Центральный Дом Знаний - Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений 3

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Психолого-педагогическое обеспечение деятельности образовательных учреждений 3

В результате психологической диагностики педагогического коллектива могут определиться следующие психологические проблемы:

1. неблагоприятная атмосфера и эмоциональное самочувствие

2. высокая конфликтность или комфорность

3. низкий уровень эмпатии

4. высокий уровень личностной тревожности и невротичности

5. неадекватные самооценка и притязания

6. нарушение личностного развития

7. отсутствие условий для самореализации личности

8. несформированость структуры коллектива

9. наличие группировок полярной напряженности

10. социально-коммуникативная некомпетентность

11. отсутствие сходства функционально-ролевых ожиданий

12. неадекватное возложение ответственности

13. наличие аутсайдеров

14. неадекватность стиля управления

15. непопулярность руководителя

16. несформированость установок на педагогическую деятельность

17. отсутствие ценностно-ориентированного единства.

На основе анализа полученных данных определяются основные пути развития и коррекции педагогического коллектива:

  1. рост общей и психолого-педагогической культуры

  2. формирование организации управления и самоуправления

  3. изменение стиля руководства

  4. выборы нового руководителя

  5. изменение характера, целей, и содержания деятельности

  6. варьирование композиции творческой группы

  7. оказание психолого-терапевтической помощи педагогу.

Информационно-воспитательное сопровождение поддержки проблемных учащихся

Это частный случай социальной работы с подростками, обусловленный информационной недостаточностью и ограниченностью воспитательных возможностей семьи на начальном этапе разрешения трудной для него ситуации. Это механизм включения подростка в восстановление собственного потенциала.

Сущность информационного воздействия в том, что за счет усвоения определенных сведений могут быть сформированы новые знания и навыки, освоены новые роли и ценности, регулирующие и генерирующие новые механизмы регуляции поведения.

Цель информационно-воспитательного сопровождения – формирование у подростков индивидуальной и групповой индивидуальной потребности, ценностной ориентации, способностей к восприятию и освоению новых условий жизнедеятельности, определяемыми факторами реальной действительности.

Задачи:

  1. формирование воспитательного потенциала подростка и его семьи, обеспеченного подчинения всей его жизнедеятельности требованию функционирования в окружающей среде

  2. выработка коммуникативных качеств и умений устанавливать правильные взаимоотношения с микроокружением в социальной среде и способности адоптироваться в ней

  3. развитие у подростков нравственно-психологических качеств, необходимых для устранения дискомфорта, вызванного различными факторами (отношения со сверстниками, учителями, в семье и др.)

  4. развитие черт характера, необходимых в условиях дефицита общения и ограниченности возможностей социальной поддержки

  5. овладение приемами самовоспитания в сложных и психически напряженных состояниях.

Информационно-воспитательное сопровождение включает (структура):

  1. актуально необходимую информацию о ресурсах и источниках поддержки семьи, школы, среды

  2. методы, приемы, техники воспитательного воздействия на подростка (убеждение, побуждение, принуждение, просьба, рекомендация, совет и т.д.)

  3. технические средства воспитания социальной активности (видеоклипы, аудиозаписи, печатный материал и т.д.).

Динамика информационно-воспитательного сопровождения:

Реализация задач информационно-воспитательного сопровождения осуществляется посредством развития познавательного, мотивационного и волевого компонента психики подростка, и во многом зависит от оптимального выбора механизмов воздействия на него, от согласованности каналов и средств воздействия в соответствии со спецификой личности.

Условия информационно-воспитательного сопровождения:

  1. любая информация лишь на 0,001 становится фактом сознания, а ее освоение связано с преодолением системы фильтров (интересы, понимание, отношение к умственным, физическим и психическим состояниям клиента)

  2. информационное воздействие скорее усиливает (или ослабевает) уже закрепленные в подростке социальные установки и стереотипы, чем приводит к их изменению.

Для повышения уровня осознания актуальной информации в мероприятия работы с подростком целесообразно вносить элемент эмоциональной привлекательности.

Для достижения усиленного эффекта в закреплении социальных установок целесообразно применять:

  1. информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты социальной поддержки, констатирующую информацию)

  2. поток информации управлеческо-воспитательного воздействия (анализ комментариев и оценка событий; нормативно-информационное формирование индивидуальных психолого-педагогических качеств и мнений)

  3. информация противодействия и нейтрализации сведений, дезорганизующих жизнь подростка и снижающих ее собственный потенциал.


В целом информационно-воспитательное сопровождение следует осуществлять по трем позициям:

    1. как система повседневного удовлетворения потребности в информации (СМИ, межличностные контакты в семье), которая реализуется через социум;

    2. как организованная деятельность специалиста по работе с подростками (социального педагога), планомерно создающего целесообразный информационный контур воспитывающего свойства длительного и временного действия;

    3. как целенаправленный процесс развития информационных вопросов и интересов подростка с целью формирования у него ценностных ориентаций, социальных установок и норм поведения.


Информационно-воспитательное сопровождение реализуется с помощью системы методов:

  1. механизм воздействия на сознание подростка (убеждение, внушение, внушение, подражание, психологическое заражение, побуждение и т.д.);

  2. методика подачи актуальной информации (иллюстративно-демонстративный метод, словесно-образовательный, концентрический, проблемный, ситуативный), а также методы идентификации, аналогии, сравнения, контраста, альтернатив, анализа и т.д.


Факторы оптимальности информационно-воспитательного сопровождения:

  1. факторы, снижающие эффективность информационно-воспитательного воздействия на ученика (регрессивные факторы):

- слабая связь содержания информации с проблемной ситуацией;

- слабая эмоциональная привлекательность;

- низкий уровень информационной культуры (неправильная подача информации);

- отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме;

- недоверие источнику информации;

- несоответствие понятийно-смыслового аппарата специалиста и подростка;

  1. прогрессивные факторы:

- своевременное проблемное ориентирование подростка в проблемном поле;

- формирование у подростка культуры массово-информационного общения, восприятия и переработки социальной информации;

- своевременное обеспечение подростка необходимыми источниками адекватного информационного ориентирования;

- обеспечение в социуме приоритета объективных материалов по психолого-педагогической проблематике жизнедеятельности;

- формирование и развитие знаний, умений и навыков у специалистов в образовательном учреждении в области информационно-воспитательного сопровождения;

- конструктивное межведомственное взаимодействие в сфере информационно-воспитательной работы;

- активное сопротивление и упреждающая нейтрализация дезорганизующей информации.


Техника разрешения конфликтной ситуации в образовательном учреждении

Психологи выделили отдельную группу конфликтов – педагогические, которые делятся на 3 группы:

  1. мотивационные, возникающие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников;

  2. конфликтные, связанные с недостатком организации обучения в школе;

  3. конфликтные взаимодействия учащихся между собой; учителей и администрацией; учителями и школьниками.

Учитель – ученик:

начальная школа:

- конфликт этики, связанный с нарушением учителем педагогического такта и правонарушения;

- дидактическое, вызванное дисциплинированием, дискриминацией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и служебные недостатки учителя.

подростки:

- дисциплина учащихся, конфликт дидактического взаимодействия, методические ошибки учителя, нарушение этики учителем;

старшие школьники:

- неадекватное дисциплинирование и конфликтное поведение учителя;


Психологи связывают конфликты с различными педагогическими ситуациями:

    1. конфликт деятельности;

    2. конфликт поведения (поступков);

    3. конфликтное отношение.


Особенности педагогических конфликтов:

  1. профессиональная ответственность педагога за правовое разрешение ситуации конфликта;

  2. участники конфликта имеют различный социальный статус, чем и определяется их различное поведение в конфликте;

  3. различие возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, перерождая различную степень ответственности за ошибки;

  4. различное понимание событий и их причин участниками (каждый из участников видит конфликт по своему);

  5. присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл;

  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязует его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующийся личности;

  7. конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить.


Профилактические методы разрешения конфликтов:

  1. метод интроспекции;

  2. метод эмпатии;

  3. метод логического анализа;

  4. метод творчества – искать в конфликте новые возможности и извлечь из этого максимальную пользу;

  5. метод позитивного самоутверждения – основан на стратегии «выиграть – выиграть»;

  6. метод совместной власти – основан на партнерских отношениях;

  7. метод управления эмоциями;

  8. метод анализа конфликтных ситуаций – с помощью стратегии «выиграть-выиграть», позволяющей находить различные варианты из конфликта с выгодой для всех;

  9. метод Социально-психологического тренинга – позволяет развивать социально-коммуникативные компоненты в условиях группового взаимодействия;

  10. метод интуиции – основан на принятии решения в сложных ситуациях, которые основаны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции;

  11. метод воображения – помогает развивать социальную рефлексию, прогнозировать варианты поведения партнера и сбои собственной реакции.


Способы разрешения педагогического конфликта:

  1. картография конфликта (3 этапа):

    1. определение проблемы;

    2. обозначение главных участников конфликта;

    3. выяснение опасений и потребностей каждого из них..

Создается ситуация, способствующая совместному обсуждению проблемы, предоставляется возможность выскзазываться, услышать точку зрения других и возможность новых вариантов решения проблемы.

  1. выработка альтернатив поведения; включает их обсуждение, выбор, анализ. При выборе используются критерии:

- осуществимости;

- справедливости;

- достаточности.

Для предварения альтернатив в жизнь необходимо определить суть мер, их реализаторов и сроки выполнения.

  1. переговоры и посредничество:

переговоры включают этапы:

    1. подготовка – сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонента; постановка целей урегулирования конфликта;

    2. процесс переговоров – при этом необходимо:

- прислушиваться к мнению других;

- использовать стратегию «выиграть – выиграть»;

- выяснить позиции сторон, отделять личность от проблемы;

- учитывать возражения, быть гибким;

- понижать притязания, если они нереальны;

- использовать обратную связь.

    1. завершение – важно достичь четкой договоренности для предупреждения будущих конфликтов.

Посредничество – способ разрешения конфликта с помощью третей стороны, общественной и не вовлеченной в конфликт. Правила:

  1. приведение сторон к согласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики);

  2. выслушивание участников (рассказ каждого, выражение каждым отношения к конфликту);

  3. разрешение конфликта (объяснение каждой стороне условий достижения согласия).

Посредничество помогает каждой стороне достичь того, к чему они стремятся.

Для обеспечения эффективности процесса посредничества, применяются все навыки по разрешению конфликта:

1. подход «выиграть – выиграть»;

  1. творческий подход;

  2. эмпатия;

  3. поощрять активное восприятие обоих;

  4. принцип оптимального самоутверждения;

  5. контроль над эмоциями;

  6. готовность разрешить конфликт;

  7. направленность на проблему, а не на личность.

Этапы разрешения конфликта:

    1. расположение участников (не сажать на против друг друга);

    2. запись важнейших аспектов проблемы;

    3. определение регламента времени;

    4. пояснение роли посредника;

    5. предложение соблюдать конфиндециальность;

    6. в начале проверить насколько каждый участник понимает суть процедуры и согласие с ней;

    7. узнать, готовы ли обе стороны хотя бы опробовать процесс на практике;

    8. добиться согласия всех участников применять «Я-высказывание»;

    9. установить общую направленность процесса:

- будущего;

- прошлого.

    1. обеспечить равноправие участников всех сторон.

Социально-педагогический опыт деятельности образовательного учреждения за рубежом

Социальна работа в школах США

В современной американской школе социальный работник выполняет различные функции:

I. Работа с подростками:

1. индивидуальна работа с подростками:

- пропускающие занятия;

- попавшие в экстремальную ситуацию;

2. нуждающиеся в помощи (материальной);

3. организация помощи в индивидуальной работе с подростками и подростками нуждающимися в помощи;

4. работа с дискуссионными группами;

5. консультация подростка:

- проявляющих агрессию;

- замкнутых;

- отстающих в учебе.

II. Работа с родителями:

    1. получение дополнительной информации о ребенке;

    2. помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка;

    3. узнать об установках родителей по отношению к школе;

    4. давать советы по поводу поведения родителей и наиболее эффективному отношению к ребенку;

    5. направлять родителей в агентство семейной службы или другое.

III. Работа с учителями:

  1. консультации по особенностям отдельных подростков;

  2. консультации по вопросам отношений в классе;

  3. консультации по вопросам психологии педагогики.

IV. Социальный педагог участвует в бригадах специалистов, обследуя детей, направленных на обучение по специальной программе. Социальный работник должен подготовить ребенка к обследованию и определить нарушения в домашней обстановке или более широком социальном окружении.

Социальный работник изучает:

  1. историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе;

  2. собирает информацию, помогающую определить, нормально ли развивался ребенок;

  3. отвечает на вопросы: как ребенок относится к родителям; как ведет себя дома; имеет ли трудности в общении со сверстниками; какие беспокойства доставлял родителям; как дела со школой.

Социальный работник работает с педагогом, который использует психологические тесты и с педагогом, который наблюдает за ребенком и его учебой в школе и дома.

Таким образом, школьная социальная работа в США – значительная и расширяющиеся сфера деятельности.

Психолого-педагогическая служба Гайденс (1908)

Предназначена для оказания помощи в трудной ситуации, в познании себя и окружающего мира, развитии личности, выборе профессии и жизненного пути.

Сфера деятельности:

  1. советник (воспитатель):

- успеваемость

- профессиональная ориентация

- социальные проблемы;

  1. социальный работник работает в нескольких школах, занимается с небольшими группами, нуждающимися в специальной помощи, обследует семьи;

  2. психолог;

  3. сотрудник, отвечающий за посещаемость учащихся;

  4. учитель – консультант: помощь в выполнении ежедневного домашнего задания;

  5. учителя домашней комнаты;

  6. атташе по связям с организациями юстиции;

  7. врач и медицинский персонал;

  8. руководители кружков и клубов.

Служба включает подразделения:

  1. служба информации;

  2. консультирование;

  3. служба направления;

  4. служба контроля за результатами программы – обратная связь.

Главной задачей службы является сбор, систематизация, оценка и анализ всей информации о ребенке и оказание ему практической помощи в адаптации в обществе.

Концепция воспитательной среды во Франции.

В решении проблемы социализации детей, должна сыграть существенную роль педагогика окружающей среды. Следовательно, актуализируется одна из задач учебно-воспитательной деятельности школы – формирование у подрастающего поколения понимания своего органического единства с окружающей средой и бережного сохранения среды обитания.

Существенную роль в воспитательной системе выполняет школьная среда, являющаяся составной частью воспитательной среды.

Педагогика окружающей среды нацелена педагогами-практиками на развитие сущностных си личности, способствующих ее открытости миру и ориентации на гуманное взаимодействие с ним. При этом важными принципами являются:

  1. педагогическое сотрудничество;

  2. педагогический диалог;

  3. межличностное общение.

Новый тип школы: школа должна быть открытой для различных убеждений и диалога; основанной на принципе межличностного и межгруппового общения и сотрудничества. Школа является не только храмом знаний, но и пропагандистом культуры, своего рода окна в мир, центром обучения всех детей квартала. Современная школьная и внешкольная воспитательная деятельность призваны превратить школу в специфичный, отличный от семьи дом для детей.

Социальная работа в школах Великобритании.

Социальные работники не являются сотрудниками школы. Они сотрудники специальной службы обеспечения образования и прикрепленных к отдельным школам.

Функции социальных работников:

  1. регулярное посещение «своих» школ;

  2. помогают учителям решать проблемы, связанные с поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальным положением школьников;

  3. участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и установлением связей между семье и школой;

  4. особое внимание – выявление детей, подвергшимся жестокому обращению, страдающих от насилия в семье и детей отстающих в развитии;

  5. забота о детях, которые из-за плохого поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание помощи родителям в устройстве ребенка в другое учреждение;

  6. помощь детям из числа национальных меньшинств;

  7. выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время;

  8. общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении детского труда;

  9. наблюдение за посещением детьми детских групп и центров, выяснение причин длительного отсутствия и помощь в случаи, если оно связано с тяжелой болезнью или жестоким обращением;

  10. поддержка детей, получающих образование вне школы – на дому и в центрах промежуточного лечения;

  11. оказание содействия детям и родителям в пользовании социальными привилегиями.

Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24