Центральный Дом Знаний - Анализ психолого-педагогической литературы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2691

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Анализ психолого-педагогической литературы

Скачать работу "Анализ психолого-педагогической литературы"

Введение

Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повы­шать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными сло­вами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связан­ные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффектив­ную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ве­дущая роль в формировании информационной культуры личности отво­дится образовательным учреждениям.

В начале 70-х годов нашего столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с пробле­мами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущ­ность этою кризиса проявляется в противоречии между социальными по­требностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориен­тир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происхо­дящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возрос­шему объему информации, стремительному развитию новых информаци­онных технологий. Ограниченность концептуальных ресурсов традицион­ной системы образования обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования.

Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует не­обходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюде­нии этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:

• резким увеличением объемов информации, обусловленным уско­ренными темпами развития научно-технического прогресса;

• неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;

• быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [25, C. 7 – 8].

В нашей работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности. Цель нашего исследования – подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 – 6 класса низкий. Чтобы достичь цели необходимо решить несколько задач: провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование, обобщить данные этих методов и сделать общий вывод относительно полученных результатов. Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом - информационная культура школьников 5 – 6 класса. Ну а для начала необходимо определить, что такое информационная культура и ее значение в жизни каждого человека, т.е. проведем анализ психолого-педагогической литературы.


Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы

§1. Этапы информатизации общества и развитие информационной культуры личности

На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Освоение окружающей среды, расширение жизненного пространства, усложнение социальной и духовной жизни общества одним из своих следствий имеют рост социальной информации. А социальная информация, оседая и преломляясь в сознании членов сообщества, воплощаясь в духовные ценности, средства труда и предметы потребления, стимулирует дальнейшее освоение окружающей среды, а, следовательно, и наращивание новой информации.

Рост количества циркулирующей в обществе социальной информации ставит проблему физиологических возможностей усвоения ее объема человеком. Выход за пределы возможностей среднего человека приводит общество к необходимости качественного скачка в способах переработки информации. Такими скачками в истории человечества были использование членораздельной речи, фиксация информации в структуре жестких материальных носителей, создание письменности, изобретение книгопечатания, использование электрической энергии для передачи информации на расстояния, компьютерные технологии.

Каждый исторический период имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет соответствующие ей средства фиксации во времени и трансляции в пространстве, степень и скорость распространения в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. В соответствующие промежутки времени создавались социальные институты, занимавшиеся производством, хранением и распространением информации, свои системы информационных коммуникаций. Тем самым господствующий материальный носитель определяет как бы границы объема социальной информации, соответствующие возможностям общества на определенном уровне развития. Это, в свою очередь, влияет на требования общества к уровню информированности личности в алане объема знаний, степени использования социальной информации в повседневной и профессиональной деятельности, овладения методами извлечения, переработки, накопления и использования информации.

Таким образом, устанавливается некоторое равновесие - баланс - между уровнем информированности личности и возможностью исследования средств информационного обмена между личностью и обществом. Этот баланс определяет оптимальный уровень информационной культуры личности той или иной эпохи. Соответственно, информационная культура личности, как некоторый социальный феномен, прошла в своем развитии этапы, соответствующие периодам господства форм материальных носителей информации. Но как феномен, имеющий духовную природу и глубоко личностный характер, она не жестко детерминирована используемыми в обществе информационными средствами. Проходя в своем развитии через многочисленные глобальные и локальные кризисы, дисбалансы мироощущения и мировосприятия, в конечном итоге информационная культура выходит на определенный шаткий уровень соответствия.

Первым качественным скачком в переработке информации, с которого началась история человечества и его информационная культура, можно считать использование членораздельной речи. Человеческий язык, устная речь позволила отразить с помощью ограниченного количества речевых знаков безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Это сразу выделило человека из биологической среды, позволив ему хранить, передавать, наращивать и транспортировать приобретенную информацию.

Язык стал средством мысленного расчленения окружающего мира на дискретные понятия, а также орудием классификации этих понятий, позволил связать удаленные во времени и в пространстве события. Будучи средством коммуникации, язык связал индивидов одним речевым кодом, что дало возможность создать племенные объединения и союзы.

На базе языка в первобытном обществе постепенно формировался общий родовой информационный фонд, который составляли элементарные знания, традиции, навыки трудовой деятельности, социальный опыт. Это был своеобразный банк данных общества, содержащий полезные для трудовой деятельности сведения. Он выполнял очень важную функцию - поддержания равновесия с внешней средой, с природой, что было главным условием сохранения жизни общины, ее генофонда, биологического и экологического фондов.

Древняя информационная среда отличалась невысокой динамикой, скоростью распространения информации. Она была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию, не вооруженному вспомогательными средствами фиксации, хранения и трансляции информации вне личностной памяти - природных коммуникативных каналов человека. Но информация, которую надо было передать следующим поколениям, быстро накапливалась. И соразмерность массива накопленной информации среднему уровню человеческой памяти постепенно нарушалась, что привело к кризису. Одним из следствий кризиса стало выделение лиц, сосредотачивающих а себе, своей памяти большие массивы информации, нежели другие члены сообщества. Эти люди стали выполнять функции хранения знания - старейшины, жрецы, знахари, что отразилось и на их социальном положении. Так информационный кризис стал одним из тех факторов, которые привели к расслоению первобытного общества. Функциональное разделение общества выдвигает на первый план лиц, чьи интеллектуальные способности, объем памяти и физиологические особенности усвоения информации были выше. Поскольку владение информацией дает определенные преимущества, она перестает быть доступной всем членам сообщества и становится достоянием лишь избранных.

Первые опыты документальной фиксации знания связываются с «галечной культурой» - процессуальной передачей знаний при изготовлении нехарактерных для гео- и биосферы изделий. Это было обосновано отсутствием иных способов передачи знания. При изготовлении подобных предметов человечество приобрело опыт Письменность - это документальная форма общения. Она позволяет хранить информацию впрок в виде текста, который складывается из знаков. Знак, в свою очередь, рассматривается как материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или предоставления другого предмета, события, действия, субъективного образования. [31, C. 150]

Прародителем современной письменности ученые считают так называемое пиктографическое письмо. Оно представляет собой предмет или событие, передаваемое картинками. Чтобы смысл передаваемой информации был понятен всем членам сообщества, первобытные люди старались, чтобы рисунки были похожи на изображаемый предмет, то есть использовали принцип моделирования.

В коммуникативном процессе стали выделяться группы потребителей информации и лиц, поставляющих эту информацию. Жесткая фиксация информации, охраняющая от последующего искажения, характерная для письменных текстов, ознаменовалась появлением института авторства. Автор выступает как лицо, продуцирующее тексты, несущие отпечаток его личного взгляда на мир, отпечаток индивидуальности в форме и содержании информации.

Массовость распространения информации значительно усилилась благодаря развитию многочисленных связей – распространению грамотности, развитию системы образования населения, культурной экспансии в результате военных походов. Но и концентрация информации приобрела законченную форму. Стали появляться специальные учреждения - архивы, музеи, библиотеки. К концу 2 в. до нашей эры знание греческого языка и литературы стало обязательным для представителей высших слоев античного общества, как и наличие личной библиотеки.

Таким образом, средневековая культура характеризуется сокращением объема передаваемой информации, унификацией ее содержания, отсутствием возможностей творческого самовыражения, свободы личности. А углубление локализации, раздробленности общества, уменьшение взаимодействия между отдельными территориями, народами, населенными пунктами сократило информационные каналы, их пропускную способность.

Одновременно с упадком культуры в Европе история демонстрирует пример расцвета цивилизации в странах Арабского халифата, куда в свое время эмигрировали представители творческой элиты античности и вывезли с собой рукописные источники.

Результатами развития арабской цивилизации, которые были бы вряд ли возможны без использования античного документального наследства, стали важнейшие достижения в области математики (создание арабского исчисления, алгебры, тригонометрии), астрономии, оптики, географии (метод определения широты и долготы), химии, практической медицины, существенно обогатившие мировую цивилизацию.

К концу XII - началу XIII в.в. определился застой в социально-экономическом развитии ближневосточных стран. А государства Западной Европы стали продвигаться вперед и обгонять мусульманские страны. Этот период характеризуется возникновением и распространением средневековых городов - центров ремесла, торговли, образования, культуры Развитию образованности, усилению тяги к знанию способствовало появление городских нецерковных школ, университетов. Типичной чертой учености становится авторитарность, выражавшаяся в комментаторском характере обучения, когда рукописные книги читались и комментировались с кафедр.

Эпоха Возрождения была культурой богатого и сильного класса, который поднялся на гребне волны торгового и финансового капитала. Небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла обществом, составляя социальную и материальную базу для философов и художников, отражавших дух этой культуры. [3, C. 171]

Развитие образования протекало достаточно интенсивно. К концу ХV в. число университетов в Европе перевалило за 60. Рукописная переписка текстов, низкая скорость и продуктивность этого процесса пришли в несоответствие с ускорившимся темпом жизни эпохи Изобретение книгопечатания - тиражирования текстов с помощью специальных машин позволило передавать знания, социальный опыт большому количеству людей одновременно.

Уже в XVIII в. появились первые результаты начавшегося в Европе промышленного переворота, имеющего в своей основе переход от ручной ремесленной техники мануфактур к крупной машинной индустрии. Усложнение техники и технологии, освоение пространства в результате колонизации отдаленных регионов, развитие производственных связей как начальный этап капитализации общества привели к следующей фазе информационного кризиса - кризису информационных средств. Потребность в информации для решения множества производственных и социальных проблем была весьма высока, а скорость ее трансляции оставалась на уровне предыдущих веков.

Практическое использование электрической энергии стало основой преодоления этого кризиса, базой для создания новых видов связи: телеграфа (русский изобретатель П.Л. Шиллинг в 1832 г. создал первый клавишный телеграфный аппарат), телефона (американский ученый А.Г. Белл в 1876 г. сконструировал первый телефонный аппарат), и радио (1895 г. русским ученым А.С.Поповым был построен первый радиоприемник), изобретение которых стало настоящей революцией в информационных процессах и предпосылкой формирования нового этапа информационной культуры личности.

Научно-техническая революция XX века, последовавшая за промышленной революцией ХVIIIIХ веков, сопровождалась многократным усложнением технологий, создаваемых конструкций, машин и резким увеличением количества связей, возникающих в производственной деятельности людей.

Уже в первые послевоенные годы в мире возник некий информационный тупик. Для того чтобы продвинуться в развитии техники, в создании новых машин и управлении производством, человеку было необходимо переработать такое количество сведений, которое явно выходило за рамки его возможностей, если бы он продолжал использовать традиционные способы работы с информацией.

Технической базой новых коммуникаций стало развитие микроэлектроники и вычислительной техники. В конце 4О-х годов под Киевом в Феофании была организована лаборатория, которую возглавил инженер С.А.Лебедев, в которой и была создана первая в нашей стране электронная вычислительная машина, в Соединенных Штатах Америки ЭВМ появились практически в то же время. Основным заказчиком американских инженеров, так же и у нас в стране, была ракетная техника и различные оборонные отрасли.

На грани 70-х и 80-х годов произошел еще один скачок. Появились персональные ЭВМ, или ПЭВМ, которые ознаменовали рождение четвертого поколения машин. Появились машины, свободно умещающиеся на письменном столе, в кейсе.

Научно-техническая революция, начавшаяся на пороге нашего века, стремительно меняет характер и структуру производства, место и функции человека в нем, образ жизни и быт, приводит к повышению роли информации в развитии всех сфер социальной действительности. Интенсивное наращивание информации, ускоренный обмен достижениями способствует решению экономических и производственных задач, порождают в то же время проблемы и противоречия, характерные для всех стран и регионов мира, для человечества в целом. [14, C. 91 – 107]


§2. Понятие «Информационная культура личности»

Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сего­дня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, вы­сококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и за­дачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информацион­ными технологиями, т.е. высокой информационной культурой. [27, C. 146]

В основе данной концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.

Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.

Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.

Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

Как комплексное научное направление информационная культура личности свое место находит на пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена - культуры.

Существует множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени. [24, C. 144] Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.

В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.

Второе определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]

Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях. [29, C. 77]

Третье определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья - культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.

В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.<......>

Loading

Календарь

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24