Центральный Дом Знаний - Образование и культура Республики Адыгея

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Образование и культура Республики Адыгея

В республике два ВУЗа — Адыгейский государственный университет (бывш. Адыгейский педагогический институт) и Майкопский государственный технологический университет, в ВУЗах республики открыты аспирантура и докторантура, работают учёные советы.

В А. 8 государственных и 23 общественных музея. Национальный музей Республики А. располагает уникальными археологическими, этнографическими, природными коллекциями. Открыт специальный отдел адыгской диаспоры, наглядным результатом работы которого стало существенное пополнение фондов музея экспонатами периода Кавказской войны и жизни адыгов за рубежом.

В Майкопе открыты филиал Государственного музея Народов Востока, картинная галерея.

Древнейший памятник культуры адыгских народов — Нартский эпос. В нём отражены представления людей о мире на ранней стадии развития человеческого общества, их занятия,этические нормы и философские представления, легенды народа, особенности быта и нравов.

Персоналии:

  • Жанэ К. Х. — адыгский советский поэт и прозаик.

  • Керашев Т. М. — адыгский литератор, лауреат Государственной премии СССР;

  • Машбаш И. Ш. — народный писатель Адыгеи, лауреат Государственных премий СССР и России, председатель Союза писателей Адыгеи;

  • Тхабисимов У. Х. — основоположник адыгского профессионального музыкального искусства, народный артист Российской Федерации и Республики Адыгеи, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Республики Адыгеи, член Союза композиторов России;

  • Еутых А. А. — ювелир-оружейник, народный художник Республики Адыгеи.

Истоки театрального искусства адыгейцев — в древнем народном эпосе, песнях, шуточных сценах, входивших в бытовые, праздничные и трудовые обряды. Развитие национального театрального искусства началось после Октябрьской революции и образования А. В 1933 был открыт театральный техникум. В 1941 в Майкопе создан областной Драматический театр им. А. С. Пушкина, в труппу которого вошли актёры адыгейских областных колхозно-совхозных и русских драматических театров (создан в 1936). В годы Великой Отечественной войны театр прекратил деятельность. После изгнания фашистских оккупантов в 1943 начала работать русская труппа, в 1958 — адыгейская труппа. За годы Советской власти выросла адыгейская драматургия. Театр поставил пьесы адыгейских драматургов Г. Схаплока, А. Хачака, Е. Мамия, Дж. Джагупова, а также русских драматургов. Среди театральных деятелей А.: заслуженный деятель искусств РСФСР М. С. Ахеджаков, заслуженная артистка РСФСР Н. Схакумидова, У. Цей и др.

Театры:

  • Адыгейский драматический театр (г. Майкоп)

  • Адыгейский Камерный музыкальный театр (г. Майкоп)

  • Адыгейский Республиканский драматический театр (г. Майкоп)

  • Русский театр им. А. С. Пушкина (г. Майкоп)
  • Театр кукол «Шоколад» (г. Майкоп)

Народная музыкальная культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Исторические, героические, шуточные песни создавались и исполнялись обычно мужчинами; лирические, колыбельные, целебные, плачи — женщинами. Среди адыгейских танцев — удж, зафак, загатлят, исламей и другие. Адыгейские народные песни основаны преимущественно на диатонических звукорядах. Им свойственно большое ритмическое разнообразие. Для адыгейских песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодичный рисунок. Адыгейские народные инструменты — камыль (духовой инструмент типа продольной флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный). С середины 19 века получила распространение гармонь. Многие русские композиторы, будучи на Кавказе, познакомились с адыгейской народной музыкой и использовали её в своём творчестве — М.И. Глинка, А.А. Алябьев, М.А. Балакирев, С.И. Танеев и др.
Активное изучение адыгейского фольклора было начато после Великой Октябрьской социалистической революции (В.Л. Мессман, М.Ф. Гнесин, Г.М. Концевич, Н.Н. Миронов, А.Ф. Гребнев и др.). Профессиональное адыгейское музыкальное творчество развивается главным образом в области песенного жанра. Среди композиторов — У. Тхабисимов, М. Бесиджев, Г. Самогова, К. Туко и другие; исполнители — певицы заслуженный артист РСФСР З. Чичева, Р. Шеожева, Г. Самогова, певец К. Хейшхо и другие.

В состав сборных команд России включены 66 воспитанников спорта А. по 18 видам спорта.

  • Футбольный клуб «Дружба» Майкоп (2-ой дивизион зона «Юг»)
  • Женский гандбольный клуб «АГУ-Адыиф» (суперлига)
  • Баскетбольный клуб «Динамо-МГТУ» (высший дивизион)

С 1992 года ежегодно проводится многодневная велогонка «Дружба народов Северного Кавказа». Её маршрут: Майкоп — Краснодар — Ставрополь — Черкесск — Пятигорск — Нальчик —Владикавказ. Велогонка несёт эстафету мира и дружбы в регионы Юга России.

В А. проходят соревнования по водному туризму «Интерралли-Белая», наполненные идеей мира и дружбы между народами России.

При Адыгейском Государственном Университете в 1971 году был создан «Институт физической культуры и дзюдо».

Территория республики относится к зоне смешанного туризма. Она обладает значительными охотничьими ресурсами.

В А. создано несколько природоохранных зон. Это Кавказский государственный биосферный заповедник, расположенный на территориях А. и Краснодарского края, ряд уникальных природных памятников и создаваемый национальный природный парк «Горная Адыгея».

Большой популярностью пользуются пешеходные горные и конные маршруты. Базы и лагеря отдыха могут одновременно принять более 1500 отдыхающих.


До Великой Октябрьской социалистич. революции адыгейский парод но имел своей письменности, грамотных было ок. 4% населения. За годы Советской власти создала адыгейская письменность, построена школьная сеть, обеспечивающая осз'ществление всеобщего обяза­тельного обучения на родном языке населения. Уже в 1931 была ликвидирована неграмотность взро­слого населения. В 1947 здесь было 243 общеобразо­вательные школы. Созданы 7 средних специальных учебных заведений (техникумы — с.-х., лесомеханический, педагогич. училище и др.) и учительский институт в Майкопе (5 специальностей), сеть куль­турно-просветительных учреждений (345) — клубов, библиотек, драматический театр. Впервые в со­ветское время стали издаваться книги и газеты на адыгейском языке. Выходит 8 газет, в том числе 2 областные: «Адыгейская правда» па русском язы­ке и «Социалистическая Адыгея» на адыгейском языке.

С дреннего времени распространён­ным родом адыгейского песенного творчества яв­ляется сольная мужская песпя (оред) с сопровожде­нием хора (мужского или смешанно­го). Напевная сольная мелодия песни (или мелодии, речитатив в нартских песнях) исполняется на фоне хоро­вого звучания (обычно одноголосно­го), в некоторых случаях хор поёт в унисон с солистом, исполняя бо­лее простой вариант той же мело­дии, или эпизодически сопровождает пение солиста длительно выдержан­ными звуками (наподобие органного пункта); иногда хор даёт самостоя­тельную мелодию, которая в сочета­нии с мелодией солиста образует характерное для адыгейской музыки двухголосие (с опорой па интервалы кварты, квипты и октавы); солист и хор поют и попеременно. Музыка пе­сен основана на диатонических ладах мажора и минора; для ряда песен характерно чередование дуолей и триолей. Словесный текст песен не имеет размеренного ритма и чере­дующихся рифм; наряду со старин­ными текстами, передающимися из поколения в поколение, певец неред­ко импровизирует новые тексты (па- пример в шуточных, танцовальвых

Шичепшин. и п. песнях). В хоровом сопро­вождении различных пидов песен по­вторяются отдельные звуки, слоги или слова, утра­тившие определённое смысловое значение («ора», «ворирара» и т. п.). Нередко основная мелодия ис­полняется не певцом-солистом, а музыкантом-ин­струменталистом (на камыле, шнченшиге, гармони) украшениями. Национальные инструменты адыгей­цев: камыль — род продольной флейты с 3 или 4 пальцевыми отверстиями; шичепшин — двухструн­ный смычковый инструмент с узким веретенообраз­ным корпусом; пхачич — трещётка из 3—5 свя­занных на одном конце деревянных пластинок (род кастаньет), сопровождающая танцы равномерным выстукиванием. С середины 19 века стала распространяться гармонь, получившая большую популярность в народе (особенно при исполнении танцев).

Адыгейские танцы обычно сопровождаются, по­мимо игры на музыкальных инструментах, также Хоровым пением присутствующих (с одновременным хлопанием в ладоши). Виды танцев (и танцопалышх несен): удш—хороводный танец со спокойным движе­нием по кругу; зафак — плавный парный танец; зага- тлят — более живой и весёлый парный танец. Существуют многочисленные варианты этих танцев, различающиеся по темпу и характеру движения и отражающие особенности различных адыгейских племён: абадзехов, бжедухов, шапсугов и др. Все танцы идут в двухдолытом размере (2/4 или в/8).

Запись и изучение адыгейской народной музыки начались только в советскую эпоху (до революции были записаны единичные образцы мелодий). В ра­боте по собиранию муз. фольклора приняли участие русские советские музыканты: Н. Н. Миронов, М. Ф. Гнесин (автор секстета «Адыгея» и обработок ады­гейских песен для голоса ифортениано),А.Ф. Гребнев (составитель нотного сборника адыгейских народных песен) и др. Смычковый инструмент шичепшин ре­конструирован Гребневым для оркестра (квартет: сопрано, альт, тенор, бас) и усовершенствован в зву­чании. В А. а. о. работает Ансамбль адыгейской народной песни и пляски.

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24