|
Образование и культура Республики АдыгеяВ республике два ВУЗа — Адыгейский государственный университет (бывш. Адыгейский педагогический институт) и Майкопский государственный технологический университет, в ВУЗах республики открыты аспирантура и докторантура, работают учёные советы. В А. 8 государственных и 23 общественных музея. Национальный музей Республики А. располагает уникальными археологическими, этнографическими, природными коллекциями. Открыт специальный отдел адыгской диаспоры, наглядным результатом работы которого стало существенное пополнение фондов музея экспонатами периода Кавказской войны и жизни адыгов за рубежом. В Майкопе открыты филиал Государственного музея Народов Востока, картинная галерея. Древнейший памятник культуры адыгских народов — Нартский эпос. В нём отражены представления людей о мире на ранней стадии развития человеческого общества, их занятия,этические нормы и философские представления, легенды народа, особенности быта и нравов. Персоналии:
Истоки театрального искусства
адыгейцев — в древнем народном эпосе,
песнях, шуточных сценах, входивших в
бытовые, праздничные и трудовые обряды.
Развитие национального театрального
искусства началось после Октябрьской
революции и образования А.
В 1933 был открыт театральный техникум.
В 1941 в Майкопе создан областной
Драматический театр им. А. С. Пушкина, в
труппу которого вошли актёры адыгейских
областных колхозно-совхозных и русских
драматических театров (создан в 1936). В
годы Великой Отечественной войны театр
прекратил деятельность. После изгнания
фашистских оккупантов в 1943 начала
работать русская труппа, в 1958 — адыгейская
труппа. За годы Советской власти выросла
адыгейская драматургия. Театр поставил
пьесы адыгейских драматургов Г. Схаплока,
А. Хачака, Е. Мамия, Дж. Джагупова, а также
русских драматургов. Среди театральных
деятелей А.: заслуженный деятель искусств
РСФСР М. С. Ахеджаков, заслуженная
артистка РСФСР Н. Схакумидова, У. Цей и
др. Театры:
Народная музыкальная культура
адыгейцев включает песенное творчество
и музыку к танцам. Исторические,
героические, шуточные песни создавались
и исполнялись обычно мужчинами;
лирические, колыбельные, целебные, плачи
— женщинами. Среди адыгейских танцев
— удж, зафак, загатлят, исламей и другие.
Адыгейские народные песни основаны
преимущественно на диатонических
звукорядах. Им свойственно большое
ритмическое разнообразие. Для адыгейских
песен характерно двухголосие, слагающееся
из партий певца и хора, сопровождающего
солиста в унисон или имеющего
самостоятельный мелодичный рисунок.
Адыгейские народные инструменты —
камыль (духовой инструмент типа продольной
флейты), шичепшин (смычковый), пхачич
(ударный). С середины 19 века получила
распространение гармонь. Многие русские
композиторы, будучи на Кавказе,
познакомились с адыгейской народной
музыкой и использовали её в своём
творчестве — М.И. Глинка, А.А. Алябьев,
М.А. Балакирев, С.И. Танеев и др. В состав сборных команд России включены 66 воспитанников спорта А. по 18 видам спорта.
С 1992 года ежегодно проводится многодневная велогонка «Дружба народов Северного Кавказа». Её маршрут: Майкоп — Краснодар — Ставрополь — Черкесск — Пятигорск — Нальчик —Владикавказ. Велогонка несёт эстафету мира и дружбы в регионы Юга России. В А. проходят соревнования по водному туризму «Интерралли-Белая», наполненные идеей мира и дружбы между народами России. При Адыгейском Государственном Университете в 1971 году был создан «Институт физической культуры и дзюдо». Территория республики относится к зоне смешанного туризма. Она обладает значительными охотничьими ресурсами. В А. создано несколько природоохранных зон. Это Кавказский государственный биосферный заповедник, расположенный на территориях А. и Краснодарского края, ряд уникальных природных памятников и создаваемый национальный природный парк «Горная Адыгея». Большой популярностью пользуются пешеходные горные и конные маршруты. Базы и лагеря отдыха могут одновременно принять более 1500 отдыхающих. До Великой Октябрьской
социалистич. революции адыгейский парод
но имел своей письменности, грамотных
было ок. 4% населения. За годы Советской
власти создала адыгейская письменность,
построена школьная сеть, обеспечивающая
осз'ществление всеобщего обязательного
обучения на родном языке населения. Уже
в 1931 была ликвидирована неграмотность
взрослого населения. В 1947 здесь было
243 общеобразовательные школы. Созданы
7 средних специальных учебных заведений
(техникумы — с.-х., лесомеханический,
педагогич. училище и др.) и учительский
институт в Майкопе (5 специальностей),
сеть культурно-просветительных
учреждений (345) — клубов, библиотек,
драматический театр. Впервые в советское
время стали издаваться книги и газеты
на адыгейском языке. Выходит 8 газет, в
том числе 2 областные: «Адыгейская
правда» па русском языке и
«Социалистическая Адыгея» на адыгейском
языке. С дреннего времени
распространённым родом адыгейского
песенного творчества является сольная
мужская песпя (оред) с сопровождением
хора (мужского или смешанного).
Напевная сольная мелодия песни (или
мелодии, речитатив в нартских песнях)
исполняется на фоне хорового звучания
(обычно одноголосного), в некоторых
случаях хор поёт в унисон с солистом,
исполняя более простой вариант той
же мелодии, или эпизодически
сопровождает пение солиста длительно
выдержанными звуками (наподобие
органного пункта); иногда хор даёт
самостоятельную мелодию, которая в
сочетании с мелодией солиста образует
характерное для адыгейской музыки
двухголосие (с опорой па интервалы
кварты, квипты и октавы); солист и хор
поют и попеременно. Музыка песен
основана на диатонических ладах мажора
и минора; для ряда песен характерно
чередование дуолей и триолей. Словесный
текст песен не имеет размеренного ритма
и чередующихся рифм; наряду со
старинными текстами, передающимися
из поколения в поколение, певец нередко
импровизирует новые тексты (па- пример
в шуточных, танцовальвых
Шичепшин. и п.
песнях). В хоровом сопровождении
различных пидов песен повторяются
отдельные звуки, слоги или слова,
утратившие определённое смысловое
значение («ора», «ворирара» и т. п.).
Нередко основная мелодия исполняется
не певцом-солистом, а музыкантом-инструменталистом
(на камыле, шнченшиге, гармони) украшениями.
Национальные инструменты адыгейцев:
камыль — род продольной флейты с 3 или
4 пальцевыми отверстиями; шичепшин —
двухструнный смычковый инструмент
с узким веретенообразным корпусом;
пхачич — трещётка из 3—5 связанных
на одном конце деревянных пластинок
(род кастаньет), сопровождающая танцы
равномерным выстукиванием. С середины 19 века стала распространяться гармонь, получившая
большую популярность в народе
(особенно при исполнении танцев).
Адыгейские танцы обычно
сопровождаются, помимо игры на
музыкальных инструментах, также
Хоровым пением присутствующих
(с одновременным хлопанием в ладоши).
Виды танцев (и танцопалышх несен):
удш—хороводный танец со спокойным
движением по кругу; зафак — плавный
парный танец; зага- тлят — более живой
и весёлый парный танец. Существуют
многочисленные варианты этих танцев,
различающиеся по темпу и характеру
движения и отражающие особенности
различных адыгейских племён: абадзехов,
бжедухов, шапсугов и др. Все танцы идут
в двухдолытом размере (2/4 или в/8).
Запись и изучение адыгейской народной
музыки начались только в советскую
эпоху (до революции были записаны
единичные образцы мелодий). В работе
по собиранию муз. фольклора приняли
участие русские советские музыканты:
Н. Н. Миронов, М. Ф. Гнесин (автор секстета
«Адыгея» и обработок адыгейских
песен для голоса ифортениано),А.Ф. Гребнев
(составитель нотного сборника адыгейских
народных песен) и др. Смычковый инструмент
шичепшин реконструирован Гребневым
для оркестра (квартет: сопрано, альт,
тенор, бас) и усовершенствован в звучании.
В А. а. о. работает Ансамбль адыгейской
народной песни и пляски. |
Loading
|