|
Архитектура АзербайджанаАрхитектура Азербайджана — комплекс строительных сооружений на территории современного Азербайджана, представляющих архитектурно-историческую значимость. Архитектура Азербайджана включает архитектуру народов, проживавших и проживающих на территории страны. По разновидности используемых строительных материалов архитектурные сооружения Азербайджана можно разбить на две группы: группу строений, сооруженных из камня — в Баку, Шемахе и их окрестностях, и вторую группу — в Нахичевани, Гяндже, Барде и других районах, где в основном использован кирпичМегалитические и циклопические сооружения в предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичевана, остатки доисторического жилья (прообраз народного жилища — карадам) характеризуют строительство эпохи энеолита и ранней бронзы на территории Азербайджана[3]. Архитектурное наследиеКавказской Албании представлено сооружениями, сохранившимися в северных областях Азербайджана, среди которых выделяется Церковь у села Киш(VI либо XII век[4]) в Шекинском районе, остатки сооружений крепости Чирах-Кала (VI век) у города Габала, базиликальный храм в селе Кум Кахского района, круглый храм в селе Лекит (V—VI века; булыжный камень, известняк, обожжённый кирпич) и руины храмового комплекса в Мингечауре (VII век, кирпич-сырец). К самым ранним примерам азербайджанской архитектуры относятся Девичья Башня и Дворец Ширваншахов (XV в.) в Баку, средневековые крепости, мечети (Мечеть Говхар-Ага, XVIII—XIX вв.), мавзолеи и караван-сараи.
Комплекс Дворца Ширваншахов в Баку, (1420—1460 годы). Дворец шекинских ханов (1797 год, архитектор Хаджи Зейналабдин из Шираза) Шекинский караван-сарай, (XVIII век). Ханский Дворец в Нахичевани, 1809 год.
Среди архитектурных построек в Азербайджане особо выделяются ханегяхи, строительство которых относят к IX—X векам. Ханегяхи служили прибежищем для суфиев, не имевших собственного жилья, местом совместных религиозных ритуалов, суфийских церемоний. Во многих случаях ханегяхи формировались в течение длительного времени вблизи захоронений святых — пиров. По совершенству архитектурно-пространственного решения и солидности функциональной нагрузки среди ханегяхов Азербайджана заметно выделяется ханегях Пир Гусейн, представляющий собой памятник общенационального значения. Он находится в селе Губалыбалоглан Хаджигабулского района, на берегу р. Пирсаатчай, и связан с именем знаменитого суфийского шейха XI века Пир Гусейна Равани (Ширвани), младшего брата великого суфийского поэта и философа Мухаммеда Бакуви (948—1050), который был известен на Ближнем Востоке под именем Баба Кухи и похоронен в Ширазе. Свидетельством толерантности и веротерпимости народов Азербайджана, является большое количество храмов и церквей, сохранившихся на ее территории, и представляющих значительный вклад в архитектурное наследие Азербайджана.
Мосты занимали ведущее место среди инженерных сооружений древнего и средневекового Азербайджана. Они строились на дорогах, которые связывали торговые центры: Баку, Шемаху, Гянджу, Тебриз, Ардебиль с путями мирового транзита. Конструктивная схема и архитектурная структура мостов обуславливалась строительными возможностями материала, природными условиями и размещением. В строительстве пользовались разнообразными способами кладки из камня и кирпича — комбинированной кладкой, подбором материалов по цвету, облицовкой тесаным камнем. В кладках мостов из булыжника и колотых валунов применяли каркасы. Часто под устои моста применяли и естественные выхода скал, что значительно увеличивало их устойчивость от воздействия вешних вод. Все сохранившиеся мосты состоят из повторения элементов арочных пролётов, которые отличались друг от друга очертаниями и размерами арок. В Азербайджане известны мосты, построенные в зависимости от рельефа берегов и ширины русла рек. Число пролётов длиной до 200 м от одного до пятнадцати. Одним из наиболее распространённых общественных сооружений Азербайджана являлись бани. Кроме выполнения санитарно-гигиенических функций в городах они одновременно служили местом встречи и отдыха. Помещения бани иногда использовали и как место проведения спортивных занятий. Их строили из сырца в виде конического купола. На вершине бани оставляли светодымовые отверстия. На территории Азербайджана расположено большое количество бань.
С конца XIX века началось промышленное бурение нефтяных скважин Апшеронского полуострова, что способствовало росту производства во всех остальных отраслях промышленностиБакинской губернии. В начале XX века Баку превратился в один из передовых промышленных городов Российской империи. Быстрый экономический рост Баку сопровождался появлением многочисленной прослойки богатых промышленников, среди которых выделялись своим состоянием Эммануил Нобель, Гаджи Зейналабдин Тагиев, Муса Нагиев, Муртуза Мухтаров, Шамси Асадуллаев, Александр Манташев, возводивших новые здания и сооружения в городе. Меценатство стало основой строительства огромного числа общественных зданий, школ и больниц. Среди сооружённых в это время зданий особо выделялись Исмаиллия (ныне здание Национальной академии наук Азербайджана), Театр братьев Маиловых (ныне здание Азербайджанского театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова), Дворец Мухтарова (ныне Дворец бракосочетания).
Азербайджанская советская архитектура 20-х годов стилизована под архитектуру мусульманского Востока (здание ж.д. вокзала в г. Баку), 20-30-х годов пронизана идеей конструктивизма, которой были присущи четкие линии проектов и прямые грани фасадов. Этот период тесно связан с работами архитекторов Алексея Щусева, братьев Весниных, С. С. Пэна, Г. М. Тер-Микелова. Ранние работы Микаила Усейнова тоже были в стиле конструктивизма. В 1934 году ЦК Компартии Азербайджана был издан указ, критиковавший этот стиль и призывавший к возвращению к национальным традициям и корням. «Конструктивный» стиль не прижился надолго и уже в 30-40-годы на смену ему пришло творчество архитекторов С. А. Дадашева,В. А. Мунца и Микаила Усейнова, которые совместили в своих строительных проектах классические и национальные архитектурные черты и формы. В этом ряду выделяется творчествоМикаила Усейнова. Среди работ Усейнова в «классическо-национальном стиле» Дворец Советов (1934), Азербайджанская государственная академия музыки (1936), Музей Низами (1940), Национальная библиотека им. М. Ф. Ахундова (1947) и комплекс зданий в НАНА (1948—1960). В 1936 году был создан Союз архитекторов Азербайджана. Первый Секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев, руководивший республикой в 1969—82 гг., призвал азербайджанских архикторов объединить элементы современной мировой архитектуры с азербайджанским национальным стилем. Среди работ Усейнова того периода станции метро Нариман Нариманов (1968), Низами Гянджеви (1970) и Академия Наук (1976), Гостевой дом в Загульба, жилые дома на проспекте Азадлыг и гостиница Кяпаз (1973) в Гяндже. Верховный Суд Азербайджана. Баку Современная архитектура Азербайджана воплощает в себе все наследие предыдущих лет, во вновь возводимых зданиях и сооружениях используется «мусульманский», «готический», «классический», «модернисткий» стили с привнесением элементов «национальной» архитектуры. Построенные в последние годы здания чаще всего облицовываются известняковым камнемаглай, залежи которого находятся преимущественно на Апшеронском полуострове, также применяется в качестве внешнего облицовочного материала — мрамор, гранит и алюминиевые композитные панели. Государством проводится целенаправленная политика на улучшение внешнего облика города Баку, строятся новые жилые дома и административные здания, реставрируется фасад старых архитектурных построек, производится благоустройство парковой и фонтанной зоны города. В соответствии с «Государственной программой развития регионов Азербайджана», инициированной Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, повсеместно ведутся работы по строительству новых зданий и капитальному ремонту значимых архитектурных объектов практически во всех городах Азербайджана. |
Loading
|