастроф в разы превысило количество природных. При этом, если к природным катастрофам человечество более-менее приноровилось, и количество их жертв периодически снижается, то смертность от техногенных катастроф стабильно растет все это время.

Черно́быльская ава́рия

Черно́быльская ава́рия — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время — Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для СССР, и это наложило определённый отпечаток на ход расследования её причин. Подход к интерпретации фактов и обстоятельств аварии менялся с течением времени и полностью единого мнения нет до сих пор.

Существует по крайней мере два различных подхода к объяснению причины чернобыльской аварии, которые можно назвать официальными, а также несколько альтернативных версий разной степени достоверности.

Первоначально вину за катастрофу возлагали исключительно, или почти исключительно, на персонал. Такую позицию заняли Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, суд, а также КГБ СССР, проводивший собственное расследование. МАГАТЭ в своём отчёте 1986 года также в целом поддержало эту точку зрения. Значительная часть публикаций в советских и российских СМИ, в том числе и недавних, основана именно на этой версии. На ней же основаны различные художественные и документальные произведения, в том числе, известная книга Григория Медведева «Чернобыльская тетрадь».

Грубые нарушения правил эксплуатации АЭС, совершённые персоналом ЧАЭС, по этой версии, заключались в следующем:

проведение эксперимента «любой ценой», несмотря на изменение состояния реактора;

вывод из работы исправных технологических защит, которые просто остановили бы реактор ещё до того как он попал бы в опасный режим;

замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС.

Однако в последующие годы объяснения причин аварии были пересмотрены, в том числе и МАГАТЭ. Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности (INSAG) в 1993 году опубликовал новый отчёт, уделявший большее внимание серьёзным проблемам в конструкции реактора. В этом отчёте многие выводы, сделанные в 1986 году, были признаны неверными.

В современном изложении, причины аварии следующие:

реактор был неправильно спроектирован и опасен;

персонал не был проинформирован об опасностях;

персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;

отключение защит либо не повлияло на развитие аварии, либо не противоречило нормативным документам.

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб один человек, ещё один скончался в тот же день от полученных ожогов. У 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли.

Вскоре после аварии на ЧАЭС прибыли подразделения пожарных частей по охране АЭС и начали тушение огня, в основном на крыше машинного зала.

Из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии никто точно не знал реальных уровней радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.

В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не сознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Эти усилия были бесполезными, так как и трубопроводы и сама активная зона были разрушены, но они требовали ведения работ в зонах с высокой радиацией. Другие действия персонала станции, такие как тушение локальных очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва водорода, и др., напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные. В их числе оказались начальник смены блока А. Акимов и оператор Л. Топтунов, управлявшие реактором во время аварии.

Выброс привёл к гибели деревьев рядом с АЭС (см. приложение 1).

Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением. В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек. Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией, и один умер, предположительно, от коронарного тромбоза. В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек, однако их смерть не обязательно была вызвана перенесённой лучевой болезнью.

Произво́дственное объедине́ние «Мая́к».

29 сентября 1957 года на предприятии произошла техногенная авария — из-за нарушения системы охлаждения разрушилась ёмкость с высокорадиоактивными отходами. Радиоактивные вещества разнесло на сотни квадратных километров. От радиационного облучения только в течение первых 10 дней погибли около 200 человек, общее число пострадавших оценивается в 250 тысяч человек, авария была оценена в 6 баллов по международной семибалльной шкале.

Авария на «Маяке» в 1957 году признана второй по масштабам катастрофой в истории ядерной энергетики после Чернобыльской аварии.

Взрыв в Гвадалахаре в 1992 году.

Взрыв в Гвадалахаре в 1992 году — крупное происшествие во втором по величине городе Мексики (см. приложение 3).

По официальным сводкам погибло 206 человек. По оценкам лондонской компании «Лойд» погибло 252 человек, более 1440 ранено, 15 тыс. остались без крова, было разрушено 450 предприятий, ущерб от 300 млн до 1 млрд долларов.

продолжение

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24