Память - форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающая возможным его
повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с
его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией,
лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической
деятельности. Без нее невозможно
понять основы формирования поведения
мышления, сознания, подсознания. Поэтому
для лучшего понимания человека
необходимо как можно больше знать о
нашей памяти [1. С.131].
Образы предметов или процессов
реальной действительности, которые
мы воспринимали ранее, а сейчас
мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
Историки утверждают, что персидский
царь Кир, Александр Македонский и
Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех
своих солдат, а количество солдат у
каждого превышало 30 тысяч человек.
Такими же способностями обладал
знаменитый Фемистокл, который знал в
лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч
жителей греческой столицы Афины.
Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал
таблицу логарифмов. Современник А.
Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог
на спор выучить любую книгу, безошибочно
назвать номер телефона, по которому
он звонил лет пять назад, случайно и
всего один раз. Книговеды – древнейший
памятник индейской литературы на
протяжении веков передавалось устно,
сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы
и сейчас помнят народный эпос, все
песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все
эти примеры наглядно
демонстрируют безграничные
возможности памяти.<......>
Главная особенность
преднамеренного запоминания — это
проявление волевых усилий в виде
постановки задачи на запоминание.
Многократное повторение позволяет
надежно и прочно запомнить материал,
во много раз превышающий объем
индивидуальной кратковременной памяти.
Запоминается, как и осознается, прежде
всего то, что составляет цель действия.
Однако то, что не относится к цели
действия, запоминается хуже, при
произвольном запоминании, направленном
именно на данный материал. При этом
все же необходимо учитывать, что
подавляющее большинство наших
систематических знаний возникает в
результате специальной деятельности,
цель которой — запомнить соответствующий
материал, с тем чтобы сохранить его
в памяти. Такая деятельность,
направленная на запоминание и
воспроизведение удержанного
материала, называется мнемической
деятельностью.
По другому признаку — по характеру
связей (ассоциаций), лежащих в основе
памяти,— запоминание делится на
механическое и осмысленное.
Механическое запоминание — это
запоминание без осознания логической
связи между различными частями
воспринимаемого материала. Основой
механического запоминания являются
ассоциации по смежности.
В отличие от этого осмысленное
запоминание основано на понимании
внутренних логических связей между
отдельными частями материала.
Если сравнивать эти способы запоминания
материала, то можно прийти к выводу
о том, что осмысленное запоминание
намного продуктивней. При механическом
запоминании в памяти через один час
остается только 40 % материала, а еще
через несколько часов — всего 20 %,
а в случае осмысленного запоминания
40 % материала сохраняется в памяти даже
через 30 дней.