Адыгея (адыг. Адыгэ Республик), республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.
Столица — город Майкоп.
Территория республики окружена территорией Краснодарского края.
Образована 27 июля 1922 как Адыгейская (Черкесская) автономная область.
Адыгейская АО награждена орденом Ленина (1957) и орденом Дружбы народов (1972).
Содержание:
II. Население
III. Исторический очерк
IV. Административно-территориальное деление
V. Экономика
VII. Литература и декоративно-прикладное искусство
Серебряный пояс
Народная поэзия адыгейцев очень богата. Она включает сказания о нартах, старинные героические песни о борьбе народа против местных феодалов, военно-исторические песни, песни-плачи, охотничьи, трудовые, лирические, свадебные, колыбельные, шуточные. До Октябрьской революции были предприняты некоторые попытки создания в Адыгее письменности на адыгейском языке. Однако возникновение и развитие адыгейской литературы стало возможным лишь после победы Советской власти, с созданием письменности, появлением периодической печати на адыгейском языке (1918). Первые успехи адыгейской литературы связаны с именами А. Хаткова (1901—37; поэтические сборники
«Мелодии», 1931; «Часовой», 1935; на русском
языке — «Мужество», 1938), Т. Керашева (р.
1902; роман «Шамбуль», 1-я редакция на
русском языке 1932, на адыгейском языке
1934, переиздано под названием «Дорога к
счастью», 1947), И. Цея (1890—1936; пьесы «Кочас»,
1925; «Хищники», 1926; «Фэмый», 1933), М. Паранука
(р. 1912; поэмы «Ураза», 1929; «Будь бдительным»,
1934). В середине 30-х гг. сделаны первые
записи песен нар. ашуга Ц. Теучежа. Им
созданы поэмы «Восстание бжедугов»
(отдельное издание 1939) и «Мафоко Урысбий»
(1939), рисующие историческое прошлое
адыгов, и «Родина» (1939). Во время Великой
Отечественной войны, защищая Родину,
погибли адыгейские писатели — Герой
Советского Союза Х. Андрухаев (1921—41),
А. Уджуху (1912—43), Х. Уджуху (1917—42), Д. Тугуз
(1918—42). Их военные произведения вошли
в сборник «Их слово и оружие были остры»
(1966).
В послевоенный период плодотворно
работают Т. Керашев (романы «Состязание
с мечтой», 1955; «Куко», 1968), М. Паранук
(поэтические сборники «Песнь счастливых»,
1955; «Голос сердца», 1961; «Избранное»,
1962; «Мирное утро», 1966), Ю. Тлюстен (р. 1913;
«Избранные произведения», 1964), А. Евтых
(р. 1915; сборник рассказов «Возвращение»,
1945; поэтический сборник «Счастье», 1946;
повести «Аул Псыбэ», 1950; «Превосходная
должность», 1951; «У нас в ауле», 1953; «Девушка
из аула», 1963), Д. Костанов (р. 1912; сборник
рассказов «Две высоты», на русском языке
1947, на адыгейском языке 1948; «Труд славит
человека», 1955; роман «Слияние рек», 1957;
«Избранные произведения», 1962), К. Жанэ
(р. 1919; «Стихи», 1945), С. Яхутль (р. 1914;
«Избранное», 1964), А. Гадагатль (р. 1922;
сборник «Сердце адыга», 1963). В конце 50-х
гг. с литературными произведениями
выступили Х. Ашинов (р. 1926), И. Машбаш (р.
1930), Х. Беретарь (р. 1931). В 60-е гг. изданы
значительные в идейном и художественном
отношениях книги: романы Ю. Тлюстена
«Ожбаноковы» (1962), Дж. Джагупова «Звезда
Галимет» (1964), А. Шеуджена «Не забудьте!»
(1963), И. Машбаша «Оплаканных не ждут»
(1966), Х. Ашинова «Всадник переходит бурную
реку» (1966), Д. Костанова «Белая кувшинка»
(1967), сборники поэта и переводчика
произведений адыгейских поэтов на
русский язык П.Е. Резникова (р. 1910) «Голос
дальних дорог» (1961), «Гвардия мира»
(1964), пьеса Г. Схаплока «Даут» (1967) и другие
Появились новые имена: В. Творогова, М.
Тхаркахо, Е. Мамий, К. Кумпилов, Н. Куек,
Х. Панеш, С. Панеш, П. Кошубаев, Т. Чамоков,
Р. Нехай и др.
Прикладное искусство. Часть рукава с золотошвейной вышивкой 19 в.
Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе бронзы восходят золотые и серебряные сосуды, фигурки львов и быков из Майкопского кургана, многочисленные дольмены; к раннежелезному веку — замечательные образцы «звериного стиля» (например, из Келермесских курганов), ювелирные изделия,керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонительных башен, культовых сооружений. Народные жилые и хозяйственные постройки на протяжении веков делались с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной, с двускатной соломенной или камышовой крышей.
С 19 века стали строить деревянные или
саманные дома, иногда крытые черепицей
или железом. В советское время аулы
получают б. ч. правильную планировку,
строятся деревянные, шлакобетонные и
кирпичные жилые дома с 2—4 комнатами и
верандой, клубы, школы, больницы.
Преобразился город Майкоп, в котором
построены многоэтажные жилые и
общественные здания: железнодорожный
вокзал, кинотеатры «Октябрь» (1950-е гг.),
«Гигант» (1961, архитектор Ю.Ф. Каверин),
Драматический театр им. А.С. Пушкина
(1963, реконструкция, архитекторы С.Ф.
Плешков, Н.А. Лебедев), здание обкома
(1966, архитекторы И.В. Ярошевский), гостиница
«Адыгея» (1967) и другие. Сооружены памятник
В.И. Ленину (бронза, 1959, скульптор М.Г.
Манизер, архитектор И.Е. Рожин) и монумент
«Дружба» (бронза, 1968, скульпторы М.Г. и
О.М. Манизер, архитектор И.Е. Рожин),
посвященный 400-летию добровольного
присоединения А. к России.
Одежда и
предметы быта издавна украшались
вышивкой золотыми и серебряными нитями,
шёлком, шнуром, аппликацией. В узорах
преобладают крупные растительные
мотивы, негусто заполняющие фон. На
серебряные изделия (украшения для
одежды, конской сбруи и др.) тонкие
растительные и криволинейные узоры
наносились гравировкой, чернью,
филигранью, насечкой. Несложные
геометрические узоры характерны для
циновок, резьбы по дереву, узорных
войлоков. В советское время появилось
станковое изобразительное искусство.
В А. работают скульптор К.К. Сидашенко,
живописцы И.В. Соколов, В.М. Мехед, Э.Н.
Овчаренко, Д.И. Мельников, В.Ф. Долгов,
Д.М. Меретуков и другие.
Веер с золотошвейной вышивкой (Адыгея)
В дореволюционное время адыгейский народ, лишённый письменности, имел лишь произведения устного народного творчества. Народное поэтическое творчество адыгейцев очень богато. Оно включает в себя песни-сказания о партах — легендарных героях древнего народного эпоса, старинные героические песни о борьбе адыгейского народа против местных князей и феодалов, военно- историч. песни, песни-плачи, охотничьи, производственные песни (при пахоте, косьбе, расчёсывапии шерсти, очистке кукурузы и т. п.), целебные, любовно-лирические, свадебные, колыбельные, детские, песни о животных и птицах, шуточные, танцевальные и др. В советскую эпоху народное творчество обогатилось новыми песнями — о великих вождях парода Ленине и Сталине, о социалистической Родине, песнями комсомольскими, колхозными и др.
Адыгейские сказки высоко ценил М. Горький. Он писал: «...Очень интересна и сказка о зайчихе, лисе и волке, помощнике старшины,— она обнажает социальные отношения людей, чего, обычно, в сказках о животных не видят... Ценность адыгейских сказок увеличивается еще и тем, что в них зло везде побеждено. Это — хорошее свидетельство о здоровье народа» (М. Горький).
Адыгейская художественная литература получила своё развитие после Великой Октябрьской социалистич. революции, когда в 1918 была создана адыгейская письменность. Она впитывает в себя лучшие традиции устного творчества адыгейского народа, геликой русской классической и советской литературы и литературы советских братских народов.
Широкой известностью пользуется народный певец Адыгеи Цуг Теучеж (см.) (1855—1940). Его стихи и поэмы ярко рисуют острую непримиримую борьбу трудящихся адыгейцев против своих угнетателей, рассказывают о радостных чувствах советских людей, о счастливой колхозной жизни, о братской дружбе народов СССР, о раскрепощённой женщине- горянке. Много глубоко взволнованных, патриотич. произведений Цуг Теучеж создал о великом вожде и учителе И. В. Сталине.
Большое место в адыгейской литературе занимает роман основоположника адыгейской прозы — Тембота Керашееа (р. 1903) «Дорога к счастью» (1947, рус. пер. 1948), отображающий классовую борьбу в аулах в период организации колхозов. Роман удостоен Сталинской премии в 1948. Т. Корашов - автор многих рассказов и очерков. На стиле его ироияведепий сказалось благотворное влияние русской советской литературы, особенно М. Шолохова. Создателем научной и школьной грамматики адыгейского языка явился первый учёный-адыгеец Д. А. Ашхамаф (1897—1946). Адыгейские советские писатели пишут па темы социалистич. строительства. Искренне, задушевно звучат стихи молодого адыгейского поэта — Героя Советского Союза Хусейна Апдрухаева, павшего в бою с немецко-фашистскими захватчиками.
Прикладное искусство. Рукоятка шашки, украшенная чернью. 19 в.
На адыгейский язык переводятся произведения классиков марксизма-ленинизма, переведены сочинения классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. К). Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. М. Горького, В. В. Маяковского и кр.
Адыгейское народное искусство уходит корнями в далёкое прошлое и является родственным искусству основного населения Кабардинской АССР и Черкесской автономной области. Оно характеризуется богатым, весьма оригинальным орнаментом, украшающим разнообразные золотошвейные изделия (части женской одежды, кисеты, подчасники, бумажники, табачницы и др.), серебряные изделия с чернью, филигранью и гравировкой, войлочные ковры и камышовые цыновки. Реже орнамент применяется в вышивке цветными нитками, резьбе по дереву (мебель) и по камню (в пришлом украшения каменных надгробий). В старом адыгейском орнаменте, дошедшем до наших дней, можно различить геомстризовавный стиль (узор войлоков и циновок: треугольники, ромбы, квадраты, зубцы, полукружия, «решётки», «лесенки» и т. п.) и стиль смешанного характера (узор золо- тошвейвых изделий и изделий из серебра), в к-ром геометрические элементы сочетаются с особыми криволинейными фигурами. Эти последниепредставлягст собой чрезвычайно своеобразные сложные формы, в к-рых имеются элементы растительного характера (трилистники, побеги, розетки и т. п.), стилизованные изображения бараньих рогов, изображения старинных родовых знаков — тамг и мотивы, напоминающие фигуры людей и животных. Композиции из криволинейных фигур (обычно крупных, не густо заполняющих фон), как правило, симметричны. После Великой Октябрьской социалистич. революции в адыгейском искусстве появились мотивы, отражающие органически вошедшие в национальный адыгейский орнамент и значительно его обогатившие.