Центральный Дом Знаний - Традиции и особенности лепки северной каргопольской игрушки

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 923

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Традиции и особенности лепки северной каргопольской игрушки

Содержание.

1.Введение………………………………………………………стр. 1

2.Основная часть

-Знакомство с мастерами игрушечниками………………стр. 5

-Особенности и традиции северной народной

игрушки……………………………………………………стр.8

Современная каргопольская игрушка…………………..стр. 10

3.Заключение ………………………………………………….стр. 12

Введение.

Цель: Исследование традиций и особенностей северной народной игрушки.

Задачи: -знакомство с мастерами игрушечниками

-особенности и традиции каргопольской игрушки

-современна игрушка – часть народной культуры.

Так же в нашей работе мы хотели показать своеобразие и значение каргопольской игрушки в жизни обычного человека. Думаю, после прочтения работы многие могут узнать много интересных и увлекательных фактов, которые могут заинтересовать в лепке игрушки.

Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Задача игрушки- дать в руки ребенку часть познаваемого мира- коня, куклу-дитя, зверя из сказки, красивую птичку, пса, охранителя дома и сам домик… Игрушка- это мост в сознании ребенка между реальным миром и его воображением; это- материал для игры, для самостоятельного творчества, с помощью конкретных вещей и путь к познанию жизни.

Как и в живых организмах тысячелетняя эволюция приводит к исчезновению лишних органов, ненужных отростков, так и в игрушке со временем происходит отбор важнейших признаков, вырабатывается мудрая лаконичность, оставляющая простор детской фантазии.

У игрушек есть еще одна функция- радовать детей, воздействовать на их еще неосознанное эстетическое чувство и укоренятся в их памяти на долгие годы, окрашивая воспоминания о детстве. В районах, где производство игрушек давно стало устойчивым промыслом, вырабатываются особые совершенные формы, расширяется тематика, и изделия становятся уже не только забавой для детей, но и предметом любования со стороны взрослых. Интерьер дома начинают украшать игрушками, которые в этом случае объединяют все поколения семьи, как бы связывая их временной нитью.

Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды.

В русской игрушке связь времен уходит очень глубоко, в далекую славянскую старину, иной раз даже в романтику язычной древности. Таковы например, каргопольские глиняные фигурки женщин с двумя птицами в руках. Этот сюжет хорошо известен по старинной севернорусской вышивке, где в центре сложной композиции находятся изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках.

Если начать поиск далеких корней этого образа, то розыски приведут к бронзовому браслету древних славян Vll- Vl вв. до н.э., более чем за две с половиной тысячи лет упомянутой русской деревенской вышивки.

Каргопольские мастера не читали книг о язычестве, не знали о существовании праславянских украшений с женщиной, держащей солнечных лебедей, но по безмолвной традиции многих десятков поколений он донес до нас образ архаичной языческой богини.

Из таких же глубоких пластов народной культуры идет целый ряд других игрушечных образов.

Каргополь расположен в 80 км к западу от ж.-д. ст. Няндома на линии Вологда-Архангельск, именно неподалеку от этого места в маленькой деревеньке Гриневе родилась каргопольская мастерица и продолжательница Каргопольской традиции Ульяна Бабкина. С самого детства она помогала родителям в изготовлении Каргопольской игрушки, и даже когда промысел начал потихоньку угасать, она продолжала изготовление игрушек, которых называли «бобки». Через некоторый промежуток времени она смогла заинтересовать нескольких жителей Каргополи, которые с этого момента так же взялись за забытое мастерство. Игрушки Бабкиной были просты, разнообразны по форме. Она расписывала их по белой меловой основе всего тремя-четырьмя цветами масляных красок. Она очень любила изображать людей, оленей, медведей. Ее персонажи людей были одеты, то в городскую одежду, то в крестьянскую с традиционными каргопольскими узорами. Позже, примерно в 1960-е годы, ее работами заинтересовались известные искусствоведы , которые очень помогли в возрождении старинного промысла, с того времени ни одна выставка не проходила без работ У. Бабкиной. Спустя некоторое время к ней стали приезжать туристы из разных краев земли, и даже из Москвы и Ленинграда .Сама Ульяна Ивановна была маленькая сухонькая, но с доброй душой. В то время когда она ходит в лес, полную корзину грибов наломает, в доме уже собираются туристы полный дом гостей. И все сразу же просят показать ее игрушки. Тут же хозяйка с добродушной сердитостью отвечает: «Так вам всем игрушки сразу и покажи», и ставит самовар, да пойдет переоденется для гостей. Позже и игрушки достанет. Когда игрушки на столе стоят, сразу забываешь о серых стенах и низких потолках. Сразу в доме ярко, пестро, празднично. Возможно для многих будет загадка, кто же такой «Полкан», мы хотим объяснить вам, с виду выглядит очень своеобразно и даже некоторым образом похож а кентавра. Если же вы спросите: «Откуда он взялся?»- возможно, многие думают, что Полкана выдумала сама Бабкина, но как признается она сама, так его лепил ее отец. Полкан- это не выдуманное изображение какого то персонажа. Раньше именно так описывали сказители крестьянского богатыря, являющего собой образ тихой несокрушимой силы народной. И именно отец заинтересовал ее в изготовлении игрушки, когда Ульяна Ивановна была еще совсем маленькой. Если бы вы спросили о Ульяне Бабкиной у человека, который хоть раз встречался с ней, думаю он бы ответил вам, что у нее очень хорошая фантазия, ведь у нее почти вся жизнь состояла из лепки игрушек на радость людям, которая каждая интересна по своему и не похожа на предыдущую. Ей ни раз предлагали переехать в Каргополь и выступить в Союзе художников, но от всех этих предложений она отказывалась, ей это было совершенно не нужно, она просто умела находить радость в жизни и дарить ее окружающим людям воплощенную в пестрых игрушках.

Так же большой вклад в развитие каргопольской игрушки внесла семья Шевелевых. Например, Александр Петрович Шевелев. В его семье отец был потомственным гончаром и занимался изготовлением посуды и глиняных фигурок. Лепить Александр Петрович начал с детства: помогал месить глину и так же помогал в остальной работе до конца 1930-х годов. Когда каргопольская игрушка начала привлекать к себе все больше и больше внимания, тогда же в 1967 году встал вопрос об организации в городе гончарной мастерской. Именно Шевелеву предложили ее возглавить, но это оказалось не так легко, потому что начинать ему пришлось все с нуля.

Некоторые до сих пор удивляются, как ему удалось с такими маленькими возможностями наладить производство и обеспечить район поныне необходимой глиняной посудой. Сам же мастер стал делать игрушки. Шевелев любил лепить фигурки мужиков, плетущих лапти или грибника с кузовом за плечами. Так же он любил изобретать новые и интересные композиции. …Большинство этих, зачастую многофигурных композиций на специально вылепленной подставке далеки от основ местной, да и вообще народной глиняной игрушки.

В настоящее время традиции лучших мастеров продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелев .С 1980 года он работает мастером по изготовлению традиционной каргопольской игрушки и гончарных изделий по заказу Архангельской организации худфонда РСФСР. Помимо расписной игрушки мастер создает свои произведения и в других видах гончарной техники: он освоил приемы изготовления "обварной" и "поливной" посуды и применил их в исполнении игрушки, сообщив ей необычный, с современной точки зрения, облик, а на самом деле, вернул ей черты далекого прошлого. 

Валентин Дмитриевич всегда с радостью делится своим богатым опытом. С 1962 года он ведет кружок глиняной игрушки сначала в школе, затем в педучилище и школе искусств г. Каргополя.

Когда то из остатков глины мастера лепили глиняные игрушки не придавая им особого значения. Глиняные упряжки, лошадки, фигурки людей и животных стоили недорого и особого достатка не приносили, поэтому лепились скорее для собственного удовольствия. Наверное, поэтому игрушки получались

настолько яркие, простодушные, ведь в них отображалась душа человека, его своеобразие, и именно в игрушке человек мог выразить свою фантазию. Когда же мы заглянули в историю каргопольской игрушки, мы обнаружили что изначально игрушки, как и посуда, были «обварными».

После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Игрушки были не особо яркие, и изначально мастера использовали только три-четыре цвета. Они были безыскусны и напоминали чем-то произведения каменного века. Изготавливались и более дорогие игрушки, покрытые глазурью, но и они были недостаточно искусны. Поэтому гончарный промысел начал сходить на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушки. Немного поразмыслив над мыслью, почему же оба эти промысла погасли одновременно, мы пришли к выводу что, т.к. они были взаимосвязаны и изготовление игрушки произошло от гончарного производства, соответственно интерес пропал к обоим этим промыслам, так же мы думаем причина была в том, что люди не могли достаточно красиво и ярко украсить посуду и игрушки. Но и на тот момент изготовление игрушки пропало не с корнем, некоторые мастера все же оставались преданными своему делу.

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. Но в каргопольской игрушке простота, и даже примитивность выступает в игрушке не в отрицательном качестве. Образ Полкана - один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан - крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной. Характерным является и очеловечивание животных: Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице; зайцы и другие животные идут с гармошкой.

Так же часто лепили мастера каргопольской игрушки различных животных, которые имели символический смысл. С оленем и бараном у каргополов было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере "жить в изобилии и богатстве". То же сулил людям и образ барана; потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из самых плодородных в Каргополье культур - называли "бараном". В народе птицы издавна считались предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в своё время тесно связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистками. Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространёнными и любимыми детворой игрушками.
На Троицу и Иванов день устраивали весёлые гулянья. Под пение "утушки" водили хороводы, парни выбирали невест, тогда же устраивали и крестьянские свадьбы, а жениха и невесту, величая, называли "селезнем" и "утушкой" <.....>

Думаем, что многие из вас задаются вопросом: «Почему же с первого взгляда настолько простая и несложная по своему изготовлению игрушка, до сих пор пользуется интересом исследователей, искусствоведов и людей других профессий и многие люди приезжают со всех краев страны, только чтобы взглянуть и приобрести хоть одну такую игрушку?» Думаю, что ответ лежит на самой поверхности. Каждый мастер по-своему изображает каргопольскую игрушку и вносит некоторые свои изменения в каждый экземпляр. С первого взгляда они все могу показаться на одно лицо, но если приглядеться, то можно заметить, что каждая индивидуальна по-своему. Возможно, это все происходит потому, что многие мастера учились у одного и того же человека, им как раз и является Валентин Шевелев. За время основания, до нынешнего момента произошли значительные изменения в образах героев. Нынешняя каргопольская игрушка менее архаична. Суровая первобытная архаика не присуща современной каргопольской игрушке, как и прежняя, неяркая, сдержанная раскраска. В игрушку проник цвет. Сохраняя традиционные формы, нынешняя каргопольская игрушка стала более яркой, хотя лучшие мастера обычно избегают излишней пестроты. Глиняная игрушка может быть понята разно. С одной стороны, это произведение мелкой пластики, небольшая раскрашенная скульптурка, и это дает ей почетное место среди образцов народного искусства. Но это и игрушка, то есть частица сказочного мира. В игрушке всегда живет сказка, ее образы претворяются в скромных глиняных поделках, предопределяя сюжет и форму. Мастер-игрушечник ничем не связан в своей фантазии, наряду с традиционными формами он вправе вымышлять. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.

Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни".Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

В результате исследования особенностей и традиций лепки северной народной игрушки, мы убедились в том, что каргопольская игрушка актуальна и на сегодняшний день и не утратила своего значения, так же она способствует сохранению культурного наследия. Игрушка- часть культуры, соответственно часть культурного наследия.

Несмотря на то, что Ульяна Бабкина уже почти тридцать лет как умерла, многие продолжают заниматься лепкой каргопольской игрушки. Значит этот вид народного творчества все еще увлекает и интересует людей.

Несмотря на то, что в народную северную игрушку вносятся некоторые изменения, самой главной ее особенностью все равно остается вытягивание частей и деталей игрушки.

Итак после исследования данной темы, мы выявили, что традиции северной народной каргопольской игрушки живы и сохраняются до сих пор/




Loading

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24