Автомобильный завод имени Ленинского комсомола
Автомобильный
завод имени Ленинского комсомола
(АЗЛК),
«Москви́ч»,
московский автомобильный завод.
Расположен на территории Юго-восточного
административного округа Москвы вблизи
ст. метро Текстильщики. До конца 90-х
годов XX века был известен как Автомобильный
завод имени Ленинского комсомола
(АЗЛК).Свою деятельность завод начал в
ноябре 1930 года, приступив к сборке
легковых и грузовых машин Ford. До 1933 г.
Завод выпускал автомобили Ford-A и Ford-AA. В
декабре 1930 постановлением Всесоюзного
автотракторного объединения завод стал
именоваться "Государственный
автосборочный завод имени Коммунистического
Интернационала Молодёжи» КИМ. В 1933 году
завод становиться филиалом ГАЗ и
переходит на сборку автомобилей ГАЗ-А
и ГАЗ-АА. В 1939 году завод становится
самостоятельной частью Глававтопрома,
и получает название Московский
автомобильный завод имени КИМ. В это
время специально под мощности завода
КИМ, разрабатывается малолитражный
автомобиль КИМ-10. В 1940 году завод начал
производство этой модели. Параллельно
разработаны модификации КИМ-10-51 кабриолет
и КИМ-10-52 – четырёхдверный седан. С
началом Великой Отечественной Войны
завод переориентирован на военную
продукцию.В мае 1945 года принято
Постановление Совета Министров СССР о
развёртывании строительства автозавода
по выпуску малолитражных автомобилей
"Москвич".
Завод был переименован в Московский
завод малолитражных автомобилей МЗМА.
В 1947 году, начался серийный выпуск
легковых автомобилей Москвич-400 Эта
модель была разработана на основе
автомобиля Opel Kadett образца 1938 года и
выпускалась частично на трофейном
немецком оборудовании.В 1948 году, началось
производство фургона, а в 1949 и кабриолета
на базе Москвич-400.В 1954 году увидел свет
модернизированный автомобиль Москвич-401.В
1956 году начат выпуск нового Москвича-402,
а уже в июле 1958 была проведена его
модернизация. Новая версия получила
индекс Москвич-407. На этих автомобилях
в 1958 году, заводская команда дебютировала
на международных спортивных трассах.
Выпуск переходной модели Москвич-403
начался в 1962 году. Помимо базовых седанов
Москвич-402 и 403, серийно выпускались
модификации с кузовами универсал и
фургон, а также полноприводная версия
Москвич-410. В 50-е – 60-е годы, на МЗМА
активно велись конструкторские
экспериментальные работы Так появились:
открытый спортивный Москвич-404 с
форсированным четырёхкарбюраторным
60-сильным двигателем., купе на базе
Москвича-402, гоночные «формулы», на
которых заводские гонщики не раз
становились чемпионами страны. В конце
1950-х, когда переходили на выпуск 407-го,
параллельно создали и испытали две
серии внедорожников Москвич-415. Интересным
был проект микроавтобуса А9 - восьмиместного
автомобиля с узлами Москвичей-407 и 410
был создан по заданию Министерства
автомобильной промышленности СССР и
отдела автопрома Госплана. Опытный
образец – был собран летом 1958-го. Однако
к началу 1960-х завод вынужден был свернуть
работы по этим перспективным проектам
– не было ни средств, ни оборудования,
ни площадей для их производства.Тем не
менее темп обновления серийных моделей
оставался высоким. Так в 1964 году начат
выпуск автомобилей Москвич-408, а в мае
1967 с конвейера сошёл милионный автомобиль
марки Москвич им стал Москвич-408. Уже в
октябре 1967 года - был выпущен Москвич-412,а
уже через год появились модификации
этой модели с кузовами универсал и
фургон.Москвич-412 по сложившейся на тот
момент спортивной традиции, неплохо
себя зарекомендовал на спортивных
трассах. В частности заводская команда
показала хорошие результаты в ралли
Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. В октябре
1968 года МЗМА был переименован в
Автомобильный завод имени Ленинского
комсомола АЗЛК.
В начале 70-х годов
на АЗЛК решили реанимировать проект
внедорожника Москвич-416 разработки 50-х
годов. Обновленную машину назвали
Москвич-2150, установили на неё двигатель
М-412 ,но дальше опытных образцов дело не
пошло. Также в 70-х велась работа по
созданию преемника Москвича-412. Были
созданы опытные образцы. Но из-за
организационных противоречий внутри
завода, новая серийная модель запаздывала.
Было принято решение о модернизации
Москвича-412. Появившийся в 1976 году
автомобиль Москвич-2140, был результатом
глубокого рестайлинга М-412. Автомобиль
был морально устаревшим для 70-х годов.
А акцент конструкторских работ сместился
в сторону создания переднеприводных
моделей.В 80-е годы завод получил кредит
на закупку оборудования для производства
переднеприводных моделей. В 1986 году с
конвейера предприятия сошла принципиально
новая модель – Москвич-2141. Началось
строительство собственного
моторостроительного завода и разработка
новых двигателей в.т.ч. и дизелей.В начале
90-х годов, АЗЛК всё ещё оставался одним
из крупнейших автомобилестроительных
предприятий СССР. Велись
конструкторско-экспериментальные
работы по созданию автомобилей, велось
строительство нового моторостроительного
завода. В краткосрочной перспективе
готовился к серийному производству
седан М-2142. С развалом СССР и возникшей
в связи с этим хозяйственно-экономической
неразберихи – завод оказался в кризисе.
В 1996 году его конвейер встал. Попытка
Московского правительства оживить
производство на заводе также не увенчалась
успехом. Модернизированный автомобиль
Москвич-Святогор к концу 90-х годов
устарел, а работы по созданию перспективных
автомобилей Москвич-2143,Москвич-2144 и
Москвич-2139 фактически остановились.
Новая «концепция» руководства завода
по переходу на выпуск автомобилей
штучного производства, на платформе
Москвич-2141 закономерно потерпела полный
крах, так-как предприятие рассчитанное
на выпуск сотен тысяч массовых автомобилей
не могло покрывать свои расходы за счёт
эпизодических продаж мелкосерийных
«люксов» созданных на устаревшей
платформе массового автомобиля. В 2001
году завод выпустив последние автомобили
окончательно встал. На этом заканчивается
история предприятия. Новых автомобилей
марки Москвич уже никогда не будет.Несмотря
на неоднократные финансовые вливания
из городского бюджета, осенью 2001 года
сборка комплектных автомобилей, а с
2002 года и производство запчастей на
заводе ОАО «Москвич» было остановлено
в связи с фактическим банкротством
предприятия. 28 февраля 2006 года завод
был официально признан банкротом. По
состоянию на эту дату кредиторская
задолженность предприятия составляла
23,3 млрд рублей. В декабре 2006-го года
состоялась продажа на аукционе территории
и имущества завода. Новый владелец,
финансовая группа Метрополь, планирует
на т. н. «старой территории» (бывший
завод МЗМА), построить офисные и жилые
здания, а часть «новой территории»
(бывший завод АЗЛК) продать под расширение
сборочных мощностей ОАО «Автофрамос».
Таким образом, по состоянию на 2007 год
предприятие ОАО «Москвич» как
автомобилестроительное предприятие
прекратило своё существование как
физически, так и юридически.ОАО
«Автофрамос» в 1998 году выкупило
недостроенный цех двигателей АЗЛК, в
котором была развернута отвёрточная
(SKD), а позже углубленная (CKD) сборка
легковых автомобилей «Renault Logan». В
перспективе «Автофрамос» собирается
расширить мощности своего производства
с нынешних 60 000 до 120 000 автомобилей в
год, для чего при посредничестве
Правительства Москвы намеревается
выкупить часть незанятых площадей
бывшего ОАО «Москвич».