развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во взрослую жизнь;
первичная социализация формирования детских и молодежных групп и организаций;
профориентационная работа с различными группами школьников, в т.ч. имеющих отклонения в развитии;
вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;
социально-педагогическая напряженность в классе, коллективе, группе, школе;
сформированность коллектива в начальных классах;
формирование стиля поведения учеников;
включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;
сложность перехода детей из начальной в среднюю школу;
особенности поведения детей 6-7 классов в связи с началом обучения;
мотивация и адаптация учащихся;
адаптационно-интегративные проблемы учащихся старших классов;
условия адаптации детей, оставшихся без попечения родителей среди учащихся массовой школы;
социокультурная роль школы в микрорайоне;
социально-педагогическая паспортизация школы;
особенности социализации детей в школе;
особенности организации досуга школьников;
проблемы школьного самоуправления;
структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентаций;
рекреационные процессы в школе;
формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;
формирование социальной активности учащихся;
особенности профилактики наркомании среди учащихся;
социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентаций старшеклассников;
социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива;
социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;
внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду.
Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога.
Организация внешних связей социального педагога
Для более эффективной организации работы социального педагога следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.
Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:
уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;
познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;
уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;
ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;
ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города;
изучение структуры функционирования и управления социально-педагогической системой города;
определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.
Типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы
определение социально-педагогической проблемы
- содержание проблемы
- внешние признаки проблемы
- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)
- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);
ситуационный анализ
- общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы
- организация структуры, в рамках которой возникает проблема
- типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации
- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.
- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы
- определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;
определение социально-педагогической стратегии – подготовка программы и рабочего плана деятельности
- определение объекта и предмета
- определение целей и задач
- определение содержания деятельности
- выработка показателей и критериев оценки
- разработка инструментария социально-педагогической деятельности
- описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации
- разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности
- разработка рабочего плана;
разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;
описание хода и результатов социально-педагогической деятельности
- основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы
- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)
- оценка реальности и значимости проблемы
- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта
- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы
разработка социально-педагогической технологии
- уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа
- детализация проблемы
- определение причин проблемной ситуации
- определение действующих и нейтральных факторов
- определение педагогического и социально-психологического фона деятельности
- разработка концептуальных основ разрешения проблемы
- разработка возможных путей решения проблемы
- обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;
реализация социально-педагогического проекта
в своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:
- социально-педагогическое конструирование – мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами
- социально-педагогическое моделирование – многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы
- социальное проектирование – обоснованное конструирование
- социально-педагогическая технология – подготовка к практической деятельности программ, предусматривающих возможность достижения цели.
Технология психологической профилактики, психологической поддержки проблем учащихся
(Овчарова Р.В., Дубровина М.Р.)
Психолого-педагогическая профилактика предполагает работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. При этом предполагается ответственность за соблюдение психолого-педагогических условий для полноценного развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его умственном развитии, эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях с окружающими. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
3 уровня психолого-педагогической ситуации:
первичная профилактика:
- подразумевает работу с детьми, имеющими эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства
- забота о психолого-педагогическом здоровье, психическом ресурсе всех детей;
вторичная профилактика:
- работа с детьми группы риска, у которых расстройства начались
- раннее выявление трудностей в учении и поведении
задача: преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально и эмоционально неуправляемыми.
Вторичная профилактика включает консультации с родителями и педагогами; обучение их стратегии преодоления различных трудностей;
третичная профилактика – этапы:
- концентрация на детях с ярко выраженными поведенческими и учебными проблемами
- коррекция и преодоление серьезных психолого-педагогических проблем.
Содержание психолого-педагогической профилактики
разработка различных программ с учетом задач, каждого возрастного периода
задача: дать возможность детям проявить себя в различных областях знаний, практической деятельности для определения и развития интересов, склонностей и способностей.
выявление психолого-педагогических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновения сложностей и отклонений в умственном и личностном развитии. С целью этого разрабатываются предупредительные программы, в которых отражаются вопросы:
- обеспечение поступления к детям стимулов из внешней среды в надлежащем количестве, определение сгруппированности; определение временной последовательности. Эти стимулы должны быть значимы и побуждать к желаемому поведению
- предупреждающая программа должна соответствовать созданию условий для развития стойкого, положительного взаимоотношения между ребенком и воспитательной средой
- облегчать ребенку включение ребенка в общество, усвоение адекватных социальных ролей.
контроль за соблюдением в образовательном учреждении условий обучения и воспитания необходим для нормального психолого-педагогического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. При этом предполагается предупреждение психологической учебной нагрузки и оказание помощи учителям и ученикам в определении любимой дисциплины.
предупреждение возможных осложнений в психическом и поведенческом становлении личности детей при переходе на следующую возрастную ступень.
подготовка детей к осознанию тех сфер жизнедеятельности, профессиональной деятельности, которые им интересны, и в которых они хотели бы реализовать свои способности. Профессиональная ориентация включает раннюю диагностику способностей и интересов школьников, проведение в жизнь различных программ; диагностика способностей и склонностей младших подростков; дальнейшее проведение различных программ; формирование профессиональных намерений и т.д.
Психолого-педагогическая поддержка
основные объекты:
школьник (трудновоспитуемый, проблемный, дезадоптированный)
классный коллектив или группа школьников, имеющие социальные проблемы
учитель, имеющий проблемы с учениками, родителями
педагогический коллектив
родители, имеющие проблемы во взаимоотношениях с ребенком, учителями
родительский коллектив.
Основные направления работы:
первичное выявление психологических отклонений в личности школьника и их влияние на его учебу и поведение
взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррекционной работы с отдельными школьниками
социально-педагогически направленная работа с школьниками
взаимодействие с различными центрами по работе с детьми с отклоняющимся поведением для координации воспитательных усилий
социально-педагогическая помощь учителям в работе с учеником и классом
психолого-педагогическая консультация школьников, родителей, учителей.
Условия эффективности психолого-педагогической поддержки
опираться на сильные стороны школьника
избегать подчеркивания промахов ребенка
показывать, что вы удовлетворены ребенком
уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку
помогать ребенку разбивать крупные задания на более мелкие, с которыми он мог справиться
проводить больше времени с ребенком, вносить юмор во взаимоотношения с ним
знать все попытки ребенка справиться с заданием
уметь взаимодействовать с ребенком
там, где это возможно – позволять ребенку самому решать проблему
избегать дисциплинарного наказания
принимать индивидуальность ребенка
проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему
демонстрировать оптимизм
Технология диагностики социально-психологического климата в образовательном учреждении
Социально-психологический климат – состояние группы, настроения и качественная сторона межличностных отношений в группе, проявляющиеся в виде совокупности психических условий, способствующих или препятствующих продуктивности совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.
Климат проявляется в групповых эффектах:
сплоченность (как степень единства действий в условиях свободы выбора этих действий);
взаимная совместимость как возможность бесконфликтного взаимодействия и согласованности действий членов организации в условиях совместной деятельности;
состояние уровня идентификаций, понимаемого, как сознательно внутреннего мотивационного принятия членом группы целей, ценностей и норм групповой жизни.
Признаки благоприятного социально-психологического климата:
высокая требовательность и доверие друг к другу
доброжелательная и деловая критика
свободное выражение собственного мнения
удовлетворенность принадлежанию к организации
высокая степень взаимопомощи
достаточная информированность обо всех аспектах внутренней жизни организации
Особенности педагогического коллектива, его диагностика и пути развития
Особенность в том, что его межличностные отношения, психологическая атмосфера, стиль управления и деятельности обязательно проецируется на детский коллектив.
Каждый педагогический коллектив переживает периоды:
становление
функционирование
развитие – прежнее содержание образования и технологии вошли в противоречия с новыми условиями, задачами и потребностями.
На каждом этапе социальный педагог-психолог решает специфические задачи, работая в тесном контакте с администрацией учреждения:
1 этап – становление – помощь в создании модели будущего коллектива. Он может предвосхитить их психологическую совместимость, срабатываемость и принятие типа руководства. При этом идейное единство коллектива обеспечивается сходством ценностных ориентаций, которые отражены в целях, задачах, проблемах. Интеллектуальное единство обеспечивается организационной работой педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивности, рефлексией мышления и логикой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется различным распределение распределением функций между членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее сильную сторону педагога. Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам.
При реализации работы педагог психолог может использовать:
1. коллективно-творческое дело
2. организационно-деятельностные игры
3. тренинг
4. выдвижение лидера
5. исследование ценностных ориентаций
6. мотивация потребностей педагога, их личностных особенностей, стратегии поведения.
2 этап – функционирование – необходима деформация и индивидуализация, ориентирование на помощь группе и отдельным педагогам. На этом этапе происходит специфичные процессы связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений в самом педагогическом процессе. Появляются новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты и т.д. Этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, или выводит коллектив в режим развития. Педагог- психолог оказывает помощь в разрешении конфликтной ситуации, выработки управленческого стиля, но часто оказывается вовлеченным в различные отношения. Он может попасть под влияние администрации, но его долгом является работа с лидерами, страдающими «звездной» болезнью, коррекция агрессивного поведения и т.д.
3 этап – развитие – основные силы педагогического коллектива направлены на педагогический эксперимент и социальный педагог психолог осуществляет психологическое обоснование программы, психологическое сопровождение хода эксперимента и анализ результатов эксперимента.
Для глубокого изучения педагогического коллектива необходима информация о нем:
психологическая атмосфера
уровень развития коллектива
оценка и взаимооценка членов коллектива
стиль управления коллективом
отношения «руководитель-подчиненный» в коллективе
уровень социально-коммерчиского компонента и межличностных отношений
самооценка и уровень притязаний педагогов
уровень эмпатии к детям
локус контроля педагогов
уровень личностной тревожности педагогов и т.д.
Правила диагностики
Социально-психологические исследования коллектива – трудоемкая процедура, требующая соблюдения определенных этических требований:
проведение диагностики одним лицом
соблюдение корректного проведения исследования и трактовки экспериментальных данных
никто не может иметь доступа к данным
исследование проводится на добровольной основе
данные по коллективу предоставляются в общей анонимной форме. Для каждого человека – отдельная консультация
не следует на долго затягивать эксперимент
не желательно без глубокого анализа данных фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах
необходимо довести до коллектива установку, что изучение не самоцель, а проводится в интересах людей с целью гармонизации их личности.