Центральный Дом Знаний - Адыгейцы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Адыгейцы

АДЫГЕЙЦЫ (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыгейской области Краснодарского края РФ. Численность 80 тысяч человек (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и других адыгских народов, были автохтонным населением северо-западного Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 веках. часть адыгов переселилась в бассейн реки Терек (кабардинцы), а основная масса осталась на побережье Чёрного моря и в Закубанье. Эта западная группа адыгских племён, известная под именем черкесов - непосредственных предков современных А. , включала в себя в конце 18 и 1-й пол. 19 веков шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и другие более мелкие племена. Остатки племенного деления сохранились в диалектах адыгейского языка Основными занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 века) ислам суннитского толка. 27 июля 1922 была создана Адыгейская АО.


Адыгейцы (адыги; самоназвание — адыгэ), народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Часть А. живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая вместе с родственными адыгскими народностями около 4 миллионов человек. Там все адыгские народы называются обобщённо черкесами. В России А. проживают: в Адыгее - 108,1 тыс.; Кабардино-Балкарии – 0,6 тыс.; в Краснодарском крае насчитывается 15,8 тыс. А.

Также в Краснодарском крае проживает 3,2 тыс. - шапсуги, это один из адыгских народов (признаны "малым народом"), живут в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи).

Собственно А. живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) являясь автохтонным населением.

Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской семьи языков. В России сохранились диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного адыгейского языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года — Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года — в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год — Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.

10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.

5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года — Республика Адыгея.

Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин — шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни — героические, лирические, бытовые и др., танцы.


АДЫГЕЙЦЫ (а д ы г е), или черкесы, — на­род сев.-зап. Кавказа (население Адыгейской и Чер­кесской авт. областей). Численность — 88 тыс. чел. (перепись 1939). В античное время предки А. пзвестныбыли подназваниями: мэоты, синды.коркеты (отсюда— черкесы), зихи. В формировании А. при­няли участие скифские,сарматские и аланские этнич. элементы. До присоединения к России и пересе­ления части А. в Турцию (1867) они занимали всё левобережье р. Кубани и долились на ряд пле­менных групп: шансуги, абадзехи, натухайцы, те- миргоевцы, бжедухи, беслепеевцы и др. К А. при­надлежат и кабардинцы (см.). Язык А. относится к северо-западной (абхазо-черкееской) группе яфе­тических языков Кавказа. В 13—14 вв. у А. сложился полуфеодально-нолупат- риархальный строй с привилегированным слоем (князья — пши, дворяне — уорки), свободными об­щинниками (тфэкогли), крепостными крестьянами (пшитли, оги)и рабами(унауты). Более развиты были феодальные отношения у кабардинцев, бжедухов, темиргоевцов и беслепеевцев. У шапсугов, натухай- цеп и абадзехов отсутствовала княжеская власть. До сравнительно недавнего времени сохранялись ро­довые пережитки и сельская община. Писаные за­коны заменял адат. Держались многие древние обычаи: аталычество, взаимопомощь, гостепри­имство, куначество. До 19 в. в хозяйстве А. основную роль играло скотоводство, впоследствии—земледелие (посевы проса и ячменя). Издавна развиты кустар­ные промыслы (золотошвейный, бурочный, оружей­ный и др.).

Великая Октябрьская социалистич. революция внесла коренные изменения в труд и быт А. Созданы Адыгейская и Черкесская автономные области. В деревне победил колхозный строй. Адыгейский парод создал свою интеллигенцию.

Селения А .состоят из широко разбросанных групп усадеб. В прошлом у А. имелись большесемейные дома. Как пережиток сохранилось деление дома на мужскую и женскую половины. Националь­ная одежда мало сохранилась. Мужская была при­способлена к военному быту: черкеска с газырями, бешмет, шаровары, бурка, чувяки, пояс с кин­жалом, папаха. Женская одежда: длинная рубаха, узкий девичий корсет, бешмет, шаровары, чувяки. Среди А.с 6 в. было распространено христиан­ство, в 17—18 вв. его вытеснил ислам, наряду с которым существовали пережитки древних языческих верований: культ богов — грозы (Шибле), земледе­лия (Созереш), железа и кузнечества (Тлэпш) и др., почитание священных деревьев. В настоящее время религиозные пережитки у адыгейцев изживаются. Фольклор у А. богат и разнообразен.

Адыгейская письменность создана после Великой Октябрьской социалистич. революции.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24