Центральный Дом Знаний - Абрахам Маслоу. Мотивация и личность (3-е издание) (Мастера Психологии)

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Абрахам Маслоу. Мотивация и личность (3-е издание) (Мастера Психологии)

Маслоу А. 

Мотивация и личность

3-e изд. Пер. с анrл. СПб.: Питер, 2008. 352 с. (Серия «Мастера психологии»). 

Через сорок восемь лет после первоrо выхода в свет книrа «Мотивация и личность» по-прежнему предлаrает уникальные и влиятельные теории, не утратившие cвоего значения для современной психолоrии. Данное третье издание представляет собой переработку классическоrо текста коллективом авторов, с сохранением ориrинальноrо стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав ero таким образом приroдным для использования в учебных курсах по психолоrии. В третье издание вошли также развернутая биоrpафия Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излаrают практические и теоретические аспекты системы взrлядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиоrpафия трудов Маслоу.


Содержание


Предисловие к третьему изданию

«Мотивация и личность» — это оригинальные записи о проведенной работе, сде­ланные одним из самых творческих психологов прошлого века. Книга представля­ет первоочередной интерес для всех, кто интересуется теориями Абрахама Мас­лоу, о чем ясно свидетельствует растущее внимание авторов множества ведущих профессиональных журналов, в число которых среди прочих входят журналы по психологии, образованию, бизнесу и общественным наукам. Хотя первое издание этой книги было опубликовано в 1954 г., а второе — в 1970 г., ее влияние продол­жает усиливаться из года в год. С 1971 по 1976 г. на книгу «Мотивация и личность» сослались 489 раз, в среднем 97 раз в год. С 1976 по 1980 г., спустя более 20 лет после публикации первого издания, количество ссылок возросло до 791, в среднем более 198 раз в год.

Третье издание книги «Мотивация и личность» было переработано и исправ­лено таким образом, чтобы показать творческий характер мышления Маслоу и под­черкнуть его наиболее значимые идеи. Мы изменили порядок глав, добавили но­вые заголовки и подзаголовки в одной главе и убрали несколько разделов, содер­жащих устаревший материал. Глава 13 для этой книги новая. Она представляет собой текст лекции Маслоу, прочитанной в 1958 г. в Университете штата Мичи­ган. Стремясь расширить понимание читателем исторического и интеллектуально­го контекста книги, мы добавили к ней еще некоторые материалы: краткую биогра­фию Маслоу, послесловие, дающее представление об ощутимом влиянии взглядов Маслоу на современную жизнь, введения к главам, сведения о ссылках и полную библиографию его трудов.

Данное издание содержит четыре основные части: 1. Теория мотивации. 2. Пси­хопатология и соответствие норме. 3. Самоактуализация. 4. Методология гумани­тарных наук.

Глава 1 «Введение в теорию мотивации» содержит гуманистическую критику традиционных бихевиористских теорий мотивации. Маслоу дает систематизиро­ванный перечень недостатков традиционной теории мотивации. Он подчеркивает необходимость рассмотрения личности как единого целого, с учетом воздействия культуры, окружения, сложной мотивации, немотивированного поведения и здо­ровой мотивации. Таким образом, Маслоу закладывает фундамент для создания подлинно гуманистической теории мотивации.

Глава 2 «Теория человеческой мотивации» является классическим представле­нием созданной Маслоу иерархии потребностей. Маслоу с блеском и изяществом интегрирует бихевиористскую, фрейдистскую и гуманистическую философию. Иерархия потребностей стала парадигмой, широко используемой в бизнесе, рек­ламе и других областях применения психологии.

Маслоу утверждает, что все человеческие потребности можно представить в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей — в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребно­стей — в безопасности, любви, уважении и самоактуализации. Маслоу доказывает, что наши высшие потребности так же реальны и являются такой же неотъемлемой частью человеческой натуры, как и потребность в пище. Он старается избежать чрезмерного упрощения, свойственного как бихевиористскому, так и фрейдист­скому подходу.

В главе 3 «Удовлетворение базовых потребностей» Маслоу исследует сущ­ность предложенной иерархии потребностей. Он останавливается на удовлетворе­нии потребностей, его последствиях, его взаимосвязи с научением, формировани­ем характера, психическим здоровьем, патологией и множеством иных феноменов.

В главе 4 «Пересмотр теории инстинкта» Маслоу пересматривает классическую психологическую теорию инстинкта. Эта теория использует биологическую кон­цепцию инстинкта для объяснения поведения человека. Инстинктивисты видят корни любых составляющих поведения во врожденных инстинктах, в противопо­ложность бихевиористам, которые склонны истолковывать поведение с точки зре­ния научения.

В этой главе Маслоу подытоживает основные проблемы инстинктивистского подхода. Он утверждает, что любой внимательный взгляд на поведение человека позволяет обнаружить смесь влияний наследственности и среды. Маслоу пишет, что человеческие потребности, безусловно, содержат инстинктивную составляю­щую, но в целом ее влияние незначительно. Потребности на инстинктивном уров­не не оказывают преобладающего влияния на нормальных, здоровых людей, а если эти потребности остаются неудовлетворенными, это не вызывает значительных нарушений.

Фрейд придерживался мнения, что требования нашего Эго и нашей культуры неизбежно вступают в конфликт с нашими глубинными, по сути эгоистическими, инстинктами. Маслоу не соглашается с ним. Он доказывает, что по своей сути мы добры и готовы прийти на помощь, а культура скорее помогает нам реализовать себя, чем подавляет.

В главе 5 «Иерархия потребностей» Маслоу обсуждает вопрос о различиях между высшими и низшими потребностями в соответствии с иерархией. Он дока­зывает, что высшие потребности сформировались на более позднем этапе разви­тия и что подобным образом они развиваются у каждого индивида. Высшие потреб­ности менее насущны и их удовлетворение может быть отложено на более длитель­ный срок. Удовлетворение высших потребностей доставляет большее счастье и способствует развитию личности. Кроме того, такое удовлетворение требует луч­ших внешних условий.

Далее Маслоу исследует значение созданной им иерархии. Иерархия потреб­ностей Маслоу — это одна из возможностей отдать должное богатству и сложно­сти высших функций человека, помещая в то же время поведение человека в еди­ный континуум с мотивацией и поведением всех живых организмов. Маслоу также определяет в общих чертах значение этой модели для философии, психотерапии, культуры и теологии.

В главе 6 «Немотивированное поведение» Маслоу расширяет сферу традици­онных психологических интересов, исследуя экспрессивное и артистическое пове­дение. Психологи-бихевиористы, его современники, были склонны игнорировать все, кроме мотивированного поведения, сформировавшегося в процессе научения.

Экспрессивное поведение, включая пение, танец и игру, относительно спонтанно, нецеленаправленно и доставляет удовольствие само по себе. Такое поведение так­же заслуживает внимания со стороны психологии.

Маслоу рассматривает два вида фрустрации потребностей в главе 7 «Происхож­дение патологии». Фрустрация, представляющая угрозу, приводит к появлению патологии. Фрустрация, не представляющая угрозы, не имеет таких последствий. Маслоу доказывает, что не всякая фрустрация представляет угрозу и что в дей­ствительности депривация может иметь как позитивное, так и негативное воздей­ствие. Маслоу останавливается также на конфликтах, представляющих и не пред­ставляющих угрозы, доказывая и здесь, что некоторые типы конфликтов могут иметь позитивные последствия.

В главе 8 «Является ли склонность к агрессивному поведению инстинктив­ной?» Маслоу доказывает, что склонность к агрессивности не является врожден­ной. Он рассматривает данные, полученные при исследовании поведения животных и детей, а также кросс-культурного поведения, показывающие, что при наличии здо­рового, оказывающего поддержку окружения агрессивное поведение практически не проявляется. Он приводит аргументы в пользу того, что по отношению к проявле­ниям агрессивности, как и по отношению к любому другому типу поведения, сле­дует принимать во внимание три фактора: структуру характера индивида, культур­ное давление и непосредственную ситуацию.

Главу 9 «Психотерапия как добрые отношения между людьми» Маслоу начи­нает, устанавливая связь между психотерапией и традиционными концепциями экспериментальной психологии, такими как угроза, совершение поступка и удов­летворение потребности.

Подтверждая центральную теоретическую роль удовлетворения потребности, Маслоу доказывает, что мы можем понять, каким образом различные терапевти­ческие системы могут быть эффективными и каким образом относительно непод­готовленные психотерапевты могут добиться успеха. Он указывает на то, что наши базовые потребности могут быть удовлетворены только в рамках межличностного контакта. Речь идет об удовлетворении таких потребностей в иерархии Маслоу, как потребность в безопасности, ощущении принадлежности, любви и самоуважении.

Маслоу утверждает, что добрые отношения между людьми, по сути, оказывают терапевтическое воздействие, и наоборот, успешная терапия строится на добрых отношениях между врачом и пациентом. Хорошим обществом для Маслоу являет­ся такое, в котором воспитываются и поощряются добрые отношения между людь­ми. Маслоу подчеркивает, что психотерапевты-профессионалы никогда не утратят своей роли, они будут нужны, главным образом, тем людям, которые уже не стре­мятся удовлетворить свои базовые потребности и не могут воспользоваться воз­можностью их удовлетворения, если она предоставляется. Для таких индивидов не­обходима профессиональная психотерапия, чтобы позволить им осознать их подсо­знательные мысли, желания, фрустрации и подавленные стремления.

В главе 10 «Подходы к соответствию норме и здоровью» Маслоу говорит об основополагающей дефиниции психологической нормальности, рассматривая ее с точки зрения статистики, общепринятых норм и культуры, а также с точки зрения достаточной адаптации и отсутствия дисфункции. Он предлагает более позитивную дефиницию, опираясь на понятие абсолютного психического здоровья. Маслоу связывает психическое здоровье с процессом самоактуализации и с удов­летворением других свойственных человеку потребностей, составляющих его иерар­хию потребностей. Он размышляет и о том, каким образом окружение может наи­лучшим образом способствовать психическому здоровью индивида, предоставляя каждому широкие возможности выбора.

В главе 11 «Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоро­вья» Маслоу рассказывает о своем новаторском исследовании самоактуализации. Он в общих чертах описывает методы, использованные им при тестировании ис­пытуемых. Большая часть главы посвящена подробному описанию качеств и от­личительных черт, общих для самоактуализирующихся испытуемых Маслоу. Эти характеристики включают: тонкое восприятие, спонтанность, отчужденность, не­зависимость, пиковые переживания, чувство юмора и креативность.

Маслоу отмечает, что его испытуемые далеки от совершенства, и говорит об их недостатках. Кроме того, он говорит о роли ценностей в самоактуализации и реше­нии проблем дихотомии, приводящей к внутренним конфликтам у самоактуали­зирующихся людей. Дихотомию такого рода представляют собой конфликты серд­ца и разума, эгоизма и его отсутствия, обязанностей и удовольствий.

Важность изучения любви, в особенности любви здоровых людей, подчеркива­ется в главе 12 «Самоактуализирующиеся люди и любовь». Здесь речь идет о вза­имосвязи секса и любви. Автор говорит о том, как любовь может позволить нам пе­реступить пределы своего Эго и встать на защиту независимости и чувства соб­ственного достоинства любимого человека. Маслоу говорит и о вознаграждающей и альтруистической природе любви, свойственной ей изначально.

В главе 13 «Креативность у самоактуализирующихся людей» Маслоу сравни­вает креативность художников, поэтов и других представителей «творческих про­фессий» с креативностью самоактуализации, которая берет начало непосредствен­но в самой личности. Этот второй вид креативности проявляется как склонность делать все оригинально и творчески, будь то обучение, стряпня, занятия спортом или что-то иное.

Креативным самоактуализирующимся людям свойственно видеть мир свежим взглядом, по сравнению с большинством они более спонтанны и экспрессивны. Поскольку они принимают себя, они более открыты для творчества. Маслоу назы­вает это «первичной креативностью», это озарение и вдохновение, которые состав­ляют основу подлинного изобразительного искусства, музыки и т. д. Маслоу ука­зывает, что, несмотря на то что лишь немногие одаренные и подготовленные люди могут добиться настоящего творческого успеха, первичная креативность самоак­туализации — это основное проявление нашей человеческой сути.

В главе 14 «Вопросы новой психологии» Маслоу ставит ряд вопросов, вытека­ющих из его нового подхода к психологии. Круг этих вопросов включает новый подход к традиционным темам психологии: научению, восприятию, эмоциям, моти­вации, интеллекту, когниции, клинической психологии, зоопсихологии, социаль­ной психологии и теории личности.

В главе 15 «Психологический подход к науке» Маслоу предлагает интерпрета­цию науки с точки зрения психологии. Ученые — это люди. Их поведение как ученых строится в соответствии с психологическими принципами. Оно определя­ется той ролью, которую играют в науке ценности, человеческие страхи, надеж­ды и мечты. Маслоу подчеркивает, что науки — это не единственный путь к исти­не. К традиционному научному взгляду он советует добавить взгляды поэтов, философов, мечтателей и др. Здоровый, счастливый, всесторонне образованный человек будет лучшим ученым с более творческим подходом.

В главе 16 «Центрирование на средствах как противоположность центрирова­ния на целях» Маслоу говорит о том, что многие из проблем науки, в особенности психологии, проистекают из того, что слишком большое внимание уделяется сред­ствам. Сосредоточение на средствах ведет к тому, что основное значение придает­ся инструментарию, аппаратуре и технике научных исследований. Результатом является методологически безупречное исследование, не открывающее ничего нового. Определяющее значение средств ведет к формированию научной ортодок­сии, душит оригинальность и ограничивает круг вопросов, которые может изучать наука.

В главе 17 «Формирование стереотипов как противоположность познания исти­ны» Маслоу определяет отличительные черты двух типов мышления и доказыва­ет, что большая часть того, что слывет мышлением, всего лишь второсортная склон­ность к распределению по категориям. Он подчеркивает, как важно уделять пер­воочередное внимание новому опыту. Для Маслоу создание стереотипов — один из примеров слепого распределения по категориям; другой пример — привычка. Несмотря на то что определенная стабильность полезна и необходима, чрезмерное увлечение категоризацией приводит к консерватизму и неспособности осмыслить настоящее. Новые проблемы попросту игнорируются или решаются при помощи не соответствующей им техники и подходов.

В главе 18 «Холистический подход к психологии» Маслоу говорит о том, что сложное поведение человека не сводится к совокупности простых составляющих. Даже при изучении отдельных проявлений личности Маслоу настойчиво утверж­дает, что мы изучаем часть целого, а не обособленную сущность. Маслоу вводит кон­цепцию «личностного синдрома» — структурированного, организованного комплек­са разнообразных составляющих, и подробно рассматривает различные стороны этого подхода.

Мы искренне верим, что эта книга доставит вам такое же удовольствие, какое получили мы, готовя ее к печати. Абрахам Маслоу вызывает наше восхищение и как человек, и как мыслитель. Если его взгляды на психологию и потенциал чело­века заденут вас за живое и заставят задуматься о поднятых им проблемах, значит, автор и издатели книги достигли своей цели.

Роберт Фрэйгер

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24