Центральный Дом Знаний - Азербайджанская музыка

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Азербайджанская музыка

Азербайджанская музыка (азерб. Azərbaycan musiqisi) (world music) — достижения азербайджанской музыкальной культуры — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Эти традиции вплоть до начала XX века носили устный характер, с одной стороны, уходя корнями в народное бытовое творчество, а с другой, приобретая черты профессионального искусства, особенно отчётливые в мугамате и творчестве ашугов. 

Азербайджанская народная музыка неотделима от музыкального искуссства других народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием.

Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей.

Азербайджанский дудук


В азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов.--> Семантика лада раст имеет важное значение, для мужественных и героических танцев. В женских танцах чаще применяются сегях, шур.

Одна из особенностей ладово-интонационной системы азербайджанской музыки — наличие микроинтервалики (в октаве 17 ступеней).

Азербайджанские музыкальные инструменты довольно разнообразны (их около 60). Широко распространены духовые - тутэк, баламан, или балабан, зурна; струнно-щипковые - тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз - маленький саз, бейюк-саз - большой саз, голтух-саз - подмышечный саз), уд, канон; струнно-смычковые - кеманча; ударные - дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Среди старинных инструментов, вышедших из обихода,- зурна, кавал, мусигар, нэсрир, пейпур, эрганун (духовые); саз, тар, уд, кяманча, чаганэ, пандура (струнно-смычковые); бербет, руд, рубаб, канун, чянг (струнно-щипковые); тэбль, кус, думбек (ударные).

1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый нотный оркестр азербайджанских народных инструментов им. С.Рустамова, а в январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов.

Мугам- основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вокала мелодии, имитационное построение партии тара и кеманчи. Контрастность мелодичных линий возникает в разновидности этого жанра - зерби-мугамах, в которых импровизационная вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструментов сопровождения ("Эйраты", "Аразбары" и др.). Известные мугаматисты 19-20 вв. - певцы Гаджи Гули, Кечачи Мамед, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реформатор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), К. Примов, М. Мансуров, А. Бакиханов. В нач. 20 в.особую популярность имел ансамбль, в который входили Д. Карягды, К. Примов, С. Оганезашвили (кеманчист); ансамбль концертировал и за пределами Азербайджана (Варшава, Киев, Петербург и др.). Среди современных мугаматистов - певцы X. Шушинский, А. Алиев, С. Кадымова, Ш. Алекперова, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха, в частности из г. Шуши.

Иск-во ашугов включает в себя крестьянский фольклор. Оно импровизационно, но имеет определённые стилистические признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.) Среди выдающихся ашугов прошлого - Гурбани, А. Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.); современности - А. Рзаев, М. Байрамов, И. Юсифов, Ш. Годжаев и др

Значительную часть народной музыки составляют семейно-бытовые песни — свадебные и траурно-погребальные (йуг, агы, марсия). Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей. Женские танцы — сдержанны, пластичны, лиричны (Вагзалы, Узундере), мужские — оживлённые, отмеченные удалью, силой (Газахы, Гайтагы, Ханчобаны). Основная часть народных танцев — сольные, но встречаются также парные и групповые (халай, яллы, йорду-йорду, джанги). В азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов: раст, шур, сегях (особенно распространены), шуштэр, баяты-шираз, чаргях и хумаюн, каждый из которых отличается особым образно-эмоциональным характером и содержит сумму определённых попевок. Семантика лада раст имеет важное значение, для мужественных и героических танцев. В женских танцах чаще применяются сегях, шур. В своей работе «Основы азербайджанской народной музыки» композиторУзеир Гаджибеков пишет:

По метро-ритмическому построению азербайджанская народная музыка подразделяется на музыку с четко выраженным метрическим размером и на музыку без какого-либо метра. Музыку с четко выраженным раз­мером образуют народные песни, все виды народных танцев, а также «теснифы» (вокальная музыка) и «ранги» (инструментальная музыка). Размеры этих форм самые обыкновенные, т. е. 6/4, 4/4, 3/4, 2/4, 4/8. 6/8. 3/8. Совершенно отсутствуют такие размеры, как 7/8, 5/4, которые встречаются в музыке других народов Востока. Размер 4/4 является более характерным для азербайджанской музыки, чем 2/4.

Азербайджанские музыканты


Одна из особенностей ладово-интонационной системы азербайджанской музыки — наличие микроинтервалики (в октаве 17 ступеней).

Разнообразием пользуются азербайджанские народные музыкальные инструменты. Наиболее широко распространены духовые — тутэк, балабан, зурна; струнно-щипковые — тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз, бёйюк-саз, голтух-саз), уд, канон; струнно-смычковые — кеманча; ударные — дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Создателем азербайджанского тара (11-и струнного) является азербайджанский музыкант-конструктор Садыхджан, живший в XIX веке и получивший прозвище «Отец тара». 1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый нотный оркестр азербайджанских народных инструментов им. С.Рустамова, а в январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был созданАзербайджанский государственный оркестр народных инструментов.

Ритм танцев, в основном базируется на 6/8 и 3/4. Важнейшим жанром устной профессиональной музыки Азербайджана, как и во многих странах Ближнего и Среднего Востока, являетсямугам.

Согласно Энциклопедии Ираника, заметное влияние на развитие азербайджанских музыкальных традиций и терминологии оказали иранские музыкальные элементы, в свою очередь азербайджанские музыкальные элементы встречаются в иранской музыке, особенно в танцевальных ритмах. Азербайджанская музыка исполняется и в других регионах Кавказа, главным образом среди армян, которые переняли мугамную систему и такие музыкальные инструменты, как кяманча и тар.

Мугам является основным жанром азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. Мугам — монодийная циклическая композиция, заключённая в рамки отшлифованной формы, главная особенность которого заключается в органическом синтезе стабильного (канонического) и свободного (импровизационного) начал. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вокальных мелодий, имитационное построение партии тара и кеманчи. В Азербайджане мугам исполняется обычно в сопровождении трио сазандарей: тарист, кеманчист, бубнист, а иногда сам певец-ханенде является одновременно бубнистом. Мугам состоит из ипровизации речитативного склада, составляющей остов композиции, чередующейся с ритмическими теснифами (вокал) и ренгами (инстр.). Исполнение мугамов требует специальной подготовки как в плане знания материала и формы, так и в плане виртуозности и техники. Речевой пласт мугама базируется на лирических газелях известных поэтов Ближнего и Среднего Востока. Определённую группу жанров профессиональной музыки устной традиции составляют инструментально-вокальные мугамы, получившие название зерби-мугамов(ритмический мугам), где большая роль, в сопровождающем пение ансамбле, отводится ударному инструменту.

В 2003 году ЮНЕСКО объявил азербайджанский мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

К ветви профессионального искусства устной традиции принадлежит и музыкально-поэтическое творчество ашыгов ( от слова "эшг" - любовь) - певцов-сказителей-поэтов.Термин ащыг впервые возник в XIV в. (в далеком прошлом - "озан","варсаг","деде"). Ашыг исполняет свои сказания, сопровождая себя на сазе. Содержание творчества ашугов: эпос, социальность. Наиболее распространённые жанры: дастан(героико-эпическое сказание), дейишме(состязание), устаднаме (песни-нравоучения), гезеллеме (песни-дифирамбы), шикесте, мисри (лирические песни).

Основные народные инструменты А.Р.: тар, кяманча, деф (в трио мугаматистов), саз (в творчестве ашугов), нагара, гоша-нагара (в праздничных обрядах), дудук, балабан, зурна

Вокально-инструментальное искусство ашугов основано на классических мелодиях (свыше 80), каждая из которых имеет множество импровизационных вариантов. Это искусство имеет определённые стилистические признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.).

Ашуги аккомпанируют себе на сазе, 3 струны которого чаще всего настроены в кварто-квинтовом соотношении (это создаёт несложную форму гармонического многоголосия).

В 2009 году на четвёртой сессии Комитета по защите нематериального наследия ЮНЕСКО в Абу-Даби (ОАЭ) азербайджанское ашугское искусствобыло внесено в Репрезентативный список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

С конца XIX века в Азербайджан интенсивно проникает европейская, в особенности русская, музыкальная культура. В Баку организуются симфонический оркестр, частная оперная труппа, филиал РМО. В Шуше организуется кружок музыкальных и литературных деятелей, поставивший в 1897 году первый в Азербайджане музыкальный спектакль "Смерть Меджнуна на могиле Лейли".

Основоположником азербайджанского оперного искусства стал композитор Узеир Гаджибеков, написавший в 1908 году оперу Лейла и Маджнун по одноимённой поэме Физули. Он стал основоположником жанра мугам-опера, сочетающая в себе нотную запись музыки (хоры, танцы) с сольной вокальной импровизацией — мугамом на основе указанного композитором текста. Следующим крупным достижением для азербайджанского оперного искусства стало создание Гаджибековым оперетты Аршин мал алан. Р. М. Глиэр написал для азербайджанского театра оперу "Шахсенем" (пост. 1927; 2-я ред. пост. 1934), приблизившую азербайжанскую музыку к решению сложных профессиональных задач. Первой азербайджанской оперой, основанной на классических музыкально-сценических формах, стала "Нэргиз" Магомаева (1935), отразившая революционные события в Азербайджане 1920-х гг. Композитор Фикрет Амиров создал по мотивам одноимённой драмы Джафара Джаббарлы оперу "Севиль" (1953), ставшей первой национальной лирико-психологической оперой.

Сюита А.Зейналлы "Фрагменты" (1931) считается первым образцом азербайджанской симфонической музыки.

Симфонический жанр, возникший в Азербайджане в 1920-30-х гг. (М. Магомаев, А. Зейналлы), достиг подъёма во 2-й половине 40-х-60-х гг. Композиторскую школу республики возглавил Кара Караев, творчество которого соединило национальные черты и стилевые особенности современной музыки, выдвинуло азербайджанскую музыку на арену мирового музыкального искусства. Двухчастная 1-я симфония (1943) Караева отличается резкими контрастами драматических и лирических образов. В пятичастной 2-й симфонии, написанной в связи с победой над фашизмом (1946), традиции азербайджанской музыки сплавлены с классицистскими (выразительная пассакалия 4 ч. основана на тематизме мугамного типа).

Для Фикрета Амирова характерны жанрово-лирический симфонизм, романтическая патетика (концерт для фп. с оркестром народных инструментов, соавтор А. Бабаев, 1946; струн. симфония "Низами", 1947; сюита "Азербайджан", 1950)[3]. В 1947 году он пишит симфонию "Низами" — первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра, а в следующем году в его творчестве возникает новый жанр: симфонические мугамы "Шур" и "Кюрд Овшары", суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки. Искусствовед и эксперт ЮНЕСКО по нематериальному и устному культурному наследию Азербайджана Санубар Багирова отмечает, что "созданный Фикретом Амировым и подхваченный Ниязи и Сулейманом Алескеровым жанр так называемого симфонического мугама, строго говоря, был ближе к рапсодии европейского типа, чем собственно к мугаму, но с художественной точки зрения "Шур" (1948) и "Кюрд-Овшары" (1949) Амирова, "Раст" Ниязи (1951), несомненно, обогатили азербайджанскую симфоническую музыку". Симфоническая поэма "Лейли и Меджнун" (1947) Кара Караева положила начало лирико-драматическому симфонизму в Азербайджане.

Азербайджанский джаз начал зарождаться в 1930-х годах, когда композитор Тофик Кулиев совместно с дирижёром Ниязи создал первый джазовый оркестр в Баку. Однако, основоположником азербайджанского джаза стал Вагиф Мустафа-заде, создавший новый музыкальный жанр — джаз-мугам, смешав элементы джаза с азербайджанской нардной музыкой. В 1957 году певец Рашид Бейбутов создал при Азербайджанской филармонии концертный ансамбль, объединяющий стилистику джаза и азербайджанские народные инструменты.

Основоположниками современной национальной школы вокального мастерства были певцы Шовкет Мамедова и Бюль-Бюль.

Мейхана (азерб. Meyxana) — направление народного музыкально-поэтического творчества — своеобразные речитативные импровизации.

Народное песенное творчество разнообразно по жанрам (обрядовые, бытовые, лирические, исторические, трудовые, шуточные и др.). Оно отличается богатой метроритмикой, подчинённая тактовым размерам — 6/8, 3/4, 2/4. Широко используются синкопы; типичный приём развития вокальных мелодий — это опевание опорных тонов, также преобладает сольное, реже хоровое (унисонное) исполнительство. Мелодика песен почти всегда характеризуется нисходящим движением, вариантным развитием заглавных попевок. В 1927 году под редакцией Муслима Магомаева вышел в свет написанный и обработанный Узеиром Гаджибековым первый сборник «Азербайджанских тюркских народных песен». Этот сборник положил начало музыкальной фольклористики в Азербайджане.

Первые азербайджанские массовые песни были написаны Гаджибековым и Магомаевым в 1920-1930-х гг., а начиная с 1950-х гг. этот жанр получил развитие в творчестве других авторов. Своей «Детской сюитой» для фортепиано композитор Асеф Зейналлы заложил основу азербайджанской детской музыки. Он стал автором первых образцов национального романса, а Узеир Гаджибеков позже создал новый жанр — романс-газель на основе форм восточной поэзии. В песенном творчестве Тофика Кулиева слились ладово-интонационные особенности народной музыки и советской лирической песни.

продолжение

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24