Адлер Макс (15 января, 1873, Вена — 28 июня, 1937, Вена), австр. философ и социолог, один из лидеров австрийской социал-демократии, теоретик австромарксизма и неокантианского ревизионизма. В духе неокантианства отвергал "вещь в себе" как объективную реальность. Отрицал разделение философии на два основных философских направления -материализм и идеализм. Толковал производственные отношения как "явления духовной жизни", отстаивая тождество общественного бытия и сознания. Будучи профессором Венского университета, примыкал к левому крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера, а также большевизма.
АДЛЕР, Макс (1873—1940), один из лидеров австр. социал демократии, теоретик австромарксизма, представители которого прикрывали «левой» демагогической фразой предательство интересов рабочего класса; философ-идеалист, неокантианец, профессор Венского университета. Вен философская деятельность А. направлена против диа- лектич. материализма как теоретич. основы революционной борьбы пролетариата за социалистич. переустройство мира. Ьорясь против материализма и диалектики, А. грубо фальсифицировал взгляды основоположников марксизма. В своей бессильной полемике против В. И. Ленина А заявляет, что объективное существование внешнего мира «недоказуемо» и может быть только делом «простой веры». Отрицая партийность философии, А. отвергает деление философов на два непримиримых лагеря: материализма и идеализма. По А., и дух и материя — лишь элементы нашего «опыта», т. е. элементы сознания. А. зовёт назад от Маркса к Канту и от Канта к Веркли и Юму, ибо, в отличие от Канта, неокантианец А. отрицает даже «вещь в себе», а тем самым — существование реального внешнего мира. Вместе с тем А. отвергает и объективно присущую природе и обществу диалектику. Борьба против революционной марксистской диалектики у А. как и у всех реформистов, служит для теоретич. оправдания оппортунизма. А.— враг науки. По А., природе человека присуще религиозное сознание, к-рое лежит в основе его теоретической мысли и практической деятельности. А. боролся против эволюционного учения Дарвина.
Идеалистич. социология А. отрицает материальную основу общественных отношений и сводит их к духовной связи людей, утверждая, будто в основе экономич. жизни лежат психические мотивы. В конечном счете А. сводит социологию к этике, к системе нравственных отношений, и отвергает историч. закономерность и возможность научного познания общественной жизни. Социализм для него — предмет веры, а не пауки, не знания. Свою насквозь идеалистич. теорию А. проповедует под фальшивой личиной «марксизма». Ничем другим, кроме лицемерного употребления «марксистских» терминов, его работы не отличаются от обычных писаний буржуазных идеалистов-неокантианцев, борющихся против научного материалистич. миропонимания.
АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873 — 28.6. 1937), австр. философ, представитель австромарксизма. Профессор Венского университета. Издатель (совместно с Р. Гильфердингом) серии исследований «Маркс-штудиен». Трактовал «вещь в себе» Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как «мысленную вещь». Признавая диалектический метод, А. вместе с тем превращал его в учение о сведении всего существующего к функциональным связям между явлениями, в которых «уже нет места для материальной субстанции». А. утверждал, будто марксистское понимание истории не имеет ничего общего с филоссофским материализмом и представляет собой исторический позитивизм («теорию социального опыта»). «Социальное» А. рассматривал как особую форму восприятия, присущую познанию; производственные отношения превращались им в «явления духовной жизни».
Активно участвовал
в политической деятельности
социал-демократической партии Австрии.
Во время 1-й мировой войны как один из
лидеров «левой оппозиции» (группа О.
Бауэра) резко критиковал социал-патриотическую
политику руководства партии. Во время
Австрийской революции 1918 отстаивал
политику участия социал-демократов в
буржуазном правительстве. В дальнейшем,
оставаясь на левом крыле социал-демократии,
требовал усиления борьбы против фашизма
и указывал на «пагубные последствия»
оппортунистической тактики.
Соч.:
Marxistische Probleme, Stuttg., 1913; Kant und der Marxismus, B.,
1925; Lehrbuch der materialistischen Geschichts-auffassung, Bd 1—2,
В., 1930—32; Die solidarische Gesellschaft, W. — [u. a.], 1964;
Natur und Gesellschaft, W. — [u. a.], 1964; рус. пер. —
Марксизм как пролетарское учение о
жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, с
предисл. М. Серебрякова, Л.—М., 1924: Энгельс
как мыслитель, с предисл. М. Серебрякова,
Л.—М., 1924.