Центральный Дом Знаний - Курсовая работа с практической частью "Анализ сформированности личностных качеств у взрослых людей&q

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Курсовая работа с практической частью "Анализ сформированности личностных качеств у взрослых людей&q

Курсовая работа с практической частью "Анализ сформированности личностных качеств у взрослых людей"

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6

1.1 Разработка проблемы личностного развития в трудах отечественных и зарубежных авторов 6

1.2 Психологические свойства личности взрослого человека 14

41

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ 42

2.1. Описание хода исследования 42

2.2. Результаты исследования 44

2.3 Коррекция личностных качеств взрослого человека 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 2


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена изучению анализу сформированности личностных качеств у взрослых людей.

Последние два-три десятилетия развития социально-психологического знания отмечены значительной актуализацией исследовательского интереса именно к вопросам личности психологии взрослых людей [1].

Отсутствие генетического подхода в рассмотрении психики взрослых людей тормозило разработку проблем возрастной изменчивости во взрослом состоянии. Длительное время господствовала точка зрения, согласно которой в зрелости мало, что меняется в психической сфере человека. Взрослый человек рассматривался в состоянии «психической окаменелости». «Взрослость человека равносильна остановке в развитии, окаменению; цель детства – отодвинуть как можно дальше минуту, когда наше существо перестанет развиваться, когда оно застывает, принимает определенную форму, подобно куску железа, остуженному кузнецом» [1].

Взрослый период является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным периодом развития человека. Несмотря несомненную важность комплексного его изучения, исследований, касающихся специфики развития взрослого в настоящее время все еще недостаточно. Впервые исследования, посвященные развитию во взрослом периоде, проводились в психологической школе Б.Г. Ананьева и были связаны в основном с изучением динамики развития психофизиологических функций взрослого (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко-Розе, Л.Н. Кулешова и др.) [2].

Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого – одна из наименее разработанных возрастных психологий. И не смотря на то, что проводилось очень большое количество исследований в этой области, сам феномен взрослости в настоящее время мало изучен [2].

Г. Эббингауз выделил три периода: прогресс, охватывающий период жизни от рождения до 25 лет, остановку – от 25 до 50 лет и регресс, начинающийся с 50 лет. В соответствии с кривой памяти Г. Эббингауза [11] человек может рассчитывать на интеллектуальное развитие только до 25 лет. Если изменения наблюдались, их относили к простому накоплению знаний [11].

Все периодизации абсолютно субъективны. Поэтому приведем еще несколько примеров возрастных периодизаций жизни человека, чтобы наглядно показать их субъективность и разношерстность вплоть до остроумных или пессимистичных [6].

В схеме возрастной периодизации, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни. Новорожденный (1-10 дней); грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет); юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет – мужчины, 21-35 лет – женщины; второй период: 36-60 лет – мужчины, 36-55 лет – женщины); пожилой возраст (61-74 года – мужчины, 56-74 года – женщины); старческий возраст (75-90 лет – мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше) [2].

В данной классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и 15 – у женщин, а второй – 25 лет у мужчин и 20 – у женщин [2].

Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость как таковую (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода зрелости, называемой им взрослостью: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет) [2].

Актуальность проблемы. Актуальность исследования связана с необходимостью более детального изучения субъективной картины жизненного пути и кризисов взрослого периода развития. Взрослый всегда имеет определенное представление о собственной жизни, включающее события индивидуального психологического, биологического, исторического характера и охватывающее его прошлое, настоящее и будущее. В связи с этим, наиболее адекватно изучать развитие во взрослости через анализ жизненного пути, личностного развития и саморазвития, что становится особенно актуальным в эпоху социальных перемен и усложнения, интенсификации общественной жизни [5].

Цель исследования – изучить личностные качества у взрослых людей.

Объект исследования – личность взрослого человека.

Предмет исследования – личностные качества взрослых людей.

Задачи работы.

1. Провести сравнительный анализ литературы.

2. Подобрать методики и провести исследования.

3. Обработать результаты и сделать выводы.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что у взрослых людей акцентуации отсутствуют.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

  • тестирование;

  • методы математического анализа исследования.

Основными методиками изучения личности взрослых людей, наряду с наблюдениями, стали:

  1. Определение типа темперамента (по А. Белову).

  2. Акцентуация характера (Леонгарда – Шмишека).

Практическая значимость результатов работы. Полученные результаты позволяют повысить эффективность профессионального психологического отбора кандидатов на работу на должности, связанные с управлением персоналом.

Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе СОШ № 24 с педагогами среднего поколения (от 30 до 45 лет) в количестве 20 человек.

1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Разработка проблемы личностного развития в трудах отечественных и зарубежных авторов

Проблемы личности, ее изучение и управление формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии.

Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующихся для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается [26].

Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения [30].

Другой подход, помогающий лучше понять людей – это трансакционный анализ, развитый Э. Берном. В этой работе рассматривается понимание и применение трансакционного анализа в повседневной жизни обычного человека. [15]

А. Маслоу утверждает, что пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются для личности сравнительно неинтересными и с повышением уровня потребностей повышается готовность к большой активности. Высший уровень потребностей – самоактуализация – представляет собой «осуществление самого себя», нахождения своего места в жизни и достижения высоких результатов в интересной для себя деятельности. Это есть самовыражение, самореализация личности в жизни [15].

В отличие от за­падноевропейской и американской психологии, где мы находим очень большое количество различных концепций личности, в отечественной психологии господствует единый марксистский подход, обеспечивающий некоторые общие теоретические взгляды отечественных психологов на личность и ее формирование [15].

В отечественной психологии психика понимается не как эпифеномен, не как побочное, сопутствующее мозговым процессам явление, бессильное на что-либо повлиять или что-либо изменить в поведении и деятельности человека. Она понимается как та новая, качественно своеобразная форма движения материи, которая возникает на опреде­ленном этапе филогенетического развития, заключается в способности живого организма отражать существую­щую независимо от него объективную действительность и тем самым обеспечивать индивиду наилучшую ориента­цию в этой действительности. Таким образом, психика играет активную роль регуляции взаимоотношений живого организма со средой [4].

Отечественная психология исходит из положения, что пси­хика человека имеет социальную природу и развивается под определяющим влиянием социальной среды. На оп­ределенном уровне социального и психического развития человек становится личностью. Таким образом, личность рассматривается в нашей психологии не как некоторая духовная сущность, а как продукт общественно-исторического развития. Главным, определяющим условием фор­мирования личности человека является то место, которое он занимает в системе общественных отношений и та де­ятельность, которую он при этом выполняет [15].

Формирование личности имеет решающее значение для характеристики человека: оно обеспечивает наибо­лее высокие, сознательные формы его поведения и дея­тельности, а также создает единство всех его отношений к действительности. В результате любая реакция челове­ка и весь строй его внутренней аффективной жизни опре­деляются теми особенностями личности, которые сложи­лись у него в процессе его социального опыта. Только патология, болезнь личности, может привести, как гово­рил Л.С. Выготский, к примитивной реакции, представ­ляющей собой «непосредственные аффективные разряды, не интерполированные через сложную структуру лично­сти» [11].

Такое понимание личности определяет подход отечественных психологов и патопсихологов к психологическим ис­следованиям личности, ее формирования и распада. Очень большое место в этих исследованиях занимает изу­чение зависимости протекания отдельных психиче­ских процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека, ребенка к осуществлению этих про­цессов [11].

Современная отечественная психология не только сформулировала общие методологические позиции, с ко­торых она подходит к пониманию личности, но и развер­нула ряд исследований, одни из которых изучают психи­ческие явления в их зависимости от потребностей и интересов ребенка, другие рассматривают условия и про­цесс формирования различных сторон и качеств его лич­ности [11].

Однако, личность ребенка как некоторое единое целое, ребенок как субъект психической деятельности, оказывается до сих пор еще очень мало изученным. По-видимому, именно этим объясняется тот факт, что в отечественной психологии до сих пор еще нет достаточно раз­работанной, единой психологической концепции личности и ее формирования [11].

Общие для всей отечественной психоло­гии положения о личности разными отечественными авторами по-разному интерпретируются, система­тизируются и обобщаются. Понятие личности хотя и по­стоянно употребляется, но недостаточно раскрывается психологически и часто оказывается синонимом то созна­ния, то самосознания, то установки, то психики вообще [3].

Рассмотрение вклада, сделанного учеными в разработку психологических основ всестороннего развития личности, целесообразно начать с положений, выдвинутых Б.Г. Ананьевым. Создание психологических основ всестороннего развития личности требует определения главного направления исследования. Именно в трудах Б.Г. Ананьева, как известно, обоснована идея комплексности проблем человека, предложен принципиально новый методологический подход к исследованию не только психики, но и личности [2].

Исследуя все составляющие процесса «социализации индивида», понимаемого как становление личности, и скрупулезно прослеживая общественную природу этого процесса, исторический характер существования личности, Б.Г. Ананьев сформулировал и строго субординировал основные проблемы, которые надо решить, чтобы создать психологическую теорию, успешно работающую на практическое формирование личности с такими чертами, в которых заинтересовано общество [2].

Важной предпосылкой создания психологических основ всестороннего развития личности должна выступать теория отношений В.Н. Мясищева, который на уровне анализа больших массивов конкретных данных показал, что личность со времени детства и во всей последующей жизни, будучи включенной в систему общественных отношений, которые объективируются для нее в виде господствующих в ее окружении отношений к природе, общественной и личной собственности, к людям, труду, постепенно усваивает их. Они становятся собственными отношениями личности к различным сторонам той действительности, которая ее окружает [13].

Отмечая высокую эвристичность деятельностного подхода для объяснения развития в личности свойств, составляющих ее способности, необходимо отметить вклад Б.М. Теплова в освещение этой трудной проблемы в указанном аспекте. Он дал обоснование того, что способности «отыскиваются» у человека не иначе как в ходе психологического анализа той или другой деятельности, и что наиболее общие моменты способностей имеют важнейшее значение для понимания предпосылок всестороннего развития [6].

А между тем еще в 1957 г. С.Л. Рубинштейн правильно утверждал, что «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность» [24].

Следовательно, одним из немногих психологов, попытавшихся сформулировать психологическую концепцию личности, является С.Л. Рубинштейн. Правда, во многом здесь он не оригинален — он лишь систематизировал положения, высказанные отечественными психологами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым и другими. Тем не менее, сведение всех этих положений и их изложение в свете диалектико-материалистической теории познания и марксистского учения о личности является его несомненной заслугой [8].

А.Н. Леонтьев говорил, что «…понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся... Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека» [10].

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления – психические свойства и состояния личности).

Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность – это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания.

Личность – это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. В психологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость. Понятия «личность» и «индивид» находятся в тесном единстве, однако, они не тождественны [12].

Личность всегда является представителем общества или общности. Вместе с тем личность выступает не только в роли объекта, воспринимающего влияния окружающей среды (как социальной макросреды, так и микросреды), но и в роли активного деятеля и творца, которые отражают ее индивидуальность [12].

Человеческая деятельность является источником развития личности. В деятельности отражается созидательная роль личности, позволяющая изменять не только условия своего существования, но и собственное сознание, то есть собственную психическую сущность. Внутренняя психическая деятельность личности, ее психологические процессы, свойства и состояния являются продуктом присвоения или интериоризации внешней практической деятельности [12].

Важнейшими характеристиками личности являются сознание и самосознание. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различных жизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения [12].

Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самого себя, свой внутренний мир, формировать образ «Я» [12].

Самосознание предполагает различие своего внутреннего мира (образ «Я») и того, что окружает личность (образ «НЕ Я»). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия) [12].

Большое значение для поведения личности представляет самооценка. Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой. Очень важно у личности формировать адекватный своим возможностям уровень притязаний, что, в конечном счете, определяет ее самоуважение [12].

Объяснение поведения личности и ее формирования предлагает четкое понимание источников и движущих сил ее развития. В связи с этим исторически в психологии сложилось несколько подходов в решении вопроса о движущих силах, источниках развития и становления личности. Биогенетическая концепция исходит из того обстоятельства, что развитие личности определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором. Отсюда – развитие личности малоуправляемо и носит самопроизвольный и спонтанный характер [12].

Социогенетическая концепция понимает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как копию этой среды. При этом абсолютно игнорируется собственная активность личности, ее усилия по самовоспитанию и работе над собой. Концепция двух факторов предлагает механическое объединение и взаимодействие двух факторов (среды и наследственности), то есть она обосновывается на одинаковом учете в развитии личности и фактора биологического, наследственного и фактора среды [12].

Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:

  • что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);

  • что он есть (характер, способности и т.д.);

  • что он может (опыт, умения, знания и т.д.) [21].

Каждая личность характеризуется своеобразным отно­шением к явлениям окружающей действительности. Это отношение сформировалось в процессе жизни человека. Человек воспринимает взаимоотношения с людьми, пове­дение людей сквозь систему сложившихся у него убежде­ний, установок, привычных для него подходов к явлениям и событиям жизни. Было бы ошибочно думать, что это спра­ведливо лишь применительно к взрослому, уже полностью сформировавшемуся человеку, что только ему присущи от­четливо выраженные взгляды, установки в подходе к лю­дям и жизненным явлениям [21].

Вывод. В первой части первой главы «Проблема личности в психологии» были проанализированы взгляды отечественных и зарубежных авторов на проблемы личностного развития.

Известно, что проблемы личности, ее изучение и управление формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Существует множество взглядов и подходов к изучению личности. В зарубежной психологии выделяют разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, аналитическую психологию Юнга, помогающую понять социальную сторону поведения взрослого человека. Другой подход, позволяющий лучше разобраться в людях – это трансакционный анализ, развитый Э. Берном. А. Маслоу связывает процесс развития личности с потребностями.

В отечественной психологии господствует единый марксистский подход. Отечественная психология исходит из положения, что психика человека имеет социальную природу и развивается под определяющим влиянием социальной среды. Л.С. Выготский считал, что только патология, болезнь личности, может привести к примитивной реакции.

В трудах Б.Г. Ананьева обоснована идея комплексности проблем человека, предложен принципиально новый методологический подход к исследованию не только психики, но и личности.

Мы отмечаем также вклад Б.М. Теплова в освещение указанной проблемы. Он дал обоснование того, что способности «отыскиваются» у человека не иначе как в ходе психологического анализа той или другой деятельности. А также приходим к выводу, что одним из немногих психологов, попытавшихся сформулировать психологическую концепцию личности, является С.Л. Рубинштейн. Правда, он лишь систематизировал положения, высказанные отечественными психологами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым и другими. А.Н. Леонтьев полагал, что личность представляет собой целостное образование особого рода.

Анализ различных определений личности позволяет составить ее общую характеристику. Личность – это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, определяющих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24