|
АймараАймара (аймара Aymaranakaja), индейский народ в Андах, на западе Южной Америки. Живут главным образом в высокогорных областях в районе озера Титикака на западе Боливии (по данным переписи 2006 г. ок. 2,25 млн чел. — 25 % населения Боливии), юге Перу (регион Пуно, Мокегуа, Такна и Арекипа — 1,46 млн. чел. - 5,4% населения Перу), севере Чили (по данным переписи 2008 г. 52,2 тыс. чел.) и Аргентины — (по данным переписи 2008 г. 40 529 чел.). Часть А. живёт в городах, составляя большинство шахтерского населения Боливии.Язык — аймара. Верующие в осн. католики, есть адвентисты, пятидесятники, мормоны и др. В доиспанский период А. были расселены до р. Вильканота на север, солончаков Койпаса и Уюни на юге и тихоокеанского побережья на западе. В XIV — начале XV вв. у А.сложились ранние государства: Канчи, Канна, Колья, Лупака, Пакахе и др. Известным археологическим памятником А. является древнее кладбище Сильюстани на территории Перу. Во второй половине XV века А. были подчинены инками, которые предоставили им некоторую автономию в составе своего государства. Вскоре А. попали под власть Испании. Постепенно часть А. была ассимилирована кечуа. Традиц. муж. одежда — короткие штаны и туникообразная рубаха, пончо, женская — блузка, неск. широких сборчатых юбок, шаль. Головные уборы — соломенные и фетровые шляпы, у мужчин — вязаные шапочки-лючо. Для религии характерен синтез католицизма с доисп. культами гор (апу), предков (ачачила), Матери-земли (Пачамама), подземного духа (Тио) и др. Формируется синкретич. «индейская церковь». Сохраняются обычай ряжения по католическим праздникам в головные уборы из перьев, маски, шкуры, костюмированные (посвящённые животным, с участием персонажей времён конкисты), театрализованные «Дьяблада»),бурлескные танцы и др. Осн. традиц. занятия — земледелие (картофель, киноа, ока) и животноводство (ламы). Традиц. ремёсла — ткачество (женщины — на традиц. горизонтальном станке, мужчины — на педальном станке, заимствованном у испанцев) и вязание (в том числе узорное) из шерсти ламы иальпаки (вязаные муж. конические шапочки с наушниками лючо, сумки для листьев коки, кошельки и др.), производство лепной расписной керамики, металлургия (сохранились традиц. центры металлообработки Хесус-де-Мачака и Корокоро), изготовление тростниковых лодок (уампу) и др. Традиционно крестьяне-А. занимались также выращиванием коки, листья которой они жевали, использовали в традиционной медицине, а также подносили в качестве жертв солнечному богу Инти и богине земли Пачамаме. Популярны танцы уайно, исполняемые в сопровождении инструмент. ансамбля, состоящего из продольных флейт (пинкольо, кена), барабанов (бомбо, тинья), «индейской гитары» из панциря броненосца (чаранго) и др. Встречаются ансамбли однородных инструментов. Распространено сольное музицирование на флейтах для услаждения собственной души. Многочисленны пастушьи наигрыши на флейтах. Распространены песни-молитвы к‘очу (основаны на пентатонике), обращённые к божествам и духам доисп. культов и католич. святым (в том числе парауаках — моления о дожде); календарно-обрядовые песни (в том числе чахра-какой в обряде начала земледельч. работ калья). Среди лирич. песен — сольные любовные арави (есть также у кечуа); группу этих песен saucesito («ивушка») юноши-аймара исполняют также на флейте пинкольо (признаваясь в любви избранницам). Президент Боливии Эво Моралес является А. по происхождению. Аймара, индейская народность Южной Америки. Основная часть А. живёт вокруг озера Титикака и на Боливийском плато — в южной части департамента Пуно (в Перу), в департаменте Ла-Пас и Оруро (в Боливии). На языке А. говорит около 1,3 млн. человек (1964). Предки А. были создателями культуры Тиауанако. После испанского завоевания (16 в.) А., несмотря на тяжёлый гнёт и дискриминацию, сохранили язык и в значительной степени свою культуру. В ряде районов сохранилась традиционная структура общины, возглавляемой старейшиной. Религия — католичество; значительны пережитки дохристианских верований. АЙМАРА —индейский народ в Боливии (большинство) и в Перу. Считаются создателями доин- ковской культуры Тиахуанако, остатки грандиозных каменных сооружений к-рой найдены па берегах оз. Титикака. А. были одной из основных групп населения государства инков, вместе с к-рыми они были завоёваны нснаш.ами. Вместе с кечуа А. участвуют в национально-освободительном движении. Восстание 1931 прошло под лозунгом создания федерации государсв кечуа и А. Современные А. живут на В., Ю.-В. и Ю.-З. от оз. Титикака, на вост. отрогах Андов, в департаментах Пуно (Меру) и Ла-Пас. (Боливия). Численность ок. 000 тыс. чел. (1935). Занимаются земледелием (картофель, ячмень) на участках, арендуемыху крупных землевладельцев; разводят лам, альпака, овец. В городах А. — грузчики, чернорабочие. А. подвергаются жестокой колониальной эксплоатации, лишены политических нрав, не имеют возможности развивать свою культуру, которая сохранила самобытные формы в керамике, резьбе по камню, в изготовлении из шерсти тканей, в фольклоре, музыке и плясках. |
Loading
|