В результате психологической диагностики педагогического коллектива могут определиться следующие психологические проблемы:
1. неблагоприятная атмосфера и эмоциональное самочувствие
2. высокая конфликтность или комфорность
3. низкий уровень эмпатии
4. высокий уровень личностной тревожности и невротичности
5. неадекватные самооценка и притязания
6. нарушение личностного развития
7. отсутствие условий для самореализации личности
8. несформированость структуры коллектива
9. наличие группировок полярной напряженности
10. социально-коммуникативная некомпетентность
11. отсутствие сходства функционально-ролевых ожиданий
12. неадекватное возложение ответственности
13. наличие аутсайдеров
14. неадекватность стиля управления
15. непопулярность руководителя
16. несформированость установок на педагогическую деятельность
17. отсутствие ценностно-ориентированного единства.
На основе анализа полученных данных определяются основные пути развития и коррекции педагогического коллектива:
рост общей и психолого-педагогической культуры
формирование организации управления и самоуправления
изменение стиля руководства
выборы нового руководителя
изменение характера, целей, и содержания деятельности
варьирование композиции творческой группы
оказание психолого-терапевтической помощи педагогу.
Информационно-воспитательное сопровождение поддержки проблемных учащихся
Это частный случай социальной работы с подростками, обусловленный информационной недостаточностью и ограниченностью воспитательных возможностей семьи на начальном этапе разрешения трудной для него ситуации. Это механизм включения подростка в восстановление собственного потенциала.
Сущность информационного воздействия в том, что за счет усвоения определенных сведений могут быть сформированы новые знания и навыки, освоены новые роли и ценности, регулирующие и генерирующие новые механизмы регуляции поведения.
Цель информационно-воспитательного сопровождения – формирование у подростков индивидуальной и групповой индивидуальной потребности, ценностной ориентации, способностей к восприятию и освоению новых условий жизнедеятельности, определяемыми факторами реальной действительности.
Задачи:
формирование воспитательного потенциала подростка и его семьи, обеспеченного подчинения всей его жизнедеятельности требованию функционирования в окружающей среде
выработка коммуникативных качеств и умений устанавливать правильные взаимоотношения с микроокружением в социальной среде и способности адоптироваться в ней
развитие у подростков нравственно-психологических качеств, необходимых для устранения дискомфорта, вызванного различными факторами (отношения со сверстниками, учителями, в семье и др.)
развитие черт характера, необходимых в условиях дефицита общения и ограниченности возможностей социальной поддержки
овладение приемами самовоспитания в сложных и психически напряженных состояниях.
Информационно-воспитательное сопровождение включает (структура):
актуально необходимую информацию о ресурсах и источниках поддержки семьи, школы, среды
методы, приемы, техники воспитательного воздействия на подростка (убеждение, побуждение, принуждение, просьба, рекомендация, совет и т.д.)
технические средства воспитания социальной активности (видеоклипы, аудиозаписи, печатный материал и т.д.).
Динамика информационно-воспитательного сопровождения:
Реализация задач информационно-воспитательного сопровождения осуществляется посредством развития познавательного, мотивационного и волевого компонента психики подростка, и во многом зависит от оптимального выбора механизмов воздействия на него, от согласованности каналов и средств воздействия в соответствии со спецификой личности.
Условия информационно-воспитательного сопровождения:
любая информация лишь на 0,001 становится фактом сознания, а ее освоение связано с преодолением системы фильтров (интересы, понимание, отношение к умственным, физическим и психическим состояниям клиента)
информационное воздействие скорее усиливает (или ослабевает) уже закрепленные в подростке социальные установки и стереотипы, чем приводит к их изменению.
Для повышения уровня осознания актуальной информации в мероприятия работы с подростком целесообразно вносить элемент эмоциональной привлекательности.
Для достижения усиленного эффекта в закреплении социальных установок целесообразно применять:
информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты социальной поддержки, констатирующую информацию)
поток информации управлеческо-воспитательного воздействия (анализ комментариев и оценка событий; нормативно-информационное формирование индивидуальных психолого-педагогических качеств и мнений)
информация противодействия и нейтрализации сведений, дезорганизующих жизнь подростка и снижающих ее собственный потенциал.
В целом информационно-воспитательное сопровождение следует осуществлять по трем позициям:
как система повседневного удовлетворения потребности в информации (СМИ, межличностные контакты в семье), которая реализуется через социум;
как организованная деятельность специалиста по работе с подростками (социального педагога), планомерно создающего целесообразный информационный контур воспитывающего свойства длительного и временного действия;
как целенаправленный процесс развития информационных вопросов и интересов подростка с целью формирования у него ценностных ориентаций, социальных установок и норм поведения.
Информационно-воспитательное сопровождение реализуется с помощью системы методов:
механизм воздействия на сознание подростка (убеждение, внушение, внушение, подражание, психологическое заражение, побуждение и т.д.);
методика подачи актуальной информации (иллюстративно-демонстративный метод, словесно-образовательный, концентрический, проблемный, ситуативный), а также методы идентификации, аналогии, сравнения, контраста, альтернатив, анализа и т.д.
Факторы оптимальности информационно-воспитательного сопровождения:
факторы, снижающие эффективность информационно-воспитательного воздействия на ученика (регрессивные факторы):
- слабая связь содержания информации с проблемной ситуацией;
- слабая эмоциональная привлекательность;
- низкий уровень информационной культуры (неправильная подача информации);
- отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме;
- недоверие источнику информации;
- несоответствие понятийно-смыслового аппарата специалиста и подростка;
прогрессивные факторы:
- своевременное проблемное ориентирование подростка в проблемном поле;
- формирование у подростка культуры массово-информационного общения, восприятия и переработки социальной информации;
- своевременное обеспечение подростка необходимыми источниками адекватного информационного ориентирования;
- обеспечение в социуме приоритета объективных материалов по психолого-педагогической проблематике жизнедеятельности;
- формирование и развитие знаний, умений и навыков у специалистов в образовательном учреждении в области информационно-воспитательного сопровождения;
- конструктивное межведомственное взаимодействие в сфере информационно-воспитательной работы;
- активное сопротивление и упреждающая нейтрализация дезорганизующей информации.
Техника разрешения конфликтной ситуации в образовательном учреждении
Психологи выделили отдельную группу конфликтов – педагогические, которые делятся на 3 группы:
мотивационные, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников;
конфликтные, связанные с недостатком организации обучения в школе;
конфликтные взаимодействия учащихся между собой; учителей и администрацией; учителями и школьниками.
Учитель – ученик:
начальная школа:
- конфликт этики, связанный с нарушением учителем педагогического такта и правонарушения;
- дидактическое, вызванное дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и служебные недостатки учителя.
подростки:
- дисциплина учащихся, конфликт дидактического взаимодействия, методические ошибки учителя, нарушение этики учителем;
старшие школьники:
- неадекватное дисциплинирование и конфликтное поведение учителя;
Психологи связывают конфликты с различными педагогическими ситуациями:
конфликт деятельности;
конфликт поведения (поступков);
конфликтное отношение.
Особенности педагогических конфликтов:
профессиональная ответственность педагога за правовое разрешение ситуации конфликта;
участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их различное поведение в конфликте;
различие возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, перерождая различную степень ответственности за ошибки;
различное понимание событий и их причин участниками (каждый из участников видит конфликт по своему);
присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязует его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующийся личности;
конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить.
Профилактические методы разрешения конфликтов:
метод интроспекции;
метод эмпатии;
метод логического анализа;
метод творчества – искать в конфликте новые возможности и извлечь из этого максимальную пользу;
метод позитивного самоутверждения – основан на стратегии «выиграть – выиграть»;
метод совместной власти – основан на партнерских отношениях;
метод управления эмоциями;
метод анализа конфликтных ситуаций – с помощью стратегии «выиграть-выиграть», позволяющей находить различные варианты из конфликта с выгодой для всех;
метод Социально-психологического тренинга – позволяет развивать социально-коммуникативные компоненты в условиях группового взаимодействия;
метод интуиции – основан на принятии решения в сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции;
метод воображения – помогает развивать социальную рефлексию, прогнозировать варианты поведения партнера и сбои собственной реакции.
Способы разрешения педагогического конфликта:
картография конфликта (3 этапа):
определение проблемы;
обозначение главных участников конфликта;
выяснение опасений и потребностей каждого из них..
Создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы, предоставляется возможность выскзазываться, услышать точку зрения других и возможность новых вариантов решения проблемы.
выработка альтернатив поведения; включает их обсуждение, выбор, анализ. При выборе используются критерии:
- осуществимости;
- справедливости;
- достаточности.
Для предварения альтернатив в жизнь необходимо определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения.
переговоры и посредничество:
переговоры включают этапы:
подготовка – сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонента; постановка целей урегулирования конфликта;
процесс переговоров – при этом необходимо:
- прислушиваться к мнению других;
- использовать стратегию «выиграть – выиграть»;
- выяснить позиции сторон, отделять личность от проблемы;
- учитывать возражения, быть гибким;
- понижать притязания, если они нереальны;
- использовать обратную связь.
завершение – важно достичь четкой договоренности для предупреждения будущих конфликтов.
Посредничество – способ разрешения конфликта с помощью третей стороны, общественной и не вовлеченной в конфликт. Правила:
приведение сторон к согласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики);
выслушивание участников (рассказ каждого, выражение каждым отношения к конфликту);
разрешение конфликта (объяснение каждой стороне условий достижения согласия).
Посредничество помогает каждой стороне достичь того, к чему они стремятся.
Для обеспечения эффективности процесса посредничества, применяются все навыки по разрешению конфликта:
1. подход «выиграть – выиграть»;
творческий подход;
эмпатия;
поощрять активное восприятие обоих;
принцип оптимального самоутверждения;
контроль над эмоциями;
готовность разрешить конфликт;
направленность на проблему, а не на личность.
Этапы разрешения конфликта:
расположение участников (не сажать на против друг друга);
запись важнейших аспектов проблемы;
определение регламента времени;
пояснение роли посредника;
предложение соблюдать конфиндециальность;
в начале проверить насколько каждый участник понимает суть процедуры и согласие с ней;
узнать, готовы ли обе стороны хотя бы опробовать процесс на практике;
добиться согласия всех участников применять «Я-высказывание»;
установить общую направленность процесса:
- будущего;
- прошлого.
обеспечить равноправие участников всех сторон.
Социально-педагогический опыт деятельности образовательного учреждения за рубежом
Социальна работа в школах США
В современной американской школе социальный работник выполняет различные функции:
I. Работа с подростками:
1. индивидуальна работа с подростками:
- пропускающие занятия;
- попавшие в экстремальную ситуацию;
2. нуждающиеся в помощи (материальной);
3. организация помощи в индивидуальной работе с подростками и подростками нуждающимися в помощи;
4. работа с дискуссионными группами;
5. консультация подростка:
- проявляющих агрессию;
- замкнутых;
- отстающих в учебе.
II. Работа с родителями:
получение дополнительной информации о ребенке;
помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка;
узнать об установках родителей по отношению к школе;
давать советы по поводу поведения родителей и наиболее эффективному отношению к ребенку;
направлять родителей в агентство семейной службы или другое.
III. Работа с учителями:
консультации по особенностям отдельных подростков;
консультации по вопросам отношений в классе;
консультации по вопросам психологии педагогики.
IV. Социальный педагог участвует в бригадах специалистов, обследуя детей, направленных на обучение по специальной программе. Социальный работник должен подготовить ребенка к обследованию и определить нарушения в домашней обстановке или более широком социальном окружении.
Социальный работник изучает:
историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе;
собирает информацию, помогающую определить, нормально ли развивался ребенок;
отвечает на вопросы: как ребенок относится к родителям; как ведет себя дома; имеет ли трудности в общении со сверстниками; какие беспокойства доставлял родителям; как дела со школой.
Социальный работник работает с педагогом, который использует психологические тесты и с педагогом, который наблюдает за ребенком и его учебой в школе и дома.
Таким образом, школьная социальная работа в США – значительная и расширяющиеся сфера деятельности.
Психолого-педагогическая служба Гайденс (1908)
Предназначена для оказания помощи в трудной ситуации, в познании себя и окружающего мира, развитии личности, выборе профессии и жизненного пути.
Сфера деятельности:
советник (воспитатель):
- успеваемость
- профессиональная ориентация
- социальные проблемы;
социальный работник работает в нескольких школах, занимается с небольшими группами, нуждающимися в специальной помощи, обследует семьи;
психолог;
сотрудник, отвечающий за посещаемость учащихся;
учитель – консультант: помощь в выполнении ежедневного домашнего задания;
учителя домашней комнаты;
атташе по связям с организациями юстиции;
врач и медицинский персонал;
руководители кружков и клубов.
Служба включает подразделения:
служба информации;
консультирование;
служба направления;
служба контроля за результатами программы – обратная связь.
Главной задачей службы является сбор, систематизация, оценка и анализ всей информации о ребенке и оказание ему практической помощи в адаптации в обществе.
Концепция воспитательной среды во Франции.
В решении проблемы социализации детей, должна сыграть существенную роль педагогика окружающей среды. Следовательно, актуализируется одна из задач учебно-воспитательной деятельности школы – формирование у подрастающего поколения понимания своего органического единства с окружающей средой и бережного сохранения среды обитания.
Существенную роль в воспитательной системе выполняет школьная среда, являющаяся составной частью воспитательной среды.
Педагогика окружающей среды нацелена педагогами-практиками на развитие сущностных си личности, способствующих ее открытости миру и ориентации на гуманное взаимодействие с ним. При этом важными принципами являются:
педагогическое сотрудничество;
педагогический диалог;
межличностное общение.
Новый тип школы: школа должна быть открытой для различных убеждений и диалога; основанной на принципе межличностного и межгруппового общения и сотрудничества. Школа является не только храмом знаний, но и пропагандистом культуры, своего рода окна в мир, центром обучения всех детей квартала. Современная школьная и внешкольная воспитательная деятельность призваны превратить школу в специфичный, отличный от семьи дом для детей.
Социальная работа в школах Великобритании.
Социальные работники не являются сотрудниками школы. Они сотрудники специальной службы обеспечения образования и прикрепленных к отдельным школам.
Функции социальных работников:
регулярное посещение «своих» школ;
помогают учителям решать проблемы, связанные с поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальным положением школьников;
участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и установлением связей между семье и школой;
особое внимание – выявление детей, подвергшимся жестокому обращению, страдающих от насилия в семье и детей отстающих в развитии;
забота о детях, которые из-за плохого поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание помощи родителям в устройстве ребенка в другое учреждение;
помощь детям из числа национальных меньшинств;
выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время;
общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении детского труда;
наблюдение за посещением детьми детских групп и центров, выяснение причин длительного отсутствия и помощь в случаи, если оно связано с тяжелой болезнью или жестоким обращением;
поддержка детей, получающих образование вне школы – на дому и в центрах промежуточного лечения;
оказание содействия детям и родителям в пользовании социальными привилегиями.