Центральный Дом Знаний - Адыгея

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Адыгея

Адыгея (адыг. Адыгэ Республик), республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.

Столица — город Майкоп.

Территория республики окружена территорией Краснодарского края.

Образована 27 июля 1922 как Адыгейская (Черкесская) автономная область.

Адыгейская АО награждена орденом Ленина (1957) и орденом Дружбы народов (1972).

Содержание:

I. Географический очерк

II. Население

III. Исторический очерк

IV. Административно-территориальное деление

V. Экономика

VI. Образование и культура

VII. Литература и декоративно-прикладное искусство

Серебряный пояс

Народная поэзия адыгейцев очень богата. Она включает сказания о нартах, старинные героические песни о борьбе народа против местных феодалов, военно-исторические песни, песни-плачи, охотничьи, трудовые, лирические, свадебные, колыбельные, шуточные. До Октябрьской революции были предприняты некоторые попытки создания в Адыгее письменности на адыгейском языке. Однако возникновение и развитие адыгейской литературы стало возможным лишь после победы Советской власти, с созданием письменности, появлением периодической печати на адыгейском языке (1918). Первые успехи адыгейской литературы связаны с именами А. Хаткова (1901—37; поэтические сборники

«Мелодии», 1931; «Часовой», 1935; на русском языке — «Мужество», 1938), Т. Керашева (р. 1902; роман «Шамбуль», 1-я редакция на русском языке 1932, на адыгейском языке 1934, переиздано под названием «Дорога к счастью», 1947), И. Цея (1890—1936; пьесы «Кочас», 1925; «Хищники», 1926; «Фэмый», 1933), М. Паранука (р. 1912; поэмы «Ураза», 1929; «Будь бдительным», 1934). В середине 30-х гг. сделаны первые записи песен нар. ашуга Ц. Теучежа. Им созданы поэмы «Восстание бжедугов» (отдельное издание 1939) и «Мафоко Урысбий» (1939), рисующие историческое прошлое адыгов, и «Родина» (1939). Во время Великой Отечественной войны, защищая Родину, погибли адыгейские писатели — Герой Советского Союза Х. Андрухаев (1921—41), А. Уджуху (1912—43), Х. Уджуху (1917—42), Д. Тугуз (1918—42). Их военные произведения вошли в сборник «Их слово и оружие были остры» (1966).
В послевоенный период плодотворно работают Т. Керашев (романы «Состязание с мечтой», 1955; «Куко», 1968), М. Паранук (поэтические сборники «Песнь счастливых», 1955; «Голос сердца», 1961; «Избранное», 1962; «Мирное утро», 1966), Ю. Тлюстен (р. 1913; «Избранные произведения», 1964), А. Евтых (р. 1915; сборник рассказов «Возвращение», 1945; поэтический сборник «Счастье», 1946; повести «Аул Псыбэ», 1950; «Превосходная должность», 1951; «У нас в ауле», 1953; «Девушка из аула», 1963), Д. Костанов (р. 1912; сборник рассказов «Две высоты», на русском языке 1947, на адыгейском языке 1948; «Труд славит человека», 1955; роман «Слияние рек», 1957; «Избранные произведения», 1962), К. Жанэ (р. 1919; «Стихи», 1945), С. Яхутль (р. 1914; «Избранное», 1964), А. Гадагатль (р. 1922; сборник «Сердце адыга», 1963). В конце 50-х гг. с литературными произведениями выступили Х. Ашинов (р. 1926), И. Машбаш (р. 1930), Х. Беретарь (р. 1931). В 60-е гг. изданы значительные в идейном и художественном отношениях книги: романы Ю. Тлюстена «Ожбаноковы» (1962), Дж. Джагупова «Звезда Галимет» (1964), А. Шеуджена «Не забудьте!» (1963), И. Машбаша «Оплаканных не ждут» (1966), Х. Ашинова «Всадник переходит бурную реку» (1966), Д. Костанова «Белая кувшинка» (1967), сборники поэта и переводчика произведений адыгейских поэтов на русский язык П.Е. Резникова (р. 1910) «Голос дальних дорог» (1961), «Гвардия мира» (1964), пьеса Г. Схаплока «Даут» (1967) и другие Появились новые имена: В. Творогова, М. Тхаркахо, Е. Мамий, К. Кумпилов, Н. Куек, Х. Панеш, С. Панеш, П. Кошубаев, Т. Чамоков, Р. Нехай и др.

Прикладное искусство. Часть рукава с золотошвейной вышивкой 19 в.

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе бронзы восходят золотые и серебряные сосуды, фигурки львов и быков из Майкопского кургана, многочисленные дольмены; к раннежелезному веку — замечательные образцы «звериного стиля» (например, из Келермесских курганов), ювелирные изделия,керамика, остатки жилищ-крепостей, оборонительных башен, культовых сооружений. Народные жилые и хозяйственные постройки на протяжении веков делались с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной, с двускатной соломенной или камышовой крышей.

С 19 века стали строить деревянные или саманные дома, иногда крытые черепицей или железом. В советское время аулы получают б. ч. правильную планировку, строятся деревянные, шлакобетонные и кирпичные жилые дома с 2—4 комнатами и верандой, клубы, школы, больницы. Преобразился город Майкоп, в котором построены многоэтажные жилые и общественные здания: железнодорожный вокзал, кинотеатры «Октябрь» (1950-е гг.), «Гигант» (1961, архитектор Ю.Ф. Каверин), Драматический театр им. А.С. Пушкина (1963, реконструкция, архитекторы С.Ф. Плешков, Н.А. Лебедев), здание обкома (1966, архитекторы И.В. Ярошевский), гостиница «Адыгея» (1967) и другие. Сооружены памятник В.И. Ленину (бронза, 1959, скульптор М.Г. Манизер, архитектор И.Е. Рожин) и монумент «Дружба» (бронза, 1968, скульпторы М.Г. и О.М. Манизер, архитектор И.Е. Рожин), посвященный 400-летию добровольного присоединения А. к России.
Одежда и предметы быта издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шёлком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон. На серебряные изделия (украшения для одежды, конской сбруи и др.) тонкие растительные и криволинейные узоры наносились гравировкой, чернью, филигранью, насечкой. Несложные геометрические узоры характерны для циновок, резьбы по дереву, узорных войлоков. В советское время появилось станковое изобразительное искусство. В А. работают скульптор К.К. Сидашенко, живописцы И.В. Соколов, В.М. Мехед, Э.Н. Овчаренко, Д.И. Мельников, В.Ф. Долгов, Д.М. Меретуков и другие.


Веер с золотошвейной вышивкой (Адыгея)

В дореволюционное время адыгейский народ, лишённый письменности, имел лишь произведения устного народного творчества. Народное поэтическое творчество адыгейцев очень богато. Оно включает в себя песни-сказания о пар­тах — легендарных героях древнего народного эпоса, старинные героические песни о борьбе адыгейского народа против местных князей и феодалов, военно- историч. песни, песни-плачи, охотничьи, производст­венные песни (при пахоте, косьбе, расчёсывапии шерсти, очистке кукурузы и т. п.), целебные, лю­бовно-лирические, свадебные, колыбельные, детские, песни о животных и птицах, шуточные, танцеваль­ные и др. В советскую эпоху народное творче­ство обогатилось новыми песнями — о великих вождях парода Ленине и Сталине, о социалистиче­ской Родине, песнями комсомольскими, колхозны­ми и др.

Адыгейские сказки высоко ценил М. Горький. Он писал: «...Очень интересна и сказка о зайчихе, лисе и волке, помощнике старшины,— она обна­жает социальные отношения людей, чего, обычно, в сказках о животных не видят... Ценность ады­гейских сказок увеличивается еще и тем, что в них зло везде побеждено. Это — хорошее свидетельство о здоровье народа» (М. Горький).

Адыгейская художественная литература получи­ла своё развитие после Великой Октябрьской социа­листич. революции, когда в 1918 была создана ады­гейская письменность. Она впитывает в себя лучшие традиции устного творчества адыгейского народа, геликой русской классической и советской литера­туры и литературы советских братских народов.

Широкой известностью пользуется народный пе­вец Адыгеи Цуг Теучеж (см.) (1855—1940). Его стихи и поэмы ярко рисуют острую непримиримую борьбу трудящихся адыгейцев против своих угнетателей, рассказывают о радостных чувствах советских лю­дей, о счастливой колхозной жизни, о братской дружбе народов СССР, о раскрепощённой женщине- горянке. Много глубоко взволнованных, патриотич. произведений Цуг Теучеж создал о великом вожде и учителе И. В. Сталине.

Большое место в адыгейской литературе занимает роман основоположника адыгейской прозы — Тембота Керашееа  (р. 1903) «Дорога к счастью» (1947, рус. пер. 1948), отображающий классовую борь­бу в аулах в период организации колхозов. Роман удостоен Сталинской премии в 1948. Т. Корашов - автор многих рассказов и очерков. На стиле его ироияведепий сказалось благотворное влияние рус­ской советской литературы, особенно М. Шолохова. Создателем научной и школьной грамматики адыгей­ского языка явился первый учёный-адыгеец Д. А. Ашхамаф (1897—1946). Адыгейские советские пи­сатели пишут па темы социалистич. строительства. Искренне, задушевно звучат стихи молодого адыгей­ского поэта — Героя Советского Союза Хусейна Апдрухаева, павшего в бою с немецко-фашистскими захватчиками.

Прикладное искусство. Рукоятка шашки, украшенная чернью. 19 в.

На адыгейский язык переводятся произведения классиков марксизма-ленинизма, переведены сочи­нения классиков русской литературы А. С. Пушки­на, М. К). Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. М. Горького, В. В. Маяковского и кр.

Адыгейское народное искусство уходит корнями в далёкое прош­лое и является родственным искусству основного населения Кабардинской АССР и Черкесской ав­тономной области. Оно характеризуется богатым, весьма оригинальным орнаментом, украшающим разнообразные золотошвейные изделия (части жен­ской одежды, кисеты, подчасники, бумажники, та­бачницы и др.), серебряные изделия с чернью, филигранью и гравировкой, войлочные ковры и ка­мышовые цыновки. Реже орнамент применяется в вы­шивке цветными нитками, резьбе по дереву (мебель) и по камню (в пришлом украшения каменных надгро­бий). В старом адыгейском орнаменте, дошедшем до наших дней, можно различить геомстризовавный стиль (узор войлоков и циновок: треугольники, ром­бы, квадраты, зубцы, полукружия, «решётки», «лесен­ки» и т. п.) и стиль смешанного характера (узор золо- тошвейвых изделий и изделий из серебра), в к-ром геометрические элементы сочетаются с особыми кри­волинейными фигурами. Эти последниепредставлягст собой чрезвычайно своеобразные сложные формы, в к-рых имеются элементы растительного характера (трилистники, побеги, розетки и т. п.), стилизован­ные изображения бараньих рогов, изображения ста­ринных родовых знаков — тамг  и мотивы, напоминающие фигуры людей и животных. Компо­зиции из криволинейных фигур (обычно крупных, не густо заполняющих фон), как правило, симмет­ричны. После Великой Октябрьской социалистич. революции в адыгейском искусстве появились мо­тивы, отражающие органически вошедшие в национальный адыгейский орнамент и значительно его обогатившие.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24