Центральный Дом Знаний - Адыги

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Адыги

АДЫГИ, общее наименование многочисленной в прошлом группы родственных по происхождению племён Северного Кавказа, называвших себя адыге и известных в европейской и восточной литературе со времён средневековья под именем черкесов. Из современных народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы и черкесы, говорящие на родственных языках, составляющих особую ветвь северо-западной (абхазо-адыгской) группы кавказских языков, и сохранившие в своей материальной и духовной культуре много общих элементов. В древности адыгские племена обитали на юго-западе Северного Кавказа и Черноморском побережье. Прикубанские племена обычно упоминаются у античных авторов под собирательным именем меотов, а причерноморские — под собственными именами; из них этнонимы зихи и керкеты стали позже также собирательными. Примерно в 5 веке зихи возглавили просуществовавший до 10 века союз адыгских племён, а имя зихов вытеснило другие племенные названия адыгов. В русских летописях с 10 века А. именуются уже касогами, а в восточных (арабо- и персоязычных) источниках — кашаками, кешеками («к-ш-к»). Со времени монгольского нашествия (13 век) распространилось наименование черкесы (ср. этноним античного времени — керкеты), хотя в западной литературе иногда сохранялся и термин «зихи». В 13—14 веках часть А. продвинулась на Восток — в бассейн реки Терек, где жили прежде аланы, в значительной части истребленные во время нашествия монголов и частично оттеснённые в горы; оставшиеся на месте смешались с А. Так образовалась кабардинская народность, а из других адыгских племён — адыгейская народность. Адыгское население Карачаево-Черкесской области состоит отчасти из потомков западно-адыгских (бесленеевцы) племён, отчасти из переселившихся на Кубань в 20—40-х годах 19 века кабардинцев.


Адыги (Черкесы (экзоэтноним), а также: Черкасы (устар.), Зихи (устар.), Касоги (устар.)), (самоназвание адыгэхэр (мн.ч.)), общее название близкородственных народов в России объединяющее адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Общая численность в России по переписи 2002 года 715 тысяч человек. Проживают также в Турции, Сирии, Иордании, странах Европы, США и в других странах Ближнего Востока. Черкесская диаспора насчитывает около 4 миллионов человек.

А. проживают на территории шести субъектов Российской Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,Краснодарский край, Северная Осетия, Ставропольский край). В трёх из них (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) А. являются одним из «титульных» народов. В КЧР это черкесы; в Адыгее и Краснодарском крае — адыгейцы, в КБР — кабардинцы.

Согласно древнейшего исторического памятника устного характера, который присутствует у всех автохонных народов Кавказа, а именно согласно Нартскому эпосу, предки А.— нарты жили на Кавказе ещё 18 тысяч лет назад, причем соседствовали с расами великанов (исполинов) и расой карликов. Даже Последняя ледниковая эпоха своеобразно отражена в Нартском эпосе как время совершения нартом Сосруко подвига по краже огня у великанов(исполинов) для спасения своих братьев от холода (позже, в античное время, этот сюжет лег в основу мифа о том, как греческий титан Прометей похитил огонь с Олимпа для спасения людей.

Предки А., абхазов, абазин и убыхов являются автохонными (коренными) жителями Кавказа и Приченоморья, так как они ещё 5,5 тыс. лет назад населяли эту территорию, причем именовали себя «Ашуа» и оставили после себя множество материальных доказательств, артефактов, курганов свидетельствующих об этом.

Многие историки, этнографы, археологи и лингвисты обладали сведениями об Ашуйской цивилизации давно, но только после развала Советского Союза получили возможность публиковать известную им этнографическую и иную информацию, так как общество стало значительно более демократичным. Так например, ещё в 60-х гг. 20 века, успешно использовав абхазский и абазинский языки для прочтения надписей на археологических находках Майкопской культуры и на каменных плитках из города Библ (столицы Финикии — ныне территория Ливана,Сирии и Израйля), советскому (русскому) ученому-абхазоведу Турчанинову Г. Ф., удалось доказать что Адыго-Абхазская группа народов ещё тогда обладала собственной письменностью и являются народами автохонность которых, (начиная с середины 4 тыс.до н. э.), относительно сегодняшней места проживания — «Северный Кавказ и Причерноморье» является твердо доказанным фактом. Однако только после его смерти, в 1999 году, была издана его книга — «Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа», Ин-т языкознания РАН, Моск. исслед. центр абхазоведения. М., 1999. 263 с. ISBN 5-06-003336-7.

Таким образом, адыги и абхазы, под именем «Ащуа» были известны ещё древним финикицам, во времена древнего Египта, расцвета Хеттского государства и т. д. Когда появились последующие цивилизации, примерно со II тысячелетия до н. э., адыги, под разными другими наименованиями, такими как (зихи, киммерийцы,скифы,сарматы, черкесы, абасги, керкеты, меоты и др.) стали известны греческим, европейским и арабским историкам, причем непременно как местных жителей гор Северного Кавказа и Причерноморье. (Как и некоторые другие народы, в разные эпохи, адыгов именовали по разному, к примеру общеизвестно что нынешних греков ранее именовали эллинами). Яркий представитель античной (греческой) цивилизации Геродот написал, что проживающий здесь народ именует себя «атехи». В настоящее время научных кругах США и Европы имеются известные сторонники гипотезы о том, что древний адыго-абхазский (ашуйский) язык и письменность послужили основой языка Хеттов и что ашуйская цивилизация соответсвенно имела влияние на шумерскую и египетскую цивилизацию. Тот факт что ашуйский язык и письменность лежат в основе языка который использовали хаттами жившие в Анатолии признается большинством научного сообщества.

Позже, в XV веке н. э. живший на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зихов, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкасами, и на их собственном наречии имя им А., (in loro proprio linguaggio appellati Adiga).

В древнерусских источниках были известны под именем касогов, давние родственные А. соседи осетины (ясы до сих пор называют кабарду и черкесию кæсæг, а их самих соответственно кæсгон. В XIII в. распространяется монгольское название черкесы. В XIV—XV вв. часть А. заняла земли в окрестностях Пятигорья, когда после разорения Золотой орды войсками Тамерлана, к ним присоединяется ещё одна волна адыгских (а именно абазинских) племен с запада, став этнической составляющей кабардинцев. В XVIII в. часть А. (включая кабардинцев и абазин) переселилась в бассейн рек Большой Зеленчук и Малый Зеленчук, где составила основу черкесов КЧР. Таким образом, непрерывно, стабильно А., абхазы, абазины и убыхи населяли большую часть территории [Кавказ|Кавказа]] — Абасгию (совеременная Абхазия, Черкесию (территория соврем.Краснодарский край к югу от реки Кубань, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию и Адыгею).

Регулярные московско-адыгские связи начали устанавливаться еще в период генуэзского контроля над торговлей на Северо-Западном Кавказе. В конце XV века по Дону пути постоянно приходили караваны русских купцов в Азов и Кафу, где русские купцы встречались и устанавливали торговые связи с горцами Северного Кавказа, не только проживающими в городских центрах и их окрестностях, но и с жителями более отдаленных мест.

В 1552 году А. вместе с русскими приняли участие во взятии Казани. В 1552, 1555 и 1557 годах представители западных А. (жанеевцев, бесленеевцев и др.), восточных адыгов (кабардинцев) и абазинцев обращались к Ивану Грозному с просьбой о покровительстве для борьбы с Крымским ханством. Им удалось заручиться покровительством русского царя и отныне они могли рассчитывать на военную и дипломатическую помощь Москвы, а сами обязывались являться на службу царю.

В 1556 году А. осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция А. во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году.

В 1558—1560 годах ряд военных экспедиций на крымскую территорию предпринял лидер запорожских казаков, литовско-русский князь Вишневецкий и вместе с его войсками выступили адыги (в частности, под Таманью).

В 1561 году Иван Грозный женился на дочери известного кабардинского князя Темрюка Идарова и после крещения в Москве она стала царицей Марией. Прорусски настроенный Темрюк Идаров пытался объединить всех А., но потерпел неудачу. Он вынужден был призвать на помощь русские войска для борьбы с антирусски настроенными лидерами А. Дважды, в 1562—1563 и 1565—1566 годах, русские войска совершали походы в Кабарду.

В 1570-е годы крымцы и османы сумели восстановить свое влияние на Северо-Западном Кавказе, но русские цари продолжали считать А. и абазин своими подданными.

Согласно письменных памятников истории, относящихся к Майкопской археологической культуре, дешифрованных советским (русским) ученым Турчанинновым Г. Ф., первое появление А. на побережье Средиземного моря произошло в середине 3-го тысячелетия до нашей эры. Установлено, что представители элиты Ашуйского царства продавали в качестве рабов некоторых своих соплеменников (побежденных в междуусобных воинах). Далее, это первые преставители адыго-абхазской (Ашуйской) цивилизации оказавшись в Финикию (ныне территория Ливана) внесли заметный вклад в историю Финикии и последующих европейских цивилизаций, так как они показали им ашуйскую письменность. Впоследствии ашуйская (адыго-абхазская) письменность стала основой финикийской письменности, которая в свою очередь использована греками для создания своей письменности. Позже греческая письменность повлияла на появление кирилицы в России, и ещё позже кирилица была принята для воссоздания адыгской письменности (можно сказать круг замкнулся). Массовое появление свободных (вольных) адыго-абхазов на Ближнем Востоке приходиться также на середину 3 тысячеления до нашей эры и также связано с Финикией, так как элита Ашуйской цивилизации осуществляла меновую торговлю с Финикией, для чего Ашуйские князя (именовавшие себя скорее войнами, а не купцами) ездили в Финикию и Египет и в обмен на мёд приобретали ткани. Археологические находки Майкопской культуры (датируемые серединой 3 тысячелетия до нашей эры), а также надписи на камнях из Библа (столицы древней Финикии), которые были расшифрованы русским ученым Турчанинновым, однозначно подтвердили факт успешного торгового сотрудничесва между адыго-абзазами (ашуйцами) и финикийцами. Наиболее признаваемое в научных кругах первое появление А. на Ближне Восточной исторической арене произошло во времена Мамлюков, в XIV—XVI веках, ещё до того как они стали мусульманами на своей родине. Наемные войны из числа А., Абазин и Абхазов, которых арабы именовали Мамлюки, были популярны в Египте и Малой Азии начиная с 3-го тысячелетия до н. э. Из них часто формировали личную охрану фараоны, султаны и иные правители. Наиболее выдающиеся Мамлюки назначались главнокамандующих армиями и со временем повысилось их влияние на правителей и народы, пока в XIV веке оно не достигло своего пика в Египте, выразившегося в захвате власти. Султан Баркук считался «отцом черкесского правления» в Египте. Период правления Египтом адыго-абхазских мамлюков называется «Даулят аль-Джеркес» и продолжался с 1382 по 1517 год  с перерывами вплоть до XVIII века. С приходом Мухаммеда Али-паша к власти, была убита большая часть мамлюкских правителей, а те что остались бежали в соседний Судан. После Первой мировой войны, А. в арабских странах были сплочённым, лояльным и влиятельным национальным меньшинством. Основные адыгские общины на Ближнем Востоке находятся в Турции, Иордании и Сирии, а также в Ираке и Израиле.

Начало обострения русско-кабардинских отношений произошло из-за строительства крепости Моздок в Малой Кабарде. Кабардинские князья более десяти лет настойчиво добивались снесеения крепости мирными путями, но имперские власти не считались с их заслугами. Однако когда подобные укрепления стали возводиться в самом центре кабардинской земли, последовало первое вооруженное восстание в 1763 году, и ставшее началом столетней войны между Черкесией и Россией. Активное освоение западных адыгских земель Россией началось в 1792 году, с созданием русскими войсками сплошной кордонной линии по реке Кубань.

В ходе войны по завоеванию Северного Кавказа (Кавказская война 1817—1864) Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и с 1830-х гг. стала закрепляться на Черноморском побережье.

К 1839 году в ходе сооружения Черноморской береговой оборонительной линии А. были вытеснены в горы, откуда продолжали совершать атаки на русские поселения. После крымской войны, в которой черкесы-А. перешли на сторону турков, французов и англичан, им был поставлен ультиматум: они должны были освободить приграничные земли (побережье и горы) и выселяться либо за Кубань на равнину, либо в Османскую империю. Небольшая часть адыгской знати к этому моменту перешла на службу Российской империи. В 1864 году, после истощения сил и поражения, большая часть А. (около 500 тыс. человек) были выселены царской администрацией в Османскую империю. К Российской империи была присоединена территория Черкесии — нагорная полоса Закубанья и Северо-восточного Причерноморья (Сочинский, Туапсинский, и горные части Апшеронского, Северского и Абинского районов современного Краснодарского края). Таким образом, Россия полностью взяла под контроль территории проживания адыгов. Есть мнение, что итогом Кавказской войны является геноцид, учинённый в отношении А.

Султан Турции, Абдул-Хамид II, поддерживал поселение А. на территории его империи, и они поселялись на пустынной границе Сирии и в других запустелых приграничных регионах для остановки бедуинских набегов.

Оставшиеся западные А. (кяхи) стали называться адыгейцами. Современные А. сохраняют сознание своего единства, общие черты традиционной социальной структуры,мифологии, фольклора и др. Сохраняют большое значение экзогамные фамильно-родственные объединения (лlакъо).

В фольклоре основное место занимают нартские сказания (Нарт пшыналъэ), героические и исторические песни, песни-плачи о героях (гъыбзэ). Многообразие трудовых песен обусловлено разными формами хозяйства (песни пахарей, косарей, погонщиков волов при молотьбе, чесальщиц шерсти, песни при прополке и очистке кукурузы, аробные, мельничные, кузнечные, пастушьи песни и наигрыши).

Обрядовый фольклор включает песни-обращения к покровителям леса; песни вызывания дождя; новогодние поздравительные песни; ритуальные наигрыши, сопровождающие поиск утонувшего или погибшего под лавиной; песни-обращения к божеству грома, сопровождающие похороны, пострадавшего от молнии; песни семейные (свадебные, колыбельные, песни-укачивания одряхлевших стариков), врачевательные (песни-заговоры от оспы, от ран); песни-благопожелания (хохы).

Музыкальные инструменты: смычковый шикlэпщын, щипковый апепшин, духовой къамыл, или бжами, деревянная трещетка пхачич. Со 2-й пол. 19 в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24